Публикации
Формирование навыков и умений смыслового чтения на уроках чувашского языка и литературы – необходимое условие развития метапредметных результатов
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование навыков и умений смыслового чтения на уроках чувашского языка и литературы – необходимое условие развития метапредметных результатов
Автор: Алексеева Галина Валериевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование навыков и умений смыслового чтения на уроках чувашского языка и литературы – необходимое условие развития метапредметных результатов
Автор: Алексеева Галина Валериевна
Формирование навыков и умений смыслового чтения на уроках чувашского языка и литературы – необходимое условие развития метапредметных результатов. Выполнила: Алексеева Галина Валериевна учитель чувашского языка и литературы МБОУ «Новоатайская СОШ» Красночетайского МО Чувашской Республики Формирование навыков и умений смыслового чтения на уроках чувашского языка и литературы – необходимое условие развития метапредметных результатов. Кто владеет информацией, тот владеет миром! Любите и умейте читать, научите этому своих учеников, и тогда они будут владеть миром! Н.Ротшильд. В рамках данной темы мы ставим перед собой цель рассмотреть процесс формирования способности ребенка к смысловому чтению как одному из метапредметных результатов обучения чувашскому языку и литературе в современной школе в условиях информационного общества.Установленные новыми ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Метапредметный результат – это сформированные в ходе обучения навыки и способности, необходимые для самостоятельного изучения предмета, расширять и изменять собственную квалификацию, сохранять свою ценность в мире. Одним из метапредметных результатов, которые можно формировать на уроках, является смысловое чтение.Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.В концепции универсальных учебных действий наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.Хочется отметить, что обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых могут понадобиться данные умения .Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст.Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.Как помочь ребенку овладеть этой компетенцией?Для этого разработана система специальных упражнений, повышающих уровень смыслового чтения.Работа со словом Без внимательной работы со словами не может быть понимания текста. Словарная работа должна вестись на каждом уроке и ей надо уделять должное внимание.Работа с незнакомыми словами. Не исключая словарную работу перед чтением, у детей важно создать установку на самостоятельное выделение при чтении непонятных слов и выяснение их значений. На первых этапах работы с текстом необходимо прерывать чтения для выяснения непонятных детям слов. Постепенно учащиеся привыкают во время чтения подчёркивать непонятные слова. После чтения эти слова обсуждаются: можно ли понять слово из контекста или нужно воспользоваться словарём.Работа с ключевыми словами. Серьезно страдает понимание и от невнимания к ключевым, наиболее важным в тексте словам. Иногда от одного слова зависит смысл всего текста, и без «зацепки» за это слово нельзя понять правильно текст. Особенность работы над ключевыми словами состоит в вычитывании подтекстовой и концептуальной информации, которая в них, как правило, содержится. Обращать внимание детей на такие слова нужно при чтении любого текста. 3.Чтение с пометками Необходимо сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: V Знакомая информация ! Новая информация - Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше. 4.Составление вопросного плана Один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста. В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом. 5.Работа со словами-образами.Получать удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. Сравнение позволяет сделать образ, возникающий у читателя, более ярким, полным, объемным.6.Применение метода «ведение диалога с текстом».Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. Диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте. Диалог с текстом протекает настолько быстро, что не осознается опытным читателем.7.Развитие читательского воображения.Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. Постепенно количество таких элементов можно увеличивать, переходя к воспроизведению целых картин. Задание состоит в том, чтобы представить описываемое и воспроизвести свои представления устно или письменно, словами или красками.Учителю необходимо помнить о принципиальной важности ключевых методических вопросов при проверке первичного восприятия текста: «Что ты представил?» или «Какие картины ты увидел в своем воображении, когда читал?».Для развития творческого воображения можно использовать такие задания: придумай своих героев, свои приключения, другой конец для произведения .8.Работа с текстом после чтения.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Виды заданий: чтение, после чтения краткое пересказывание; чтение с целью нахождения отрывка, который поможет ответить на вопрос. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста.9.Антиципация-то предвосхищение, предугадывание содержания.Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения.Разновидности антиципации:а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.б) Восстановление текста с пропущенными элементами.в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?Овладение школьниками умениями смыслового чтения – процесс довольно сложный. Учителю в процессе обучения важно создать для этого благоприятные условия, рационально организовать учебную деятельность, чтобы обеспечить поэтапное развитие подобных умений. Включение системы специальных заданий и упражнений в разные этапы урока является одним из таких условий. Планомерное развитие умений смыслового чтения является необходимой основой для овладения обучающимися метапредметными результатами в свете внедрения ФГОС ООО.Поскольку умение смыслового чтения представляет собой совокупность множества навыков (техника чтения, анализ, конкретизация, обобщение и т. д.), то определение уровня его сформированности осуществляется на основе выполнения заданий различного характера. Если мы научим обучающихся технологию продуктивного чтения, то мы научим детей учиться.Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2013г 2.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010,-159 с.3.Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10.4. ‒ С. 19