Публикации
Формирование патриотического воспитания дошкольников по средствам логических игр.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование патриотического воспитания дошкольников по средствам логических игр.
Автор: Закуракина Юлия Петровна Ширина Александра Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование патриотического воспитания дошкольников по средствам логических игр.
Автор: Закуракина Юлия Петровна Ширина Александра Михайловна
«Патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста по средствам логических игр» Закуракина Ю.П. Ширина А.М.Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств ребенка.В воспитательном процессе важное место должны занять: народная мудрость, национальные идеи и идеалы, которые являются тем фундаментом, на котором растет национальное сознание, достоинство, самоуважение. Патриотическое воспитание ученые понимают как «формирование гармоничного, развитого, высокообразованного, социально активного и национально сознательного человека, наделенного глубокой гражданской ответственностью, здоровыми интеллектуально-творческими и духовными качествами, родственными и патриотическими чувствами, трудолюбием, хозяйственной смекалкой, предприимчивостью и инициативностью» [3, с. 3].Чувство патриотизма очень тесно связано с содержанием общественной жизни. К проблемам воспитания молодого поколения на принципах патриотизма в разное время обращались многие педагоги, как А.С. Макаренко, С.Ф. Русова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. До сих пор актуальны и очень ценны работы по духовно-нравственному воспитанию педагога-гуманиста и философа В.А. Сухомлинского. Он видел приоритет в формировании нового поколения сознательной молодежи, воспитании настоящих патриотов, которые по настоящему любят Родину, гордятся своим народом и его историческим прошлым, ответственных за его будущее. Эту важнейшую закономерность воспитания В.А. Сухомлинский определял по-своему: воспитывать маленького ребенка так, чтобы у него были ценности, которые достались ему дорогой ценой. Именно в дошкольном возрасте, когда ребенок очень чувствителен к эмоциональным воздействиям и склонен к подражанию, создаются благоприятные условия для того, чтобы постепенно раскрыть ему смысл народного и мирового наследия через художественные произведения, этику человеческих взаимоотношений, сформировать первый практический опыт проявления души по отношению к родным и близким людям, родному дому, отчему краю с его природой, историей и традициями, родного языка, – всего, из чего для каждого начинается Родина [5].Патриотическое воспитание дошкольников довольно актуально в условиях настоящего времени. Патриотами не рождаются, ими становятся. Важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека. Чувство патриотизма у ребенка дошкольного возраста проявляется в потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы. Ребенок начинает понимать и проявлять такие качества, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. Основными направлениями патриотического воспитания детей являются: формирование представлений о семье – семья, род и родословная; ознакомление с явлениями общественной жизни; формирование знаний об истории государства, государственных символах; ознакомление с традициями и культурой своего народа; формирование знаний о родном крае. Благоприятным для начала систематического патриотического воспитания является средний дошкольный возраст, когда особенно активизируется интерес ребенка к социальному миру и общественным явлениям [2, с. 11].Педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию дошкольников имеет интегративный характер. Формы взаимодействия детского сада с детьми и их родителями в настоящее время разнообразны. Планируя свою работу с детьми, педагоги применяют следующие формы работы: занятия, беседы, чтение художественной литературы, игры, викторины. В последнее время актуально стало использование в работе проектной технологии. Проектная деятельность позволяет любой коллектив превратить в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствует себя нужным в решении важной задачи. В результате этой технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. Именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность. Также немало важным в педагогическом процессе является взаимодействие с семьей воспитанников, привлечение взрослых в совместной деятельности. Особенное значение в нравственно-патриотическом воспитании детей имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи нужно объяснять и прививать чувства сопричастности к малой Родине, постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и прочее [4].Достижения в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами педагоги и родители будут знать и любить историю своей Родины. Никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет любить и гордиться своей страной, своим народом, своим городом. В 2019-2020 учебном году в старших группах МДОУ ДС Ёлочка г. Краснослободска был успешно реализован проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Маленькие патриоты большой страны», целью которого являлось воспитание любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Работая по данной теме, мы поставили перед собой следующие задачи:- формировать у детей чувства любви к своему родному краю;- воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания; - приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.-знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);-развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны;-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.При реализации проекта педагоги работали по следующему плану:- Изучили тематику проекта, подобрали необходимую литературу, подготовили предметно-пространственную развивающую среду.- Вводили детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.- Создали игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.- Заинтересовали каждого ребенка тематикой проекта, поддерживали его любознательность и устойчивый интерес у детей к данной проблеме.- Рассматривались все предложенные детьми варианты решения проблемы:- Развивали творческое воображение и фантазию детей.- Вовлекали родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества. Организация работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включала в себя следующее:- подготовку педагогического коллектива; - работу с детьми;- работу с родителями;- оснащение развивающей среды;- взаимодействия с социумом.Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет такие методы работы с дошкольниками как: досуги, театральные представления, выставки детских работ, спортивные праздники, детские проекты, участия в конкурсах, занятия. В основу работы с детьми были положены следующие принципы:- учет возрастных особенностей;- учет индивидуальных особенностей;- принцип коллективизма;- принцип сотрудничества;- принцип уважительного отношения к личности ребенка;- принцип на положительную ориентацию.В рамках проекта «Маленькие патриоты большой страны» была проведена следующая работа:1. Обустройство патриотических центров в группах. Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России. 2. Провели празднование государственных праздников: «День России», «День защитника Отечества», «День Государственного флага Российской Федерации», «День победы в Сталинградской битве», «День Победы», «День народного единства».3. Провели тематические утренники: «Осенняя ярмарка», «Покров», «День здоровья», «День Матери», «Новый год», «Рождественские святки», «Международный женский день», «День Земли». Воспитанники ДОУ приняли активное участие в акции «Голубь Мира».4. В течение года проводились конкурсы декоративно-прикладного искусства и их выставки. Дети и родители (законные представители) с удовольствием принимали в них активное участие. 5. Участие педагогического коллектива в конкурсах различных уровней, таких как: - лауреаты 2 степени областного конкурса патриотической песни «Катюша»;- дипломанты 1 степени в областном фестивале патриотической и авторской песни «Чистое небо»; - лауреат 1 степени городского онлайн-фестиваля «Великая Победа»;- участие в муниципальном фестивале патриотической песни «Журавли»;- участие в Международной программе сохранения исторической памяти о вкаде женщин в победу и укрепления Мира.Использование проектной технологии в системе нравственно-патриотического воспитания позволило сочетать интересы всех участников образовательного процесса и решить задачи по воспитанию у детей чувства патриотизма, любви и привязанности к семье, родному дому, городу; формированию бережного отношения к родной природе и всему живому развитию любознательности в процессе совместных мероприятий; воспитанию чувства ответственности и гордости за достижения Родины.Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является актуальным для всех участников педагогического процесса. В процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи по воспитанию у детей любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Тем самым мы формируем гражданскую позицию, патриотические чувства и любовь к прошлому, настоящему и будущему, на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия. Список литературы:1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2004. - 252 с.2. Константинова О., Харитонович А., Абба П. Воспитываем патриотов // Воспитатель-методист дошкольного учреждения. – 2012. – № 10. –С. 11–24.3. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Ребенок». – М.: Просвещение, 2004. – 268 с.4. Савченко В.И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников. Методические рекомендации. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – С. 10-13.5. Теоретические основы педагогики: курс лекций / под ред. О. Вишневского – Дрогобыч: Возрождение, 2001. – 268 с.