Публикации
"Особенности формирования связной речи у обучающихся с расстройством аутистического спектра"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности формирования связной речи у обучающихся с расстройством аутистического спектра"
Автор: Мороз Наталья Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности формирования связной речи у обучающихся с расстройством аутистического спектра"
Автор: Мороз Наталья Анатольевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Елабужская школа –интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Особенности формирование связной речи
у обучающихся с расстройством аутистического спектра
Мороз Наталья Анатольевна
учитель-дефектолог
Елабуга, 2024
Сегодня в современном профессиональном педагогическом сообществе очень много говорят, рассуждают, делятся опытом, рассылают методические рекомендации по работе с детьми с расстройством аутистического спектра. Приходится искать ответы на многие вопросы: как общаться с такими детьми, каковы их интересы, как быстро установить визуальный контакт, как эффективно организовать образовательный процесс.
После педагогической диагностики у каждого ребенка выявляются множественные речевые нарушения: бедность словаря, трудности в формировании фонематических представлений, нарушения слоговой структуры слова, нарушения звукопроизношения. Обращенную речь понимают ситуативно. Особые трудности испытывают мои воспитанники при формировании связной речи.
Развитие форм связной речи имеет большой вес в процессах речевого развития детей с РАС, при этом коррекцию речевых расстройств начинать нужно, как можно раньше, так как требуется очень длительный период систематической работы, зачастую, целой команды педагогов. Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать коммуникативную речь у учащихся с РАС очень трудно.
Трудности формирования связной речи у детей с РАС послужили причиной использования мной мнемотехники и использованию жеста обозначающее то или иное слово.
Мнемотехника представляет собой совокупность методов и приемов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования ассоциаций. Способствует развитию: связной речи, ассоциативного мышления, слуховой и зрительной памяти, внимания, воображения. Начинается работа с простых мнемоквадратов, а затем последовательно переходит к мнемодорожкам и мнемотаблицам (от простого к сложному). Например,
Ребенку предлагается не просто текст и картинки, но и сопровождение каждого слова жестом. После многократных повторений, когда ребенок запомнил текст и ассоциирует его с жестами педагог молча показывает жесты ребенок сам воспроизводит текст, в дальнейшем некоторые дети отходят и от жестов им достаточно показывать последовательно картинки (1 букашки, 2 предлог на, 3опушке, 4иголку- шьют и тд) и они самостоятельно их воспроизводят. Далее переходим на более сложные мнемотаблицы. Заучивание коротких стихов, также дает хорошие результаты, когда изначально есть опора на жесты.
Значительное облегчение в работе по построению речевого высказывания у детей с расстройством аутистического спектра дало введение зрительных знаковых символов. Набор ярких смысловых картинок, позволяет самостоятельно формулировать предложения. Конечно, не все сразу получается. Но, при систематической работе по данной серии картинок не вызывает у детей затруднения в оречевлении.
Детям с ограниченными возможностями здоровья легче работать с наглядностью, а дети с РАС – она необходима. С помощью наглядности они учатся устанавливать соответствие не только между словом и предметом, но словом и действием предмета.
Источники.
Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки. 2-е издание. — М.: Теревинф, 2007. — 108 с. — (Особый ребёнок).
Елабужская школа –интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья
Особенности формирование связной речи
у обучающихся с расстройством аутистического спектра
Мороз Наталья Анатольевна
учитель-дефектолог
Елабуга, 2024
Сегодня в современном профессиональном педагогическом сообществе очень много говорят, рассуждают, делятся опытом, рассылают методические рекомендации по работе с детьми с расстройством аутистического спектра. Приходится искать ответы на многие вопросы: как общаться с такими детьми, каковы их интересы, как быстро установить визуальный контакт, как эффективно организовать образовательный процесс.
После педагогической диагностики у каждого ребенка выявляются множественные речевые нарушения: бедность словаря, трудности в формировании фонематических представлений, нарушения слоговой структуры слова, нарушения звукопроизношения. Обращенную речь понимают ситуативно. Особые трудности испытывают мои воспитанники при формировании связной речи.
Развитие форм связной речи имеет большой вес в процессах речевого развития детей с РАС, при этом коррекцию речевых расстройств начинать нужно, как можно раньше, так как требуется очень длительный период систематической работы, зачастую, целой команды педагогов. Даже в условиях комплексной, целенаправленной работы сформировать коммуникативную речь у учащихся с РАС очень трудно.
Трудности формирования связной речи у детей с РАС послужили причиной использования мной мнемотехники и использованию жеста обозначающее то или иное слово.
Мнемотехника представляет собой совокупность методов и приемов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования ассоциаций. Способствует развитию: связной речи, ассоциативного мышления, слуховой и зрительной памяти, внимания, воображения. Начинается работа с простых мнемоквадратов, а затем последовательно переходит к мнемодорожкам и мнемотаблицам (от простого к сложному). Например,
Ребенку предлагается не просто текст и картинки, но и сопровождение каждого слова жестом. После многократных повторений, когда ребенок запомнил текст и ассоциирует его с жестами педагог молча показывает жесты ребенок сам воспроизводит текст, в дальнейшем некоторые дети отходят и от жестов им достаточно показывать последовательно картинки (1 букашки, 2 предлог на, 3опушке, 4иголку- шьют и тд) и они самостоятельно их воспроизводят. Далее переходим на более сложные мнемотаблицы. Заучивание коротких стихов, также дает хорошие результаты, когда изначально есть опора на жесты.
Значительное облегчение в работе по построению речевого высказывания у детей с расстройством аутистического спектра дало введение зрительных знаковых символов. Набор ярких смысловых картинок, позволяет самостоятельно формулировать предложения. Конечно, не все сразу получается. Но, при систематической работе по данной серии картинок не вызывает у детей затруднения в оречевлении.
Детям с ограниченными возможностями здоровья легче работать с наглядностью, а дети с РАС – она необходима. С помощью наглядности они учатся устанавливать соответствие не только между словом и предметом, но словом и действием предмета.
Источники.
Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки. 2-е издание. — М.: Теревинф, 2007. — 108 с. — (Особый ребёнок).