Публикации Конспект логопедического занятия Автоматизация звука "Р"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект логопедического занятия Автоматизация звука "Р"
Автор: Валентина Ивановна Ряднина

Конспект логопедического занятия «Путешествие на Марс»Цель: Автомаизация звука «Р».Задачи:• Коррекционно - образовательные: автоматизировать звук «Р» в словах и в предложениях. Активизировать словарь детей по теме «Продукты», упражнять в подборе антонимов. Закреплять зрительный образ буквы «Р». Учить анализировать слова, читать слоги. Упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры, в образовании прилагательных от существительного.• Коррекционно – развивающие: развивать фонематические представления, зрительное восприятие, память, словесно – логическое мышление, навыки самоконтроля, общую и мелкую моторику рук.• Воспитательная: воспитание доброжелательности, отзывчивости и взаимопомощи.Оборудование: космическая карта с планетами и разными маршрутами, предметные картинки со звуками «Р», слоги: АН, УР, звуковые домики и звуковые коробочки для определения позиции звуков (начало, середина, конец, магнитофон с аудиозаписью космической музыки, наборы для игры «Повара» (какие блюда), муляжи: сыр, мороженое, рыба, наборы цифр.ХОД:1. Организационный момент.Ребята, я получила письмо от одного мальчика, которого зовут Марсиком, он живёт на планете Марс. У них на планете закончились арбузные семена, а для них арбуз - это самая любимая ягода, без которой они не могут прожить и дня. Он просит отправить им семена. Давайте отвезём сами семена, а на чем мы с вами отправимся в путешествие, вы узнаете, если отгадаете загадку:Распустила алый хвост,Улетела в стаю звёзд.Наш народ построил этуМежпланетную …. (ракету).Молодцы! Мы действительно полетим на ракете.2. Изолированное произнесение звука «Р».Скафандр мы с тобой надели,Мотор ракеты уж ревет,Нас в путешествие зовет: (р-р- р-р).Вы догадались, с каким звуком мы отправимся в путешествие? (со звуком «Р»).3. Автоматизация звука «Р» в словах.С собой в путешествие, кроме семян, вы можете взять только те предметы, в названии которых слышится звук «Р». Назови нужный предмет, правильно произнося звук «Р».Д: рыба, робот, шарф, гранат, сыр, гармошка, куртка, рукавицыЛ: Какие предметы лишние и почему?Д: Стол, дудочка, стакан. Они лишние потому, что в словах нет звука «Р».4. Закрепление зрительного образа буквы «Р». Развитие зрительного восприятия.Л: А еще нам с вами необходимо взять космическую карту, чтобы не сбиться с нужного пути. Ориентиром нашего курса будет буква «Р». Лететь нам предстоит далеко, поэтому мы будем останавливаться на разных планетах и делать дозаправку топливных баков.Начинаем обратный отсчет: «3,2,1. Поехали!»5. Чтение слогов. Составление слова.Л: Вот мы оказались на первой планете, а как она называется, вы сможете узнать, когда прочтете слоги: АН, УР.Д: АнурЛ: Есть такое слово АНУР? А если переставить слоги местами, что получится?Д: УРАН6. Автоматизация звука «Р» в словах. Подбор антонимов.На планете Уран происходит «все наоборот»:Л: Если у нас ночь, то на УранеД: утро.Л: Если землянин ходит медленно, то инопланетянинД: быстро.Л: Если землянин закрывает дверь, то инопланетянинД: открывает.Л: На Уране одни жители ленивые, а другиеД: трудолюбивые.Л: Одни жители трусливые, а другиеД: храбрые.7. Развитие фонематического слуха. Определение позиции звука «Р» в словах.Л: Продолжаем путешествие. И следующая остановка - на планете Сатурн. Местные жители просят вас помочь им сложить в корзину только те продукты, в названии которых есть звук «Р» и определить, где живет звук «Р» (начало, середина, конец).Д: - В слове СЫР звук «Р» живет в конце слова (в последнем окошечке);- В слове МОРОЖЕНОЕ звук «Р» живет в середине слова (в среднем окошечке):- В слове РЫБА звук «Р» живет в начале слова (в первом окошечке).8. Физминутка:Мы сейчас с вами будем выходить в открытый космос. Напомню, что в открытом космосе все предметы становятся легкими, движения у них будут плавными, потому что эти предметы попали в невесомость.Звучит космическая музыка, дети имитируют движения в невесомости.9. Автоматизация звука «Р» в словах. Образование относительных прилагательных.Посмотрите в иллюминаторы, нам кто – то подает сигналы «SOS»! На планете Меркурий местный повар Меркуша решил приготовить блюда из разных продуктов, но забыл как они будут называться. Поможем ему вспомнить их названия: суп из гороха (какой) - гороховый; суп из перловки - перловый; пюре из картофеля - картофельное; пюре из фруктов – фруктовое; пирог из рыбы – рыбный; сок из моркови - морковный; сок из груши – грушевый; сок из граната - гранатовый.10. Автоматизация звука «Р» в предложениях. Составление предложений по сюжетным картинкам.Следующая остановка на планете Юпитер.Пальчиковая игра:На горе мы видим домМного зелени кругом.Вот деревья, вот кусты.Вот душистые цветы.Окружает все забор.За забором – чистый двор.Мы ворота открываем, К дому быстро подбегаем,В дверь стучимся:«Тук – тук – тук!»Кто – то к нам идет на стук.А встречают нас местные жители, которые приготовили для вас картинки, по которым необходимо:составить предложения, узнать, сколько слов в предложении и поднять соответствующую цифру.Д: - Крот вырыл нору. (3 слова)- Корова ест на лугу траву. (5 слов)- В грузовике сидит кот. (4слова)- У Раи красивый сарафан. (4слова)- Воробей клюёт зёрнышки в кормушке. (5 слов)Отправляемся в путь дальше. Перед нами планета с женским именем, прочтём ее название.Д: Венера.Местный чародей подписывал открытки к Новому году, но все перепутал. Он просит вас ему помочь исправить ошибки.Л: Огни сверкают елкой. Д: Елка сверкает огнями.Л: Маски в детях. Д: Дети в масках.Л: Елка украшает ребят. Д: Ребята украшают елку.Л: Дорога идет по снеговику. Д: Снеговик идет по дороге.Л: Молодцы! Вы исправили все ошибки, а мы подлетаем к планете Марс, где нас ждет Марсик.Л: Как будут называться жители планеты Марс?Д: Марсиане.Л: Как будут называться новости, происходящие на Марсе? (Какие)Д: Марсианские.Л: Школа на Марсе (какая школа)Д: Марсианская.Марсик очень благодарен вам за то, что вы сами привезли арбузные семечки, и предлагает вместе посадить их, выложив из семян название планеты Марс.Итог занятия: Молодцы, что помогли Марсику! Но, нам пора возвращаться. Скажите, что вам больше всего понравилось? С каким звуком мы путешествовали?