Публикации Социализация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социализация дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Филиппова Вера Михайловна

Социализации дошкольников с ограниченными возможностями здоровьяСоциализация — это процесс интеграции индивида в социальную среду через овладение ее социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.Создание оптимальных условий для социализации детей с ограниченными возможностями является первоочередной задачей всего коррекционно-воспитательного процесса, позволяющего ребенку включиться в социальную среду, активно действовать в различных ситуациях.Типичной особенностью всех дошкольников с ограниченными возможностями здоровья является нарушение нормального развития высших познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а так же речи и эмоционально-волевой сферы. В Федеральном государственном образовательном стандарте сказано, что отклонения в развитии детей приводят к их выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Наблюдаются элементы изоляции таких детей от общества сверстников. В результате чего нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Поэтому, особой потребностью таких воспитанников является максимальное расширение образовательного пространства, выход за пределы детского сада для расширения жизненных компетенций.В нашем детском саду социальный опыт приобретается детьми с ОВЗ во время различных видов деятельности (чтение художественной литературы, беседы, игры, экскурсии). Но одним из эффективных направлений социальной адаптации дошкольников с ОВЗ является экскурсионная деятельность в учреждения культуры (музеи, библиотеки, дворец культуры) и на предприятиях службы быта (магазины, отделение связи, аптеки, пожарную часть), расположенных в микрорайоне детского сада и целевые прогулки.Экскурсии не только носят познавательный характер, но и позволяют детям наблюдать за определенными действиями, которые совершают служащие учреждения и посетители (оплачивают покупки в кассе, пользуются банкоматом, делают почтовые отправления, покупают билеты).В своей работе мы реализуем экскурсии и прогулки по следующим направлениям:- социализация и личностное ориентирование; - эстетическое воспитание; - нравственно-этическое воспитание.Мероприятия по данному направлению мы проводим в разных формах. Это и прогулки по городу, и тематические прогулки с наблюдениями признаков разных времен года, и различные экскурсии в учреждения города, ориентирование на улицах города и т.д. Целевые прогулки начинаются с ближайшего окружения: знакомство с пришкольной территорией, с соседними улицами и сквером. Содержание прогулок меняется сообразно временам года. После окончания каждой прогулки или экскурсии проводится итоговая беседа о том, что дети видели и что нового узнали. В группе мы моделирует ситуации, которые дети наблюдали во время экскурсии, разворачивая вместе с ними сюжетно-ролевую игру. Дети «примеряют» на себя разные роли.В ходе экскурсий и прогулок у детей с ограниченными возможностями здоровья уточняются, расширяются и конкретизируются различные представления об окружающем мире.Экскурсии не только обогащают детей новыми впечатлениями, но и тренируют их адаптационные механизмы, так как приучают воспитанников с ОВЗ к новым условиям, новым людям, к разнообразию жизни.