Публикации
"Вариативная деятельность в условиях реализации ФОП ДО "Художественно-эстетическое развитие", направление "Музыка"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Вариативная деятельность в условиях реализации ФОП ДО "Художественно-эстетическое развитие", направление "Музыка"
Автор: Долгова Елена Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Вариативная деятельность в условиях реализации ФОП ДО "Художественно-эстетическое развитие", направление "Музыка"
Автор: Долгова Елена Ивановна
Вариативная деятельность в условиях реализации ФОП ДО
Художественно – эстетическое развитие, направление Музыка.
(из опыта работы)
Современное общество предъявляет новые требования к системе дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ с обновленным содержанием для детских садов.
Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм.
Вариативная деятельность запланирована как инструмент позитивной социализации и индивидуализации ребёнка, развитие его личности, что соответствует ФОП ДО.
Передо мной, как музыкальным руководителем, встала проблема повышения эффективности и качества решения программных задач Основной Образовательной Программы.
Учитывая требования ФОП ДО, ФГОС ДО, региональный компонент, приоритетное направление и потребности Дошкольного Образовательного Учреждения (основной образовательной программы ДОУ), основу программы От рождения до школы под ред.Н.Е. Вераксы, изучение парциальной программы Ладушки авторов Новоскольцевой И., Каплуновой И. и направления современных технологий, мною было выбрано вариативное направление Приобщение детей раннего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры посредством фольклора.
Накопленный многолетний совместный опыт углублённой работы музыкального руководителя и воспитателей по приобщению детей к истокам русской национальной культуры посредством фольклора, как самого близкого и занимательного жанра, затрагивающего интересы и потребности наших малышей, был успешно трансформирован в авторскую вариативную программу Топотушки для детей раннего дошкольного возраста с 1,6 – 3 лет, которая была принята и утверждена на педагогическом совете Дошкольного Образовательного Учреждения.
Программа Топотушки адаптирована и апробирована для детей раннего возраста с 1,6 – 3 лет.
1 учебный год – (с детьми с 1,6 – 2,0 лет) - основан на использовании муз – игрового материала, характерного для данного возраста и знакомстве с произведениями устного народного творчества, восприятии русской народной музыки, песенок, голосов домашних животных, знакомстве с плясками, народными играми и детскими музыкальными и шумовыми инструментами, знакомстве с предметами народного быта.
2 учебный год - (с детьми с 2,0 – 3,0 лет) - обучение и развитие детей происходит на основе знаний, умений, навыков, полученных ранее, с учётом более сложных образовательных задач, характерных для детей с 2,0 – 3,0 лет.
Проблема
При выборе вариативного направления Программы была учтена сложившаяся в настоящее время проблема современного общества, как дефицит программ приобщения детей раннего возраста к истокам русской народной культуры.
В то же время ФОП ДО нацеливает на формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
В процессе анкетирования родителей была выявлена проблема некомпетентности
в вопросах обучения и развития детей не только в дошкольном учреждении, но и в домашних условиях, не имеют представления о воспитательно-образовательном процессе в ДОУ в соответствии с возрастными и психофизическими возможностями детей раннего возраста. У них нет чёткого понимания, что Ясли – это серьёзно. Семьи воспитанников в силу своей занятости не дают детям знаний и навыков по привитию любви, уважения к социуму, родному краю, культуре русского народа, вместо чтения худ. лит-ры по возрасту детей, занимают своих малышей игрой со смартфонами, планшетами, которые не несут необходимую познавательную информацию, предлагают просматривать более сложные для восприятия детьми сказки, мультфильмы, слушать взрослую пульсирующую музыку, что сказывается на здоровье и развитие ребёнка.
Ведь именно раннее детство – уникальный период жизни человека. В это время идёт интенсивное становление и развитие всех особенностей, закладываются основы для психических процессов личности. В первые три года жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение всей жизни. Если родители не создадут условия для дальнейшего развития малыша, то ребёнок не получит полного качественного развития и его потенциальные возможности останутся нереализованными
Образовательное пространство.
Выявленная проблема послужила основанием для создания вариативной деятельности в условиях открытого образовательного пространства ДОУ, которая послужит инструментом для более эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и семье,
Программа Топотушки включает:
Цель: Приобщение детей раннего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры посредством фольклора.
Задачи:
Формировать знания, умения, навыки, обогащать активную речь детей через восприятие малых форм фольклора на муз. – игровых занятиях.
Учить малышей восприятию фольклорных текстов, русской народной музыки, народных песен, формировать у них умение слушать и слышать.
Обучать и основам игры с театральной куклой (кукольный театр, пальчиковый театр, театр варежки, театр игрушки, настольный театр)
Учить детей действовать с предметами – заместителями при пересказе фольклорных произведений.
Обучать двигательным навыкам при разучивании плясок, хороводов, правилам игры, основам игры на детских музыкальных инструментах, способам овладения здоровьесберегающих технологий (дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, элементы самомассажа, логоритмика и т.д. и т.п.)
Учить малышей запоминать небольшие тексты песенок, подпевать и петь взрослому.
Воспитывающие:
Воспитывать у детей духовно-нравственные основы через виды музыкальной деятельности
Воспитывать навыки коммуникативного общения.
Воспитывать доброе, заботливое отношение к окружающему миру.
Воспитывать любовь к устному и песенному творчеству народной культуры.
Развивающие:
Развивать у детей интерес к русскому народному творчеству.
Развивать эмоциональную сферу ребёнка посредством музыкального фольклора.
Развивать музыкально-слуховое восприятие.
Принципы и подходы
Соблюдены принципы и подходы к содержанию и реализации программы:
Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом
индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие музыкальных способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Принцип гуманности - любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку.
Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии с учетом возраста детей.
Принцип системности – работа проводится систематически весь учебный год.
Принцип постепенности и последовательности - постепенное и последовательное усложнение поставленных задач.
Принцип интеграции - строится на взаимодействии фольклора в разнообразных видах детской деятельности и образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Принцип культуросообразности региона - становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа.
Принцип обратной связи - предполагает рефлексию вариативной деятельности и деятельности детей, мониторинг усвоения знаний, умений, навыков детьми 2 – 3 лет в вариативной деятельности.
Принцип преемственности с социумом – заключается в сотрудничестве детского коллектива с Детским Эколого – Биологическим Центром с целью приглашения для организации катания детей на лошадке, пони и муниципальным кукольным театром Золотой петушок с приглашением артистов для показа спектаклей для малышей.
Целевые ориентиры:
Сформулированы целевые ориентиры:
Совместная деятельность родителей, детей и воспитателей способствует развитию интереса к истокам русского наследия, воспитывает любовь к родному краю.
В результате систематической, последовательной работы по вариативному направлению у детей:
повышается познавательный интерес к произведениям устного народного творчества и возникает желание заниматься музыкально - игровым фольклором.
формируются знания о культуре и традициях русского народа, предметах быта, об окружающем мире, о русских народных инструментах, о характере русской народной музыки; своеобразии р.н.костюмов.
улучшаются психические процессы: пополняется активный словарный запас, формируется эмоциональная отзывчивость на произведения русского народного творчества ( потешки, сказки, загадки. и т.д.)
развиваются музыкальные способности: подпевание и пение, двигательная активность, муз - слуховые представления (тембр, динамика, звуковысотность, ритмичность), игра на музыкальных и шумовых инструментах, предпосылки к самостоятельному творчеству.
формируется двигательная активность (пляски, игры, упражнения, здоровьесберегающие технологии)
улучшаются коммуникативные способности (дети станут более раскрепощёнными, активными).
У воспитателей:
педагоги получают нетрадиционный опыт работы с детьми, основанный на использовании малых форм фольклора в едином воспитательно-образовательном пространстве.
приобретают опыт в изготовлении дидактического и практического наглядного материала (дидактических игр, лэпбуков, элементов костюмов, бутафории, самодельных детских шумовых инструментов, реквизита в работе с малыми формами фольклора,
осваивают опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями
У родителей:
повышается заинтересованность, отзывчивость, взаимопонимание и компетентность в вопросах использования фольклора в ДОУ и в семье.
получают знания и опыт в вопросах воспитания своих малышей через произведения устного народного творчества, через муз – игровой фольклор.
Этапы реализации:
Разработка вариативной деятельности осуществлялась поэтапно.
Теоретическое обоснование: научно-методическая база, возрастные особенности, компетентность педагогов, родителей.
Содержательная основа: разработка учебного плана, комплексно-тематическое перспективное планирование, разработка диагностических карт, инструментария
Итог: мониторинг, анализ деятельности, банк методико-педагогических наработок.
Свою работу начала с изучения нормативно- правовой базы,
различных образовательных программ, психологических и возрастных особенностей детей, методического обеспечения, подбора музыкально-нотной литературы, художественной литературы по фольклору, наглядного дидактического и практического материала для детей раннего возраста.
В начале своей работы по данному направлению было проведено анкетирование для родителей, с целью выявления компетентности по использовании малых форм фольклора в ДОУ и семье.
Цель: Выявить знания родителей по использовании малых форм фольклора в ДОУ и семье.
Анализ анкетирования показал, что 50% родителей имеют недостаточные знания по использованию фольклора в семье, 20% - не используют его в семье.
На 2 этапе приступила к разработке учебного, календарно - тематического перспективного плана, созданию и накоплению предметно-пространственной развивающей среды как педагогами в группе, так и в музыкальном зале.
Совместными усилиями – (педагоги, родители) в муз.зале был создан:
Мини-центр Русская изба с предметами старины и быта, и соответствующей декорацией, реквизитами. Центр Русская изба пополнен детскими музыкальными инструментами, наглядным методическим и практическим материалом. Совместно с родителями сшиты русские народные костюмы.
Программа раскрывает формы совместной деятельности с детьми, взаимодействия с воспитателями и сотрудничества с семьями воспитанников.
Совместная деятельность с детьми – это серия муз – игровых тематических занятий: Баю-баю, баю, Танечку качаю, Пей чай – удовольствие получай!, Маме я помогу за водичкой схожу!, Собрались мы здесь позабавиться, да потешиться и другие.
В группе с воспитателями дети знакомятся с русской Матрёшкой, народной куклой, играют в народные игры: Каравай и Прятки и другие.
Программа предусматривает культурно – досуговую деятельность (календарные и этнические праздники (Осенины, Рождество, Масленица, Пасха, Троица – завивание берёзки) и развлечения на материале фольклора с учётом раннего возраста детей.
Вариативная программа содержит разнообразные формы взаимодействия с воспитателями: беседы, практический показ, консультации, Мастер – класс, где педагоги получают знания и нарабатывают умения в изготовлении самодельных народных инструментов и других методических и практических пособий.
Вариативная деятельность предполагает сетевое взаимодействие с пед.сообществом (открытые просмотры, проекты). А так же сотрудничество с социумом (связь с Детским Эколого-Биологическим Центром, кукольным театром Золотой петушок и другие).
Невозможно добиться высоких результатов без сотрудничества с семьёй.
Это открытые просмотры, развлечения и праздники с приглашением родителей.
Совместное участие в проектах, в организации фотовыставок, стенгазет, фотоколлажей,
выставок различных направлений; мини-музеи поделок родителей с детьми.
Заключительным этапом всей деятельности является:
мониторинг (обработка и анализ результатов диагностических карт по освоению вариативной программы Топотушки детьми с 2 – 3 лет)
итоговое анкетирование, проводимое для выявления компетентности у педагогов и родителей), которые показали положительные результаты.
создание банка пед.разработок Педагогическая шкатулка (пополнение методическими разработками, современными технологиями, наглядным дидактическим и практическим материалом.
В результате проведённой работы у малышей повысился интерес к устному народному творчеству, улучшились психические процессы, активная речь, сформировалась эмоциональная отзывчивость на произведения русского народного творчества, развились музыкальные и коммуникативные способности; повысилась компетентность педагогов и родителей, возросла отзывчивость родителей; банк пед.разработок пополнился методическим и дидактическим материалом.
Таким образом, вариативная программа Топотушки стала эффективным инструментом в муз. - образовательной деятельности.
2
Художественно – эстетическое развитие, направление Музыка.
(из опыта работы)
Современное общество предъявляет новые требования к системе дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ с обновленным содержанием для детских садов.
Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм.
Вариативная деятельность запланирована как инструмент позитивной социализации и индивидуализации ребёнка, развитие его личности, что соответствует ФОП ДО.
Передо мной, как музыкальным руководителем, встала проблема повышения эффективности и качества решения программных задач Основной Образовательной Программы.
Учитывая требования ФОП ДО, ФГОС ДО, региональный компонент, приоритетное направление и потребности Дошкольного Образовательного Учреждения (основной образовательной программы ДОУ), основу программы От рождения до школы под ред.Н.Е. Вераксы, изучение парциальной программы Ладушки авторов Новоскольцевой И., Каплуновой И. и направления современных технологий, мною было выбрано вариативное направление Приобщение детей раннего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры посредством фольклора.
Накопленный многолетний совместный опыт углублённой работы музыкального руководителя и воспитателей по приобщению детей к истокам русской национальной культуры посредством фольклора, как самого близкого и занимательного жанра, затрагивающего интересы и потребности наших малышей, был успешно трансформирован в авторскую вариативную программу Топотушки для детей раннего дошкольного возраста с 1,6 – 3 лет, которая была принята и утверждена на педагогическом совете Дошкольного Образовательного Учреждения.
Программа Топотушки адаптирована и апробирована для детей раннего возраста с 1,6 – 3 лет.
1 учебный год – (с детьми с 1,6 – 2,0 лет) - основан на использовании муз – игрового материала, характерного для данного возраста и знакомстве с произведениями устного народного творчества, восприятии русской народной музыки, песенок, голосов домашних животных, знакомстве с плясками, народными играми и детскими музыкальными и шумовыми инструментами, знакомстве с предметами народного быта.
2 учебный год - (с детьми с 2,0 – 3,0 лет) - обучение и развитие детей происходит на основе знаний, умений, навыков, полученных ранее, с учётом более сложных образовательных задач, характерных для детей с 2,0 – 3,0 лет.
Проблема
При выборе вариативного направления Программы была учтена сложившаяся в настоящее время проблема современного общества, как дефицит программ приобщения детей раннего возраста к истокам русской народной культуры.
В то же время ФОП ДО нацеливает на формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников.
В процессе анкетирования родителей была выявлена проблема некомпетентности
в вопросах обучения и развития детей не только в дошкольном учреждении, но и в домашних условиях, не имеют представления о воспитательно-образовательном процессе в ДОУ в соответствии с возрастными и психофизическими возможностями детей раннего возраста. У них нет чёткого понимания, что Ясли – это серьёзно. Семьи воспитанников в силу своей занятости не дают детям знаний и навыков по привитию любви, уважения к социуму, родному краю, культуре русского народа, вместо чтения худ. лит-ры по возрасту детей, занимают своих малышей игрой со смартфонами, планшетами, которые не несут необходимую познавательную информацию, предлагают просматривать более сложные для восприятия детьми сказки, мультфильмы, слушать взрослую пульсирующую музыку, что сказывается на здоровье и развитие ребёнка.
Ведь именно раннее детство – уникальный период жизни человека. В это время идёт интенсивное становление и развитие всех особенностей, закладываются основы для психических процессов личности. В первые три года жизни дети учатся тому, что будут использовать в течение всей жизни. Если родители не создадут условия для дальнейшего развития малыша, то ребёнок не получит полного качественного развития и его потенциальные возможности останутся нереализованными
Образовательное пространство.
Выявленная проблема послужила основанием для создания вариативной деятельности в условиях открытого образовательного пространства ДОУ, которая послужит инструментом для более эффективной организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и семье,
Программа Топотушки включает:
Цель: Приобщение детей раннего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры посредством фольклора.
Задачи:
Формировать знания, умения, навыки, обогащать активную речь детей через восприятие малых форм фольклора на муз. – игровых занятиях.
Учить малышей восприятию фольклорных текстов, русской народной музыки, народных песен, формировать у них умение слушать и слышать.
Обучать и основам игры с театральной куклой (кукольный театр, пальчиковый театр, театр варежки, театр игрушки, настольный театр)
Учить детей действовать с предметами – заместителями при пересказе фольклорных произведений.
Обучать двигательным навыкам при разучивании плясок, хороводов, правилам игры, основам игры на детских музыкальных инструментах, способам овладения здоровьесберегающих технологий (дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастика, элементы самомассажа, логоритмика и т.д. и т.п.)
Учить малышей запоминать небольшие тексты песенок, подпевать и петь взрослому.
Воспитывающие:
Воспитывать у детей духовно-нравственные основы через виды музыкальной деятельности
Воспитывать навыки коммуникативного общения.
Воспитывать доброе, заботливое отношение к окружающему миру.
Воспитывать любовь к устному и песенному творчеству народной культуры.
Развивающие:
Развивать у детей интерес к русскому народному творчеству.
Развивать эмоциональную сферу ребёнка посредством музыкального фольклора.
Развивать музыкально-слуховое восприятие.
Принципы и подходы
Соблюдены принципы и подходы к содержанию и реализации программы:
Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом
индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие музыкальных способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Принцип гуманности - любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку.
Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии с учетом возраста детей.
Принцип системности – работа проводится систематически весь учебный год.
Принцип постепенности и последовательности - постепенное и последовательное усложнение поставленных задач.
Принцип интеграции - строится на взаимодействии фольклора в разнообразных видах детской деятельности и образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.
Принцип культуросообразности региона - становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа.
Принцип обратной связи - предполагает рефлексию вариативной деятельности и деятельности детей, мониторинг усвоения знаний, умений, навыков детьми 2 – 3 лет в вариативной деятельности.
Принцип преемственности с социумом – заключается в сотрудничестве детского коллектива с Детским Эколого – Биологическим Центром с целью приглашения для организации катания детей на лошадке, пони и муниципальным кукольным театром Золотой петушок с приглашением артистов для показа спектаклей для малышей.
Целевые ориентиры:
Сформулированы целевые ориентиры:
Совместная деятельность родителей, детей и воспитателей способствует развитию интереса к истокам русского наследия, воспитывает любовь к родному краю.
В результате систематической, последовательной работы по вариативному направлению у детей:
повышается познавательный интерес к произведениям устного народного творчества и возникает желание заниматься музыкально - игровым фольклором.
формируются знания о культуре и традициях русского народа, предметах быта, об окружающем мире, о русских народных инструментах, о характере русской народной музыки; своеобразии р.н.костюмов.
улучшаются психические процессы: пополняется активный словарный запас, формируется эмоциональная отзывчивость на произведения русского народного творчества ( потешки, сказки, загадки. и т.д.)
развиваются музыкальные способности: подпевание и пение, двигательная активность, муз - слуховые представления (тембр, динамика, звуковысотность, ритмичность), игра на музыкальных и шумовых инструментах, предпосылки к самостоятельному творчеству.
формируется двигательная активность (пляски, игры, упражнения, здоровьесберегающие технологии)
улучшаются коммуникативные способности (дети станут более раскрепощёнными, активными).
У воспитателей:
педагоги получают нетрадиционный опыт работы с детьми, основанный на использовании малых форм фольклора в едином воспитательно-образовательном пространстве.
приобретают опыт в изготовлении дидактического и практического наглядного материала (дидактических игр, лэпбуков, элементов костюмов, бутафории, самодельных детских шумовых инструментов, реквизита в работе с малыми формами фольклора,
осваивают опыт совместного сотрудничества с детьми и родителями
У родителей:
повышается заинтересованность, отзывчивость, взаимопонимание и компетентность в вопросах использования фольклора в ДОУ и в семье.
получают знания и опыт в вопросах воспитания своих малышей через произведения устного народного творчества, через муз – игровой фольклор.
Этапы реализации:
Разработка вариативной деятельности осуществлялась поэтапно.
Теоретическое обоснование: научно-методическая база, возрастные особенности, компетентность педагогов, родителей.
Содержательная основа: разработка учебного плана, комплексно-тематическое перспективное планирование, разработка диагностических карт, инструментария
Итог: мониторинг, анализ деятельности, банк методико-педагогических наработок.
Свою работу начала с изучения нормативно- правовой базы,
различных образовательных программ, психологических и возрастных особенностей детей, методического обеспечения, подбора музыкально-нотной литературы, художественной литературы по фольклору, наглядного дидактического и практического материала для детей раннего возраста.
В начале своей работы по данному направлению было проведено анкетирование для родителей, с целью выявления компетентности по использовании малых форм фольклора в ДОУ и семье.
Цель: Выявить знания родителей по использовании малых форм фольклора в ДОУ и семье.
Анализ анкетирования показал, что 50% родителей имеют недостаточные знания по использованию фольклора в семье, 20% - не используют его в семье.
На 2 этапе приступила к разработке учебного, календарно - тематического перспективного плана, созданию и накоплению предметно-пространственной развивающей среды как педагогами в группе, так и в музыкальном зале.
Совместными усилиями – (педагоги, родители) в муз.зале был создан:
Мини-центр Русская изба с предметами старины и быта, и соответствующей декорацией, реквизитами. Центр Русская изба пополнен детскими музыкальными инструментами, наглядным методическим и практическим материалом. Совместно с родителями сшиты русские народные костюмы.
Программа раскрывает формы совместной деятельности с детьми, взаимодействия с воспитателями и сотрудничества с семьями воспитанников.
Совместная деятельность с детьми – это серия муз – игровых тематических занятий: Баю-баю, баю, Танечку качаю, Пей чай – удовольствие получай!, Маме я помогу за водичкой схожу!, Собрались мы здесь позабавиться, да потешиться и другие.
В группе с воспитателями дети знакомятся с русской Матрёшкой, народной куклой, играют в народные игры: Каравай и Прятки и другие.
Программа предусматривает культурно – досуговую деятельность (календарные и этнические праздники (Осенины, Рождество, Масленица, Пасха, Троица – завивание берёзки) и развлечения на материале фольклора с учётом раннего возраста детей.
Вариативная программа содержит разнообразные формы взаимодействия с воспитателями: беседы, практический показ, консультации, Мастер – класс, где педагоги получают знания и нарабатывают умения в изготовлении самодельных народных инструментов и других методических и практических пособий.
Вариативная деятельность предполагает сетевое взаимодействие с пед.сообществом (открытые просмотры, проекты). А так же сотрудничество с социумом (связь с Детским Эколого-Биологическим Центром, кукольным театром Золотой петушок и другие).
Невозможно добиться высоких результатов без сотрудничества с семьёй.
Это открытые просмотры, развлечения и праздники с приглашением родителей.
Совместное участие в проектах, в организации фотовыставок, стенгазет, фотоколлажей,
выставок различных направлений; мини-музеи поделок родителей с детьми.
Заключительным этапом всей деятельности является:
мониторинг (обработка и анализ результатов диагностических карт по освоению вариативной программы Топотушки детьми с 2 – 3 лет)
итоговое анкетирование, проводимое для выявления компетентности у педагогов и родителей), которые показали положительные результаты.
создание банка пед.разработок Педагогическая шкатулка (пополнение методическими разработками, современными технологиями, наглядным дидактическим и практическим материалом.
В результате проведённой работы у малышей повысился интерес к устному народному творчеству, улучшились психические процессы, активная речь, сформировалась эмоциональная отзывчивость на произведения русского народного творчества, развились музыкальные и коммуникативные способности; повысилась компетентность педагогов и родителей, возросла отзывчивость родителей; банк пед.разработок пополнился методическим и дидактическим материалом.
Таким образом, вариативная программа Топотушки стала эффективным инструментом в муз. - образовательной деятельности.
2