Публикации
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
Автор: Ткачева Татьяна Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
Автор: Ткачева Татьяна Васильевна
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИДепартамент образования и науки Брянской области Администрация Мглинского районаМБОУ "Высокская СОШ"РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности«Функциональная грамотность»для обучающихся 1-4 классов Составил: учитель начальных классов Ткачева Т. В.с. Высокое 2024Пояснительная записка.Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации 4 года (1-4 класс):1 класс – 33 часа2 класс – 34 часа3 класс – 34 часа4 класс – 34 часаВ первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.Формы организации занятий:Предметные недели; Библиотечные уроки; Деловые беседы; Участие в научно-исследовательских дискуссиях; Практические упражнения Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСАПрограмма обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.Личностные результаты изучения курса:- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;- осознавать личную ответственность за свои поступки;- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.Метапредметные результаты изучения курса:Познавательные:- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;- преобразовывать информацию из одной формы в другую.Регулятивные:- проявлять познавательную и творческую инициативу;- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.Коммуникативные:- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;- слушать и понимать речь других;- совместно договариваться о правилах работы в группе;- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;- способность проводить математические рассуждения;- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:- понимание и правильное использование финансовых терминов;- представление о семейных расходах и доходах;- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов;- представление о различных видах семейных расходов;- представление о способах экономии семейного бюджета.ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВОбучение ведется на безотметочной основе.Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.Содержание программы 1 класс (33 ч)Календарно-тематическое планирование (1 класс)Содержание программы 2 класс (34 ч)Календарно-тематическое планирование (2 класс) Содержание программы 3 класс (34 ч)Календарно-тематическое планирование (3 класс)Содержание программы 4 класс (34 ч)Календарно-тематическое планирование (4 класс)