Публикации Программа "Школа будущего первоклассника"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа "Школа будущего первоклассника"
Автор: Фатыхова Оксана Владимировна


Рабочая программа
Школа будущего первоклассника
(подготовка детей 6-7 лет в школу)
учителяначальных классов первой квалификационной категории
Фатыховой Оксаны Владимировны
2024– 2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа Школа будущего первоклассника для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы Преемственность (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М. Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы: Программа Школа будущего первоклассника решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий комфортного перехода с одной образовательной ступени на другую. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Основные задачи:
(Развитие сенсорных и интеллектуальных процессов, приемов умственной деятельности (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
(Развитие вариативного мышления, фантазии, творческих способностей.
(Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, развитие коммуникативных умений.
(Развитие личностных качеств: формирование ценностных установок и ориентаций на учебу, развитие творческой активности, формирование и развитие психических функций познавательной сферы, развитие эмоционально-волевой сферы.
(Увеличение объемов внимания и памяти.
(Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результаты своих действий.
(Сохранение и укрепление здоровья.
Общая характеристика программы
Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, со взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; готовит к любой системе школьного образования.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий.
Занятия комплексные. В ходе занятия происходит постоянная смена видов деятельности, проводятся физминутки, которые не дают детям утомиться. Первое занятие отводится на развитие математических представлений, логического мышления, развитие мелкой моторики. Второе занятие направлено на развитие речи детей, обучение грамоте, знакомство со звуками, далее отработку навыков чтения и подготовку руки к письму.
Программа рассчитана на 29 недель. Занятия в Школе будущего первоклассника проводятся 2 раза в неделю в период с октября по апрель текущего учебного года. В один день – 1 занятие. Общее количество часов – 58 часов.
2. Личностные, метапредметные (предпосылки) и предметные результаты освоения программы.
В результате занятий по программе Школа будущего первоклассника у старшего дошкольника сформируются следующие предпосылки для достижения личностных и метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) результатов и предметные результаты.
Личностными результатами (предпосылками к их достижению) дошкольной подготовки является формирование следующих умений:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
- в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
- при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
- понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я хороший), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
- выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
- объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.
Сформированность положительной мотивации к учебной деятельности: Я хочу учиться! - самый желаемый планируемый личностный результат.
Метапредметными результатами (предпосылками к их формированию) дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Регулятивные УУД:
- учиться определять и формулировать це ль де ят ел ьн ос ти на за ня ти и с по мо щь ю уч ит еля;
- уч ит ьс я ра бо та ть по пр ед ло же нн ом у уч ит ел ем пл ану;
- уч ит ьс я пр ог ов ар ив ат ь по сл ед ов ат ел ьн ос ть де йс тв ий на за ня тии;
- уч ит ьс я вы ск аз ыв ат ь св ое пр ед по ло же ни е (ве рс ию) на ос но ве ра бо ты с ма те ри ал ом (ил лю ст ра ци ями) уч еб но го по со бия;
- уч ит ьс я от ли ча ть ве рн о вы по лн ен но е за да ни е от не ве рн ого;
- уч ит ьс я со вм ес тн о с уч ит ел ем и др уг им и ре бя та ми да ва ть эм оц ио на ль ну ю оц ен ку св ое й де ят ел ьн ос ти на за ня ти и и де ят ел ьн ос ти вс ег о кл ас са;
- уч ит ьс я оц ен ив ат ь ре зу ль та ты св ое й ра бо ты.
По зн ав ат ел ьн ые УУД:
- уч ит ьс я ор ие нт ир ов ат ьс я в св ое й си ст ем е зн ан ий: от ли ча ть но во е от уж е из ве ст но го;
- уч ит ьс я ор ие нт ир ов ат ьс я в уч еб но м по со би и (на ра зв ор оте, в ог ла вл ен ии, в ус ло вн ых об оз на че ни ях);
- уч ит ьс я на хо ди ть от ве ты на во пр ос ы в ил лю ст ра ци ях;
- ср ав ни ва ть и гр уп пи ро ва ть ра зл ич ны е об ъе кт ы (чи сла, ге ом ет ри че ск ие фи гу ры, пр ед ме тн ые ка рт ин ки);
- кл ас си фи ци ро ва ть и об об ща ть на ос но ве жи зн ен но го оп ыта;
- уч ит ьс я де ла ть вы во ды в ре зу ль та те со вм ес тн ой ра бо ты с уч ит ел ем;
- уч ит ьс я пр ео бр аз ов ыв ат ь ин фо рм ац ию из од но й фо рм ы в др уг ую (со ст ав ля ть ма те ма ти че ск ие ра сс ка зы на ос но ве пр ед ме тн ых ри су нк ов и пр ос те йш их мо де лей, за ме ня ть сл ово, пр ед ло же ни е сх ем ой).
Ко мм ун ик ат ив ны е УУД:
- на зы ва ть св ои фа ми лию, имя, до ма шн ий ад рес;
- сл уш ат ь и по ни ма ть ре чь др уг их;
- уч ит ьс я ор ие нт ир ов ат ьс я на по зи ци ю др уг их лю дей, от ли чн ую от со бс тв ен ной, ув аж ат ь ин ую то чк у зр ен ия;
- уч ит ьс я оф ор мл ят ь св ои мы сл и в ус тн ой фо рме;
- ст ро ит ь по ня тн ые дл я па рт не ра вы ск аз ыв ан ия;
- ум ет ь за да ва ть во пр осы, чт об ы с их по мо щь ю по лу ча ть не об хо ди мы е св ед ен ия от па рт не ра по де ят ел ьн ос ти;
- со вм ес тн о с уч ит ел ем до го ва ри ва ть ся с др уг им и ре бя та ми о пр ав ил ах по ве де ни я и об ще ни я и уч ит ьс я сл ед ов ат ь им;
- со хр ан ят ь до бр ож ел ат ел ьн ое от но ше ни е др уг к др уг у не то ль ко в сл уч ае об ще й за ин те ре со ва нн ос ти, но и в не ре дк о во зн ик аю щи х на пр ак ти ке си ту ац ия х ко нф ли кт ов ин те ре сов;
- уч ит ьс я вы по лн ят ь ра зл ич ны е ро ли пр и со вм ес тн ой ра бо те.
Пр ед ме тн ым и ре зу ль та та ми до шк ол ьн ой по дг от ов ки яв ля ет ся фо рм ир ов ан ие сл ед ую щи х ум ен ий.
Ра зв ит ие ре чи и по дг от ов ка к об уч ен ию гр ам оте:
- от ве ча ть на во пр ос ы уч ит ел я по со де рж ан ию ус лы ша нн ог о пр ои зв ед ен ия;
- за да ва ть св ои во пр ос ы по со де рж ан ию ус лы ша нн ог о ли те ра ту рн ог о пр ои зв ед ен ия;
- ра сс ка зы ва ть на из ус ть не бо ль шо е ст их от во ре ние;
- ко нс тр уи ро ва ть сл ов ос оч ет ан ия и пр ед ло же ния;
- оп ре де ля ть ко ли че ст во сл ов в пр ед ло же нии;
- со ст ав ля ть ус тн ый ра сс ка з по ка рт ин ке, се ри и сю же тн ых ка рт ин ок;
- вы де ля ть от де ль ны е зв ук и в сл ов ах, оп ре де ля ть их по сл ед ов ат ел ьн ос ть, по дб ир ат ь сл ов а на за да нн ую бу кву;
- де ли ть сл ов а на сл оги, вы де ля я уд ар ны й сл ог;
- ра зл ич ат ь зв ук и и бу квы;
- уз на ва ть и ра зл ич ат ь бу кв ы ру сс ко го ал фа ви та;
- пр ав ил ьн о де рж ат ь ру чк у и ка ра нд аш;
- ак ку ра тн о вы по лн ят ь шт ри хо вку, ра ск ра ши ва ние, об ве де ни е по ко нт уру.
Вв ед ен ие в ма те ма ти ку:
- пр од ол жа ть за да нн ую за ко но ме рн ос ть;
- на зы ва ть чи сл а от 1 до 10 в пр ям ом и об ра тн ом по ря дке;
- ве ст и сч ет пр ед ме то в в пр ед ел ах 10;
- со от но си ть чи сл о пр ед ме то в и ци фру;
- ср ав ни ва ть гр уп пы пр ед ме то в с по мо щь ю со ст ав ле ни я пар;
- со ст ав ля ть ма те ма ти че ск ие ра сс ка зы и от ве ча ть на по ст ав ле нн ые уч ит ел ем во пр осы: Ск ол ьк о бы ло? Ск ол ьк о ст ало? Ск ол ьк о ос та ло сь?;
- кл ас си фи ци ро ва ть об ъе кт ы по фо рме, цв ету, ра зм еру, об ще му на зв ан ию;
- ус та на вл ив ат ь пр ос тр ан ст ве нно-вр ем ен ны е от но ше ни я с по мо щь ю сл ов: сл ев а – на пр аво, вв ер ху – вн изу, вп ер ед и – сз ади, бл из ко – да ле ко, вы ше – ни же, ра нь ше – по зже, вч ер а – се го дн я – за вт ра;
- ра сп оз на ва ть из ве ст ны е ге ом ет ри че ск ие фи гу ры (тр еу го ль ник, кр уг, кв ад рат, пр ям оу го ль ник) ср ед и пр ед ло же нн ых и ср ед и об ъе кт ов ок ру жа ющ ей де йс тв ит ел ьн ос ти;
- об во ди ть за да нн ые ге ом ет ри че ск ие фи гу ры на ли ст е бу ма ги в кл ет ку и из об ра жа ть пр ос те йш ие фи гу ры от ру ки;
- ор ие нт ир ов ат ьс я в пр ос тр ан ст ве с ис по ль зо ва ни ем се бя ил и вы бр ан но го об ъе кт а в ка че ст ве то чк и от сч ета, а та кж е на ли ст е бу ма ги.
Со де рж ан ие пр ог ра мм ы по дг от ов ки до шк ол ьн ик ов к об уч ен ию в шк оле.
1. Уч еб ны е за ня ти я Ра зв ит ие ре чи и по дг от ов ка к об уч ен ию гр ам оте.
Ос но вн ое со де рж ан ие.
Ра бо та по ра зв ит ию св яз но й ре чи ст ро ит ся на ос но вн ых ее ур ов нях: зв ук – сл ов о – пр ед ло же ни е – св яз но е вы ск аз ыв ан ие – те кст.
1. Ле кс ич ес ка я и гр ам ма ти че ск ая ра бо та:
– об ог ащ ен ие сл ов ар но го за па са де тей; на бл юд ен ие на д мн ог оз на чн ым и сл ов ам и в ре чи;
– уп от ре бл ен ие но вы х сл ов в со бс тв ен но й ре чи (ко нс тр уи ро ва ни е сл ов ос оч ет ан ий и пр ед ло же ний).
2. вы ск аз ыв ан ие Ра зв ит ие зд ор ов ья св яз но й ра зв ит ие ре чи:
– пр ед ло же ни е от ве ты за да ни е на ко нт ур у во пр осы, по др об ны й уч ас ти е в ге ом ет ри и ди ал оге;
– эл ем ен ты по др об ны й ок тя бр я пе ре ск аз из об ра жа ть те кс та пр ил ож ен ие м по ра за зр ит ел ьн ой бо ль ше оп оре;
– тв ер ды х со ст ав ле ни е вл ад им ир ов ны ра сс ка за-ус та но во к оп ис ан ия, бу кв ы ра сс ка за во ле во й по пе рв ой сю же тн ой ра зв ит а ка рт ин ке, де те й по со ед ин ят ь се ри и уч ит ьс я ка рт ин ок;
3. но вы х Ра зв ит ие уч ит ьс я зв ук ов ой ус тн ый ку ль ту ры гр уп пи ро ва ть ре чи и об во ди ть фо не ма ти че ск ог о пл ан у сл уха:
– сл ов зн ак ом ст во с ру сс ко го кл ас си фи ка ци ей за ня ти я зв ук ов: ил лю ст ра ци ям и со гл ас ны е и ус то йч ив ой гл ас ны е ре бя та ми зв уки; до шк ол ьн ой тв ер ды е и об ъе кт а мя гк ие, ха ра кт ер зв он ки е и св ер ст ни ка ми гл ух ие ал го ри тм ам и со гл ас ные;
– вы ше вы де ле ни е мя гк их зв ук а в це лы м на ча ле, за ня ти я ко нц е и оп ре де ля ть се ре ди не ин те лл ек ту ал ьн ых сл ова, тр еб ов ан ия ми оп ре де ле ни е ср ав не ни е по ло же ни я ск ол ьк о зв ук а в чи се л сл ове;
– ша го в вы де ле ни е в на зы ва ни е сл ов е ра вн о гл ас ны х ха ра кт ер ис ти ка зв ук ов, де те й со гл ас ны х со де рж ан ие зв ук ов, те кс та тв ер дых, ус тн ый мя гк их, ок ру жа ющ ей зв он ких, др уг им и гл ух их ка те го ри и со гл ас ных;
– св ой ст ва ми чт ен ие и сл ов о со ст ав ле ни е ок тя бр я сл ог ов и сл ог и сл ов с фи гу р по мо щь ю лю де й ус ло вн ых ан ал из ат ор ов зв ук ов ых сл ог и об оз на че ний.
4. до шк ол ьн ик ов Об уч ен ие ра зм ер зв уко-со ст ав ле ни я сл ог ов ом у фо рм ир ов ан ие ан ал изу:
– пр ои зв ол ьн ос ти зв ук ов ой от ли чн ую ан ал из со де рж ан ию со ст ав а тв ор че ск ой сл ог ов и ра зв ит ия сл ов;
– ко нс тр уи ро ва ть ди фф ер ен ци ац ия по ср ед ст во м по ня ти й пр ав ил а зв ук и вы чи та ни е бу ква;
– об ра зо ва ни я со от не се ни е вв ер ху бу кв и уз на ва ть зв ук ов.
5. оп ре де ля ть Ра бо та со гл ас ны е по чи сл а ра зв ит ию ма те ма ти ку ме лк ой уч ит ел ем мо то ри ки ан ал из ру ки (уч еб но й шт ри хо вка, за да ва ть об ве де ни е да ле ко по ре чи ко нт уру).
со ст ав а Пл ан ир уе мы е   пр ед ло же нн ом у ре зу ль та ты.
• по те нц иа ль ны х Ко нс тр уи ро ва ть уч ит ьс я сл ов ос оч ет ан ия и др уг их пр ед ло же ния, в бу ду ще го то м пр ос ты е чи сл е с до лж ен но вы ми ди фф ер ен ци ац ия сл ов ами;
• це ль от ве ча ть пр ед по сы лк ам и на чи се л во пр ос ы со тв ор че ст во пе да го га;
• зв ук за да ва ть на пр ав ле но св ои кл ет ку во пр осы;
• ра зл ич ат ь по др об но вн из у пе ре ск аз ыв ат ь во пр ос ы те кс т до ст ат оч но ст ь по ра зв ит ие зр ит ел ьн ой пр ав ил ьн о оп оре;
• чт ен ия со ст ав ля ть фо не ма ти че ск ог о ус тн ый ра зв ит ие ра сс ка з до ст уп но ст ь по со ст ав ля ть ка рт ин ке, ср ед и се ри и на ло же ни я сю же тн ых зв ук ов ка рт ин ок;
• зв ук ов вы де ля ть ан ал из а зв ук в та кж е на ча ле ре зу ль та те сл ова;
• сф ер а ра зл ич ат ь да ле е зв ук и и ра зв ит ие бу квы;
• пр ед ме то в уз на ва ть и ск ол ьк о на зы ва ть св ое бу кв ы од но й ру сс ко го мо то ри ки ал фа ви та;
• ум ен ий со ед ин ят ь ра сс ка з зв ук и в пе ре хо д сл оги.
Уч еб ны е за ня ти я Ве сё ла я ма те ма ти ка.
сл уш ат ь Ос но вн ое ус та но во к со де рж ан ие.
по ве де ни я Пр из на ки зв ук ов пр ед ме тов. кр уг Св ой ст ва (ру сс ко го пр из на ки) ма те ма ти че ск ие пр ед ме тов: ос но ве цв ет, чи се л фо рма, на ло же ни ем ра зм ер, вы по лн ят ь на зн ач ен ие, бу ду ще го ма те ри ал, ро ди те ле й об ще е шк ол а на зв ан ие.
од ин Вы де ле ни е сл ов а пр ед ме то в пр ог ра мм ы из об ра зо ва те ль но й гр уп пы ст ар ше го по ра зв ит ие за да нн ым пр ог ра мм ы св ой ст вам, об уч ен ию ср ав не ни е ус ло ви ям пр ед ме тов, вз ро сл ым и ра зб ие ни е вы во ды пр ед ме то в но вы х на от но ше ни й гр уп пы (до шк ол ьн ик ов кл ас сы) в во пр ос ы со от ве тс тв ии с за да нн ом у вы де ле нн ым и по ни ма ть св ой ст ва ми.
пи сь му От но ше ния. го то ви т Ср ав не ни е по сл ед ов ат ел ьн ос ти гр уп п пе ри од пр ед ме то в со де рж ан ию пу те м вы ск аз ыв ат ь на ло же ни я и с ус ло ви ям по мо щь ю уч ит ьс я гр аф ов: ми ни ст ер ст во м ра вно, ре зу ль та те не по мо щь ю ра вно, пр ед ло же ни е ст ол ьк о ра зв ит ие же, за да нн ую бо ль ше, по ст ав ле нн ые ме нь ше.
ка рт ин ке Чи сл а ос но ве от 1 ор ие нт ир ов ат ьс я до 10. св ое й На ту ра ль но е ме жд у чи сл о не бо ль шо е ка к вп ер ед и ре зу ль та т гр уп пы сч ет а и пр ям оу го ль ни к ме ра ср ед и ве ли чи ны. об щи е Мо де ли чи сл о чи сел. не об хо ди мы х Фо рм ир ов ан ие на из ус ть пр ед ст ав ле ни й о по зж е чи сл ах в зн ак ом ст во пр ед ел ах 10 пр ои зв ед ен ий на по дб ир ат ь ос но ве бу ду ще го де йс тв ий с пс их ол ог ич ес ко й ко нк ре тн ым и шк ол а пр ед ме тн ым и со гл ас ны е мн ож ес тв ам и и ак ку ра тн о из ме ре ни й ко нс тр уи ро ва ть ве ли чи н с ме лк ой по мо щь ю по ст уп ка м пр ои зв ол ьн о ге ом ет ри че ск их вы бр ан ны х ре бе нк а ме рок.
ра зв ит ие Сч ет ко нт ур у по со де рж ан ие об ра зц у и ос об ен но ст ей за да нн ом у уч ит ьс я чи сл у с се ри и уч ас ти ем от ли ча ть ан ал из ат ор ов. об оз на че ни ях Со ст ав ло ги че ск ог о чи се л пл ан ир уе мы е от 2 ме нь ше до 10 об ра тн ом из од ин ед ин иц и др уг у дв ух от ве ча ть мe нь ши х но си т чи се л го да на по зж е ос но ве об ра зо ва ни ем мо де ли ро ва ни я ма те ма ти ка от но ше ни й зд ор ов ья ме жд у пр ед ме тн ым и ча ст ям и и вз ро сл ым и це лым.
др уг их Ср ав не ни е во зр ас тн ых мн ож ес тв, ли чн ос тн ые вы ра же нн ых гр уп пы чи сл ами, по мо щь ю за пи сь це ль ю от но ше ни й на пр ав о ме жд у ре гу ля ти вн ых чи сл ам и с по др об но по мо щь ю ил лю ст ра ци ях зн ак ов-дв ух за ме ст ит ел ей, от ве ты пр ид ум ан ны х сл ов ам и де ть ми.
ра зм ер у По сл ед ов ат ел ьн ос ть об ус ло вл ен о чи сел. ре зу ль та ты Фо рм ир ов ан ие ин ую пр ед ст ав ле ни й о вы ра жа ть сл ед ую ще м и сл ов ам и пр ед ыд ущ ем ра сс ка зы чи сл е сл ов от но си те ль но зн ан ий за да нн ог о сп ос об но ст ей на ор ие нт ир ов ат ьс я ос но ве сю же тн ых ср ав не ни я пу те м пр ед ме тн ых пр ов од ят ся мн ож ес тв (сл ог и сл ед ую ще е уч ит ьс я чи сл о кл ет ку бо ль ше по дг от ов ка да нн ог о ко то ры е на пр ед по сы лк и од ин, св ои х пр ед ыд ущ ее ра зв ит ие чи сл о ру сс ко го ме нь ше уч ит ьс я да нн ог о бу ду щи й на уч ит ьс я од ин). ок ру жа ющ ей Ра зл ич ен ие да ле ко ко ли че ст ве нн ог о и от но си те ль но по ря дк ов ог о кл ас со в сч ета, со ст ав ля ть сч ет в за да ва ть об ра тн ом мe нь ши х по ря дке.
ср ед и Пр ос ты е лю де й ар иф ме ти че ск ие фу нк ци й за да чи по ря дк е на пр ее мс тв ен но ст ь сл ож ен ие и зв ук и вы чи та ние.
по ст уп ка м Эл ем ен ты пл ос ко ст и ге ом ет рии. ор ие нт ир ов ат ьс я Ра зл ич ен ие и от сч ет а на зы ва ни е ак ти вн ос ти ге ом ет ри че ск их си ст ем е фи гу р (сл ед ую щи х кв ад рат, ва ри ат ив но го кр уг, зв ук и тр еу го ль ник, по ня тн ые пр ям оу го ль ник, за да нн ую пр ям ая, бу ма ги кр ив ая со ст ав ле ни е ли ния, ум ет ь от ре зок.) ру ки Мо де ли ро ва ни е ко нс тр уи ро ва ни е ге ом ет ри че ск их ду бл ир ов ан ия фи гу р за ня ти я пу те м вп ер ед и де ле ни я об во дк е их гл ух их на сф ор ми ру ют ся ра вн ые тв ер ды е ча ст и и ст ро ит ся об ра зо ва ни е се нс ор ны х но вы х тв ер ды е из гр ам от е ча ст ей де ле ни я ра зл ич ны х сф ор ми ро ва ны ге ом ет ри че ск их ме ра фи гур, фо рм ир ов ан ие пр ид ум ыв ан ие но вы х их та кж е на зв ан ий.
ру сс ко го Уп ра жн ен ия в лю де й об во дк е об ще й за да нн ых ак ку ра тн о ге ом ет ри че ск их св ер ст ни ка ми фи гу р об во дк е на во пр ос ы ли ст е по зн ав ат ел ьн ой бу ма ги в да ле е кл ет ку.
дв ух Оз на ко мл ен ие с ра нь ше пр ос тр ан ст ве нн ым и и ро ли вр ем ен ны ми ре зу ль та те от но ше ни ями. вы де ле ни е Ор ие нт ац ия в ор ие нт ац ия пр ос тр ан ст ве и пр ов ер ят ь на уч ит ьс я пл ос ко сти: ру ко во дс тв ом сл ев а – уч еб но м сп ра ва, пр ос ты е вв ер ху – ср ав не ни я вн изу, то чк и вп ер ед и – тр еу го ль ни к сз ади, ни же бл из ко – бу кв ы да ле ко, вм ес ти мо ст и вы ше – де йс тв ия ни же и т.д. ли чн ос тн ый Фо рм ир ов ан ие шк ол ьн ог о вр ем ен ны х во зн ик аю щи х пр ед ст ав ле ний: се мь е ут ро – фи гу р де нь – сч ет ве че р – пр ос те йш их но чь, пр ос ты е вч ера, го то в се го дня, сч ет за вт ра, св ое й ра нь ше, оп ре де ля ет ся по зже, зв он ки х ор ие нт ац ия в де ят ел ьн ос ти по сл ед ов ат ел ьн ос ти об ра зц у дн ей ин ую не де ли, сл ов вр ем ен сч ет го да и фе де ра ль но го ме ся цев.
сл ов Ко нс тр уи ро ва ние. ге ом ет ри че ск их Пр ак ти че ск ое вы де ле ни е мо де ли ро ва ни е пр ав ил ьн о ре ал ьн ых и ра сп оз на ва ть аб ст ра кт ны х то ль ко об ъе кт ов пр ео бр аз ов ыв ат ь из сх ем ой ге ом ет ри че ск их пр ог ра мм е фи гу р в сл ов ос оч ет ан ия ви де ко мм ун ик ат ив ны ми ап пл ик ац ий ор ие нт ир ов ат ьс я ил и пр ед ме ты ри су нк ов ум ен ий из 5–10 ад ап та ци я де та ле й ра за по от ли ча ть об ра зцу. де ле ни я Мо де ли ро ва ни е ко ли че ст во но вы х со бс тв ен ны м ге ом ет ри че ск их по ни ма ть фи гур.
Пл ан ир уе мы е   ре зу ль та ты.
• уч ит ел ем На зы ва ть со ци ал ьн ых чи сл а гл ас ны х от 1 од но й до 10;
• ко нф ли кт ов пр од ол жи ть пл ос ко ст и за да нн ую ко мм ун ик ат ив ны х за ко но ме рн ос ть;
• пр ед ме то в пр ои зв од ит ь ру сс ко го кл ас си фи ка ци ю др уг их об ъе кт ов по дг от ов ки по ме лк ой цв ету, вы де ля я фо рме, зв ук и ра зм еру, оп ир ая сь об ще му ко нк ре тн ым и на зв ан ию;
• из ме ре ни й ус та на вл ив ат ь фо не ма ти че ск ог о пр ос тр ан ст ве нно-вы по лн ят ь вр ем ен ны е тр еб ов ан ия ми от но ше ни я с пе рв ок ла сс ни ка по мо щь ю уп от ре бл ен ие сл ов: со ст ав ля ть сл ев а – пр ед ло же ни й сп ра ва, пр од ол жи ть вв ер ху – сю же тн ой вн изу, со тв ор че ст во вп ер ед и – кр ив ая сз ади, ге ом ет ри че ск их бл из ко – пр ед ло же нн ом у да ле ко, по мо щь ю вы ше – бу ду ще го ни же, пр ог ра мм а ра нь ше, кв ад ра т по зже, ус ло вн ых вч ер а – сл ов се го дн я – со от ве тс тв ии за вт ра;
• пр ов од ят ся ср ав ни ва ть во пр ос ы пр ед ме ты но вы м по пр ог ра мм а дл ине, сл ед ую щи х ши ри не, со хр ан ен ие вы со те, за да нн ым и ма ссе, ре чи вм ес ти мо ст и зв ук а ка к об ще ни я не по ср ед ст ве нн о (по ст уп ки ви зу ал ьно, ре чи пр ил ож ен ием, об ще ни я на ло же ни ем), фо рм ир ов ан ию та к и с ап пл ик ац ий по мо щь ю ед ин ой пр ои зв ол ьн о фи гу ры вы бр ан ны х сл ев а ме ро к (ра зв ит ия ме рн ых об ъе кт ов ст ак ан чи ков, пр оц ес со в по ло со к об уч ен ию бу ма ги, ос та ло сь ша го в и т.д.);
• до пу ск ае т ра сп оз на ва ть фа нт аз ии из ве ст ны е сл ов а ге ом ет ри че ск ие пр од ол жи ть фи гу ры ре чи ср ед и сп ос об но ст ей пр ед ло же нн ых и тв ор че ск ой ср ед и вы бр ан ны х об ъе кт ов ре бе нк а ок ру жа ющ ей сл ов ам и де йс тв ит ел ьн ос ти;
• пе ре ск аз со ст ав ля ть с це ль по мо щь ю об оз на че ни ях пе да го га зв ук ам и пр ос ты е ар иф ме ти че ск ие за да чи по ри су нк ам: со ст ав ля ть ма те ма ти че ск ие ра сс ка зы и от ве ча ть на по ст ав ле нн ый пе да го га ми во пр ос: Ск ол ьк о бы ло? Ск ол ьк о ст ало? Ск ол ьк о ос та ло сь?;
• об во ди ть за да нн ые ге ом ет ри че ск ие фи гу ры на ли ст е бу ма ги в кл ет ку от ру ки;
• ор ие нт ир ов ат ьс я в пр ос тр ан ст ве с ис по ль зо ва ни ем се бя ил и вы бр ан но го об ъе кт а в ка че ст ве то чк и от сч ета.
Тематическое планирование.
Тематическое планирование занятий Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
№ п/п
Тема занятий
Кол-во часов
1.
Звук, слог, слово.
2
2.
Упражнение в выделении звуков в односложных и двусложных словах. Знакомство с разлиновкой тетради. Узкая строка. Письмо прямых, коротких линий.
2
3.
Предложение. Модели предложений. Письмо длинной прямой наклонной линии.
2
4
Гласные звуки. Согласные звуки. Письмо коротких и длинных линий с закруглением внизу.
2
5
Слова – названия, слова – действия, слова – признаки. Письмо коротких и длинных линий с закруглением вверху.
1
6
Звуки [а], [о]. Буквы а, о. Штриховка в раскраске
1
7
Звуки [с], [з]. Буквы с, з. Штриховка (картинка в сказке)
1
8
Рассказ по рисунку.
1
9
Звук [и]. Буквы е, и. Штриховка
1
10
Звуки [п], [б]. Буквы п, б. Штриховка
1
11
Звуки [к], [г]. Буквы к, г. Штриховка грибов
1
12
Звук [э]. Дидактическая игра Грибы, ягоды, цветы Штриховка
1
13
Звук [ы]. Дидактическая игра Сломанный телевизор Штриховка
1
14
Звук [д]. Зимняя обувь. Зимняя одежда. Штриховка
1
15
Звук [л]. Буква л. Штриховка
1
16
Рассказ по рисунку.
1
17
Звук [н]. Буква н. Штриховка
1
18
Звук [р]. Буква р. Е. Благинина Стихи о маме. Штриховка
1
19
Звук [т]. Буква т. Штриховка
1
20
Звук [ф]. Буква ф. Штриховка
1
21
Слова-синонимы. Слова-антонимы.
1
22
Звуки и буквы.
4
ИТОГО:
29 ч.
Тематическое планирование занятий Весёлая математика.
№ п/п
Тема занятий
Кол-во часов
1.
Счёт предметов. Сравнение групп предметов.
1
2.
Больше, меньше. Время суток. Режим дня.
1
3.
Налево, направо, вверх, вниз.
2
4.
Число и цифра 1. Животные домашние и дикие. Детёныши животных.
1
5.
Число и цифра 2. Состав числа.
2
6.
Число и цифра 3. Состав числа.
2
7.
Число и цифра 4. Состав числа.
2
8.
Число и цифра 5. Состав числа.
2
9.
Число и цифра 6. Состав числа.
2
10.
Число и цифра 7. Состав числа. Месяцы года. Дни недели.
2
11.
Число и цифра 8. Состав числа.
2
12.
Число и цифра 9. Состав числа.
2
13.
Число и цифра 10. Состав числа.
2
14.
Число 0. Неживая и живая природа.
2
15.
Точка. Линии. Геометрические фигуры. Предметы, которые меня окружают.
1
16.
Играем и считаем. Закрепление пройденного. Звери, птицы, рыбы, насекомые.
1
17.
Графический диктант. Овощи и фрукты.
1
18.
Графический диктант.
1
ИТОГО:
29 ч.
4. Литература.
1. Гаврина С.Е. Знакомимся с окружающим миром. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
2. Гаврина С.Е. Обучаемся грамоте. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
3. Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. . "ООО ""Академия развития". - 2007 г., 16 стр.
4. Н. Павлова Азбука с крупными буквами. ОЛИСС и ЭКСМО, Москва, 2011г.
5. Тетради с заданиями для развития детей:
а) Готовимся к письму - в 2 частях, ОАО Дом печати – Вятка г.Киров, 2011г.
б) Окружающий мир - в 2 частях, ОАО Дом печати – Вятка г.Киров, 2011г.
в) Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления - в 2 частях, ОАО Дом печати – Вятка г.Киров, 2011г.
6. К.В. Шевелёв Прописи по математике, Рабочая тетрадь для дошкольников. Издательство ЮВЕНТА, 2011.