Публикации
Развитие коммуникативно-речевой деятельности в онтогенезе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие коммуникативно-речевой деятельности в онтогенезе
Автор: Гребенюк Ирина Ивановна Маслова Ирина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие коммуникативно-речевой деятельности в онтогенезе
Автор: Гребенюк Ирина Ивановна Маслова Ирина Николаевна
И.И. Гребенюк, И.Н. МасловаРазвитие коммуникативно-речевой деятельности в онтогенезеДля возникновения и реализации коммуникативно-речевой деятельности необходимо наличие обязательных факторов и условий:- присутствие как минимум двух партнеров по общению: говорящего (коммуникатора) и слушающего (перципиента);- наличие ситуации общения, стимулирующей порождение мотивов деятельности партнеров;- наличие информации для передачи, являющейся центральным связующим звеном процесса общения и объединяющей людей, которые участвуют в общении;- использование речевых средств передачи информации, доступных коммуникантам;- наличие обратной связи, обмен коммуникативными действиями (общение не будет реализовано, если человек не отвечает на направленное на него действие);- обладание коммуникативными умениями, которые необходимы для осуществления коммуникативно-речевой деятельности.Для полноценного развития коммуникативно-речевой деятельности ребенка необходимо, чтобы он активно участвовал в общении, а именно проявлял коммуникативную активность и реализовывал речевую деятельность. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в дошкольном возрасте у ребенка имеются необходимые психологические предпосылки для формирования навыков речевого общения. Проблема развития речи у детей глубоко изучена и широко представлена в отечественной педагогике и психологии (Л.В. Выготский, Л.А. Данилова и др.). Коммуникативно-речевая деятельность ребенка в раннем возрасте формируется одновременно с процессом осваивания речи в разных видах деятельности, в первую очередь в тех, которые становятся ведущими в определенные периоды развития, то есть в эмоциональном общении, предметно-практической и игровой деятельности. Совместная деятельность служит основой формирования коммуникативно-речевого взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. Особенно важным для психического развития ребенка является его общение со взрослым на ранних этапах онтогенеза - в этот период в основном через общение ребенок приобретает все свои личностные и поведенческие качества и познавательные способности.М. И. Лисина описывает следующие формы общения ребенка со взрослым, которые охватывают период возраста с рождения до семи лет:1.Ситуативно-личностная - первая форма общения ребенка со взрослыми в онтогенезе включает первые полгода жизни. Общение представляет "комплекс оживления" - сложного поведения, в котором основными способами взаимодействия являются взгляды, улыбки, внезапные речевые вокализации, а также двигательные реакции. Важной потребностью, ребенка является потребность во внимании и доброжелательном отношении взрослого. Мотивы общения младенца носят личностный характер, коммуникация осуществляется с помощью экспрессивно-мимических средств. Эмоционально-личностное взаимодействие становится ведущим видом деятельности малыша и оказывает огромное влияние на становление ребенка как личности и на развитие всех сторон его психики.2. Ситуативно-деловая форма общения является основной формой взаимодействия ребенка со взрослыми вплоть до трех лет. Общение протекает на фоне практического контакта ребенка и взрослого. Ведущими становятся деловые мотивы общения, сочетающиеся с мотивами познавательными, личностными. В этот период жизни общение со взрослыми как бы внедряется в новую, теперь уже существенную для малыша сферу овладения действиями с предметами. Так же меняются средства, с помощью которых общаются ребенок и взрослый (совместные игры, обучение использованию предметов по назначению). Важнейшим приобретением детей раннего возраста является понимание речи окружающих и овладение активной речью. Ситуативно-деловое общение в процессе совместной деятельности младшего и старшего приводит к дальнейшему интеллектуальному развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей (от отдельных действий к предметно-процессуальным играм), к возникновению и формированию речи.3. Внеситуативно-познавательная форма общения отмечается от трех до пяти лет и может проходить только при помощи речи. Данная форма взаимодействия формируется на основе познавательных мотивов и речевых средств общения, которые становятся важнейшим средством коммуникации на этом уровне. У малыша появляются первые вопросы, направленные на выяснение информации о предметах и их взаимосвязях, закономерностях живой и неживой природы. Важной потребностью ребенка становятся признание и уважение взрослого, ведь именно старший является для малыша главным источником получения новых знаний и представлений об окружающем мире. 4. Внеситуативно-личностная форма общения детей со взрослым (шесть-семь лет) является высшим достижением коммуникативно-речевой деятельности дошкольников. Оно существует отдельно и не включено ни в какую другую деятельность. Эта форма коммуникации характеризуется личностными мотивами и осуществляется с помощью речевых средств общения, она необходима для познания социального мира. Интересы дошкольников связаны с миром людей, их поступками, человеческими качествами. Ребенок стремится к взаимопониманию и сопереживанию со взрослым, так как именно взрослый является образцом для подражания.Не менее важную роль в психическом развитии ребенка, в том числе и развитии его речи, играет общение ребенка со сверстником, так как общение только со взрослыми не обеспечивает достаточного личностного и познавательного развития. Только общаясь со сверстником он может стать равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой. Это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом. Ребенок должен выработать свою точку зрения, сделать моральный выбор. В общении детей со сверстниками также последовательно сменяются три качественные ступени (М.И.Лисина):1. Эмоционально-практическая;2. Ситуативно-деловая;3. Внеситуативно-деловая.Эмоционально-практическая форма возникает на третьем году жизни, достаточно быстро начинает развиваться как понимание речи, так и активная речь. У ребенка быстро возрастает словарный запас, усложняется структура предложений, он начинает пользоваться самой простой и естественной формой речи - диалогической, которая в младшем возрасте тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Диалогическая речь предполагает знание языка и умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживания речевого взаимодействия с партнером. Такая речь ребенка ситуативна, потому что ее смысловое содержание непосредственно присутствует в конкретной ситуации. Ситуативная речь в большей степени выражает, чем высказывает, используются невербальные средства (жесты, мимика, интонация). Но уже в этом возрасте дети учитывают при построении своих высказываний, как их поймут собеседники.В возрасте четырех лет дети переходят ко второй форме общения со сверстниками — ситуативно-деловой, роль которой заметно возрастает среди других видов активной деятельности. Дети стараются наладить деловое сотрудничество, согласовывая свои действия со своими сверстниками. Они идут на компромисс, когда уступают друг другу игрушки или наиболее привлекательную роль в игре. Потребность общения с другими детьми становится одной из важных. В 6-7 лет у детей складывается новая форма общения — внеситуативно-деловая. Эта форма коммуникации встречается довольно редко, лишь у небольшого числа детей, но существует тенденция к ее развитию у детей старшего дошкольного возраста. Жажда сотрудничества побуждает дошкольников к наиболее сложным контактам, возникает привязанность и дружба. Сотрудничество, оставаясь практическим, сохраняя связь с реальными делами детей, приобретает внеситуативный характер. Это связано с тем, что происходит усложнение игровой деятельности, на смену сюжетно-ролевым играм приходят игры с правилами, которые являются более условными.Следовательно, коммуникативно-речевая деятельность ребенка - это вид социальной активности, благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию, которая служит средством приобретения знаний и навыков, формирует и развивает способности, характер, самосознание, личностные качества человека.