Публикации
Работа учителя - логопеда и воспитателя по формированию графомоторных навыков у дошкольников подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа учителя - логопеда и воспитателя по формированию графомоторных навыков у дошкольников подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи.
Автор: Закуракина Юлия Петровна Ширина Александра Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа учителя - логопеда и воспитателя по формированию графомоторных навыков у дошкольников подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи.
Автор: Закуракина Юлия Петровна Ширина Александра Михайловна
Работа учителя - логопеда и воспитателя по формированию графомоторных навыков у дошкольников подготовительной группы с тяжёлыми нарушениями речи.Ширина Александра Михайловна, Закуракина Юлия ПетровнаУчитель – логопед, воспитатель МБДОУ д/с №76 «Везелица» г. Белгород Коррекционное образованиеГрафомоторика - это способность контролировать движения руки и пальцев при письме и рисовании. Она тесно связана с развитием речи, так как дети с ТНР часто испытывают трудности в формировании букв и слов. Одним из способов развития графомоторных навыков у детей с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи) является использование специальных упражнений и игр. Например, можно предложить детям тренировки по следованию по контуру букв или рисованию простых фигур. Это помогает им улучшить координацию движений руки и пальцев, а также развить навыки письма.Другим важным аспектом развития графомоторных навыков у детей с ТНР является использование различных материалов. Например, дети могут использовать природные материалы для моделирования букв и слов. Это помогает им развить тактильные ощущения и улучшить контроль движений рук. В коррекционной работе учителя логопеда с дошкольниками подготовительной группы с ТНР выделяются два последовательных этапа (подготовительный и основной), которые согласуются с содержанием педагогического воздействия по всем разделам программы.На подготовительном этапе формируются общефункциональные механизмы речевой и других видов деятельности (слуховое, зрительное восприятие, внимание и пр.).На основном этапе предусматривается формирование специфических механизмов деятельности в соответствии образовательными задачами по другим направлениям коррекционно-развивающего процесса (произношение, лексика, грамматический строй и пр.). Все направления коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, что позволяет комплексно решать конкретные задачи во всех формах ее организацииКоррекционно - развивающая работа с дошкольниками подготовительной группы с ТНР в основном представляет собой игровую деятельность. Педагогический замысел каждого игрового занятия направлен на решение коррекционно- развивающих, образовательных и воспитательных задач. Все специалисты, работающие с дошкольниками с ТНР, используют в разных формах организации деятельности детей именно игровой метод как ведущий.Работу по формированию графических навыков рекомендуется проводить в нескольких, представленных ниже, направлениях:Совершенствование общей ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации. Формирование дифференцированных движений кистями и пальцами рук, сгибание и разгибание, отведение в стороны пальцев, умение называть каждый палец на руке. Формирование согласованных действий обеими руками, чередование позиций рук. Например: «Кулак – ладонь», «Камень – ножницы». Затем усложнять чередования: «Кулак – ребро – ладонь»,«Камень – ножницы – бумага».Формирование дифференцированных движений пальцев рук. Дети учатся нанизывать бусы, колечки на шнурок в определенной последовательности, представленной на образце (вначале дается образец из мелких предметов, а затем образец – схема на листе бумаги). Обучение расстегиванию и застегиванию с использованием различных видов застежек: липучки, кнопки, пуговицы, крючки, молнии. Например: «Наряди ёлку», «Разложи фрукты», «Сапожок», «Ботинок». Обучение шнуровке – продергивание шнурка через отверстие (в каждое, через одно, через два, через три), расположенные в горизонтальном и вертикальном направлении. Шнуровка в направлении крест – накрест. Например: «Дождик», «Лесенка», «Качели». В упражнениях должны сочетаться сжатие, растяжение, расслабление кисти; использоваться изолированные движения каждого пальца. Развитие зрительного восприятия и зрительного внимания. Дети учатся собирать целое изображение по его частям (разрезная картинка из 2 – 3 частей), узнавать и называть собранный предмет. Обучение соотнесению геометрических форм с предметами. Например: «Подбери, что круглое? (колесо, мяч), что овальное? (рыба, ёжик), Что квадратное? (часы, стол) и т.д. Развитие зрительного внимания. Формировать умение выкладывать по линейке цветные геометрические формы (по образцу и речевой инструкции), где чередования элементов предусматривается не только по цвету, но и по форме. Например: «Выложи на верхней строке листа следующие фигуры – красный квадрат, синий треугольник, зеленый круг», «Выложи на нижней строке листа - синий овал, желтый квадрат, оранжевый треугольник, зеленый круг».Развитие пространственной ориентировки. Дети учатся передавать пространственные отношения предметов и их частей в конструкциях и изображениях. Например: «Куда уехала машина?», «Что бывает вверху, что бывает внизу?» и т.д. Развитие ориентировки на плоскости. Обучение детей ориентировке на различных плоскостях и на тетрадном листе, действовать по образцу и по речевой инструкции. Например: «Поставь елочку в середине», «Выложи тучки вверху, а ручейки – внизу». Формирование базовых графических навыков и умений. Дети учатся проводить различные линии по образцу: непрерывную линию (сначала пальцем, а затем карандашом), между волнистыми линиями, повторяя изгибы (ширина между линиями от 2,5 до 1,5 см.), непрерывные линии между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб; сплошные линии с переходами (от прямой к волнистой, от прямой к ломаной и обратно), не отрывая карандаш от листа бумаги. В заключении хочется сказать о том, что развитие графомоторных навыков у детей с ТНР играет важную роль в развитии их речи. Терпение, постоянная практика и поддержка со стороны учителя - логопеда являются ключевыми факторами успеха в этом процессе.ЛИТЕРАТУРАКороткова, Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи / Э. Л. Короткова. - М.: Академия, 2019. – 560 с. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. вузов: / Под ред. Л.С. Волковой. – 5 – е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2019. – 365 с. Чиркина, Г.В. Пособие по диагностике речевых нарушений. – 4-е изд., доп. / Г.В.Чиркина. - М.: АРКТИ, 2019. – 240 с.