Публикации
Адаптация детей раннего возраста с задержкой речевого развития к условиям дошкольного образовательного учреждения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптация детей раннего возраста с задержкой речевого развития к условиям дошкольного образовательного учреждения
Автор: Королькова Илона Евгеньевна Гребенюк Ирина Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптация детей раннего возраста с задержкой речевого развития к условиям дошкольного образовательного учреждения
Автор: Королькова Илона Евгеньевна Гребенюк Ирина Ивановна
И.И. Гребенюк, И.Е. КорольковаАдаптация детей раннего возраста с задержкой речевогоразвития к условиям дошкольного образовательногоучреждения Ранний возраст представляет собой такой этап жизни ребенка, когда быстро формируются все психофизиологические процессы, свойственные человеку. На данном этапе развития можно заметить некоторую уязвимость ребенка, проявляющуюся в ранимости организма, в низкой сопротивляемости к заболеваниям, в неустойчивости эмоционального фона и т.п., которые наиболее ярко могут проявиться при поступлении ребенка в детский сад. В данном случае особенно важно создать благоприятные условия для каждого ребёнка раннего возраста в период его адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).Поскольку адаптация детей к детскому саду – это сложный процесс приспособления организма и психики ребенка к новым условиям, она проходит на двух уровнях (физиологическом и социально-психологическом), так как физическое и психическое развитие ребёнка взаимосвязаны.Физиологическая адаптация ребенка с ОВЗ предполагает изменение деятельности функциональных систем организма: дыхательной, сердечно- сосудистой и других. В системе комплексной реабилитации ребенка раннего возраста с ОВЗ, обусловленными ЗРР, физиологическая адаптация предполагает привыкание к новому режиму дня, к новой пище, к новому помещению (мебели, освещённости и даже запахам). Ребёнку придётся привыкнуть к постоянному присутствию других детей и к невозможности уединения, к необходимости самоограничений. А также ребёнку предстоит постепенно привыкнуть к новым нагрузкам: к необходимости сидеть, слушать взрослого и выполнять его задания. Для успешной и более спокойной адаптации детей к детскому саду требуется чётко продуманная организация, методы и приемы педагогического воздействия, которые позволят уменьшить резкий контраст между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома, и той, в которой он теперь находится в дошкольном учреждении.Для успешной социально-психологической адаптации детей мы выделили три основных направления в работе:1) создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе с учётом особенностей развития каждого ребёнка;2) организация пространственной предметно-развивающей среды;3) организация взаимодействия с родителями.Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе детей предполагает учет следующих особенностей развития каждого ребенка: 1) возраст при поступлении в детский сад; 2) состояние здоровья, состояние нервной системы и уровень физического развития; 3) уровень развития навыков самообслуживания; 4) индивидуальные психологические особенности, темперамент ребёнка (так как дети с различными чертами характера и типом темперамента к детскому саду привыкают по-разному); 5) характеристика познавательной сферы ребёнка (достигнутый уровень психического развития); 6) сформированность навыков предметных и игровых действий; 7) сформированность навыков общения ребёнка со сверстниками и со взрослыми, что предполагает достижение им необходимого уровня речевого развития.Большое значение для успешной адаптации ребёнка к детскому саду имеет речь. Ребёнок с речью более эффективен в общении, может использовать речь для урегулирования отношений с окружающими. Однако среди детей раннего возраста с ЗРР можно выделить следующие три группы по уровню развития речи: 1) совсем неговорящие дети; 2) дети минимумом слов (иногда аморфных слов-корней, лепетных, полуискажённых слов, обрывков слов, звукоподражаний, звукокомплексов из 2–3 плохо артикулируемых звуков), которые они используют в процессе общения; 3) дети, владеющие фразовой речью, речь которых понятна для окружающих.Уровень понимания речи других также играет большую роль в адаптационный период ребенка. В соответствии с уровнем развития понимания речи среди детей раннего возраста также можно выделить три группы: 1) дети с самым низким уровнем развития понимания речи, которые с трудом понимают обращённые к ним элементарные просьбы; 2) дети с средним уровнем развития понимания речи, которые могут понимать значение простых слов и предложений, поэтому могут выполнять простейшие инструкции и подчиняться предъявляемым требованиям; 3) дети с достаточно высоким уровнем развития понимания речи, которые понимают значение грамматических форм слов и грамматических конструкций. Эти дети наиболее эффективны в общении, могут подчиняться всем необходимым требованиям, хорошо понимают обращённую речь, все обращённые к ним слова и просьбы.Учитывая все особенности детей раннего возраста, в том числе и уровень развития их речи, мы выделили несколько наиболее важных моментов, на которые следует обратить особое внимание в период адаптации детей с нарушениями речи к детскому саду: 1) для формирования и поддержания ощущения защищённости и эмоционального комфорта нельзя допускать физического воздействия и насилия (нельзя заставлять насильно что-то делать);2)необходимо максимальное использование игровых действий детей в течение дня, так как только в игре у детей появляется уверенность в своих силах и формируется умение общаться со сверстниками;3) необходимо максимальное использование коллективных форм деятельности для общения и взаимодействия детей друг с другом;4) необходимо предоставление времени для уединения, в котором дети могут нуждаться, времени для самостоятельной деятельности детей наедине с собой;5) необходимо максимальное использование сюрпризных моментов и моментов новизны, а также поощрения за все, хотя бы очень маленькие успехи и достижения.С учетом необходимости максимального использования игровых ситуаций и действий при взаимодействии с детьми в течение дня мы выделили четыре группы игр, которые могут быть использованы в адаптационный период с детьми с ЗРР в рамках комплексной коррекционно-развивающей работы. Эти игры должны быть подобраны индивидуально с учетом уровня развития экспрессивной (активной) речи и уровня развития понимания речи окружающих каждым ребенком:1) игры, способствующие формированию общения (преодолению речебоязни и речевого негативизма);2) игры, способствующие развитию подражательной деятельности детей (которая лежит в основе развития детей в целом);3) игры, способствующие развитию психических процессов и познавательной деятельности детей;4) игры для развития речи (развития понимания речи и активизации самостоятельной речевой деятельности детей).Перечисленные виды игр могут соответствовать направлениям коррекционно-развивающей работы с детьми в период адаптации. Осуществление данной работы требует организации особой пространственной предметно-развивающей среды в группе, а также организации взаимодействия с родителями детей раннего возраста в адаптационный период.Работа логопеда в адаптационный период должна способствовать развитию речи детей и предупреждению возникновения препятствий для ее развития. Правильно подобранные игры, используемые на занятиях логопеда, способствуют и физиологической, и социально- психологической адаптации детей, что может оказать огромное влияние на более успешное развитие детей в дальнейшем.