Публикации Социализации детей с ограниченным возможностями здоровья на занятиях швейного дела через профориентационную деятельность с применением современных технологий.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социализации детей с ограниченным возможностями здоровья на занятиях швейного дела через профориентационную деятельность с применением современных технологий.
Автор: Кожевникова Оксана Николаевна

Социализации детей с ограниченным возможностями здоровья на занятиях швейного дела через профориентационную деятельность с применением современных технологий.Кожевникова Оксана Николаевна, педагог МБОУ ДО ГДК «Академия талантов» г. Новый Уренгой, 2024г. В современном, быстро изменяющемся мире перед образовательной организацией стоит задача поиска и выбора наиболее эффективных условий организации обучения, развития и воспитания    и как следствие социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, направленные на обеспечение обучающихся необходимым багажом знаний и умений, подготовку к жизни в современных социально-экономических условиях.  Одним из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса является использование современных педагогических технологий. Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача нас - педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. На сегодняшний день в области специального образования имеется ряд проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Речь идет об организации обучения таким образом, чтобы расширились рамки коррекционной работы над личностью школьников и тем самым создавались условия для более успешного овладения ими программного материала. Эффективное усвоение учебного материала по швейному делу возможно лишь при решении специфических задач, вытекающих из особенностей психофизиологического развития обучающихся и определяющих коррекционную направленность трудового обучения.Правильная организация учебной мастерской способствует эффективной подготовке учащихся к трудовой деятельности. Швейная мастерская оборудована с учётом требований технологией определённого вида труда.Материально-техническое обеспечение: кабинет швейного дела, мастерская оснащена современным парком швейных машин, посадочными рабочими местами учащихся, оборудованием для влажно - тепловой обработки и раскройным столом. Программой по швейному делу предусмотрено все необходимое для подготовки школьников к работе на производстве, с точки зрения трудовых умений и навыков. В ходе занятий в зависимости от его содержания решаются следующие профориентационные задачи: воспитание у учащихся ответственного и активного отношения к сознательному и самостоятельному труду, выбору профессии, формирование у них правильного понимания сущности профессионального самоопределения; развитие познавательной активности, самостоятельности и творческого отношения к изделиям, наблюдательности, пытливости, инициативы; формирование профессионально важных качеств с целью профессионального самоопределения в соответствии с особенностями личности. Есть указания и на то, что учащиеся должны разбираться в чертеже, уметь планировать последовательность технологического процесса при изготовлении изделия, что обеспечивает сознательное, а значит и самостоятельное выполнение соответствующих операций. В пояснительной записке к программе сказано, что дети должны не только научиться выполнять определенные задания, но и уметь объяснить, как они выполняются.Для самостоятельного выполнения трудового задания воспитанникам, кроме умения выполнять ручные и машинные швы должны:
  • разбираться в чертежах и рисунках программного изделия;
  • знать контурные срезы деталей кроя швейных изделий и их названия;
  • уметь определять лицевую и изнаночную сторону (изделия) ткани;
  • определять последовательность выполнения задания;
  • выполнять задания по инструкции (письменной и устной) и по образцу.
  • Таким образом, в целом, программой предусмотрено воспитание у учащихся умения самостоятельно работать. Но воспитание этого умения, в наибольшей мере зависит от педагога, от того какими методами и приемами он пользуется. От способов объяснения процесса выполнения задания зависит осознанность выполнения учащимися этого задания, что в свою очередь является одним из условий развивающего обучения в процессе профессионально-трудового обучения. В своей практической работе я придерживаюсь следующих направлений:
  • коррекция и  развитие психофизических недостатков учащихся средствами обучения на занятиях швейного дела;
  • обучение непосредственно профессии, т.е. выработке у школьниц качественных, скоростных показателей и выносливости в труде;
  • развитие самостоятельности в работе.
  • Средства наглядности, используемые на занятиях швейного дела.По цели использования наглядные средства можно разделить на несколько групп:
  • Наглядные средства, помогающие объяснить конечную цель работы (образцы изделий, технические рисунки).
  • Наглядные средства, применяемые для обучения планированию (предметные карты, предметно-технологические, инструкционные карты, планы в таблицах, предметно-операционные, графические планы).
  • На занятиях по швейному делу, при обучении учениц умственному действию планирования, я использую технологические, инструкционные, предметно технологические карты, представляющие собой видоизмененную производственную документацию. В инструкционных картах по определенной схеме в порядке выполнения работы указываются названия операций, ее графическое изображение, приемы выполнения, технические условия выполнения операции, возможные дефекты и способы их устранения. Все элементы инструкционных карт используются в различных вариантах в индивидуальной и фронтальной работе с учащимися.Предметные технологические карты отражают стандартные планы работы, выполнения трудовых операций, т.е. изменение формы и размеров объекта. Используются для объяснения последовательности выполнения технологических операций и при проверке знаний и умений, учащихся о порядке выполнении предстоящей работы.Использование предметно-технологических карт на занятиях швейного дела помогают учащимся устанавливать логическую последовательность изготовления изделия, подбирать необходимые инструменты, материалы и приспособления, пользоваться рациональными приёмами труда, применять необходимые правила техники безопасности, осуществлять поэтапный контроль выполнения изделия. Использование предметно-технологических карт способствуют тому, что дети осознают необходимость составлять план и придерживаться его в практической деятельности. Работа с картами активизирует учащихся, и делает их работу более интересной и привлекательной. Предметно-технологические карты дают возможность педагогу чётко организовать занятие, учитывать индивидуальные возможности учащихся, рационально использовать учебное время. Предметно-технологические карты, содержащие кроме предметных образцов, набор табличек с названием технологических операций более полно отражают план работы. Такие карты позволяют учащимся точнее представить предстоящую практическую работу, усвоить более подробный план изготовления изделия, они дают возможность выполнять большее число вариантов упражнений в процессе составления плана работы.Предметные, предметно-технологические и инструкционные карты разработаны мною на все изделия, предусмотренные программой по швейному делуи используются на различных этапах занятия. Умение планировать свою работу и осуществлять ее по плану есть один из основных признаков осмысленного и самостоятельного выполнения задания. Мой опыт работы с разнообразными видами карт показал, что у воспитанников вырабатываются устойчивые умения и навыки самостоятельного планирования предстоящей работы. А именно предметные, предметно-технологические и инструкционные карты:
  • способствуют формированию оперативного образа объекта труда у детей с интеллектуальной недостаточностью различной степени тяжести (Например:  обработка срезов обтачкой; обработка манжеты на рукаве и т.д.);
  • развивают ориентировочные и планирующие умения, которые они могут перенести на другие несложные изделия (умение составить последовательность своих практических действий);
  • у  учащихся вырабатываются контролирующие действия;
  • карты облегчают понимание информации, которую педагог представляет на занятии;
  • способствуют прочному усвоению технико-технологических знаний;
  • позволяют активизировать и направлять практическое мышление учащихся;
  • повышают работоспособность;
  • формируют основные компоненты любого трудового приема.
  • Совершенствование профессиональных навыков осуществляется путем тренировочных упражнений, в том числе и тех, которые носят чисто учебный характер. Организация тренировочных упражнений включает, помимо отработки исполнительных действий учащихся, анализ промежуточных и конечного результатов при отработке  приема. Такие упражнения занимают небольшую долю учебного времени, однако они необходимы, так как позволяют в более короткие сроки добиваться соответствия изготовляемой продукции техническим требованиям. Основное учебное время отводится упражнениям по изготовлению предметов полезного назначения. Знакомимся с оптимальным выбором профессии, где стараемся рассмотреть каждое условие применимое как к выбранной профессии, так и личности учащегося. Эффективной формой профориентации учащихся являются праздники труда. Учащиеся заранее готовят выставку изделий, выполненных на занятиях, готовят показы моделей одежды.Для оценки способностей детей к данному виду труда используются профессиограммы специальностей. Профессиограмма отражает систему требований, предъявляемых той или иной профессией к человеку. В ней указывается следующее:1. основные, наиболее часто встречающиеся работы в данной профессии;2. операции, приёмы и действия, выполняемые при работе;3. общие и специальные знания, необходимые для выполнения данной работы;4. общие и специальные умения и навыки;5. основные противопоказания к освоению профессии. Важную роль в правильном выборе профессии играет характер человека, его свойства. В профессиональной деятельности большое значение имеют волевые качества личности. Именно они определяют умение человека сознательно направлять свою деятельность в соответствии с определенными целями, преодолевать трудности и препятствия в работе. Особую ценность представляют сведения о том, как проявляются профессиональные мастерство и творчество, в чем заключается профессиональная этика специалиста, какие моральные, волевые и другие качества ему необходимы. Учащиеся с ОВЗ положительно относятся к занятиям швейного дела, они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно- ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков.  Одним из приоритетных задач в обучения детей с ОВЗ является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение на занятиях дополнительного образования для детей с ОВЗ, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства и социализации их в обществе.Список литературы:1.Андреенкова Н.В.Проблемы социализации личности. Вып.3.М.,197022.Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. - 2001. - №3, стр. 123. Грузинова Т.В. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции /Директор школы», 1999, № 4;4.Кульневич С.В. Современный урок. Часть III. Проблемный урок.  Ростов-на-Дону.: «Учитель», 2006. – 288 с.5.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. /Под ред. В.В.Воронковой.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011.- Сб. 16. Соколенко Г.В. Информационные технологии в образовании учащихся с ограниченными возможностями здоровья.//Коррекционная педагогика. Теория и практика.-2013.-№4.-С.83-87.