Публикации
«Использование игротерапии в коррекционно- развивающей работе с детьми раннего возраста»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование игротерапии в коррекционно- развивающей работе с детьми раннего возраста»
Автор: Гокжаева Евгения Вячеславовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование игротерапии в коррекционно- развивающей работе с детьми раннего возраста»
Автор: Гокжаева Евгения Вячеславовна
Конспект выступления«Использование игротерапии в коррекционно- развивающей работе с детьми раннего возраста»Психологические особенности детей раннего возрастаРанний возраст охватывает период жизни ребенка с 1 года до 3 лет.Ведущая деятельность в раннем возрасте — предметно-манипулятивная, в процессе которой происходит овладение детьми предметными действиями. Ребенок усваивает их постоянное значение, функции предметов и то, как ими следует действовать. Становление предметных действий происходит при усвоении детьми образцов использования вещей утилитарного назначения (ложка, чашка, расческа и пр.), в игре с дидактическими игрушками (конструкторы, мозаики, пирамидки и пр.) и в процессуальной игре с сюжетными игрушками. В этот период активно развивается речь ребенка. Прежде всего интенсивно развивается понимание речи: на 2-м г. ребенок начинает понимать названия предметов, непосредственно его окружающих, содержание речи, направленной на выполнение им практических действий. Поэтому очень важно разговаривать с ребенком, стимулировать его к тому, чтобы он выражал свои желания посредством слова, а не жеста или звука. Речь находится во взаимосвязи с мышлением человека. При развитии речи происходит развитие мышления. В 3 года ребенок точно знает, кто он: мальчик или девочка. Родителям необходимо всегда обращаться к мальчику как к мальчику, а к девочке, как к девочке, чтобы не запутать ребенка.У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве. Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. К концу периода у малыша обостряется чувство собственной личности, он уже проявляет самостоятельность и независимость, достигая успехов настырными пробами и досадными, болезненными ошибками. Сторонняя помощь воспринимается с раздражением, а иногда даже с истерикой и криками. Именно здесь проявляются первые зачатки характера. Родители сталкиваются с проблемой кризиса трехлетнего возраста «Я сам!».Возникает совместная деятельность ребенка и взрослого. Ведущей становится предметная деятельность, в которой ребенок осваивает общественно выработанные способы действия с предметами. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, речь, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует правильных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком.Игровая терапия - метод коррекции всех сфер личности ребенка,, в основу которого положен, свойственный ребёнку способ взаимодействия с окружающим миром – игра. Игровая терапия – это особый способ взаимодействия с ребёнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть, быть самим собой, а с другой – установить взаимоотношения с окружающим миром.Игра оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребенка младшего возраста. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, являются прекрасным средством для становления предметных действий через активизацию манипулятивной деятельности ребенка, развития восприятия как ориентировочной деятельности, направленной на исследование свойств и качеств предметов, на формирование представлений системы сенсорных эталонов.К таким игрушкам относятся:для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки и т.п.); для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия; для прокатывания; образные с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнурками, кнопками, липучками, молнией); разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур, резко различающихся по форме (шар, куб), и т.д. При организации игр с предметами необходимо придерживаться двух основных принципов:1) посильность требований;2) постепенность усложнения.Иначе говоря, если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ взрослого, совместные действия с ребенком, то чем старше он становится, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого, по воображению.Необходимо учить ребенка слушать.Игры, включающие слушание помогают детям:сконцентрироваться на одном чувстве – слухе;расширить представление об окружающем мире;научиться отличать один звук от другого.Что такое игра для детей?Игра – это такое мероприятие, которое дарит дошкольнику максимум радости, удовольствия и других положительных и светлых эмоций.Игра – это вечное движение и победа! Благодаря этому в игре дети чувствуют себя комфортно, играя, он ощущает полную свободу, безопасность и психологическую раскрепощённость. Игра способствует укреплению в себе уверенности, улучшает эмоциональное состояние, развивает активность детей, его инициативу, самостоятельность, умение владеть эмоциями и принимать самостоятельные решения и отвечать за них. В игровой деятельности дети комбинируют впечатления от жизни с уже накопленным личным опытом. Детские игры необходимы для гармоничного развития детей, как в физическом, так и в умственном плане. Игра для детей дошкольного возраста является отражением окружающей его жизни. Игра – это всегда импровизация. А это значит, что ребёнок в игровой деятельности не только обучается жизни, но и живёт своей истинной жизнью. В игре оттачивается гибкость ума, тренируется память, вырабатывается внимательность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, умение логически мыслить и предвидеть последствие своих поступков.Основываясь на всех тех огромных воспитательных, обучающих и терапевтических возможностях, что таит в себе игра, занимая в развитии личности дошкольника огромную нишу, и появилась игротерапия, как особое направление в психотерапии, дефектологии и педагогике.В игротерапии используются как структурированные, так и неструктурированные игры. К структурированным играм относятся игры в семью (людей и животных), с марионетками (кукольный театр), строительные, выражающие конструктивные и деструктивные намерения. К неструктурированным играм относятся двигательные игры и упражнения (прыганье, лазание), игры с водой, песком, глиной, группа игр, принадлежащих к фонду арт-терапии (рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами). Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, можно сгруппировать в три больших класса: 1. Игрушки из реальной жизни. Такими игрушками являются кукольное семейство, кукольный домик, марионетки, они могут изображать членов реальной семьи ребенка. Эти игрушки делают возможным непосредственное выражение чувств ребенком. Гнев, страх, соперничество между братьями и сестрами, кризисы, семейные конфликты могут выражаться непосредственно, когда ребенок разыгрывает сценки с человеческими фигурками.2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. В игре дети часто испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет словесных обозначений. Такие игрушки как «би-ба-бо» (кукла, которая надевается на руку), солдатики, ружья, а также игрушки изображают диких животных, могут использоваться для выражения гнева, враждебности (если такие дети в группе есть).3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций. Песок и вода наиболее часто используются ребенком в качестве неструктурированной среды для игры. Однако их реже можно найти в интерьере игровой комнаты, хотя многие авторы описывают воду как наиболее эффективное терапевтическое средство во всех игровых материалах. Особое значение придается кубикам. Кубики могут быть домами, их можно швырять, ставить друг на друга, разбрасывать. Все это позволяет ребенку почувствовать, что значит созидать или разрушать. Как в случае с водой и песком, ребенок может испытывать чувства удовлетворения, поскольку не существует правильного способа игры с кубикам.Итак, как уже было отмечено, игра – это особый вид активности ребенка, позволяющий ему в безопасной ситуации накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать имеющиеся умения и навыки. Игра для детей – это способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, вещах, животных, структурах, людях. Включаясь в процесс игры, дети научаются жить в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время исследуя, экспериментируя, обучаясь. Известно, что дети часто бывают не в состоянии осознать и рассказать о своих проблемах, а в игре с безопасным взрослым они получают возможность выразить, преодолеть и разрешить свои проблемы, травмы, накопленные эмоциональные переживания и трудности.В связи с этим игровая поддержка ребенка, представляющая собой систему способов и средств обеспечения игровой развивающей деятельности детей, и комплекс мер, направленных на подбор игровых средств и оборудования, разработку техник и технологии их использования в условиях конкретного дошкольного учреждения, должна включать в себя и элементы психотерапии.Основная цель игровой терапии в том, чтобы помочь ребёнку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.Целесообразность использования игротерапии в организации коррекционно – развивающего сопровождения дошкольников обусловлена, во- первых, тем, что игра для них остаётся наиболее освоенным и органичным видом деятельности и общения. Во- вторых, в этой технологии представлено единство психологической природы игры и общения. В третьих, в игре ребёнок может свободно выражать себя, освобождаясь от напряжения и фрустации повседневной жизни. Наконец, игротерапия представляет уникальный опыт для социального и психического развития ребёнка, открывая ему возможность установления значимых личностных связей с взрослым.Задачи игровой терапии:- укрепление собственного «Я» ребёнка, развитие чувства самооценки;- развитие способности эмоциональной саморегуляции;- восстановления доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребёнок – взрослые», «ребёнок – ребёнок»;- коррекцию и предупреждение деформаций в формировании «Я» - концепции;- коррекцию и профилактику поведенческих отклонений .Рекомендации по проведению игр с детьми раннего возраста Подбор игрового материала:Подбирать игрушки в специализированных магазинах Игрушки должны быть не слишком крупного размера, но и не очень маленькие Игрушка по своему внешнему виду должна быть близка к реальному объекту Перед проведением игры игрушку внимательно осмотреть (чтобы игрушка не распадалась на мелкие детали) Проведение игр:Не предлагайте малышу слишком большое количество игрушек. Дайте ребенку подержать, потрогать игрушку, произвести с ней действия по желанию. Во время игры с ребенком (в качестве образца действия) произведите действие с игрушкой медленно и спокойно. Разговаривайте с ребенком во время игры легко, четко называя каждый из предметов и действия с этими предметами. Не произносите слишком длинных фраз. Помогайте ребенку в случае затруднения. Но при этом старайтесь не выполнять полностью все действия за него. Выполняйте задания в определенной последовательности, чтобы не запутать ребенка и себя. Не ругайте ребенка, если он что-то выполняет не правильно или бросает игрушку. Игротерапию можно и нужно использовать как средство реабилитации детей с нарушением интеллекта, так как с помощью игры взрослый может помочь ребёнку раскрыться и установить контакт с окружающим миром. «Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать – им требуется уметь играть».