Публикации
Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках
Автор: Будакаева Саяна Хайрулловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках
Автор: Будакаева Саяна Хайрулловна
Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках«Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее». Актуальность темы: • В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу.• Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью.• Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе.• Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п.• Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей.• Для того, чтобы жить в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, сохраняя при этом свое здоровье и индивидуальность. Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий. Задачи: • воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни;• внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой;• реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель, стремящийся дать ученику старт счастливой жизни.Существуют различные типы технологий: • Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)• Оздоровительные ( физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, фитотерапия)• Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)• Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, конкурсы, подвижные игры, спортивные состязания "Веселые старты"Здоровьесберегающие технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образ жизни.Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов». Здоровье человека зависит: На 25 % - от состояния окружающей средыНа 15 % - от наследственной программыНа 10 % - от возможностей медициныНа 50 % - от образа жизни Причиной резкого снижения уровня здоровья детей являются: • падение уровня жизни, социальные потрясения;• неблагоприятная экологическая обстановка;• ухудшение состояния здоровья матерей;• стрессы;• малоподвижный образ жизни;• перегрузка учебного процесса большим количеством дисциплин;• неполноценное питание;• отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях;• частичное разрушение служб врачебного контроля;• массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей. Значительное ухудшение здоровья детей стало общегосударственной проблемой. Как никогда остро встает проблема разработки и проведения действенных мероприятий по здоровье сбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время, а также просветительской работы с обучающимися и их родителями. Учителя продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья учащихся.В структуре урока, учителями применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий: положительный эмоциональный настрой на уроке;оптимальный темп ведения урока;подача материала доступным рациональным способом;наглядность;физкультминутки, динамические паузы;смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.);дифференцированный подход в обучении;групповая работа, работа в парах;игра, игровые моменты;гимнастика;воспитательные моменты на уроке (беседы);санитарно – гигиенические условия.Признаки усталости ученика Ненужное перекладывание предметов Разговор с соседом Увеличение количества ошибок в ответеНе восприятие вопроса Задержка с ответом Частые поглядывание на часы во время урокаЧастую смену позы Потягивание Встряхивание руками Зевота Закрывание глаз Подпирание головы Остановившийся взгляд Рассмотрим влияние выше перечисленных элементов здоровьесберегающих технологий на состояние школьников.Обеспечение санитарно-гигиенических условий: - достаточное освещение классов;- предпочтение тона окраски стен кабинетов – зелёные, жёлто-зелёные,- зеленовато-голубые;- соблюдение температурного и воздушного режимов;- разумное помещение комнатных растений;- правильная величина парт и стульев;- соблюдение режима дня.Как помочь школьнику, сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Очень важен положительный эмоциональный настрой перед началом урока. Например, урок можно начать с таких небольших стихотворений:Долгожданный дан звонок – Начинается урок.Тут затеи и задачи,Игры, шутки – все для вас!Пожелаем вам удачи – За работу, в добрый час!«Быстро прозвенел звонок – Начинается урокНаши ушки на макушке,Глазки хорошо открытыСлушаем, запоминаем,Ни минуты не теряем. Положительный эмоциональный настрой на уроке снимает страх, создает ситуацию успеха. Оптимальный темп проведения урока, демократичный стиль общения позволяют учащимся сосредоточиться на работе, лучше усвоить материал. Подача материала должна быть в доступной форме, понятной школьнику, с учетом его возрастных особенностей. Наглядность, используемая на уроке, способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес учащихся. В качестве наглядности учителя активно используют компьютерные технологии.Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя в деле снижения утомляемости учащихся. Групповая работа, работа в парах. Часто на уроках организуется групповая работа и работа в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Так учащиеся могут видеть лица друг друга; контролировать свою работу и работу ребят, работающих с ним в группе; сотрудничать в процессе совместной работы. Групповая работа, в какой – то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой. Игра. Игровые моменты. Среди учителей часто применяется игровая технология. Через игру ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать. В школе широко используются нестандартные уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия, дидактическиеигры.Применение игровых технологий на уроке в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена. Игры – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.Еще в древности великий философ Аристотель утверждал, что: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие». Среди всех других возможностей оздоровительной работы в школе большое значение имеют физические упражнения.Учеными установлено, что три урока физической культуры в школе компенсируют всего 16 % необходимой двигательной активности. Потребность в движениях у учащихся должна составлять 4часа в день, а в неделю от 16 до 24 часов. Главная задача учителя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Физическая культура - единственный предмет в школе, который выполняет именно эти задачи. Своими действиями учитель физической культуры может разрушить молодой, растущий организм, а может и помочь укрепить его. Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет. Критерием здоровьесберегающих качеств образовательных технологий при решении с их помощью защиты от патогенных факторов будет наличие или отсутствие ухудшения здоровья учащихся, находящееся в очевидной связи с воздействием таких факторов. Это согласуется со сложившейся у нас практикой работы системы здравоохранения (обращаться к врачам надо только когда заболеешь), но вступает в противоречие с принципами профилактической медицины и концепцией здоровья, принятой Всемирной организацией здравоохранения, согласно которой здоровье - не только отсутствие болезни, но и состояние полного физического, психического и социального благополучия. Физкультминутки – естественный элемент урока, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Физкультурные минутки помогают: • снять утомление различных мышц;• ослабить утомление на уроке;• проводить профилактику нарушения осанки;• поддержание работоспособности, активного внимания.Виды физминуток: • оздоровительно-гигиеническиеИх можно выполнять как стоя, так и сидя расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками».• танцевальныеОни выполняются обычно под музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют, кто как умеет. Они выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.• физкультурно-спортивныеЭто традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенных групп мышц. Сюда можно включать бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте.• подражательныеЗависят от фантазии и творчества учителя. Можно имитировать движения и звуки машин, паровозиков, животных, движения лягушек, обезьянок, кузнечиков, пчел. Эти физкультминутки помогают детям переключиться и поднять настроение.• двигательно-речевыеДети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы, инсценируя их. Все физкультурные минутки проводятся на 10 и 20 минутах урока1 класс: Две (через 10 минут после начала урока и на 20 минуте). Не менее 1,5-2 минуты каждая.2-9 класс: Одна (на 20-25 минуте). Не менее 3 минут.- необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, состоящие из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), - необходимо производить целенаправленную рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.1-й урок - упражнения для улучшения мозгового кровообращения, игровая минутка.2-й урок - упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук, игровая минутка.3-й урок - гимнастика для глаз, игровая минутка.4-й урок - упражнения на мобилизацию внимания, игровая минутка.5-й урок - упражнения для улучшения мозгового кровообращения, игровая минутка.6-й урок - упражнения для снятия утомления с мышц туловища, игровая минутка. «Рука является вышедшим наружу мозгом» И. Кант Так, пальчиковая гимнастика может помочь:• подготовить руку к письму;•развивать внимание, терпение;• стимулировать фантазию;• активизировать работу мозга;• научиться управлять своим телом.Виды пальчиковой гимнастики: • с предметами;• массаж рук;• игры с пальчиками.Зрительная гимнастика помогает: • снять физическую и психоэмоциональную напряжённость;• тренировать вестибулярный аппарат;• развить зрительную координацию;• укреплять глазные мышцы;• развить зоркость и внимательность;• улучшить зрение.Физкультурно – оздоровительная работа: •Физкультурные занятия•ЛФК (коррекционные занятия)•Спортивные праздники:«Марафон здоровья» «Бодрость духа, грацию и пластику – это всё даёт гимнастика»«Морской бой»«Дорожная азбука» «Олимпийские игры»Вывод: Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию,становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей. Именно благодаря использованию здоровьесберегающих технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно минимизировать негативные факторы которые могли бы нанести вред здоровью.«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Гиппократ«За годом год всегда вперёд, за счастьем и мечтой.Добро творить, тепло дарить и за собою звать других!