Публикации Конспект урока по литературе: А. Грин «Алые паруса». Роль мечты в жизни человека. 6 класс.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по литературе: А. Грин «Алые паруса». Роль мечты в жизни человека. 6 класс.
Автор: Безниско Оксана Николаевна

Конспект урока по литературе: А. Грин «Алые паруса». Роль мечты в жизни человека. 6 класс.Образовательные результаты:предметные:
  • уметь объяснять значение литературных терминов (феерия, повесть, антитеза и др.);
  • владеть навыками анализа и интерпретации текста художественного произведения;
  • развивать устную и письменную речь.
  • метапредметные:
  • умение ставить цели, формулировать задачи, делать выводы, оценивать достигнутый результат;
  • развивать эмоциональный интеллект;
  • умение вести диалог, договариваться, принимать участие в коллективном обсуждении;
  • работать с информацией.
  • личностные:
  • формировать собственную позицию, точку зрения;
  • развивать внимание, воображение, творческие способности;
  • стремление достигать поставленных целей;
  • воспитывать уважение к чужому мнению, слову;
  • потребность в нравственном самосовершенствовании.
  • Цели урока:
  • определить, какую роль играет мечта в жизни героев произведения;
  • познакомить учащихся с краткой биографией А.Грина, его произведением "Алые паруса";
  • знать литературные термины (феерия, повесть, биография, средства художественной выразительности);
  • вызвать интерес к творчеству писателя.
  • Методический замысел урока: использовать технологии проблемного обучения и критического мышления в процессе знакомства учащихся с произведением, его автором, а также для усвоения новых знаний.Необходимое оборудование: Интернет, интерактивная доска, проектор, презентация к уроку, портрет А.Грина, тексты произведения, распечатанные задания для групповой работы, выставка детских рисунков по мотивам прочитанного произведения «Алые паруса», ссылка на гугл-форму для самооценивания работы на уроке.Словарная работа: феерия, духовность.Эпиграф к уроку:Самый бедный человек не тот,у которого нет ни гроша в кармане,но тот, у которого нет мечты.Сократ1. ОргмоментМотивация к познавательной деятельности, создание доброжелательной атмосферы в классе, настрой на предмет.- Сегодня нам на уроке предстоит выполнить серьезную, ответственную и вместе с тем интересную работу.Проверьте, все ли у вас готово к уроку: текст произведения.«Алые паруса», тетради, ручки. По мере выполнения заданий заполняем гугл-форму. Наличие необходимых принадлежностей поможет сэкономить время урока и с максимальной пользой провести его.2. Погружение в атмосферу произведенияСЛАЙД 2На фоне звучащей мелодии Э.Грига учитель читает отрывок из "Алых парусов": "Не помня как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю... У корабля были те самые паруса, имя которых звучало как издевательство; теперь они ясно и неопровержимо пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия и здравого смысла."3. Сообщение темы урока- Попробуем определить цель урока и задачи, над которыми будем с вами работать?Слово учителя: Мечтами об ослепительном чуде и радости полны все рассказы Грина, но больше всего - его феерия "Алые паруса", просвеченная любовью, верой в мечту и в то, что "человек способен совершать чудеса своими руками".Постановка проблемного вопроса.- Эпиграфом к уроку я выбрала слова Сократа (чтение).Проанализировав прочитанный дома текст "Алых парусов", эпиграф, попробуем ответить на главный вопрос урока: СЛАЙД 10Как меняется жизнь героев повести под влиянием их романтической мечты?4. Изучение нового материалаРабота учащихся с информацией сайта «Фоксфорд». Открываем раздел «Бесплатные материалы»: статья А.Грин «Алые паруса».Знакомство с понятием "феерия", сопоставительный анализ таблицы «феерия - повесть» СЛАЙД 3- Как возник замысел создания "Алых парусов"?(Сообщение ученика) 2 мин. СЛАЙД 4- Алый парус стал символом романтической, возвышенной мечты, символом прекрасного на земле. Вероятно, поэтому алые паруса плывут по океану жизни, рождая песни, романсы, мечты.- А какие бывают мечты? У вас ведь они тоже есть?(классификация мечты) СЛАЙД 5Работа с понятием "духовность". СЛАЙД 6- Осуществилась ли мечта самого А.Грина?Cообщение ученика из группы биографов; СЛАЙДЫ 7-9(с детства любил книги о мореплавателях, и путешествиях, мечтал уйти в море капитаном, движимый этой мечтой, делал попытки убежать из дома. В реальности мечта писателя так и не осуществилась, но нашла воплощение в его творчестве).Зачитать:- К.Паустовский высказал такое мнение о творчестве Грина: "Все, в том числе и волны, и прибой, и закаты, и скрип снастей, грустные и веселые голоса женщин,- все существует в романах Грина для того, чтобы человек, хотя бы на мгновенье поверил в радостное чудо и стремился бы к нему в своей обыденной жизни".Таким образом, несмотря на трудную судьбу, автор убежден, что в душе человека есть добро, вера в любовь, дружбу, вера в осуществимость мечты. Каждый, прочитавший Грина, становится чем-то богаче, чище и, наверное, пытается стать лучше.5. Работа с текстом произведения по группам1 группа. Жители Каперны.Группам предложен план:
  • Дайте характеристику Меннерсу. Как автор показывает нам его непривлекательность? (не бережет чистоты семейных отношений: требовал от Мери любви; груб, труслив: в сцене шторма рыдал от ужаса, обещал деньги, угрожал и сыпал проклятьями. Презрение)
  • Сверстники Ассоль.
  • Как вы понимаете слова Лонгрена: "Э, Ассоль, разве они умеют любить?"
  • Каковы взаимоотношения жителей Каперны друг с другом? (Щипки, толчки...)
  • Как относятся к Ассоль и Лонгрену?
  • Какими словами передает легенду об Алых парусах прохожий нищий?
  • Какими словами выражается авторское осуждение жителей? (пересуды и кривотолки, окрики взрослых, швыряли грязью, делает фальшивые деньги)
  • Вывод: Капернцы.В корыстном приземленном мире, где живут Ассоль и Грей, люди разучились мечтать и любить. Жестокие реалии жизни губят в человеческих душах романтические устремления, веру в любовь, ведут к непониманию, жестокости.2 группа. Мир Ассоль.3 группа. Мир Грея.Группам предложен план:
  • Семья.
  • Воспитание.
  • Одиночество в детстве.
  • Оценка другими персонажами.
  • Поступки. Отношение к другим людям, окружающему миру.
  • Авторская оценка.
  • Мечта.
  • (процитировать эпизоды: сказка Эгля, выбор алого шелка)Индивидуальное задание «Средства художественной выразительности феерии» выполняет один ученик по материалам сайта «Фоксфорд»- Чтобы ответить на наш проблемный вопрос, попытаемся охарактеризовать Ассоль и Грея, главных героев феерии, а также их окружение.- Сопоставим мир Ассоль и Грея с миром жителей Каперны.6. Обобщение и систематизация материалаЗаслушиваются обобщения, выводы учащихся по групповой работе.(Ассоль и Грей верят в мечты, которые греют их своим теплом, сохраняют в душе чистые и светлые чувства, утверждают вечные нравственные ценности.)- В чем схожесть и различие судеб Ассоль и Грея? (У героев много общего: богатое воображение, они не потеряли веры в лучшие человеческие качества, смогли создать свой, особый мир, в котором нет грубости и пошлости, они могут мечтать и верить.)- Как встретились герои, Ассоль и Грей? (3 глава)- Почему Грей надевает Ассоль на палец кольцо? (чтобы она не утратила своей веры)- Эпизод с кольцом. Не кажется ли он вам в чем-то символичным? (Встретил родственную душу, полюбил ее. Способен на возвышенный, благородный поступок. Кольцо - знак того, что мечта Ассоль сбудется, не зря она верила)- В одной реальности причудливо совместились два совершенно противоположных мира: жителей Каперны и Грея с Ассоль. Сопоставим эти миры. (Есть мечта - нет мечты. Грубый, пошлый, приземленный - возвышенный, духовный).- Какой прием использует автор в изображении двух непохожих миров? (Контраст - он лежит в основе всей повести.) Какие ещё средства художественной выразительности использовал А.Грин? (сообщение учащегося по материалам статьи «Фоксфорда»).Вывод.- Используя эпиграф и наблюдения над жизнью героев, ответим на вопрос к уроку. (ответы учащихся)Запись понравившихся высказываний о мечте (СЛАЙД 11)- Закроем последнюю страничку повести. Можно ли быть спокойными за героев? (Да, их мир открыт для жизни, для других людей.В нем есть любовь, добро, прощение, милосердие, чистота сердец, кротость. Они чисты сердцем, умеют бороться за свое счастье, "делать чудо своими руками" не только для себя, но и для других.)- Алые паруса мечты сегодня вошли и в вашу жизнь. А чтобы мечты осуществлялись, надо быть чуть-чуть похожими на главных героев: Грея и Ассоль. Значит, в чем-то стать лучше.7. Домашнее заданиеСЛАЙД 12, мини-сочинения
  • 1 вариант. Сочинить сказку о том, что чудеса есть и сбываются.
  • 2 вариант. Какую роль играет мечта в моей жизни?
  • 8. Итог урока. РефлексияДве оценки за урок: активно работающим на уроке ученикам и за сочинение.- Ребята, вспомните, что же мы делали на нашем уроке? (Поставили вопрос, ответили на него, анализировали мир героев, говорили о мечте и т.п.)- Что в работе группы получилось хорошо с вашей точки зрения, а что не очень?- Что нового узнали, что понравилось, а что нет?- Закончите высказывание: «Мечта - это…..».Можно предложить ученикам обменяться картинками, нарисованным по мотивам произведения, друг с другом.