Публикации Нейропсихологический подход в практике работы учителя-логопеда с детьми 4-5 лет с ограниченными возможностями здоровья

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Нейропсихологический подход в практике работы учителя-логопеда с детьми 4-5 лет с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Реуцкова Елена Алексеевна

МБОУ Одинцовская средняя общеобразовательная школа №1 дошкольное отделение – детский сад №23Учитель-логопедРеуцкова Елена АлексеевнаНейропсихологический подход в практике работы учителя-логопеда с детьми 4-5 лет с ограниченными возможностями здоровьяВ последние годы нейропсихологический подход становится все более востребованным в логопедической практике. Этот подход основан на изучении взаимосвязи между функциями мозга и речевыми процессами, что позволяет учителю-логопеду более глубоко понять причины речевых нарушений и разработать эффективные стратегии коррекции.Нейропсихология изучает, как различные области мозга влияют на поведение, познание и эмоциональные реакции человека. В контексте логопедии этот подход помогает определить, какие именно нарушения в работе мозга могут вызывать проблемы с речью. Например, исследования показывают, что повреждения определенных областей коры головного мозга могут приводить к афазии, дизартрии или другим формам речевой дисфункции.Важной частью нейропсихологического подхода является понимание того, что речевые навыки зависят не только от лексики и грамматики, но и от ряда когнитивных процессов, таких как память, внимание, восприятие и исполнительные функции, особенно это важно в контексте дошкольного образования. Дошкольный возраст – это период активного развития психических процессов, и в этот момент можно эффективно внедрять нейропсихологические методы для коррекции речевых нарушений и гармоничного развития ребенка. Игровая деятельность является основной в дошкольном детстве, а игры, основанные нейропсихологическом подходе, в основе которых лежат и логопедические задачи способствуют развитию различных когнитивных и речевых навыков у детей.Объединение знаний о функционировании нервной системы с методами логопедической работы открывает новые горизонты в коррекции речевых нарушений. Почему нейропсихология становится неотъемлемой частью логопедической практики?1. Понимание причин речевых нарушений.Нейропсихология помогает учителям-логопедам глубже понять причины нарушений речи. Знания о структурах, отвечающих за язык, память и восприятие, позволяют логопедам более точно диагностировать и разрабатывать индивидуальные программы коррекции для своих воспитанников.2. Индивидуализированный подход к обучению.Практика показывает, что стандартизированные программы не всегда эффективны для всех детей. Нейропсихологический подход акцентирует внимание на индивидуальных особенностях каждого ребенка. Учителя-логопеды, обладая знаниями о нейропсихологических механизмах, могут адаптировать свои методики, учитывая специфические потребности и возможности ребенка, его сильные и слабые стороны.3. Улучшение диагностики и оценки.Современные нейропсихологические исследования предлагают широкий спектр тестов и инструментов для оценки речевых и когнитивных нарушений. Применение этих инструментов в логопедической практике способствует более точной оценке состояния ребенка, выявлению его потенциальных возможностей и рисков. Это, в свою очередь, позволяет специалистам более эффективно планировать и корректировать процесс обучения.4. Развитие когнитивных процессов.Нейропсихология подчеркивает важность развития не только речевых навыков, но и связанных с ними когнитивных процессов, таких как внимание, память и мышление. Учителя-логопеды могут интегрировать нейропсихологические методики в свою практику для формирования у детей комплексного подхода к развитию речевых навыков. Например, игры для тренировки памяти могут быть использованы для улучшения фонематического слуха и лексического запаса.5. Обучение и повышение квалификацииС учетом актуальности нейропсихологии в логопедической практике важным является непрерывное обучение и повышение квалификации специалистов. Курсы и тренинги, посвященные нейропсихологии, помогают учителям-логопедам расширить свои знания и навыки, что непосредственно влияет на качество их работы.6. Сотрудничество с родителями.Важно наладить партнерские отношения с родителями и другими педагогами, чтобы создать единое образовательное пространство для ребенка. В практике реализую семинары и консультации для родителей, объясняя, как они могут поддерживать развитие речи дома, а также какие игры на основе нейропсихологического подхода могут применить.Актуальность нейропсихологии в работе учителя-логопеда трудно переоценить. Этот подход не только улучшает коррекцию речевых нарушений, но и способствует развитию воспитанников в целом. Понимание нейропсихологических аспектов речи позволяет логопедам работать более эффективно, индивидуально подходить к каждому ребенку и использовать наиболее современные методики и технологии. Этот подход способствует не только улучшению речевых навыков, но и общему развитию ребенка, что в конечном итоге ведет к его успешной социализации и интеграции в общество Таким образом, интеграция нейропсихологии в логопедическую практику является важным шагом к повышению качества образовательного процесса и получаемых результатов.Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда может быть реализован через различные игры, которые способствуют коррекции речевых нарушений и общей психической активности. Ниже представлены несколько игр из собственной практики, которые можно использовать на занятиях с детьми 4-5 лет с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).1. Игра «Увлекательная дорожка»Цель: развитие лексического запаса, тактильного восприятия, переключения внимания и речевого дыхания.Описание:Ребенку предлагается пройти по дорожке с препятствиями-заданиями. Разложены массажные коврики, на которых стоит ребенок при выполнении заданий. Возможные задания: переложить сквиш (был слева перекладываем направо) и выполнить артикуляционную гимнастику, которая изображена на картинке, встать на массажную полусферу и дуть пузыри, стоять на массажном коврике и выполнять артикуляционную гимнастику, нажимать поочередно на массажные ладошки проговаривая слоги или слово, стоять на массажных следочках и сортировать помпоны с помощью пинцета поочередно правой и левой рукой.Эта игра не ограничивает воображение учителя-логопеда, дорожку можно наполнить любыми заданиями, но важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его сильные и слабые стороны развития.2. Игра «Пальчики-дружочки»Цель: развитие двуручной координации, чувства ритма, памяти.Описание:Ребенку необходимо нажимать на кнопочки поп-ита одновременно левой и правой рукой, а также произносить слоги или слова. Также можно в этой игре выполнять артикуляционную гимнастику, например, на 10 нажатий поп-ита.3. Игра «Дорога к Звукам»Цель: коррекция речевых нарушений и развитие мелкой моторики, а также улучшение общей координации и внимательности через элементы нейрогимнастики.Описание:Создание «Дороги»: На полу создается дорожка, которую дети будут «прокладывать» своим движением.Знакомство со звуками: Учитель-логопед показывает детям изображения предметов и проговаривает их звуковое сопровождение. Например, «а» для «мячика», «и» для «дерева».Этапы игры:По очереди каждый ребенок выбирает карточку с изображением.Они должны войти в «Дорогу», произнося звук, соответствующий изображению.Задание заключается не только в произношении звука, но и в выполнении легкой физической активности: наклоны, прыжки или шаги, соответствующие звуку или предмету.Например, для звука «а»: прыжки на месте; для «и»: наклоны в бок, как будто дерево «качает» ветками.Ассоциации и движения:После выполнения каждого задания, дети могут придумать свою ассоциацию и добавить движение, соответствующее звуку (например, активно размахивать руками, словно ветер).Второй раунд: Когда дети полностью освоят звук и движение, они могут сделать это в группах, обсуждая свои ассоциации и повторяя движения вместе.ЗавершениеВ конце игры следует провести мини-фитнес для расслабления и итогового повторения всех звуков. Учитель-логопед хвалит детей за активность и прогресс, акцентируя внимание на том, как хорошо они справились с заданиями.4. Игра «Жесты и Звуки»Цель: развитие речевой активности, улучшение мелкой моторики, а также нахождение ассоциаций между звуками и жестами для лучшей запоминаемости.ПодготовкаМатериалы: набор карточек с изображениями различных предметов или животных (например, собака, кошка, машина, птичка и т.д.).Пространство: убедитесь, что у вас достаточно места для активных движений.Описание игрыВыбор карточек: учитель-логопед выбирает некоторое количество карточек с изображениями и показывает их детям.Знакомство с жестами:Каждый ребенок по очереди выбирает карточку и описывает, что на ней изображено.После этого учитель-логопед показывает соответствующий жест. Например:Для «собаки» — делать жест, как будто гладят собаку.Для «машины» — имитировать движение руля.Для «птички» — махать руками, как будто это крылья.Командная игра:Логопед называет предмет или животное, и дети должны одновременно произнести его название и выполнить соответствующий жест.Например, когда логопед говорит «кошка», все дети произносят «кошка» и делают жест, изображая, как кошка умывается.Создание ассоциаций:После того как дети привыкнут к жестам, можно усложнить задачу. Учмиельогопед называет звук или слово (например, «мяу»), и дети должны выполнить соответствующий жест и озвучить звук.Командные задания:Можно разбить детей на команды и дать каждому заданию, которое они должны выполнить. Например, команда должна придумать свою оригинальную ассоциацию с жестом для определенного звука.Завершение игрыПосле нескольких раундов можно обсудить, какой жест им показался самым интересным и почему. Закончите игру похвалой для каждого ребенка за его активность и креативность.Данные игра реализуются в течение полу года. Игры, основанные на нейропсихологическом подходе, не только делают занятия разнообразными и интересными, но и помогают детям развивать важные речевые и когнитивные навыки. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать игры под их уровень развития, что позволит добиться максимальной эффективности в коррекции речевых нарушений. Использование игр, основанных на нейропсихологическом подходе, в работе учителя-логопеда с детьми 4-5 лет с нарушениями речи может привести к значительным улучшениям в различных областях. Вот основные результаты применения таких игр:1. Развитие речевой активностиИгры способствуют: увеличению запаса слов, улучшению произношения звуков, формированию правильных грамматических структур.2. Улучшение взаимодействияУчастие в командных играх и динамических активностях: развивает социальные навыки, такие как умение слушать, делиться и принимать чужую точку зрения, способствует развитию навыков сотрудничества и коллективного решения проблем.3. Формирование когнитивных процессовНейропсихологический подход акцентирует внимание на развитии следующих аспектов: внимания (игры с элементами запоминания и концентрации способствуют улучшению внимания у детей), памяти (использование звуковых и зрительных ассоциаций помогает улучшить краткосрочную и долгосрочную память), мышления (сложные задания, требующие логического мышления, развивают аналитические способности).4. Развитие мелкой моторикиИгры, включающие действия с пальцами и движениями рук: способствуют развитию мелкой моторики, что, в свою очередь, положительно влияет на речевые навыки, помогают укрепить связь между речевыми центрами мозга и моторными функциями.5. Повышение мотивацииИспользование игровых элементов: сделает занятия более увлекательными и менее напряжёнными, нижает уровень тревожности у детей, что также положительно сказывается на процессе обучения.6. Индивидуализация и адаптацияНейропсихологический подход позволяет: создавать индивидуальные задания в зависимости от уровня развития каждого ребенка, адаптировать игры под конкретные нужды детей, учитывая их особенности и интересы.7. Поддержка эмоционального развитияИгры помогают: создавать положительное эмоциональное состояние, необходимое для успешного обучения, развивать эмоциональную отзывчивость и эмпатию к другим.Внедрение игр, основанных на нейропсихологическом подходе, в логопедическую практику с детьми 4-5 лет с ОВЗ может значительно улучшить как речевое развитие, так и общие когнитивные и социальные навыки детей. Эти игры не только делают коррекционный процесс более увлекательным, но и обеспечивают комплексный подход к развитию, что особенно важно для детей с особыми образовательными потребностями.