Публикации
Развитие речи в дошкольном образовательном учреждении.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи в дошкольном образовательном учреждении.
Автор: Закуракина Юлия Петровна Ширина Александра Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи в дошкольном образовательном учреждении.
Автор: Закуракина Юлия Петровна Ширина Александра Михайловна
Развитие речи в ДОУЗакуракина Юлия Петровна, Ширина Александра Михайловна Воспитатель и учитель - логопед , МБДОУ д/с №76 «Везелица» г. Белгород Дошкольное образованиеАннотация: в данной статье рассматриваются периоды активного усвоения детьми разговорного языка.Ключевые слова: речевое развитие, система работы, дар речи. Дошкольный возраст – это период активного усвоения детей разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонематической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач эстетического, умственного и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее дети будут им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения ребенка. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющая деятельность детей.Речь является одним из показателей развития детей. Она реализует несколько потребностей ребенка: коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство высказывания и понимания.Речь для ребенка играет основополагающую роль. Речи лежит в основе общения в семье. Развитие речи - это основное средство достижения желаний для личности. Без речи невозможна полноценная коммуникация человека в обществе. Развитие речи лежит в центре обучения ребенка.Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов. Самым главным периодом считается возраст от 1 года до 4 лет, когда малыш овладевает основными закономерностями языка.Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.В этом малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять. Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте малышу все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите ребенка и отмечайте его успехи.Ваш малыш конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда малыш рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования своих действий и действий окружающих людей. Помогайте малышу в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делают они.Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи ребенка. Так же полезно для разрешения словаря детей подбирать слова с противоположным значением.Родителям и воспитателям необходимо разговаривать с детьми на равных. Тогда он быстрее начинает осваивать речь, и у него очень быстро пополняется словарный запас. Трехлетние дети стараются не употреблять сложных предложений, так как боятся, что их не поймут. К четырёхлетнему возрасту у детей пропадает страх, и он говорит более уверенно. Теперь они знает, что слушатели их понимают. Необходимо постоянно контролировать речь у ребёнка 3-4 лет. Чем старше дети становятся, тем сложнее им помочь в постановке правильного произношения.Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания.В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов. Для определения цвета, кроме основных, называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый). У них начинают появляться притяжательные прилагательные – волчий хвост, лисья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ).Еще ребенок все шире начинает использовать наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). Появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты, транспорт). Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё же еще мало. Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что малыши чаще допускают грамматические ошибки:«красная» мяч, «хочут» вместо хотят.Некоторые малыши в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.Чем старше становится дети, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная.В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка.Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения – это ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.Список литературы: https://маоу210тольятти.росшкола.рф/data/documents/4-5-let.pdf 5.- detej-5-7-let