Публикации
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Автор: Немтинова Ольга Вячеславовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Автор: Немтинова Ольга Вячеславовна
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ КУЛЬТУРЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Проектная деятельность с точки зрения ФГОС является обязательной составляющей деятельности учителя и обучающегося. Обучающийся выразил желание создать проект по русскому языку или литературе. Как помочь ребенку, с чего начать, как структурировать, чем завершить, какой продукт проекта сделать? Множество вопросов встает перед исполнителем и руководителем проекта. Необходимо начать с основ культуры проектной деятельности. Как же сформировать культуру проектной деятельности школьников учителю русского языка и литературы?
В действительности, в природе человеческого мышления заложен исследовательский путь познания, поэтому первоначально учителю следует определить список наиболее актуальных проектных умений, которые необходимо сформировать. Так, например, умение работать с информацией, умение классифицировать, сопоставлять, анализировать информацию.
Затем необходимо подготовить (создать или подобрать) перечень заданий (упражнений), направленных на формирование проектных умений. Так, например, для выявления черт сентиментализма при изучении повести Карамзина Бедная Лиза обучающимся необходимо сделать сравнение со стихами молодого Жуковского. При изучении Севастопольских рассказов Толстого и Войны и мира в 10 классе, работая над изучением понятия психологизм обучающиеся могут осуществить сопоставительный анализ исследуемого понятия в литературоведении творчестве Толстого и Дж.Селинджера Над пропастью во ржи.
Подробнее можно остановиться на использовании метода проектов при изучении новой темы - биографии писателя.
На последнем уроке перед изучением нового материала классу предлагается поделиться на группы: докладчиков (выступающих), критиков (составителей вопросов) и экспертов (рецензентов). Детям объявляется новая тема следующего занятия, и предоставляются различные источники информации (списки литературы, интернет-ресурсы). Цель докладчиков на этом уроке – составить сообщение по теме. Цель критиков – составить вопросы и задания по той же теме. Цель экспертов – разработать критерии оценки будущих выступлений выше упомянутых групп. Если в начале учебного года разработать универсальные критерии оценивания работ докладчиков и критиков, то впоследствии группа экспертов будет формироваться из участников остальных групп только на втором уроке. Домашним заданием первого занятия будет создание презентаций для докладов и вопросов к ним.
На следующем уроке группы презентуют свою работу и новый материал в том числе. Сначала слово предоставляется докладчикам, цель которых, как можно более полно и интересно осветить новую тему, возможно с применением ИКТ. Критики внимательно слушают сообщение одноклассников, фиксируют вопросы, на которые они уже получили ответ в ходе доклада, на какие не получили, какие новые вопросы у них возникли. Эксперты слушают и оценивают доклад по разработанным критериям. Далее слово предоставляется группе критиков. Они так же демонстрируют свою презентацию, отсеивают вопросы, ответы на которые уже прозвучали, задают оставшиеся у них вопросы. Если докладчики затрудняются ответить на них, то критики сами дают ответы на эти вопросы. Эксперты оценивают работу всех групп. После этого слово дается экспертам. Они презентуют разработанные ими критерии оценки, озвучивают полученные ими результаты по работе групп докладчиков и критиков. Оценку деятельности самих экспертом могут дать, как дети из групп докладчиков и критиков, так и учитель (в зависимости от того, сколько времени до конца занятия у вас осталось). Можно при использовании данного метода изучить биографию писателей, сделать презентацию о жизни и творчестве художников слова.
Кроме того, результатом изучения тем могут быть творческие проекты учеников: творческий пересказ, стихосложение, сочинительство, свободное выступление, написание писем, эссе, сочинений, отзывов, рассказ по кругу, задания: энциклопедия одного слова, составление биографических журналов Личность, создание коллажей и стенгазет различной тематики, написание докладов и рефератов о жизни и творчестве писателей, Толковый словарь по лирике или прозе, литературный календарь, буклеты с рекламой книг, правила русского языка в картинках, фотогазеты, плакаты, иллюстрации к художественным произведениям, видео, составление кроссвордов, составление банка аргументов к ЕГЭ и Итоговому сочинению по литературе, создание карты путешествий литературных героев.
Создание же самого проекта начинается с работы с текстом после прочтения книги. Это выбор интересной для обучающегося темы исследования, ее формулирование. Выявление актуальности, постановка цели с помощью наводящих вопросов, а затем и задач (изучить, выявить, сопоставить, классифицировать, разработать и другие). Проблема исследования может быть сформулирована через задание: Проанализируйте предложенный ряд, назовите представленное в нем явление и сформулируйте проблему. Пример ряда может выглядеть следующим образом: Маяковский, Центрифуга, Северянин, Мезонин поэзии, неологизмы. Выявление течений футуризма в русской литературе начала 20 века. Затем учитель, как тьютор, помогает ученикам спланировать действия по решению проблемы, сформулировать объект и предмет исследования, выдвинуть гипотезу. Например, в таблице представлена тема и объект исследования, ученику необходимо самостоятельно сформулировать предмет исследования. Например, тема исследования Дуэль во имя любви в жизни и творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Объект – биография и произведения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Каков предмет? Эпизоды дуэли и их роль. А затем работа по следующим этапам: 1- подготовительный, 2- планирование, 3-разработка проекта,4 – оформление результатов, 5- презентация,6-оценивание и рефлексия.
Формирование основ культуры проектной (исследовательской) деятельности необходимо осуществлять в системе. Именно систематическая и последовательная работа может быть продуктивной. Работа над формированием культуры проектной (исследовательской) деятельности многогранна, так как проект является методом обучения, содержанием обучения, формой организации учебного процесса.
Библиографический список
Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников,9-11 класс: пособие для учителей образовательных учреждений. М., Просвещение, 2012,-176с.
Бичеева Е.Н. Особенности исследовательской и проектной деятельности школьников: сравнительно-сопоставительный анализ. Режим доступа: . Дата обращения: 30.07.2017.
Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы/О.В.Донцова//Литература в школе.№11.2008.-с.36-37.
Карпова Л.В. Организация проектной деятельности школьников. Режим доступа: проектная-и-исследовательская-деятельность-учащихся/организация-проектной-деятельности-в-школе/ .Дата обращения 31.05.2017.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
Фомичева Н.В. Интерактивный подход к развитию исследовательской деятельности старшеклассников// Филологический класс, №2,2015, с.20-23.
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.
Проектная деятельность с точки зрения ФГОС является обязательной составляющей деятельности учителя и обучающегося. Обучающийся выразил желание создать проект по русскому языку или литературе. Как помочь ребенку, с чего начать, как структурировать, чем завершить, какой продукт проекта сделать? Множество вопросов встает перед исполнителем и руководителем проекта. Необходимо начать с основ культуры проектной деятельности. Как же сформировать культуру проектной деятельности школьников учителю русского языка и литературы?
В действительности, в природе человеческого мышления заложен исследовательский путь познания, поэтому первоначально учителю следует определить список наиболее актуальных проектных умений, которые необходимо сформировать. Так, например, умение работать с информацией, умение классифицировать, сопоставлять, анализировать информацию.
Затем необходимо подготовить (создать или подобрать) перечень заданий (упражнений), направленных на формирование проектных умений. Так, например, для выявления черт сентиментализма при изучении повести Карамзина Бедная Лиза обучающимся необходимо сделать сравнение со стихами молодого Жуковского. При изучении Севастопольских рассказов Толстого и Войны и мира в 10 классе, работая над изучением понятия психологизм обучающиеся могут осуществить сопоставительный анализ исследуемого понятия в литературоведении творчестве Толстого и Дж.Селинджера Над пропастью во ржи.
Подробнее можно остановиться на использовании метода проектов при изучении новой темы - биографии писателя.
На последнем уроке перед изучением нового материала классу предлагается поделиться на группы: докладчиков (выступающих), критиков (составителей вопросов) и экспертов (рецензентов). Детям объявляется новая тема следующего занятия, и предоставляются различные источники информации (списки литературы, интернет-ресурсы). Цель докладчиков на этом уроке – составить сообщение по теме. Цель критиков – составить вопросы и задания по той же теме. Цель экспертов – разработать критерии оценки будущих выступлений выше упомянутых групп. Если в начале учебного года разработать универсальные критерии оценивания работ докладчиков и критиков, то впоследствии группа экспертов будет формироваться из участников остальных групп только на втором уроке. Домашним заданием первого занятия будет создание презентаций для докладов и вопросов к ним.
На следующем уроке группы презентуют свою работу и новый материал в том числе. Сначала слово предоставляется докладчикам, цель которых, как можно более полно и интересно осветить новую тему, возможно с применением ИКТ. Критики внимательно слушают сообщение одноклассников, фиксируют вопросы, на которые они уже получили ответ в ходе доклада, на какие не получили, какие новые вопросы у них возникли. Эксперты слушают и оценивают доклад по разработанным критериям. Далее слово предоставляется группе критиков. Они так же демонстрируют свою презентацию, отсеивают вопросы, ответы на которые уже прозвучали, задают оставшиеся у них вопросы. Если докладчики затрудняются ответить на них, то критики сами дают ответы на эти вопросы. Эксперты оценивают работу всех групп. После этого слово дается экспертам. Они презентуют разработанные ими критерии оценки, озвучивают полученные ими результаты по работе групп докладчиков и критиков. Оценку деятельности самих экспертом могут дать, как дети из групп докладчиков и критиков, так и учитель (в зависимости от того, сколько времени до конца занятия у вас осталось). Можно при использовании данного метода изучить биографию писателей, сделать презентацию о жизни и творчестве художников слова.
Кроме того, результатом изучения тем могут быть творческие проекты учеников: творческий пересказ, стихосложение, сочинительство, свободное выступление, написание писем, эссе, сочинений, отзывов, рассказ по кругу, задания: энциклопедия одного слова, составление биографических журналов Личность, создание коллажей и стенгазет различной тематики, написание докладов и рефератов о жизни и творчестве писателей, Толковый словарь по лирике или прозе, литературный календарь, буклеты с рекламой книг, правила русского языка в картинках, фотогазеты, плакаты, иллюстрации к художественным произведениям, видео, составление кроссвордов, составление банка аргументов к ЕГЭ и Итоговому сочинению по литературе, создание карты путешествий литературных героев.
Создание же самого проекта начинается с работы с текстом после прочтения книги. Это выбор интересной для обучающегося темы исследования, ее формулирование. Выявление актуальности, постановка цели с помощью наводящих вопросов, а затем и задач (изучить, выявить, сопоставить, классифицировать, разработать и другие). Проблема исследования может быть сформулирована через задание: Проанализируйте предложенный ряд, назовите представленное в нем явление и сформулируйте проблему. Пример ряда может выглядеть следующим образом: Маяковский, Центрифуга, Северянин, Мезонин поэзии, неологизмы. Выявление течений футуризма в русской литературе начала 20 века. Затем учитель, как тьютор, помогает ученикам спланировать действия по решению проблемы, сформулировать объект и предмет исследования, выдвинуть гипотезу. Например, в таблице представлена тема и объект исследования, ученику необходимо самостоятельно сформулировать предмет исследования. Например, тема исследования Дуэль во имя любви в жизни и творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Объект – биография и произведения А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. Каков предмет? Эпизоды дуэли и их роль. А затем работа по следующим этапам: 1- подготовительный, 2- планирование, 3-разработка проекта,4 – оформление результатов, 5- презентация,6-оценивание и рефлексия.
Формирование основ культуры проектной (исследовательской) деятельности необходимо осуществлять в системе. Именно систематическая и последовательная работа может быть продуктивной. Работа над формированием культуры проектной (исследовательской) деятельности многогранна, так как проект является методом обучения, содержанием обучения, формой организации учебного процесса.
Библиографический список
Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников,9-11 класс: пособие для учителей образовательных учреждений. М., Просвещение, 2012,-176с.
Бичеева Е.Н. Особенности исследовательской и проектной деятельности школьников: сравнительно-сопоставительный анализ. Режим доступа: . Дата обращения: 30.07.2017.
Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического исследования на уроках литературы/О.В.Донцова//Литература в школе.№11.2008.-с.36-37.
Карпова Л.В. Организация проектной деятельности школьников. Режим доступа: проектная-и-исследовательская-деятельность-учащихся/организация-проектной-деятельности-в-школе/ .Дата обращения 31.05.2017.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
Фомичева Н.В. Интерактивный подход к развитию исследовательской деятельности старшеклассников// Филологический класс, №2,2015, с.20-23.
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.