Публикации Естественнонаучное

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Естественнонаучное
Автор: Татьяна Михайловна Панкина

Анализ дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ (далее ДООП) центра «Точка Роста» МАОУ «СОШ с.Сосновка»Привести титульные листы программ к единому виду:МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с.СОСНОВКАМО «ГОРОД САРАТОВ»ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Природа и творчество»Направление: естественнонаучноеВозраст обучающихся: 7-9 лет Возраст учащихся – 7-8лет Срок реализации – 1годАвтор-составитель:Панкина Татьяна Михайловна,педагог дополнительного образованиГород Саратов, 2024
  • Комплекс основных характеристик общеобразовательной общеразвивающей программы
  • Пояснительная записка
  • Общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и творчество» имеет естественнонаучную направленность.Уровень освоения программы: стартовый.Программа знакомит детей с окружающим миром, развивает творческие способности, художественный вкус, умственные способности, образное мышление, речь.Актуальность программы заключается в востребованности со стороны детей и родителей в изучении живой и неживой природы через творчество. Программа позволяет наиболее удачно развивать у детей творческие способности, приобретать навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.Программа «Природа и творчество» является модифицированной так как разработана на основе программ педагогов дополнительного образования:«Экология» (авт. Илларионова А. А. 2022 г),«Экологическая мастерская» (авт. А.И. Куприянова, 2021 г.).Отличительные особенности данной программы состоят в том, что занятия по программе проводятся по двум направлениям: «природа и природные ресурсы» и «декоративно- прикладное творчество». Формирование ключевых компетенций достигается через интегрированное обучение. Интегрированные занятия способствуют развитию таких компетенций: готовность к самообразованию, готовность к социальному взаимодействию, технологическая компетентность, коммуникативная компетентность.В данную программу были внесены изменения в содержание и разбивку по учебным часам. Увеличилось количество учебных часов в предметно-практической деятельности, уменьшилось количество досугово-массовых мероприятий.Новизна программы заключается в самом содержании, методических формах работы, стремлении познавать связь с окружающим миром, освоении основ декоративно-прикладного художественного творчества. Ручная работа ценилась во все времена, так как она помогает развивать мелкую моторику рук, снимает излишнее эмоциональное напряжение. Используемый природный материал таит в себе большие возможности: сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, формирует эстетическое и экологически грамотное отношение к природе. Ребята учатся жить в гармонии с окружающим миром.Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что используется такой подход к её изучению, что обучающиеся смогут увидеть наглядно каждую из представленных проблем, понять её историю, а также получат возможность самостоятельно сформировать макет любой поделки из любых подручных средств. Таким образом, обучающиеся будут вовлечены в процесс общения и познания, поскольку творчество является наиболее эффективным инструментом для формирования знаний, умений и опыта, а также развития интеллектуальной и эмоциональной составляющих обучающихся.Адресат программы и возрастные особенности. Дети младшего и среднего школьного возраста (7-9 лет) с нуждаются в постоянном внимании со стороны взрослого.В данном возрасте у обучающихся возникает потребность в формировании собственного мира и различных воображаемых ситуаций. С возрастом подобные фантазии становятся более творческие. Для детей такого возраста творчество является моделью некой жизненной ситуации, которую можно решить последовательностью правильных действий, приводящих к положительному результату.Количество обучающихся в группе 5-6 человек.Объём программы: 108 учебных часа.Срок реализации: 1 год.Форма обучения: очная.Режим занятий: 3 занятия в неделю по 1 часу в день согласно расписанию (продолжительностью 40 минут с 10-минутным перерывом).
  • Цель и задачи программы
  • Цель программы формирование знаний о живой и неживой природе, развитие творческого потенциала обучающихся посредством изготовления поделок из природного материала.Задачи программы:Обучающие:
  • познакомитьсразличнымивидамидекоративно-прикладноготворчества: бумагопластика, пластилинография, флористика, поделки из природных материалов.
  • сформировать представление о свойствах материалов (бумага, пластилин, крупа, соль, камень, песок, шишки, семена, косточки, засушенные листья и цветы);
  • сформировать навыки работы с простейшими инструментами (ножницы, линейка, кисточка).
  • Развивающие:
  • формировать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей;
  • формировать коммуникативные навыки;
  • способствовать развитию познавательного интереса и творческого мышления.
  • Воспитательные:
  • формировать бережное отношение к природе через вовлечение детей в активную творческую деятельность;
  • формировать художественно-эстетический вкус;
  • воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие.
  • Планируемые результаты освоения программыПредметные результаты:Обучающийся будет знать:
  • правила техники безопасности, личной гигиены;
  • основные признаки времен года;
  • виды декоративно-прикладного искусства;
  • композицию, формообразование, цветоведения;
  • наиболее типичных представителей животного и растительного мира нашего края;
  • значение природы в жизни человека;
  • -основные правила поведения в природе. Обучающийся будет уметь:
  • быть внимательным, наблюдать;
  • выполнять работу аккуратно;
  • применять теоретические знания на практике;
  • составлять простейший эскиз;
  • выполнять задание самостоятельно;
  • уметь различать изученные растения и животных;
  • владеть навыками культуры поведения, мерами предосторожностями в природе;
  • передавать красоту природы в своих поделках;
  • уметь рационально использовать дары природы
  • .
  • Метапредметные результаты:
  • развито образное и пространственное мышление; память, воображение, внимание;
  • умеет определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов;
  • развиты положительные эмоции и волевые качества, развита общая умелость, моторика рук, глазомер;
  • развиты коммуникативные навыки.
  • Личностные результаты:
  • сформировано бережное отношение к окружающему миру и его охране;
  • сформирована любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства;
  • проявление внимания, аккуратности, трудолюбия.
  • Содержание программы Учебный план
  • Содержание учебного плана
  • Вводное занятие (2 ч)
  • Теоретическая часть: Знакомство с программой и задачами обучения на учебный год. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с колющими и режущими инструментамФорма контроля : тестирование
  • Растительный и животный мир Саратовской области. Поделки из семян растений (16ч)
  • Теоретическаячасть: Правиласбораприродногоматериала.Условияхранения.Обработка экскурсионного материала.Практическая часть: Изучение правил поведения в природе. Создание карточек сзапрещающими знаками. Экологическая игра «Кто ты на Земле - хозяин или прохожий?»Зарисовка деревьев в экологическую тетрадь. Правила сбора природного материала. Условия хранения. Обработка экскурсионного материала. Ботаническая классификация и производственно-биологическая характеристика плодовых растений. Классификация лиственных пород. Классификация птиц.Форма контроля: Выставка «Золотая осень», опрос, фото - отчет
  • Флористика (14 ч)
  • Теоретическая часть: Характеристика растений используемых во флористике. Правила сбора флористического материала. Сезонные изменения цвета листьев. Понятие бутоньерки. Формы бутоньерки. Технология изготовления миниатюрной ёлочки. Технология выполнения бутоньерки из сухоцветов.Практическая часть: Изготовление гербария. Подготовка к онлайн-выставке «Золотая осень». Изготовление поделки из листьев. Изготовление человечков, птиц, животных. Очистка, окрашивание опилок. Изготовление аппликаций из окрашенных опилок и растительного материала. Изготовление и оформление миниатюрной новогодней елочки. Изготовление бутоньерки из сухоцветов. Изготовление пасхального деревца.Форма контроля: Выставка аппликаций, опрос, фото - отчет
  • Поделки из круп (15ч)
  • Теоретическая часть: Развитие сельского хозяйства Саратовской области. Виды круп, применение. Просмотр фильма «Картины из круп». Новогодние и рождественские украшения.Практическая часть: Окрашивание крупы. Изготовление улитки из крупы. Изготовление бабочки из крупы. Изготовление самостоятельно поделки из круп. Проведение эксперимента с соком апельсина и воздушным шариком. Викторина. Выкладка рисунка или узора из макарон. Выкладка рисунка или узора из круп. Покрытие лаком. Изготовление рождественских украшений. Игра «Обьяснялки»Форма контроля: Выставка праздничных композиций, опрос, фото отчет.
  • Волшебный пластилин (14 ч)
  • Теоретическая часть: «Декорируем рамки для фотографий, вазочки, бутылки, кашпо для растений или превращаем какую-нибудь ненужную жестянку в стакан для карандашей» презентация. «Материалы и приспособления, применяемые при работе» презентация. Модульная пластилинография, как сложная техника, требующая от детей умения владеть всеми приемами лепки. Изучение истории Нового года. История Рождества, интересные факты. Просмотр новогоднего поздравления. Контурная пластилинография. Многослойная пластилинография.Практическая часть: Подготовка основы. Контур. Выкладка рисунка или узора. Покрытие лаком. Самостоятельная работа в технике модульной пластилинографии. Лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов. Подготовка к выставке «Символы Отчизны». Самостоятельная работа в технике контурной пластилинографии. Самостоятельное выполнение работ в технике многослойной пластилинографии.Форма контроля: Выставка «Символ Отчизны», опрос, фото отчет.
  • Бумажная фантазия (22 ч)
  • Теоретическая часть: История развития бумагопластики. Виды бумаги, история, виды изделий, свойства, способы работы – просмотр видеозаписей. Особенности работы с бумагой. Складывание, пластичность материала, создание изделий, работа с резцами, ножницами. Техника«комкования». Техника безопасности при использовании канцелярского степлера. Знакомство с насекомыми Саратовской области. Техника выполнения работ. Эскиз аппликации. Экскурсия«Насекомые».Практическая часть: Просмотр мастер-класса «Оформление готовых работ в технике«комкования». Изготовление работы в технике «комкования». Аппликация из цветной бумаги«Белка». Подборка цветовой гаммы салфеток. Подготовка к выставке «Пасхальный благовест». Самостоятельная работа, изготовление поделок. Цветы из салфеток. Изготовление аппликации: сюжетной, предметной, декоративной по образцу, рассказу, собственному замыслу. Изготовление открыток, закладок для книг, блокнота. Самостоятельная работа по изготовлению божьей коровки. Аппликация в технике «комкования» «Пудель». Обрывная аппликация«Пчелка». Создание художественных изображений наклеиванием салфетки. Самостоятельная работа по изготовлению закладки для книг «Гусеница». Аппликация из рваной салфетки. Самостоятельная работа по созданию художественных изображений наклеиванием салфетки. Экскурсия «Мастерицы моего села».Форма контроля: Выставка аппликаций, опрос, фото-отчет.
  • Полезные ископаемые (25 ч)
  • Теоретическая часть: Природные материалы природного происхождения. Просмотр фильма «Соль-Илецкие месторождения». Аппликация из цветного песка. Сравнение песка, глины и камней. Просмотр пошаговой инструкции изготовления поделок из камня. Просмотр фильма «Невероятные окаменелости».Практическая часть: Изготовление поделок из каменной соли. Изготовление аппликации из песка «Мухомор». Изготовление самостоятельно поделок из песка. Изготовление поделок из камня. Подготовка к выставке «Салют, Победа!».Форма контроля: Выставка поделок из камня,опрос,фото-отчетИтоговое занятие (2 ч)Выставка-конкурс по итогам года «Природа и творчество». Игра «Времена года».
  • Формы контроля планируемых результатов
  • Входной контроль. Тестирование для выявления мотивации и заинтересованности ребенка к изучению программы.Текущий контроль: выставка работ после каждой пройденной темы; практическая работа, опрос, фото – отчет.Итоговый контроль: выставка-конкурс по итогам года «Природа и творчество».
  • Календарный учебный график
  • Количество учебных недель –36. Количество учебных дней – 108. Учебный период: сентябрь - май.Календарный учебный график разрабатывается ежегодно и является составной частью рабочей программы. (Приложение № 1)Место проведения занятий учебный кабинет.
  • Комплекс организационно-педагогических условий
  • Методическое обеспечение программы
  • Методы, наиболее часто используемые в программе: методы символического самовыражения, метод диалога «педагог ребёнок» на основе обсуждения рисунков и рассказов детей.
  • Развивающие игры (Экологическая игра «Кто ты на Земле - хозяин или прохожий?»,
  • «Времена года»).
  • Словесный метод с использованием жестов и мимики – рассказ, объяснение, беседа.
  • Наглядный метод - метод иллюстраций (показ эскизов, аппликаций, поделок); демонстраций (демонстрация фото - отчетов).
  • Практический метод - выполнение заданий, составление фото - отчетов.
  • При организации образовательного процесса педагог опирается на нижеперечисленные принципы организации образовательного процесса.Прочности успешное усвоение знаний происходит, если учащийся проявляет познавательную активность. Теоретический материал на занятиях излагается в форме бесед.Доступности при изложении материала учитываются возрастные особенности детей.Материал располагается от простого к более сложному.Наглядности – органы зрения пропускают почти в 5 раз больше информации в мозг, чем органы слуха, поэтому на занятиях используются в качестве наглядного материала фото, образцы изделий.Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия игры, мини-выставки. Всё это пробуждает интерес к обучению, а игра является прекрасной мотивацией получения знаний.Для достижения результата работы требуется большая вариативность подходов и постоянного собственного творчества.Значительную роль мотивации творчества ребят играет организация выставок тематических и сборных. Планируется их организация непосредственно в кабинете детского объединения, а также участие в районных конкурсах и выставках, что позволяет выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу.Завершением курса обучения является итоговая выставка - конкурс, призванная показать достижения детей за год.
  • Условия реализации программы
  • Материально-техническое обеспечение программы. Для проведения занятий применяется специально оборудованное помещение, отвечающее требованиям техники безопасности и оснащенное классной доской, необходимой мебелью (столы, стулья и т.д.).Материалы, инструменты и приспособления:наборы цветной бумаги, пластилин, клей, ножницы, инвентарём, предназначенный для составления композиций и подготовки рисунков (простые и цветные карандаши, листы бумаги, линейки (при необходимости)).Информационное обеспечение:Интернет-ресурсы: (Детские поделки) dlyadekupazha-instrumtnty-materialy/ (Декупаж для начинающих) (Идеи для создания подарков) (Бумагопластика) (Бумагопластика для детей)(Мастер-классы поаппликации)- modelirovanieobemnye-skulptury/ (Бумажное моделирование) (Поделки для праздника) (Материалы для творчества)Кадровое обеспечение программы: педагог дополнительного образования, прошедший курсы повышения квалификации по работе с детьми с ОВЗ.
  • Оценочные материалы
  • Для оценки результативности обучения применяются: тестирование, опрос, практическая работа, выставки работ обучающихся, фото-отчеты.Для оценки эффективности реализации программы разработаны критерии освоения образовательной программы учащимися.Оценочные материалы представлены в Приложении 2.Список литературыДля педагога:
  • Экология родного края / под редакцией Ашихминой Т.Я. -М: Образование.1996.
  • «Практические занятия по экологии». Д. Зверев, М: «Просвещение».2000 3.О.А.Шклярова «Изучение экологического состояния школы»; М.:
  • «Педагогика», «Биология в школе», №5 2000.
  • Чижевский А.Е. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Экология. Москва.
  • Издательство АСТ,2005.
  • «Экология» Школьный справочник, А.П. Ошмарин др., Ярославль,
  • «Академияразвития»,2000г.Основыэкологии»,сборникзадач,упражнений, практических работ10(11). А. Жигарев и др.» Дрофа», 2002г.
  • Федорова А.И., Никольская А.Н. практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. Заведений. – М.:гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. -288 с.
  • «Здоровье человека и окружающая среда», В.Т. Величковский и др., М:
  • «Новая школа», 1997.Для учащихся:Анастасова Л. П. Человек и окружающая среда: кн. для дополнит, чтения по прогр.«Экологическое развитие» / Л. П. Анастасова, Т. В. Кучер, И. В. Николаев. М.: ТОО «Ва- лент», 1995, 1997. - Ч. 1-3.Асланиди К. Б.Экологическая азбука для детей и подростков / К. Б.Асланиди, М. А. Малярова, Т. В. Потапова и др.; под ред. Т. В. Потаповой, Н.Г. Рыбальского — М.: Изд. МНЭПУ, 1995.Дольник В. Р. Вышли мы все из природы: беседы о поведении человекав компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник. - М.: LINKAPRESS, 1996.Рянжин С. В. Экологический букварь / С. В. Рянжин. — СПб.: Пит-Та, 1996.Селевко Г. К. Научи себя учиться / Г. К. Селевко. М.: Народное образование: НИИ школьных технологий, 2009. Ч. 1-3, 5-8, 11-13, 15, 16,18, 21-28.Ситников В. П.Основы безопасности жизнедеятельности: справочникшкольника / В. П. Ситников. — М.: Слово, 1997Для родителей:Экологические афоризмы, пословицы, поговорки: справочное пособие /сост. Н. Ф. Церцек. — М.: Либирея-Бибинформ, 2007.Энциклопедия для детей / метод, ред. Д. Володихин; ведущий ред. Г.Вильчек; отв. ред. Е.Ананьева. — М.: Аванта+, 2003. Т. 19. Экология.Я познаю мир: детская энциклопедия: экология / авт.-сост. К. Е.Чижевский. - М.: ACT,1997.Интернет-ресурсы:
  • Приложение 1.Календарный учебный графикпо адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программе«Природа и творчество»Приложение 2.ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫКРИТЕРИИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ УЧАЩИМСЯ С ОВЗ(низкий, средний, высокий)Тестирование
  • Нужно ли проводить субботники? А) да
  • Б) нет
  • Вы выходите на субботники? А) да
  • Б) нет
  • Вы выбрасываете мусор (фантик, обёртку, пачку от сигарет и т.п.) на улице? А) да
  • Б) нет
  • Знаете ли Вы, в какие сроки разлагается выброшенный вами мусор?
  • А) да Б) нетВ) никогда не задумывался
  • Куда Вы выкидываете мусор?
  • А) на свалку Б) сжигаюВ) в ближайший лес, овраг Г) в мульду
  • В чём причина загрязнения территории, на которой проживаете Вы? А) безответственность людей
  • Б) низкий культурный уровеньВ) отсутствие лицензированной организации, занимающейся переработкой мусора Г) никогда не задумывался
  • Как избавиться от стихийных свалок?
  • А) накладывать штрафыБ) вести работу по разъяснению недопустимости образования стихийных свалок В) поставить дополнительные мусорные бакиГ) свой вариант ответа
  • Готовы ли Вы сами вести профилактическую работу с населением по сохранению стабильной положительной экологической ситуации в вашем районе?
  • А) да Б) нет
  • Интересно ли Вам было бы получать информацию о состоянии окружающей среды? А) интересно
  • Б) не интересно
  • Какая информация о состоянии окружающей среды Вам интересна? Пожалуйста, выберите не более 5 вариантов ответа.
  • Насколько доступной по Вашему мнению на сегодняшний день является информация о состоянии окружающей среды в месте Вашего проживания?
  • А) находится в открытом доступе Б) никогда не интересовалсяГ) информация отсутствуетЭкологическая игра «Кто мы на Земле?Цели:активизировать внимание детей к проблеме охраны природы прививать любовь к природе, окружающему миру;воспитывать бережное отношение ко всему живому;учить правилам поведения в природе.Оборудование: видеоролик «Планета Земля», аудиозаписи мелодий о природе, высказывания и плакаты о природе, чистые листы бумаги, ручки, костюмы и реквизит для героев сценки.Ход занятия1. Вступление.На фоне негромко звучащей мелодии ведущие читают стихотворение.
  • й ведущий:
  • На нашем шарике земном, Где мы родились и живём, Где в травах летняя роса И голубые небеса,Где море, горы, степи, лес - Полно таинственных чудес. По лесу бродит серый волк, И ландыш тоненький цветёт,В степи ковыль, как нежный шёлк Расчёсывает ветерок.
  • й ведущий:
  • Гремит на скалах водопад, И брызги радугой летят.А в синем море толстый кит - Большой, как дом, на волнах спит. Ты - тоже часть её чудес,И для тебя темнеет лес, И речка светлая течёт,И по весне сирень цветет. И надо постаратьсяНам с этим не расстаться.
  • й ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня здесь собрались на экологическую игру «Кто ты на Земле?». Наверное, все вы стараетесь сделать свой дом, свою комнату уютной, чистой и красивой. Но, почему-то многие, переступив порог своего дома, забывают о том, что за этим порогом тоже наш дом – общий дом для всего человечества – планета Земля. Космонавты говорят, что из космоса земля голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые речки и озёра, а не грязные лужи, зелёные леса и луга, а не горы мусора и голую, почерневшую землю.
  • й ведущий: Чтобы и завтра, и послезавтра мы смогли сказать друг другу: «Добрый день», очень важно бережно относиться к нашему общему дому – Земле и всем, кто на ней живёт. Сегодня за право называть себя лучшими экологами будут бороться три команды. А как вы думаете, без кого невозможно провести ни одно состязание? конечно же, без членов жюри и болельщиков. Давайте поприветствуем их.
  • конкурс «Приветствие» (3 балла).
  • 1-й ведущий: А сейчас, давайте поближе познакомимся с нашими командами. Каждой команде по очереди предоставляется право представить своё название и девиз.
  • конкурс «Объяснялки» (3 балла).
  • 2-й ведущий: В последнее время мы часто слышим слово «экология». Ребята, объясните, что же такое экология? Что она изучает? (Обсуждают в командах, выступают по очереди).
  • конкурс «Устами младенца» (3 балла)
  • 1-й ведущий: Все мы дети Земли и уже с малых лет пользуемся её богатствами. Давайте сейчас послушаем рассуждения детей о природных богатствах. Каждой команде по очереди будет задано 3 вопроса. Вам нужно понять, о чём говорят дети, и назвать это.
  • Это то, куда всё сажают. Если она хорошая, то растения вырастают красивыми и сильными (почва).
  • Он всегда вокруг нас. Он лёгкий и прозрачный и без него я не смог бы дышать. Или смог, но не долго (воздух).
  • Оно очень яркое и горячее. Из-за него наступает день (солнце).
  • Она очень мокрая. А ещё она жидкая и прозрачная. Когда она грязная, мама не разрешает мне её пить (вода).
  • Они зелёные и всё время растут. А ещё некоторые из них хорошо пахнут и их можно есть (растения).
  • Они умеют бегать, прыгать, плавать и летать. Они живут в лесу или в речке. У меня дома они тоже есть (животные).
  • Из них люди делают игрушки, посуду, мебель, машины, дома. А ещё без них не топилась бы наша печка (полезные ископаемые).
  • Она круглая и похожа на мячик. А ещё на ней живут все люди. И я тоже (планета Земля).
  • Она всегда окружает нас. Я люблю на ней бывать, особенно летом (природа).
  • Жюри объявляют результаты после трёх конкурсов.Звук фанфар. Входит царь, царевна, слуги и казначей.
  • й ведущий: Ребята, к нам на игру пожаловали Его Величество со своей свитой. Давайте послушаем, что они нам расскажут.
  • й ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь со своим семейством.
  • Царь: (громко и возмущённо): Царь я, аль не царь?Слуги (успокаивая и кланяясь ему): Царь, батюшка, царь!Царь: Хочу я в век 21, год 2011 совершить путешествие и посмотреть, что стало с моим царством- государством.2-й ведущий: Скажу вам по секрету, пробыл царь здесь, в нашем времени, неделю и вот результат.Царь: (разводит руками по сторонам): и как же именуются эти хоромы?Слуги: Средняя школа №….Царь: (задумчиво) А-а-а… А где же трон?Слуги: Так вот же. Это теперь именуется стол учительский.Царь: До чего неудобен этот ваш престол!2-й ведущий: Да что вы, что вы, Ваше Величество. Здесь у нас журнал лежит. книжки разные, тетрадки. А учитель на стуле сидит или у доски урок объясняет.Царь (перекладывая бумаги на столе):Что ж, и тут я посижу, Речь вам умную скажу:У меня нет интереса До учебного процесса, А вызывает интересВесь житейский ваш процесс. (громко):Отвечайте мне немедля,Чтоб вас всех попутал бес!2-й ведущий: Не извольте гневаться, Ваше Величество!Царь:Как же так, как вам не стыдно! Мне порядку тут не видно.Кто бумажки разбросал? Кто все стулья поломал? Где цветущие газоны?И полы здесь не метёны. Али снова печенегиСовершили к нам набеги? А казна моя? Пуста?Царевна (стоит рядом с царём, поворачивается к казначею):Казначей, слуга наш верный! Мы велим тебя казнить!Что с богатством государства? Вмиг извольте доложить!Казначей (выходит вперёд, держа счёты и хватаясь за голову):Что твориться! Не могу! Я на Марс сейчас сбегу. Сколько хлеба и воды Люди тратят без нужды.Да вам, Царь батюшка, мои помощники лучше расскажут.
  • конкурс «Почемучка?» (5 баллов)
  • й ведущий: Ребята, давайте поможем казначею рассказать, что случилось с царскими богатствами.
  • Каждой команде нужно рассказать, почему на Земле перестало хватать чистой воды, воздуха, почему погибает много растений и животных.Царь (слушает и качает головой):Ухожу в монастырь! Всё! Слушать больше не могу, Сам учёных позову,Этак можно всю природу Превратить в одни отходы!Царь приподнимается со стула.
  • й ведущий: Ваше Величество! Подождите, послушайте. Мы сегодня собрались здесь. чтобы помочь природе и научиться её беречь. Не волнуйтесь, ваша казна не опустеет, ведь все богатства у нас от природы, и мы её будем любить и охранять.
  • Царь: Что ж, отрадно слышать это.Царевна:Батюшка, любимый мой, Нам пора уже домой.Царь:Погоди, царевна, дочь моя, Ведь хочу услышать я,Как природу охраняют Мои новые друзья.
  • конкурс проектов «Сохраним планету чистой» (5 баллов).
  • й ведущий: Каждой команде было дано домашнее задание подготовить проект, или программу по охране природы. Команды по очереди приглашаются на защиту своих проектов. Царь (встаёт из-за стола, обращается к командам):
  • Возвращаюсь в своё царство, В тридесято государствоИ, надеюсь, мой урок, Будет вам, ребята, впрок. Царевна:Чтобы вы дары природы Умножали год от года. Казначей:Чтобы было что опять Своим внукам передать.Уходят.
  • й ведущий: Всем знакомо выражение: «Человек царь природы». А как вы думаете человек царь или часть природы? (Высказывают мнения все желающие).
  • й ведущий: Красота Земли всегда восхищала человека. Она вдохновляла и вдохновляет поэтов на красивые стихотворения, музыкантов на прекраснейшие мелодии, художников на потрясающие картины. Давайте посмотрим, как прекрасна наша планета.
  • Просмотр видеоролика «Планета Земля».
  • й ведущий:
  • Природа - наша жизнь и счастье! Торжественную клятву мы даем, Что мы не будем безучастныИ сохраним наш общий дом.Величие лесов и чистоту морей, Все вместе говорим мы ей:Здравствуй, планета! Здравствуй, Земля! Отныне мы дети твои и друзья,Отныне мы вместе - большая семья:Цветы и деревья, птицы и я!Все дети хором повторяют: Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!1-й ведущий: Наша экологическая игра подходит к концу. Давайте послушаем жюри.Жюри объявляет результаты конкурсов. Награждение.Экологическая игра «Кто ты на Земле - хозяин или прохожий?»Цели:активизировать внимание детей к проблеме охраны природы прививать любовь к природе, окружающему миру;воспитывать бережное отношение ко всему живому; учить правилам поведения в природе.Оборудование: слайды, видеоролик «Планета Земля», аудиозаписи мелодий о природе, высказывания и плакаты о природе, чистые листы бумаги, ручки, костюмы и реквизит для героев сценки.Ход занятия1. Вступление.На фоне негромко звучащей мелодии ведущие читают стихотворение.1-й ведущий:На нашем шарике земном, Где мы родились и живём, Где в травах летняя роса И голубые небеса,Где море, горы, степи, лес - Полно таинственных чудес. 2-й ведущий:Ты - тоже часть её чудес, И для тебя темнеет лес, И речка светлая течёт,И по весне сирень цветет. И надо постаратьсяНам с этим не расстаться.
  • й ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы сегодня здесь собрались на экологическую игру «Кто ты на Земле?». Наверное, все вы стараетесь сделать свой дом, свою комнату уютной, чистой и красивой. Но, почему-то многие, переступив порог своего дома, забывают о том, что за этим порогом тоже наш дом – общий дом для всего человечества – планета Земля. Космонавты говорят, что из космоса земля голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые речки и озёра, а не грязные лужи, зелёные леса и луга, а не горы мусора и голую, почерневшую землю.
  • й ведущий: Чтобы и завтра, и послезавтра мы смогли сказать друг другу: «Добрый день», очень важно бережно относиться к нашему общему дому – Земле и всем, кто на ней живёт. Сегодня за право называть себя лучшими экологами будут бороться три команды. А как вы думаете, без кого невозможно провести ни одно состязание? Конечно же, без членов жюри и болельщиков. Давайте поприветствуем их.
  • конкурс «Визитка» (3 балла).
  • й ведущий: А сейчас, давайте поближе познакомимся с нашими командами. Объявляется 1 конкурс - «Визитка». Каждой команде по очереди предоставляется право представить своё название и девиз.
  • конкурс «Объяснялки» (3 балла).
  • й ведущий: В последнее время мы часто слышим слово «экология». И сейчас объявляется 2 конкурс - «Объяснялки». Ребята, объясните, что же такое экология? Что она изучает? (Обсуждают в командах, выступают по очереди).
  • конкурс «Устами младенца» (3 балла)
  • й ведущий: Все мы дети Земли и уже с малых лет пользуемся её богатствами. Давайте сейчас послушаем рассуждения детей о природных богатствах наш следующий конкурс называется
  • «Устами младенца». Каждой команде по очереди будет задано 3 вопроса. Вам нужно понять, о чём говорят дети, и назвать это.
  • Это то, куда всё сажают. Если она хорошая, то растения вырастают красивыми и сильными (почва).
  • Он всегда вокруг нас. Он лёгкий и бесцветный и без него я не смог бы дышать. Или смог, но не долго (воздух).
  • Оно очень яркое и горячее. Из-за него наступает день (солнце).
  • Она очень мокрая. А ещё она жидкая и прозрачная. Когда она грязная, мама не разрешает мне её пить (вода).
  • Они зелёные и всё время растут. А ещё некоторые из них хорошо пахнут и их можно есть (растения).
  • Они умеют бегать, прыгать, плавать и летать. Они живут в лесу или в речке. У меня дома они тоже есть (животные).
  • Из них люди делают игрушки, посуду, мебель, машины, дома. А ещё без них не топилась бы наша печка (полезные ископаемые).
  • Она круглая и похожа на мячик. А ещё на ней живут все люди. И я тоже (планета Земля).
  • Она всегда окружает нас. Я люблю на ней бывать, особенно летом (природа).
  • Слово жюри об итогах 3-х конкурсов.
  • конкурс «Почемучка?» (5 баллов)
  • й ведущий: Ребята, давайте поможем казначею рассказать, что случилось с царскими богатствами. Следующий конкурс называется «Почемучка».Каждой команде нужно рассказать, почему на Земле перестало хватать чистой воды, воздуха, и погибает много растений и животных.
  • Царь (слушает и качает головой):Ухожу в монастырь! Всё! Слушать больше не могу, Сам учёных позову,Этак можно всю природу Превратить в одни отходы!Царь приподнимается со стула.
  • й ведущий: Ваше Величество! Подождите, послушайте. Мы сегодня собрались здесь. чтобы помочь природе и научиться её беречь. Не волнуйтесь, ваша казна не опустеет, ведь все богатства у нас от природы, и мы её будем любить и охранять.
  • Царь: Что ж, отрадно слышать это.Царевна:Батюшка, любимый мой, Нам пора уже домой.Царь:Погоди, царевна, дочь моя, Ведь хочу услышать я,Как природу охраняют Мои новые друзья.
  • конкурс проектов «Сохраним планету чистой» (5 баллов).
  • 1-й ведущий: Каждой команде было дано домашнее задание подготовить проект, или программу по охране природы. Команды по очереди приглашаются на защиту своих проектов. Царь (встаёт из-за стола, обращается к командам):Возвращаюсь в своё царство, В тридесято государствоИ, надеюсь, мой урок, Будет вам, ребята, впрок. Царевна:Чтобы вы дары природы Умножали год от года. Казначей:Чтобы было что опять Своим внукам передать.
  • й ведущий: До свидания, Ваше Величество, счастливого пути!
  • Уходят.
  • конкурс «Кто ты на Земле?» (5 баллов).
  • й ведущий: Всем знакомо выражение: «Человек царь природы». Следующий конкурс называется «Кто ты на Земле?». Каждой команде предлагается высказать своё мнение: человек царь или часть природы?
  • й ведущий: Красота Земли всегда восхищала человека. Она вдохновляла и вдохновляет поэтов на красивые стихотворения, музыкантов на прекраснейшие мелодии, художников на потрясающие картины. Давайте посмотрим, как прекрасна наша планета.
  • Просмотр видеоролика «Планета Земля».
  • й ведущий:
  • Природа - наша жизнь и счастье! Торжественную клятву мы даем, Что мы не будем безучастныИ сохраним наш общий дом.Величие лесов и чистоту морей, Все вместе говорим мы ей:Здравствуй, планета! Здравствуй, Земля! Отныне мы дети твои и друзья,Отныне мы вместе - большая семья:Цветы и деревья, птицы и я!Все дети хором повторяют: Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!1-й ведущий: Наша экологическая игра подходит к концу. Давайте послушаем жюри.Жюри объявляет результаты конкурсов. Награждение.Слова ведущих1-й ведущий читает стих под медленную музыку. 2-й ведущий: читает стих под медленную музыку:Ты - тоже часть её чудес, И для тебя темнеет лес, И речка светлая течёт,И по весне сирень цветет. И надо постаратьсяНам с этим не расстаться.
  • й ведущий….
  • й ведущий: Чтобы и завтра, и послезавтра мы смогли сказать друг другу: «Добрый день», очень важно бережно относиться к нашему общему дому – Земле и всем, кто на ней живёт. Сегодня за право называть себя лучшими экологами будут бороться три команды. А как вы думаете, без кого невозможно провести ни одно состязание? конечно же, без членов жюри и болельщиков. Давайте поприветствуем их.
  • й ведущий….
  • 2 конкурс «Объяснялки» (3 балла).
  • й ведущий: В последнее время мы часто слышим слово «экология». И сейчас объявляется 2 конкурс - «Объяснялки». Ребята, объясните, что же такое экология? Что она изучает? (Обсуждают в командах, выступают по очереди).
  • Сценка:
  • й ведущий…
  • й ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь со своим семейством. 2-й ведущий: Скажу вам по секрету, пробыл царь здесь, в нашем времени, неделю и вот результат. 2-й ведущий: Да что вы, что вы, Ваше Величество. Здесь у нас журнал лежит. книжки разные, тетрадки. А учитель на стуле сидит или у доски урок объясняет.
  • 2-й ведущий: Не извольте гневаться, Ваше Величество!2-й ведущий: Ваше Величество! Подождите, послушайте. Мы сегодня собрались здесь. чтобы помочь природе и научиться её беречь. Не волнуйтесь, ваша казна не опустеет, ведь все богатства у нас от природы, и мы её будем любить и охранять.
  • й ведущий….
  • После ухода героев сценки:6 конкурс «Кто ты на Земле?» (5 баллов).
  • й ведущий: Всем знакомо выражение: «Человек царь природы». Следующий конкурс называется «Кто ты на Земле?». Каждой команде предлагается высказать своё мнение: человек царь или часть природы?
  • й ведущий… После видеоролика:
  • й ведущий:
  • Природа - наша жизнь и счастье! Торжественную клятву мы даем, Что мы не будем безучастныИ сохраним наш общий дом.Величие лесов и чистоту морей, Все вместе говорим мы ей:Здравствуй, планета! Здравствуй, Земля! Отныне мы дети твои и друзья,Отныне мы вместе - большая семья: Цветы и деревья, птицы и я!Конспект игры «Времена года»Цели: закреплять понятие о природе в целом, живой и неживой природе; продолжитьформирование представления о сезонных явлениях в природе в разное время года; развивать речевые умения, мышление, память; воспитывать интерес к изучению родной природы.Ход занятия;Сообщение темы Посмотри мой милый друг, Что находится вокруг?Небо светло- голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет,Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса.Гром, туманы и роса.Человек и время года-Это все вокруг (природа)
  • Ребята, мы сегодня с вами отправимся на природу. Вам знакома слово «природа».
  • А что она означает? (растения, птицы, животные)
  • А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека)
  • Сегодня мы поговорим о сезонных изменениях в природе в разные времена года.
  • -Послушайте внимательно загадки
  • Сиренью пахнет, небо ясно, Трава нежна и зелена.
  • И в сарафане ярко-красном Шагает по земле. (весна).
  • Посмотрите. Что за сказка?
  • Всё вокруг в цветах и в красках. Сколько золотого света!Ну конечно, это -. (лето).
  • Серые тучи по небу плывут. Клин журавлей улетает на юг.
  • В небо взметнулись верхушки сосен. Бродит уныло за окнами. (осень).
  • Снег танцует и кружится. Королева-вьюга мчится
  • На санях, а с ней сама Раскрасавица-. (зима).
  • Что объединяет все слова-отгадки? (Это четыре времени года.)
  • П р а к т и ч е с к а я р а б о т а «Явления природы».
  • В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями, или явлениями природы. Очень
  • многие явления природы связаны со сменой времен года (или сезонов, поэтому они и называются сезонными
  • Сейчас мы разобьемся на четыре группы. Каждая группа будет описывать одно из времен года. Группа должна выявить не менее 5 сезонных явлений.
  • Например- Осень: 1) идет дождь; 2) начинается листопад; 3) первый снег; 4) птицы улетают в теплые края; 5) похолодание.Выслушиваются выступления всех групп. Воспитатель еще раз обращает внимание детей на предметы живой и неживой природы. Подводится итог работы групп.Конкурс чтецов: Дети читают наизусть стихотворения, в которых говорится о признаках лета, осени, зимы или весны.Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса- Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса.В их сенях шум и свежее дыханье, и мглой волнистой покрыты небеса.И редкий солнца луч, и первые морозы, и отдаленные седой зимы угрозы. Физкультминутка:Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте).За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам).Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы к верху и «тянутся к солнышку). И их лучики согрели.Бабочки летали.Крыльями махали. (Машут крыльями). Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши). Ногами топаем! (Топают ногами).Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох- выдох). И немножечко устали! (Дети садятся на свои места).Игра «Назови месяцы года».У каждого времени года есть свои месяцы? Давайте их вспомним.(показ слайдов)Викторина «Явления природы (сезонные явления)».
  • Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче, температура воздуха понижается до нуля градусов и ниже. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие. Иногда идет мокрый снег. Реки, озера и пруды покрываются льдом. (Время года – поздняя осень.)
  • Птицы ведут себя беспокойно. Листья на деревьях меняют свою окраску, становятся
  • желтыми, красными, бурыми, а затем опадают. Идет уборка картофеля, моркови, свеклы. На земле, траве, крышах домов по утрам появляется иней. (Время года осень.)
  • Солнце поднимается невысоко. Дни короче, чем ночи. Реки, озера, пруды скованы льдом. Замерзла почва. Погода стоит морозная. Вся земля покрыта снегом, дуют холодные ветры, часто бывают снегопад и метели. (Время года – зима.)
  • Небо стало голубое, высокое, и по нему плывут белые-белые легкие облака. Становится теплее. Тает снег, бегут ручьи, на реках ледоход, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки и появляются первоцветы. (Время года – весна.)
  • Солнце поднимается высоко. Погода стоит жаркая. Вся земля покрыта зеленым ковром.
  • Весело щебечут птицы, заботясь о своем потомстве. Цветут цветы, порхают бабочки, летают пчелы. Все вокруг движется, радует яркими красками. (Время года – лето.)Игра «Когда это бывает?»Деревья сбросили наряд И обнажённые стоят.Но что за чудо? Как цветок. На ветке маленький. (листок). (Листопад - осенью.) Появился из-под снега, Увидал кусочек неба.Самый первый, самый нежный, - Чистый маленький. (подснежник). (Весной.)Много снега намело.Птичкам стало голодно.Смастерю для них кормушку, Дам им зёрен, дам ватрушку. Прилетай ко мне скорей,Забияка-воробей.Прилетай ко мне, сестрица, Желтогрудая. (синица). (Зимой.)Это - девочка НаташкаВ ярко -розовой рубашке. Над Наташкой вьётся пташка. В поле зацвела. (ромашка). (Летом.)Игра «Пантомима».В каждое времени года люди придумали интересные занятия – забавы. Назовите, какие зимние детские забавы вы знаете?Ребята, покажите мимикой и жестами любимые свои забавы. Зима - катание на лыжах, коньках, санках, игра в снежки.Весна - пускание корабликов, игра в классики. Лето — плавание, игра в футбол.Осень - сбор осенних листьев. Итог занятия.
  • Что нового вы узнали на занятии?
  • -Что понравилось вам на занятии?
  • Какое время года вы любите?
  • Занятие окончено. Спасибо всем за активную работуБеседа « История Нового года»Цель. Расширить знания детей об истории праздника Способствовать развитию речи и мышленияХод беседы
  • Вводная беседа
  • Сегодня мы с вами посмеемся, пошутим и поговорим о любимом празднике всех ребят — о Новом годе.
  • Почему вы его любите?
  • Расскажите, как вы встречали в своих семьях Новый год.
  • Какие подарки получили?
  • Какое настроение у вас было?
  • Как вы провели каникулы?
  • Знакомство с историей становления праздника.
  • А вы знаете, что давным-давно Новый год праздновали по-разному; и летом — в Древней Греции, и в сентябре — в Византии и на Руси, и в марте — в Древнем Риме, и в ночь на первое января.
  • Это происходило потому, что страны жили по своему летоисчислению. Но пришло время, когда известный правитель римлян Юлий Цезарь провел реформу.Астроном Созиген посоветовал ему внести изменения в календарь, взяв за основу солнечный год, который имел 365 дней. Однако такой год отставал от астрономического на 6 часов. Созиген предложил в каждый четвертый год прибавлять один дополнительный день. Такие года он назвал високосными. Юлий Цезарь переставил местами январь и февраль на те места, которые они занимают сейчас, и объявил, что Рим был основан 1 января, а не 1 марта. Так он захотел. Поэтому и празднуем новый год в этот день.
  • А что же было на Руси? Вместе с христианством к нам из Рима пришел и календарь, созданный Юлием Цезарем. Но русский народ праздновал Новый год по-старому 1 марта, а позже и
  • второй раз — в сентябре. Весело? Встречали, как и сейчас — ночью, с гостями и угощениями. Ровно в 12 часов ночи гремел выстрел пушки и бухал большой колокол на колокольне Ивана Великого. Все обнимались и троекратно целовали друг друга, поздравляли с Новым годом и желали добра и мира. Последний раз осенний Новый год был отпразднован 1 сентября 1698 года.
  • Почему? Как вы думаете?
  • Петр I. Я ввел новое летоисчисление от Рождества Христова, а не от Сотворения мира и издал указ «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова».
  • Проведение этой реформы началось с того, что было запрещено праздновать Новый год 1сентября. А 15 декабря 1699 года барабанный бой призвал народ на Красную площадь. Здесь был устроен высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ.Указ Петра 1В знак доброго начинания и нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви мною повелено; «по большим проезжим улицам и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года.Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия» друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям каждому на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров или из хвороста, из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две, или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».
  • А теперь поговорим о главном герое этого праздника — Деде Морозе.
  • Появился Дед Мороз давным-давно. Поначалу это был дух холода. От него не ждали подарков, а, наоборот, дарили их ему. Прообразом нашего современного Деда Мороза стал святой Николай- угодник, так как день его поминовения 19 декабря — перед самым Рождеством. Это был очень добрый человек. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.(Зачитывание статьи «Почему високосный год считается несчастливым?) А теперь я расскажу о костюме Деда Мороза.История костюмаБорода густая и такие же волосы серебристо-белого цвета означают, что наш Дедушка имеет преклонный возраст и могущество.Рубашка и брюки — белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом. Эти детали, символизирующие чистоту, практически потерялись в современном костюме.Шуба — длинная (по щиколотку или по голень), расшитая серебром, отороченная лебединым пухом.Шапка — расшита серебром и жемчугом. Оторочка отделана лебединым пухом или белым мехом с треугольным вырезом на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки — полуовал. Круглая форма шапки традиционная для русских царей.Варежки — трехпалые, белые, расшиты серебром — символ чистоты и святости всего, что Дед Мороз дает из своих рук. Кстати, трехпалые варежки — символ троеперстия, каким принятокреститься в православии.Пояс белый, с красным орнаментом (символ связи предков и потомков).Обувь — серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Небольшой слегка скошенный каблук. В холодные дни Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки. Белый цвет и серебро символы Севера, воды и чистоты.Посох — хрустальный или серебряный «под хрусталь». Ручка витая, тоже серебристо-белого цвета. Посох завершает лунница, стилизованное изображение месяца, или голова быка каксимвол власти, плодородия и счастья. Эти знаки очень древние.Мешок с подарками — более поздний атрибут хозяина зимы. Многие дети верят, что онбездонный. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он не глядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет.Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой, любит и лыжи.
  • А где дом Деда Мороза? (Дед Мороз живет в Великом Устюге.)
  • Есть у Деда Мороза внучка Снегурочка (показать изображение Снегурочки).
  • В пьесе А.Н. Островского она произносит слова: «У матери Весны возьму немножечкосердечного тепла...» Это все, что мы про нее знаем. Однако она — самый милый персонаж новогодних праздников, всегда молода, красива, но немного грустна.Учитель. Наверное, вам интересно, как называют персонажей новогодних праздников в других странах? Слушайте.Йоулупукки — у финнов. Кристкинд — у немцев. Пэр-Ноэль у французов.Фазэр Кристмас — у англичан. Баббо Натале — у итальянцев. Йолотомтен у шведов.Юлебукк у норвежцев.Микулаш у чехов.Санта Клаус у американцев.
  • Во всех странах и празднование проходит по-разному.
  • В Англии до сих пор сохраняется старый обычай украшать дом ветками вечной зелени — плющом, остролистом, а над дверью, как и прежде, укреплять веточку омелы. По обычаю, эта ветка дает хозяину право поцеловать каждого входящего. Обычай украшать ель появился в Англии сравнительно недавно и был завезен из Германии.Англичане любят дарить подарки. С особым чувством ждут их дети, а разносит их добрый Санта Клаус.В Великобритании еще готовят на Новый год особые традиционные блюда. На завтрак обычно подают овсяные лепешки, пудинг, особый сорт сыра — кеббен, на обед — жареного гуся или бифштекс, пирог, яблоки, запеченные в тесте. Новогодние овсяныелепешки у кельтских народов имели особую форму круглые, с отверстием посередине.Старались при выпечке их не сломать, так как это считалось дурным предзнаменованием.В настоящее время в Шотландии для новогоднего стола выпекают большой круглый песочный торт, украшенный цукатами, миндалем, орехами, сахарными и марципановыми фигурками. Каждый год огромное количество таких тортов рассылается во все уголки земного шара шотландцам, находящимся за границей.- А где же впервые нарядили ёлку?( Пересказ статьи «Раньше ёлки украшали яблоками)Учитель. Очень интересные сведения мы сегодня узнали. Надеюсь, что вы все новые знаниязапомнили и поделитесь ими с друзьями. А сейчас давайте отгадаем загадки про зиму и Новый год, которые приготовили для вас ваши одноклассники. (Учащиеся по очереди загадывают загадки.)
  • Выгляну в оконце
  • Лежит белое суконце. Всю зиму лежит,А весной убежит!(Снег)
  • Колкую, зеленую Срубили топором. Красивую, зеленую
  • Принесли к нам в дом. (Елка)
  • С неба падают зимой И кружатся над землей Легкие пушинки. Белые...(Снежинки)
  • Что за стол среди берез Под открытым небом? Угощает он в мороз
  • Птиц зерном и хлебом.(Кормушка)
  • Он приходит в зимний вечер Зажигать на елке свечи. Бородой седой оброс,
  • Кто же это?(Дед Мороз)
  • Замечательный художник У окошка побывал,
  • Отгадайте-ка, ребята,Кто окно разрисовал?(Мороз)
  • Чернокрылый, красногрудый И зимой найдет приют.
  • Не боится он простуды С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
  • Рассыпала Лукерья Серебряные перья. (Метель)
  • Деревянные кони по снегу скачут, А в снег не проваливаются. (Лыжи)
  • Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно. (Лед)
  • Что за странный человек Прибыл в двадцать первый век: Морковкой нос, в руке метла, Боится солнца и тепла? (Снеговик)
  • Все лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры,
  • Помчались с горы. (Санки)
  • Он слетает белой стаей И сверкает на лету.
  • Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (Снег)
  • Ветви белой краской разукрашу, Брошу серебро на крышу вашу.
  • Теплые весной придут ветраИ меня прогонят со двора. (Зима)Йоулупукки — у финнов. Кристкинд — у немцев. Пэр-Ноэль — у французов. Фазэр Кристмас -Баббо Натале у итальянцев. Йолотомтен у шведов.Юлебукк — у норвежцев. Микулаш у чехов.Санта Клаус у американцев.у англичан.Беседа «История Рождества ».Цель: познакомить детей с историей православного праздника Рождества Христова, дать представление о его значении.Задачи: познакомить детей с Евангельскими событиями из жизни Иисуса Христа, продолжать формировать представления о традициях празднования на Руси Рождества Христова.Воспитывать любовь и уважение к русским народным традициям, патриотические чувства, доброжелательное отношение друг к другу.Ход занятия.Воспитатель: Рождество в нашей стране празднуют 7 января.В этот день родился Иисус Христос – Спаситель Мира. Ночь накануне Рождества6 января считается волшебной. Если загадать желание, то оно обязательно сбудется. Только желание должно быть обязательно добрым, потому что доброте и любви ко всем людям учит нас Иисус Христос. Вы хотите узнать, удивительную историю его рождения?Благая вестьДавным-давно жила девушка по имени Мария. Мужем ее был плотник Иосиф, потомок великого рода царя Давида. Однажды пред Марией явился ангел Гавриил и сказал ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с тобою; Благословенна ты между женами». Из всех женщин Бог избрал Тебя для рождения Сына Божьего, которого Ты назовешь Иисус. С этой минуты юная Дева Мария знала, что родит Сына Божьего – Спасителя Мира. В те времена император Август решил провести перепись населения, чтобы узнать, сколько людей проживает в его владениях. Для этой цели он приказал всем жителям явиться в то место, где они родились. Иосиф и Мария жили в городе Назарете, но приписаны были, как и все потомки царя Давида к городу Вифлеему. Туда-то им и пришлось отправиться. Дорога была трудной, и добрались они до Вифлеема только к вечеру, где уже собралось очень много народу и нигде не нашлось бедным путникам места для ночлега. Наступила ночь, и Марии с Иосифом ничего не оставалось делать, как переночевать в пещере - вертепе, которую они нашли на окраине города. В ней скрывались в непогоду местные пастухи сосвоимиотарами. И вот в этой пещере холодной зимней ночью родился Иисус Христос. Мария спеленала Божественного Младенца в свой подол и положила Его в ясли - кормушку для скота.Весть Ангела пастухамТой ночью неподалеку местные пастухи, охраняли свои стада. Вдруг перед ними явился белоснежный сияющий Ангел. Пастухи очень испугались, но Ангел успокоил их и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю о великой радости. Родился Господь-Спаситель! Он лежит спеленатый в яслях». В тот же миг пастухи увидели многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Всё вокругзасиялоиозарилосьнеобыкновенным,божественнымсветом. Когда же ангелы исчезли, пастухи тотчас же отправились в пещеру, чтобы увидеть первымиСына Божьего и поклониться Ему до земли. Они рассказали Иосифу и Пречистой Деве о дивном видении.Посмотреть на Иисуса пришли и домашние животные.Вся природа пребывает в великом торжестве: и цветы на лугу, и деревья, растущие у входа в пещеру. А было их 3 дерева: прекрасная стройная пальма, пахучая маслина и скромная зеленая елка. Все они трепещут листочками, простирают свои ветви в пещеру, ставшую теперь благодаря чуду рождения Спасителя настоящим храмом.И пальма, и маслина поспешили принести младенцу свои дары: одна осенила его своими листьями, навевая прохладу, а с нежных ветвей другой пролился душистый елей, наполняя пещеру благоуханием. Лишь скромная ель не имела даров и потому не смела приблизиться к Божественному младенцу. Но ангел вознаградил бедную ель за то, что та не роптала. С темного неба, усеянного прекрасными сверкающими звездами, па мохнатые лапы ели стали скатываться одна за другой звездочки. И ель засияла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами звезд. Проснувшийся младенец в восторге протянул к ней свои ручки.Но она не возгордилась своим величием, а старалась осветить своим сиянием маслину и пальму, оказавшихся в тени. Поэтому каждый год теперь в Рождество Спасителя скромная ель в своем неизменном зеленом уборе и в сиянии прекрасных огней радует собой маленьких детей. Так скромная ель сделалась символом веселого Рождественского праздника.Чтение стихотворение "Рождественская елкаВеликое чудо в ту ночь совершалось. Спасителя Бог нам послал.В забытой пещере, в заброшенных яслях Младенец, Сын Божий, лежал.Звезда над пещерой, как свет путеводный, Сияла ученым волхвам,И громкая песнь пастухов величаво И стройно неслась к небесам.С людьми вся природа в ту ночь ликовала: Шумя на деревьях, листыТаинственным шепотом славили Бога, И пахли сильнее цветы.Три дерева — пальма, маслина и елка — У входа в пещеру росли;И в первые дни в горделивом восторге Младенцу поклон принесли.Прекрасная мальма его осенила Зеленой короной своей,А с нежных ветвей серебристой маслины Закапал душистый елей.Лишь скромная елка печально стояла: Она не имела даров,И взоры людей не пленял красотою Ее неизменный покров.Увидел то ангел Господень И елке с любовью сказал:"Скромна ты, в печали не ропщешь, За это от Бога награда тебе суждена". Сказал он и звездочки с небаСкатились на елку одна за другой, И вся засияла, и пальму с маслиной Затмила своей красотой.Младенец от яркого звездного света Проснулся, па елку взглянул,И личико вдруг озарилось улыбкой, И ручки он к ней протянул.Путеводная звездаВоспитатель: Второй вестью о появлении на свет Сына Божьего была новая яркая звезда, котораязасиялананебевмоментЕгорождения. Увидели ее трое восточных мудрецов (их называли волхвами). Волхвы знали, что в скоромвремени должен родиться Царь Иудейский, Мудрецы даже предположить не могли, что будущий Царь родился не во дворце, а в холодной пещере, и решили отправиться в столицу – Иерусалим, прямо во дворец царя Ирода, чтобы поклониться Божественному Младенцу. Ирод был коварным и жестоким человеком и решил, во что бы то ни стало погубить Иисуса Христа, так как испугался, что этот Младенец, когда вырастет, отнимет у него власть. Аволхвамсказалтак:«Идите в Вифлеем, а когда найдёте Младенца, вернитесь ко мне и скажите, где Он, чтобы и я мог Емупоклониться».Волхвы оседлали верблюдов и отправились в путь, а чудесная путеводная звезда указывала им дорогу и привела к дому, где они «увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары - золото, ладан и смирну». Ладан и смирна - это благовония, которые в то время ценились очень дорого. Той же ночью Бог открыл волхвам истинные намерения коварного Ирода и велел не возвращаться к нему. Мудрецы послушно отправились домой другим путем, не открыв царю тайнунахожденияСпасителя. Узнав, что мудрецы обманули его, Ирод разгневался и отдал страшное приказание истребить всех младенцев мужского пола в Вифлееме, так как боялся потерять свой трон. Но, к счастью, Иисуса вгородеуженебыло. Иосифу во сне явился Божий ангел и сказал: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его». В Египте святое семейство прожило до самой смерти царя Ирода, а вернувшись, Иисус, Богоматерь иИосиф снова поселилисьвгороде Назарете. Вот так, от Рождества Христова началась новая эра человечества - наша эра.С тех пор 6 января, как только появляется в небе первая звезда, начинается Рождественский Сочельник.Ведущий: В старину отец вносил в дом сено, чтобы постелить его на стол (потому, что на сено положили маленького Иисуса!) и поставить в него горшок с кутьёй – самым важным блюдом в этотпраздник.Дети в Сочельник обязательно несли кутью крестным родителям, а те с нетерпением ждали маленьких крестников и угощали их всякой всячиной.СвяткиМы сегодня в доме вашем,В вашу честь споём и спляшем! Всех зовём на наши святки!Ждут вас игры и загадки. Ждут гаданья, пляски, смех! Шуток хватит здесь на всех!С 6 января до Крещения (19 января) наступает волшебное, колдовское время Святок. Считалось, что в это время закладывается основа будущего года, а потому на Руси было принято проводить Святки весело, в любви и согласии с близким. Для праздника юноши и девушки наряжались в страшила. Ряженые ходили по дворам, пели колядки. А вы знаете, что такое колядки? Это песни, прославляющие Коляду, с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам. Считалось, что чем больше колядовщиков войдет в дом, тем удачнее для хозяев будет год.Сейчас вы попробуете исполнить колядки. (Ведущий раздает участникам текст колядок.Исполнение колядокТак повелось на белом свете, Уж много лет подряд.В такой волшебный, добрый вечер С небес к нам ангелы летят.Они несут добро, надежду,Благословенье в каждый домВсех с новым годом поздравляют И с благодатным Рождеством!***Колядую, колядуюЯ зайду в избу любую. Попрошу хозяйку:Сладостей давай-ка. И печенья, и конфет, И с орехами щербет, И халву, и шоколад, Пастилу и мармелад, Вкусное мороженое, Сладкое пирожное.Мы и сами будем есть, И друг друга угощать, А хозяйку, ах хозяйкуДобрым словом вспоминать!***Мы сегодня в доме вашемВ вашу честь споём и спляшем! Всех зовём на наши святки!Ждут вас игры и загадки. Ждут гаданья, пляски, смех! Шуток хватит здесь на всех! Так повелось на белом свете Уж много лет подрядВ такой волшебный, добрый вечер С небес к нам ангелы летят.Они несут добро, надежду, Благословенье в каждый домВсех с новым годом поздравляют И с благодатным Рождеством!***Колядую, колядуюЯ зайду в избу любую. Попрошу хозяйку:Сладостей давай-ка. И печенья, и конфет, И с орехами щербет, И халву, и шоколад, Пастилу и мармелад, Вкусное мороженое, Сладкое пирожное.Мы и сами будем есть, И друг друга угощать, А хозяйку, ах хозяйкуДобрым словом вспоминать!Игра «Снежинка»Праздник был очень весёлый, радостный, наши предки играли в весёлые игры. Давайте, ребята, и мы с вами поиграем.И я предлагаю, нам всем ребята встать в круг. У меня в руках снежинка-пожелание. Каждый из вас возьмёт её в руки и для всех произнесёт пожелание, которое обязательно сбудется, ведь праздникРождестваволшебный.Рождественские загадки.А теперь, ребята отгадайте загадки. Среди зимы – большое торжество.Великий праздник (Рождество)!Его ждут все – от малышей, до пап и мами все нарядные спешат на службу храм).Здесь празднично, светло, приятно пахнет ладан, Перед иконами горят (лампады).И, распушив зеленые иголочки,красуются рождественские (елочки).Чтобы с молитвою прошел сегодня вечер, Все люди в храме зажигают (свечи).И службе праздничной все радостно внимают,а после с Рождеством друг друга (поздравляют).Здесь торжеством и тайной веет отовсюду, И, сердце замирает в ожидании (чуда).Ведь чудо всех чудесней в этот день сбылось – На земле родился (Иисус Христос).Небо ярко озарила Очень светлая звезда,Так она оповестила о рождении… (Христа) Город, где Христос родилсяПусть известен станет всем.Где на свет Он появился? Это город? (Вифлеем)Не во дворцах и не в шатрах,Но спит малыш Христос в (Яслях)В чудесный праздник Рождества Так трепетна и горяча,Как наша грешная душа,Стоит зажженная… (Свеча)Воплотился Бог, чтоб людям их простить грехи, Первыми нашли Его в пещере (Пастухи)Кто с небес спустилсяИ сказал, что Бог родился? (Ангел)Важный атрибут в праздник Рождества, Ёлочка красавица, а на ней … (Звезда) Раздают из блюда ложкойСладких зерен понемножку.И в Сочельник, знаю я, Будет верных ждать (Кутья)Ведущий: В этот праздник принято заботиться о бедных, обездоленных, ведь будущий царь мира Христос родился не в богатом дворце, а в простой пещере, показав этим, что главная ценность человеканевбогатстве,авегодуше. Рождество – это праздник подарков. В память о дарах волхвов новорожденному Иисусу, люди дарят друг другу подарки на Рождество.Праздник добра, мира, душевного спокойствия- основа праздника Рождества. И пусть в наших душах горит яркий свет этого праздника, который учит нас добру, терпению друг другу, пониманию.Итог занятия.
  • Наше занятие подходит к концу, с каким православным праздником мы с вами познакомились? Когда он празднуется?
  • С какими народными обрядами связан праздник Рождество Христово?
  • Что больше всего вам понравилось на занятии? Какое настроение было у вас?
  • И в завершении нашего мероприятия, по стариной русской традиции, я хочу вас угостить сладостями.