Публикации
Как эффективно готовиться к ЕГЭ по русскому языку в 2025 году
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как эффективно готовиться к ЕГЭ по русскому языку в 2025 году
Автор: Винокурова Валентина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Как эффективно готовиться к ЕГЭ по русскому языку в 2025 году
Автор: Винокурова Валентина Николаевна
Как эффективно готовиться к ЕГЭ по русскому языку в 2025 году После окончания педагогического института 40 лет работаю учителем русского языка и литературы в сельской школе. Я, почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации. С 2002 года принимаю экзамен по русскому язык в форме ЕГЭ. Мои учащиеся сдают ЕГЭ по русскому языку успешно. Какие общие советы я могу дать для успешной сдачи ЕГЭ по русскому язык по всем заданиям?Задание 4 (ударения)В этом задании вам нужно заучить правильную постановку ударения в словах, которых в официальном словаре около 250+ штук. Я для себя нашла способ — это сделать: скачать себе приложение: Оно есть и на айфонах, и на андроидах. Я даю детям выучить наизусть все слова где-то за неделю, выпускники могут выучить слова в любой обстановке.1-3 задания — это задания по небольшому отрывку из какого-то текста (3 предложения). Для успешного выполнения первого задания не надо особых знаний, важно внимательно прочитать отрывок (желательно несколько раз) и выделить главные моменты в тексте. Для второго задания советую выучить или хотя бы повторить части речи, которые попадаются (частицы, наречия, местоимения и т.д.). Третье задание элементарное — просто прочитать внимательно все определения и выбрать из них подходящее.5-8 задания — это задания, которые нужно нарешать. 5 задание — это паронимы, достаточно простое задание, часто попадаются одинаковые пары паронимов. 6 задание — исключить лишнее слово (лексическая ошибка), в основном просто, но бывают сложные случаи, например («в грязном теле» — неправильно, а «в чёрном теле» — правильно). Это нужно запомнить, и пока вам не попадётся в задании, вы вряд ли запомните. 7 — одно из самых нелюбимых мной. Оно каверзное, много сложных моментов, которые нужно просто заучить. Нужно выучить: склонение и правильное написание числительных, множественное число существительных (доктор — доктора, а не докторы), степени сравнения прилагательных. 8 задание — лично для меня нетрудное, но у многих знакомых вызывало трудности. Тут нужно понимать, как правильно строить предложения. Я его просто «нарешал».9-12 задания — задания, которые вызывают трудности практически у всех сдающих ЕГЭ. В этих заданиях очень много различных сложных ситуаций. 9 задание — на чередование / непроверяемые / проверяемые. То есть нужно выучить: все чередующиеся корни, все слова, где могут попасться непроверяемые. 10 задание — правописание приставок. Тут нужно тоже «нарешать» (по крайней мере, мне это помогло достичь безошибочного выполнения). 11 и 12 задания аналогично.13-14 задания — на слитное написание не / ни и других случаев. Я просто всё выучил.15 задание — правописание н / нн в различных словах. Вбейте в поисковик «алгоритм проверки правописания н/нн в словах и действуйте по нему.16-21 задания — пунктуация. Мой совет — выучите все правила постановки знаков в предложениях (их около 15), и будет вам счастье.22-26 задания — по тексту. Вообще, правильно понять смысл текста и выделить проблему — чуть ли не самое важное для успешного написания ЕГЭ по русскому, ведь за сочинение можно получить чуть меньше половины всех баллов, а если брать вместе с заданиями по тексту, и того больше. Так что мой совет: читайте текст столько раз, сколько потребуется, чтобы его понять. Читайте вдумчиво, анализируя написанное.Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 2025 году Как сделать подготовку к ЕГЭ по русскому языку в 2025 году эффективной и нескучноПроцесс сдачи ЕГЭ по русскому языку ничем не отличается от экзаменов по другим предметам. Злую шутку может сыграть стрессовый фактор: в то время как другие предметы школьники выбирают самостоятельно, русский язык является обязательным для всех.Даже если ученик – технарь до мозга костей, сдавать этот экзамен ему все равно придется. Более того, в 2025 году ЕГЭ по русскому – один из обязательных экзаменов для всех выпускников.Продолжительность – 210 минут. Он состоит из двух частей – тестовой, где требуется краткий ответ в виде цифры (слова) или последовательности цифр (слов), и письменной, где необходимо написать сочинение. Первая часть включает в себя 26 заданий, из которых 24 задания базового уровня сложности и 2 задания – повышенного. Вторая часть состоит из одного задания повышенного уровня сложности. Оно считается таковым, потому что необходимо не только провести анализ текста, сформулировать проблему, представить аргументы, отразить позицию автора, применить литературные обороты, но и не допустить орфографических, пунктуационных и синтаксических ошибок, а также не нарушить этические нормы. Как показывает практика, тестовую часть вполне можно выполнить за 80-90 минут, и на у школьника остается 2 часа.Как самостоятельно подготовиться к ЕГЭ по русскому языку с нуляИдеально, когда ученики готовятся к ЕГЭ всю старшую школу – 10 и 11 класс. Но зачастую ребята, уставшие после подготовки к ОГЭ и их сдачи, расслабляются и в 10 классе устраивают себе передышку, не сильно задумываясь о последующем поступлении. В 11 классе уже каждый сталкивается с неотвратимой реальностью – до ЕГЭ осталось всего ничего, а знания порой оставляют желать лучшего.Прежде чем начинать подготовку, необходимо разобраться в системе выставления баллов. За 27 заданий можно получить 50 первичных баллов. Впоследствии первичные баллы переводятся в тестовые по 100-балльной шкале – так выставляется финальный балл по ЕГЭ. Минимальный порог для подачи документов в вуз – 40 тестовых баллов, что соответствует 18 первичным баллам.В подготовке самое главное – регулярные занятия. Лучше отводить на это полчаса в день, чем три часа в неделю. Кроме повторения теории и прорешивания вариантов, необходимо выделить время на изучение формата экзамена: научиться внимательно читать задания и заполнять экзаменационные бланки.Первым делом нужно определить уровень подготовки, выделить сильные и слабые стороны и составить четкий план занятий. Сделать это можно с помощью демоверсии экзамена, которая размещена на сайте ФИПИ в свободном доступе. Далее необходимо изучать тему за темой и делать практические задания сразу после разбора теории, не забывая отводить время на повторение. В последние месяцы подготовки сочинения лучше писать на листах А4 – это поможет скорректировать почерк и научит определять количество слов на глаз.Полезно будет вступить в тематические группы и подписаться на каналы, в которых выкладывают задания и разбирают ошибки. На популярных платформах сами учителя размещают полезные «трюки» для запоминания правил. Можно обратиться к выпускникам прошлых лет и узнать, какие задания вызвали у них затруднения.Веселая рифмаСуществует много стишков, которые позволяют легко и быстро запомнить правила. Какие-то учили еще наши родители, а какие-то можно придумать самостоятельно или попросить помощи у школьного учителя.Прилагательные, образованные от существительных, с суффиксами -ан, -ян, -ин пишутся с одной буквой «н», кроме слов-исключений (стеклянный, оловянный, деревянный):Вот солдатик оловянныйВзял топорик деревянныйИ построил дом стеклянный,В нем ни потолка, ни стен,И живут две буквы «Н».Употребление частиц «не» и «ни»:О, как похожи НЕ и НИ!Но все же разные они.Какнихитри, какнимудри,Ненадо путать НЕ и НИ!Раздельное и слитное написание «что бы»/«чтобы»:Что бымне такое прочитать,Чтобысразу самым умным стать!Правильная постановка ударений:Долго ели тОрты —Не налезли шОрты.Лучше жить без тОртов,Чем гулять без шОртов.Игра в ассоциацииМожно использовать ассоциативные приемы, чтобы запоминать сложные правила. Например, в корнях с чередующимися гласными -дер/дир, -пер/пир и другими необходимо писать «и», если после корня следует суффикс -а. В противном случае пишется «е». Достаточно провести ассоциацию с Осликом Иа – сразу становится понятно, какую букву писать в корне, если стоит суффикс -а.Пишите карточкиС помощью карточек мы привыкли учить иностранные слова. Но ведь это прекрасный способ для заучивания словарных слов, исключений и ударений. Эффект будет гораздо заметнее, если писать карточки от руки. Когда придет время, рука сама вспомнит, как пишется слово.Структура ЕГЭ по русскому языку У экзамена есть чёткая структура, это не хаотичный набор заданий. Если вы хорошо знаете, как расположены блоки и что каждый из них проверяет, это здорово облегчит подготовку и сдачу.Всего в ЕГЭ-2024 27 заданий. Часть 1 — 26 заданий с ответами в виде цифры (числа), одного слова (нескольких слов) или последовательности цифр. Часть 2 — сочинение.Тестовые задания структурированы по таким блокам:работа с текстами: задания 1–3, 22–26; нормы современного русского литературного языка: 4–8; орфография: 9–15; пунктуация: 16–21. Отдельно стоит сказать о задании 27. Это не совсем сочинение в традиционном понимании. Это не художественное произведение и не творческое задание. В ЕГЭ это письменная работа, составленная по определённым требованиям. Если внимательно прочитать задание и чётко выполнять то, что просят составители, оно уже не кажется сложным. Не стремитесь привнести в ответ что-то особенное, запоминающееся, как-то выделиться и понравиться проверяющим. В таком случае скорее снимут баллы. А это самое «ценное» задание: за правильное выполнение дают 21 балл — 42%, почти половину от суммарного результата.Уровень заданийМожно посмотреть в спецификации. Повышенный (П): задания 3, 21, 26 — и базовый (Б): все остальные. Большинство заданий оценивается в 1 балл, задание 8 — в 2 балла, задание 26 — в 3 балла и задание 27 (сочинение) — в 21 балл. Обратите внимание, что повышенный уровень заданий не означает повышенных баллов. В КИМ по русскому языку, помимо демоварианта, кодификатора и спецификации, есть словарь ударений (к заданию 4) и словарь паронимов (к заданию 5). В них даны все слова, которые могут встретиться на реальном экзамене, их нужно выучить. В словаре ударений (орфоэпическом словнике) дан список слов с правильным ударением. В словнике паронимов перечислены пары (группы) слов: нужно самостоятельно посмотреть значения незнакомых слов, понять различия между ними, проработать и запомнить.БаллыМинобрнауки разработало специальную систему подсчёта результатов на ЕГЭ — первичные и вторичные (тестовые) баллы.Первичный балл у каждого предмета свой, и он может меняться из года в год. Это сумма баллов за все правильные ответы на экзамене. Максимальный первичный балл по русскому языку в 2024 году — 50. Первичные баллы переводят во вторичные по специальной шкале. Максимальный вторичный балл всегда 100, это не зависит от предмета и года. На основе вторичных баллов выпускники поступают в вузы. Изменения 2024 годаПолный список изменений можно посмотреть в спецификации, разберём самые существенные.1. Для ряда заданий (6, 13, 14, 15, 21, 22 и 23) указаны вариативные формулировки. По сути, в самих заданиях ничего не поменялось, просто в демоверсии дали несколько вариантов заданий (если заглянете в КИМ этого года, увидите там красное ИЛИ). Таким образом обратили внимание выпускников, что на реальном экзамене могут встретиться разные формулировки, и показали это на конкретных примерах. Поэтому всегда читайте внимательно само задание! Вот какие могут быть формулировки: 6: исключить лишнее слово или заменить неверно употреблённое слово; 13: частица НЕ пишется раздельно или слитно; 14: слова пишутся слитно, раздельно или через дефис; 15: Н или НН; 21: ставится тире, двоеточие или запятая; 22: найти высказывания, которые соответствуют или НЕ соответствуют содержанию текста; 23: отметить верные или ошибочные утверждения. 2. В заданиях 13 и 14 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка задания и система ответов (множественный выбор в виде цифр). Раньше в этих заданиях нужно было найти верное предложение и записать ответ словом или словами, а теперь надо будет указать правильные варианты ответов цифрами (обычно вариантов 2 или 3, реже 4).3. В системе оценивания развёрнутого ответа (задание 27) при проверке соблюдения орфографических норм более не предусмотрено понятие «однотипная ошибка». Каждая орфографическая ошибка считается за отдельную ошибку, не объединяясь с ошибками одной орфографической группы. Однотипными считаются ошибки на одно правило. Раньше первые три такие ошибки считались за одну. Теперь каждая считается отдельно. Начало формы Как готовиться к ЕГЭ по русскому языку до экзамена 1. Начиная подготовку, прорешайте пробник полностью, чтобы понять, что будет на экзамене, определить свой уровень и слабые места. Изучите структуру ЕГЭ и логику заданий. Отметьте минусом те темы, которые нужно повторить, а плюсом те, где всё понятно, — на них можно не задерживаться. Возвращайтесь к этим заметкам в процессе подготовки: меняйте статус тем, добавляйте и вычёркивайте пункты. Так вы сможете контролировать процесс и видеть прогресс. Не нужно учить всё подряд: прорабатывайте те задания, которые вызывают трудности. Так вы сэкономите время и эффективнее подготовитесь.2. Чётко сформулируйте цель: на сколько баллов хотите сдать. Это зависит от вашего исходного уровня и требований вуза. Конечно, в идеале надо иметь задел.3. Определитесь, как будете готовиться: самостоятельно, с репетитором или на курсах. У каждого способа есть свои особенности, преимущества и недостатки. Рассмотрели их .4. Составьте алгоритм подготовки. Чем грамотнее вы распланируете время, тем эффективнее подготовитесь. При составлении плана помогут советы профессионалов — учителей и репетиторов, а также выпускников, которые уже сдали ЕГЭ.5. При подготовке важна практика: решайте пробники, учите ударения и паронимы, пишите сочинения. Что поможет подготовиться: на сайте ФИПИ (там можно найти примерный список фразеологизмов к заданию 24; наречия, которые могут вызвать трудности в написании, к заданию 14; полезные материалы к другим заданиям; таблицы, пояснения к правилам, рекомендации по источникам и электронным ресурсам) Сборники типовых вариантов ЕГЭ-2024 по русскому языку под редакцией Р. А. Дощинского и И. П. Цыбулько. Цыбулько И. П. Русский язык. Учебная книга участника ЕГЭ (в ней, помимо заданий, есть теоретический материал). Справочники Д. И. Розенталя. (Есть разные. Например, «Справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь» издательства АСТ. Или на сервисе «Орфограммка».) «Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник» под редакцией В. В. Лопатина (онлайн-вариант ). Портал «Грамота.ру» (на сайте можно не только проверить слово и найти много полезной информации, но и ). . на сайте Фоксфорда. 7. Не ограничивайтесь решением пробников и чтением учебников. Используйте все возможности для получения информации: смотрите лекции и вебинары, слушайте подкасты, подпишитесь на актуальные каналы в Телеграме и ВКонтакте. Готовьтесь вместе с одноклассниками и друзьями — обсуждайте, делитесь материалами и лайфхаками. Не стесняйтесь задавать вопросы учителям и выпускникам прошлых лет.8. Следите за образом жизни. Переутомление, неправильное питание, недостаток сна и физической активности могут привести к выгоранию и обнулить все результаты. Выделяйте каждый день хотя бы час для прогулки. Или гуляйте два раза по полчаса или три раза по 20 минут — звучит уже реалистичнее, правда? А в выходные можно погулять и поспать подольше (но не спите до обеда, всё хорошо в меру). Не отказывайтесь от любимых занятий и встреч с близкими — общение и поддержка в напряжённые периоды особенно важны. Что делать на экзамене 1. Ещё при подготовке в течение года отмечайте, какие задания вы выполняете быстро, а где нужно больше времени. Попробуйте разные тактики при решении пробников: начинайте сразу с самого сложного или, наоборот, сначала сделайте задания полегче, чтобы размяться и войти в ритм. Так вы поймёте, какой способ больше подходит конкретно вам. В соответствии с этим действуйте на реальном экзамене — никто не знает лучше вас, как будет правильнее и эффективнее. 2. На экзамене сначала просмотрите работу целиком, чтобы составить общее представление, избавиться от чувства неопределённости и оценить сложность заданий. Это успокоит и введёт в курс. Теперь можно приступать к решению.3. Внимательно читайте задания. Самые обидные ошибки случаются именно по невнимательности — когда делаете правильно, но не то, что просят. Вспомните информацию выше о вариативности формулировок. Не игнорируйте инструкции перед отдельными блоками и сочинением.4. Если что-то никак не получается выполнить, не зацикливайтесь и не теряйте времени. Это только добавит волнения, но не решит проблему. Лучше перейдите к другому заданию и вернитесь позже — в большинстве случаев это помогает.5. По ходу экзамена переключайтесь с одного вида деятельности на другой: выполнили задания по орфографии — отдохнули минуту — проверили — перешли к пунктуации — отдохнули — проверили — приступили к сочинению.6. Не создавайте потенциальных возможностей для ошибок и потери баллов: не составляйте сложных конструкций, не допускайте спорных моментов. Лучше заменить слово синонимом, перестроить предложение, упростить текст. ЕГЭ — не место для творчества и нестандартных решений.7. Когда выполните работу целиком, ещё раз проверьте задания и сочинение: исправьте ошибки, уберите повторы. Но не увлекайтесь редактированием — не начинайте «улучшать» и переписывать. Обратите внимание на самые «ценные» и самые трудные задания. Убедитесь, что сочинение соответствует требованиям инструкции. 8. Очень важно выспаться накануне, хорошо поесть и настроиться. Научно доказано, что физическое состояние существенно влияет на работу мозга. Перед экзаменом поговорите с близкими — родителями, друзьями, подумайте о чём-то приятном. Это расслабляет и даёт уверенность.9. На экзамен обязательно паспорт и чёрную гелевую ручку. Также можно принести лекарства и средства личной гигиены, бутылку воды и перекус (выбирайте то, что не будет шуршать, хрустеть, крошиться или пачкаться). Нельзя брать с собой гаджеты, шпаргалки, справочники и словари.10. Если вы испортили бланк до того, как приступили к решению, обратитесь к организатору в аудитории — он заменит бланк вместе с комплектом заданий. Если вы уже начали выполнять задания и испортили бланк, придётся сдать его и прийти на экзамен в . Если вы ошиблись при заполнении бланка, менять его не нужно. Воспользуйтесь специальным полем для замены ошибочных ответов внизу страницы. 11. Если вам станет плохо во время экзамена, нужно также обратиться к организатору. Вас проводят в медпункт. Дальше по ситуации: если станет лучше, вы сможете продолжить экзамен, а если нет, то придёте повторно в резервный день. ВыводВоспринимайте ЕГЭ не как бесконечный стресс и хаос, а как возможность почувствовать себя взрослым, ответственным, самостоятельным и уверенным человеком. Пусть это будет первое серьёзное испытание на пути к большим достижениям. Впереди у вас университет или колледж, рабочие и бытовые вопросы. Самое время развивать навыки тайм-менеджмента, стрессоустойчивость, умение оценивать ситуацию и принимать решения, способность мыслить позитивно даже в самой сложной ситуации. Верьте в себя, и всё у вас обязательно получится!Начало формы преподавателями и платформой — и убедитесь, что учёба может Что входит в ЕГЭ по русскому языкуВ 2025 году единый государственный экзамен по русскому состоит из 2 частей, которые различаются по формату заданий:1-я часть: 26 заданий с кратким ответом;2-я часть: 1 задание с развёрнутым ответом — сочинение.Одним из ключевых аспектов подготовки к ЕГЭ по русскому языку является умение правильно определять средства связи предложений. Подробнее об одном из них вы можете узнать в статье про лексические средства.Как изменился экзамен в 2025 годуЗадание «Основные изобразительно-выразительные средства русского языка» в КИМ по русскому языку переехало с 26-го номера в 22-й. Задание больше не связано с текстом, в рецензии не будет подсказок. Теперь, чтобы заработать 2 балла, нужно будет действительно понимать разницу между средствами выразительности.Несколько изменений коснулись задания 27 (сочинение-рассуждение):Изменилась формулировка задания, в связи с чем обновлена и система его оценивания. В задании теперь явно указана проблема исходного текста, которую нужно прокомментировать. Поэтому из критериев оценки сочинения убрали тот, что был связан с самостоятельным поиском проблемы (бывший К1).Сочинение больше не оценивается по критерию «Богатство речи» (бывший К6).Теперь за критерии К9 («Соблюдение грамматических норм») и К10 («Соблюдение речевых норм») можно получить по 3 балла (в прошлом году за эти задания можно было получить по 2 балла максимум). 0 баллов выставляется, если экзаменуемый допустил 5 ошибок или более.Строже проверяется объём сочинения: если раньше к проверке допускались работы объёмом от 70 слов, то теперь сочинения объёмом меньше 100 слов проверяться не будут, и по всем критериям оценки 27-го задания их авторы получат 0 баллов.Экзаменуемым запрещено в сочинении приводить аргументы с опорой на аниме, мангу, комиксы, фанфики, видеоигры.Изменились номера некоторых критериев оценки. Бывший критерий К12 «Фактическая точность речи» теперь стал К4, а критерий «Соблюдение этических норм» переехал с позиции К11 на позицию К6.Из-за обновлений в системе оценивания максимальный первичный балл за сочинение увеличился с 21 до 22. При этом максимальный первичный балл за весь экзамен целиком не изменился и составляет 50 баллов.Как готовиться к 1-й части ЕГЭ по русскомуПервая часть государственного экзамена по русскому языку состоит из заданий с кратким ответом. Это может быть цифра, ряд цифр или слово. Т. к. ЕГЭ проверяет знания за всю школьную программу, часть таких заданий решить легко, если быть внимательным. Но есть и те, что скрывают в себе «подводные камни», из-за чего в них часто ошибаются. Чтобы это не случилось и с вами, мы подробно разберём их в этом разделе.Задание 21Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.(1) Я сидел в кают-компании, прислушиваясь в недоумении к свисту ветра между снастей и к ударам волн в бока судна. (2) Наверху было холодно и неприятно: дул ветер, косой, мёрзлый дождь хлестал в лицо. (3) Офицеры беззаботно разговаривали между собой, как в комнате, на берегу; иные читали.(4) Вдруг раздался пронзительный свист боцманских свистков, и вслед за тем разнёсся по всем палубам крик десяти голосов: «Пошёл все наверх!» (5) Мгновенно всё народонаселение фрегата кинулось снизу вверх. (6) Офицеры бросили всё: книги, карты (географические: других там нет), разговоры — и стремительно побежали туда же. (7) Непривычному человеку покажется, что случилось какое-нибудь бедствие, и корабль сейчас пойдёт на дно. (8) Я спросил бежавшего мимо меня мичмана: «Зачем это зовут всех наверх?»И. А. Гончаров, «Фрегат „Паллада“»СоветЧтобы справиться с этим заданием, важно повторить все правила постановки знаков препинания, начиная с теории пятого класса. В таблице ниже мы собрали все случаи, когда нужно ставить тот или иной знак.ЗапятаяТиреДвоеточиев сложносочинённом предложении;в сложноподчинённом предложении;в бессоюзном сложном предложении;при однородных членах предложения;при обособленном обстоятельстве;при вводных словах;в обращении;при обособленном определении;при обособленном дополнении;при приложениипри обобщающем слове и после ряда однородных членов;в бессоюзном сложном предложении со значением следствия;между подлежащим и сказуемым одной части речи;в распространённом приложении;для указания диапазона;в прямой речи;вместо пропущенного глаголапри обобщающем слове и перед рядом однородных членов;в бессоюзном предложении со значением пояснения;в прямой речиКак решатьЧтобы правильно выполнить это задание и получить высокий балл, следуйте этим шагам:Внимательно прочитайте задание. В нём вам будет необходимо найти предложения, в которых один из знаков препинания нужно поставить по одному и тому же правилу.Выпишите номера предложений с нужным знаком препинания.Напротив, каждого такого предложения напишите, каким правилом можно объяснить этот знак.Запишите номера предложений, в которых используется одно и то же правило.Теперь решим задание из примера. В нём просят найти предложения с двоеточием. По этому условию подходят номера 2, 4, 6 и 8. Теперь рассмотрим каждое из них и определим, по каким правилам в них нужно поставить этот знак.2) «Наверху было холодно и неприятно: дул ветер, косой, мёрзлый дождь хлестал в лицо» — двоеточие в бессоюзном сложном предложении.4) «Вдруг раздался пронзительный свист боцманских свистков, и вслед за тем разнёсся по всем палубам крик десяти голосов: „Пошёл все наверх!“» — двоеточие при прямой речи.6) «Офицеры бросили всё: книги, карты (географические: других там нет), разговоры — и стремительно побежали туда же» — двоеточие при обобщающем слове.8) Я спросил бежавшего мимо меня мичмана: «Зачем это зовут всех наверх?» — двоеточие при прямой речи.Правила совпадают в предложениях 4 и 8. Записываем ответ.Ответ: 48.Задание 22Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.Пора детства вызывает тёплые воспоминания у главного героя произведения, поэтому автор, описывая это время, использует приём (А) _____ («счастливая» в предложении 1, «крепко» в предложении 17), троп (Б) _____ («милый голос» в предложении 19, «чудесное чувство» в предложении 27, «невинная весёлость» в предложении 33). Нежные, трепетные отношения между матерью и ребёнком писатель выражает с помощью (В) _____ («креслице» в предложении 4, «Николенька» в предложении 15, «ручкой», «душечка» в предложении 19). А синтаксическое средство — (Г) _____ (предложения 32, 33) — приглашает читателя к размышлениям.Список терминов:слова с уменьшительно-ласкательными суффиксамиэпитетряды однородных членоввосклицательные предложенияметафоралексический повторантитезапарцелляциявопросительные предложенияЗапишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:СоветЕсли вы хотите верно выполнить это задание и сделать ещё один шаг к 100 баллам, советуем заранее сгруппировать все термины. Мы сделали это в таблице ниже. Сохраните её, чтобы пользоваться во время подготовки к ЕГЭ по русскому языку.Троп — это игра со смыслом слова, когда его используют в непрямом значении.Лексическое средство — это использование разных пластов лексики (диалектизмы, профессионализмы) или лексических значений.Синтаксическое средство — это работа с построением предложений (особый порядок слов в предложении, определённые конструкции и т. п.)Приёмы или стилистические фигуры — это обороты речи, которые помогают усилить выразительность высказывания.Эпитет;метафора;литота;гипербола;олицетворение;ирония;метонимияАнтонимы;синонимы;диалектизмы;просторечия;профессионализмы;специальная лексика;термины;индивидуально-авторские слова;слова с уменьшительно-ласкательными суффиксамиОднородные члены предложения, ряды однородных членов;восклицательные предложения;вопросительные предложения;побудительные предложения;вопросно-ответная форма изложения;вводные слова, вводные (вставные) конструкции;сравнительный оборот;риторический вопрос;риторическое обращение;цитирование;инверсияПарцелляция;синтаксический параллелизм;градация;анафора;эпифора;антитеза;аллюзия;оксюморон;лексический повторКак решать1. Перепишите все термины из задания в черновик и определите, к какой группе относится каждый из них. В нашем случае это будет выглядеть так:слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами — Л;эпитет — Т;ряды однородных членов — С;восклицательные предложения — С;метафора — Т;лексический повтор — П;антитеза — П;парцелляция — П;вопросительные предложения — С.2. Найдите и выделите в тексте слова-подсказки, которые могут намекать на нужные термины.Пора детства вызывает тёплые воспоминания у главного героя произведения, поэтому автор, описывая это время, использует приём (А) _____ («счастливая» в предложении 1, «крепко» в предложении 17), троп (Б) _____ («милый голос» в предложении 19, «чудесное чувство» в предложении 27, «невинная весёлость» в предложении 33). Нежные, трепетные отношения между матерью и ребёнком писатель выражает с помощью (В) _____ («креслице» в предложении 4, «Николенька» в предложении 15, «ручкой», «душечка» в предложении 19). А синтаксическое средство — (Г) _____ (предложения 32, 33) – приглашает читателя к размышлениям.3. Теперь разберём рецензию со словами-подсказками, а также предложения из главного текста в этой части экзамена по русскому — отрывка из повести «Детство» Л. Н. Толстого.А) Ключевое слово — приём. В списке приёмов всего 3: лексический повтор, антитеза и парцелляция. Смотрим, какой из них используется в предложениях 1 и 17 текста.1) Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!17) Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья-то нежная рука трогает тебя; по одному прикосновению узнаёшь её и ещё во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам.Слова, на которые указывает рецензия, повторяются, чтобы усилить эффект. Это лексический повтор. В задании он указан под № 6.Б) Ключевое слово — троп. Их в списке 2: эпитет и метафора. В этом случае можно даже не возвращаться к тексту: нужные слова уже есть в условии. «Милый голос», «чудесное чувство» и «невинная весёлость» — это эпитеты. В задании они под № 2.В) В этом отрывке нет подходящих подсказок, поэтому проанализируем слова, на которые указывает рецензия, — «креслице», «Николенька», «ручкой» и «душечка». У них есть общая черта — все они используются в уменьшительно-ласкательной форме. Значит, выбираем № 1.Г) Ключевые слова — синтаксическое средство. Мы уже определили, что в списке их 3: ряды однородных членов, восклицательные предложения и вопросительные предложения. Теперь смотрим на предложения в тексте под номерами 32 и 33.32) Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве?33) Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная весёлость и беспредельная потребность любви — были единственными побуждениями в жизни?Очевидно, верный термин — вопросительные предложения. Это № 9.Ответ: 6219.Как готовиться ко 2-й части ЕГЭ по русскому языкуВторая часть экзамена — это сочинение на 150 слов. Сперва ученик должен прочитать текст, а после — написать работу на его основе. В ней нужно будет прокомментировать одну из проблем, которые ставит автор, сопроводив свой комментарий примерами-иллюстрациями из текста. В конце работы важно показать и обосновать своё отношение к авторской позиции по этой проблеме.Вот рецепт, как самостоятельно подготовиться к сочинению на ЕГЭ по русскому языку:узнайте больше о том, как оценивают работы; познакомьтесь со алгоритмами для сочинений на разные темы; научитесь составлять структуру текста; разберитесь, как правильно писать вступления и заключения; потренируйтесь в том, как можно выразить свою позицию в сочинении; научитесь аргументировать её и подбирать нужные примеры; напишите несколько сочинений на разные темы, чтобы отточить всё это. Подробнее о самостоятельной подготовке — в нашей статье «Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку».Однако важно, чтобы за подготовкой ко 2-й части следил преподаватель с опытом работы с ЕГЭ. Он сможет оценивать промежуточные результаты и направлять вас. Например, в онлайн-школе Skysmart ученики одиннадцатого класса разбирают все алгоритмы для сочинений, а после — отрабатывают их. Когда учителю становится ясно, что студент усвоил тему, они переходят к следующей. Это помогает готовиться эффективнее и экономить время.Как оценивают работы на ЕГЭ по русскому языкуТеперь, когда мы разобрали сами задания, давайте узнаем, как за них выставляют баллы. Это поможет вам определить, какие задания обязательно стоит выполнить, чтобы получить нужное количество баллов.Если вы правильно выполните задания 1–7, 9–25, то получите за каждое из них по 1 баллу. Обратите внимание: в вопросах 2–4, 9–12, 15–23 не важно, в каком порядке вы запишете цифры в ответе. Например, верные ответы под номерами 3 и 2 можно записать как «32» или «23».За задания 8 и 22 можно получить 2 балла при условии, что вы записали ответы по инструкции. Если 1–2 символа в ответе не совпадают с эталоном, за него ставят 1 балл. Во всех остальных случаях ученик получит 0 баллов.Сочинение на экзамене по русскому оценивают по нескольким критериям. Подробно о них можно прочитать в нашей статье «Критерии оценки сочинения на ЕГЭ».Сколько баллов нужно набрать на ЕГЭ, чтобы получить оценки 3, 4 и 5Теперь подсчитаем, сколько баллов придётся набрать на экзамене для нужной оценки. Это можно сделать с помощью таблицы ниже. Обратите внимание: в предыдущих разделах мы описывали, сколько первичных баллов выставляют за каждое задание. Чтобы подсчитать баллы на оценку, их нужно перевести в тестовые.Примерный перевод баллов в оценкуПервичные баллыТестовые баллыОценка<15<35215–3036–56331ndash;3957–71440–5072–1005Помните: баллы ЕГЭ официально не переводят в оценки с 2008 года. Но если так вам будет проще оценить свои успехи, вы можете сделать это сами по таблице выше. Однако это будет лишь примерный перевод.5 советов от учителей, как готовиться к ЕГЭ по русскому языкуЕсли вы планируете пройти на бюджет, нужно постараться сдать экзамен по русскому как можно лучше. Мы знаем, насколько это трудно. Но если составить план подготовки и заниматься по рекомендациям учителя, всё обязательно получится. Вот что советуют преподаватели Skysmart:Выясните, каким темам нужно уделить особое внимание. В Skysmart для этого ученики проходят тест на вводном уроке.Сочетайте разные способы подготовки: занятия по учебникам, онлайн-курсы, мнемонические карточки, полезные ресурсы.Составьте календарь подготовки. Запланируйте в нём, когда вы учите конкретные темы, занимаетесь с учителем и сдаете пробные экзамены.Практикуйтесь на вопросах, похожих на экзаменационные. Их можно найти в бесплатном тренажёре ЕГЭ по русскому языку от Skysmart.Начните готовиться заранее и занимайтесь регулярно. Это лучший способ добавить себе шансов на высокие баллы.Потренируйтесь писать сочинения на каждую тему из тех, что могут попасться вам на ЕГЭ. Практикуйтесь в работе с аргументами и примерами.Чтобы хорошо сдать экзамен по русскому языку, нужно как следует постараться. Но не пытайтесь справляться с этим в одиночку — так готовиться будет только сложнее. Если хотите получить высокий балл, советуем заниматься с преподавателем: учителем в школе или репетитором. Например, на онлайн-курсах подготовки к ЕГЭ по русскому языку в Skysmart. Наши преподаватели помогут составить личную программу с учётом уровня знаний и желаемых баллов. А ещё расскажут обо всех нюансах экзамена и научат работать с бланком. Начните со вводного урока — это бесплатно! Источник - Онлайн школа Skysmart: u