Публикации Развитие речи в дошкольном образовательном учреждении.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи в дошкольном образовательном учреждении.
Автор: Закуракина Юлия Петровна Ширина Александра Михайловна

Развитие речи в ДОУЗакуракина Юлия Петровна, Ширина Александра Михайловна Воспитатель и учитель - логопед , МБДОУ д/с №76 «Везелица» г. Белгород Дошкольное образованиеАннотация: в данной статье рассматриваются периоды активного усвоения детьми разговорного языка.Ключевые слова: речевое развитие, система работы, дар речи. Дошкольный возраст это период активного усвоения детей разговорного языка, становления и развития всех сторон речи фонематической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач эстетического, умственного и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее дети будут им пользоваться в дальнейшем. В дошкольном возрасте расширяется круг общения ребенка. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющая деятельность детей.Речь является одним из показателей развития детей. Она реализует несколько потребностей ребенка: коммуникативную, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.Первоначальная функция речи коммуникативная. Речь есть, прежде всего, средство высказывания и понимания.Речь для ребенка играет основополагающую роль. Речи лежит в основе общения в семье. Развитие речи - это основное средство достижения желаний для личности. Без речи невозможна полноценная коммуникация человека в обществе. Развитие речи лежит в центре обучения ребенка.Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов. Самым главным периодом считается возраст от 1 года до 4 лет, когда малыш овладевает основными закономерностями языка.Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.В этом малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если стихи время от времени повторять. Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте малышу все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите ребенка и отмечайте его успехи.Ваш малыш конечно, уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда малыш рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для образования своих действий и действий окружающих людей. Помогайте малышу в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делают они.Постепенно вводите речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи ребенка. Так же полезно для разрешения словаря детей подбирать слова с противоположным значением.Родителям и воспитателям необходимо разговаривать с детьми на равных. Тогда он быстрее начинает осваивать речь, и у него очень быстро пополняется словарный запас. Трехлетние дети стараются не употреблять сложных предложений, так как боятся, что их не поймут. К четырёхлетнему возрасту у детей пропадает страх, и он говорит более уверенно. Теперь они знает, что слушатели их понимают. Необходимо постоянно контролировать речь у ребёнка 3-4 лет. Чем старше дети становятся, тем сложнее им помочь в постановке правильного произношения.Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания.В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов. Для определения цвета, кроме основных, называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый). У них начинают появляться притяжательные прилагательные волчий хвост, лисья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ).Еще ребенок все шире начинает использовать наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.). Появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты, транспорт). Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё же еще мало. Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что малыши чаще допускают грамматические ошибки:«красная» мяч, «хочут» вместо хотят.Некоторые малыши в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.Чем старше становится дети, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная.В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка.Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения это ответственность педагогов, занимающихся развитием речи.Список литературы:
  • https://маоу210тольятти.росшкола.рф/data/documents/4-5-let.pdf 5.-
  • detej-5-7-let