Публикации Эффективные формы и методы работы классного руководителя и воспитателя в процессе воспитания

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Эффективные формы и методы работы классного руководителя и воспитателя в процессе воспитания
Автор: Денисова Полина Александровна

«Эффективные формы и методы работы классного руководителя и воспитателя в процессе воспитания»Денисова П.А., учитель начальных классов,Смирнова С.В., воспитатель ГБОУ «Альметьевская школа-интернат для детей с ОВЗ» г. Альметьевска Республики Татарстан Процесс воспитания - есть процесс непрерывный и целостный. В современной школе - интернат воспитание осуществляется большим  людей – педагогами, руководителем школы, техническим персоналом, широкой общественностью, в содружестве с которой работает школа-интернат. От единства воли и действия всех людей, их целеустремленности и настойчивого труда зависят успех всего дела воспитания. Но объектом воспитательных усилий педагогов является воспитанник и коллектив, в котором он живет.Именно поэтому всей  в школе-интернате, всем воспитательным мероприятиям должна предшествовать глубокая и содержательная деятельность воспитателя по изучению личности своих обучающихся, их индивидуальных особенностей.Знание педагогами особенностей и закономерностей физического и психического развития воспитанников в младшем, подростковом и старшем школьном возрасте, уметь точно соотносить их с методами, формами проводимой в коллективе воспитательной работы, умение сообразно этим особенностям строить  воспитателя с подростком - это решающие условия эффективной и педагогически оправданной организации воспитательного процесса. Иначе говоря, в методически правильно организованном процессе воспитания дети всегда будут помощниками и союзниками учителя и воспитатели.Воспитание - это организация условий. Чем целесообразнее будут организованы условия, тем успешнее результаты воспитания. К школьным условиям в первую очередь следует отнести личность учителя и воспитателя, т. е. как они понимают процесс воспитания, какие ставят коррекционно-воспитательные задачи. Личность учителя и воспитателя всегда служили и служат положительным примером для детей, его подготовленность, личные качества, любовь к детям. Также к школьным условиям следует отнести режим работы школы - интерната, организацию уроков, проведение самоподготовки.В работе с детьми учитель и воспитатель формируют прежде всего воспитание общечеловеческих ценностей: любовь к добру,  и , умение дружить, воспитание уверенности в своих силах.В работе с детьми в условиях школы – интерната создается определенная непрерывная деятельность воспитательного воздействия учителя и воспитателя, поскольку ребенок как во время уроков, так и во время самостоятельных и  находится под наблюдением и контролем учителя и воспитателя.Воспитатель школы-интерната в тесном содружестве с учителем наблюдает, анализирует и определяет психологические особенности каждого ребенка. Он стремится своими действиями нейтрализовать излишнее возбуждение, нервозность детей, пресечь ложь, эгоизм, лень и др. проявления. Воспитатель в школе -интернате, дополняя и во многом продолжая работу учителя, организует выполнение домашних заданий, проводит внеклассные занятия, которые способствуют формированию личности ученика; вместе с врачом и учителем осуществляет коррекционно-воспитательную работу во внеурочное время.В условиях школы –интерната знания, полученные учащимися на уроке, могут быть закреплены как в результате выполнения домашних заданий, так и с помощью игр, экскурсий, кинофильмов, спектаклей, внеклассного чтения. Мероприятия, проводимые во внеурочное время, не только содействуют закреплению усвоенных на уроке знаний, но могут и предварять урок, подготавливать учащихся к лучшему восприятию учебного материала (например, экскурсии по теме предстоящего занятия).Вся внеклассная работа должна содействовать общему развитию детей, расширению их кругозора, совершенствованию знаний, умений, навыков. Во внеурочное время имеются большие возможности для использования таких важных для развития детей средств воспитания, как наблюдение за природой, экскурсии, различные дидактические игры.Органическое сочетание учебной и внеклассной работы, реализация принципа неразрывности обучения и воспитания возможны лишь при тесном контакте учителей и воспитателей, при полной согласованности их действий. Их повседневная связь помогает выявить слабые и сильные стороны воспитанника, установить, какие предметы он любит, а какие его мало интересуют, что ему под силу, а что для него затруднительно.В процессе урока учитель может подметить у учеников черты, ускользающие от воспитателя, и наоборот: во внеклассной обстановке проявляются такие качества детей, которые не обнаруживаются в классе. Взаимосвязь в работе учителя и воспитателя позволяет выработать верный подход не только к каждому учащемуся, но и к коллективу в целом.Совместно планируются те разделы работы, в выполнении которых принимают участие, как воспитатель, так и учитель. Это организация и проведение праздников, встречи с интересными людьми, кружковая работа В нашей группе легко возбудимый ученик. Он быстро раздражается. Иногда бывает так возбужден, что и не помнит, из-за чего. Для нейтрализации у него нервозности мы с учителем стараемся создавать определенные условия: предлагаем подвижную работу (приготовить пособия, раздать тетради, вымыть классную доску). Он хоть и недоволен поручением, но все же его выполняет, причем делает эти поручения не только во время уроков, но и при проведении самоподготовки.Учитель и воспитатель не должны ставить свое отношение к детям в зависимость от личных настроений и настроения учащихся.Много трудных минут в работе доставляют упрямые дети. К примеру –(имя мальчик) с виду вроде бы послушный, хотя своеобразный мальчик. Но на элементарные требования воспитателя он упрямится, отказывается. Настаивание на своем приводит к тому, что только усиливает раздражение. В таких случаях мы учитываем его состояние и стараемся предупредить нарастающее возбуждение. Например, если он отказывается выполнять поручения педагога, мы предлагаем ему отвлечься. «Хорошо (имя) отдохни, а затем не забудь сделать то, о чем я тебя попросила» Здесь не прямое, а косвенное требование учителя или воспитателя менее сильный раздражитель, и можно избежать перенапряжения нервных процессов у больного ученика.Основа взаимодействия между учителем и воспитателем – такие отношения помогают учащимся в надежде на их возможности и установку на формирование новых стимулов учения, т. к. воспитатель должен правильно закреплять учебный материал. Только единые требования дают положительные результаты. Для наших учащихся необходимо повышенное внимание, т. к. они нуждаются в индивидуальном подходе, учитывая психологические особенности развития данного ребенка.И только систематическая, повседневная работа учителя и воспитателя на всех режимных моментах нашей школы: на уроках, на самоподготовке, на внеклассных мероприятиях способна ввести наших воспитанников в мир человеческого общения.Тесная связь воспитателя и учителя способствует лучшему усвоению .Взаимопосещение уроков воспитателями, а самоподготовки и внеклассных занятий учителями помогают сделать обучение и воспитание развивающим, целенаправленным, раскрывает сущность и познания воспитанника в той или иной области знаний. Функция режимных моментов в школе - интернате приобретает особо важное значение.Подготовка домашнего задания – один из наиболее ответственных режимных моментов как для детей, так и для воспитателя.Самоподготовка – организационная форма  под руководством воспитателя, в ходе которой формируются навыки самостоятельной работы. Выделяют следующие структурные элементы (самоподготовки):1. Организация начала самоподготовки.2. Подготовка к самостоятельной работе.3. Самостоятельная работа детей.4. Самооценка, взаимопроверка.5. Подведение итогов работы.Проанализируем, как воспитатель видит взаимосвязь с учителем в организации учебной деятельности на каждом этапе самоподготовки. Первым структурным элементом самоподготовки является организационный момент. Посещая уроки учителя, я взяла за основу себе то, что по времени он не должен занимать 2-3 минуты, и всегда должен проводиться в доброжелательной форме, т. к. общим правилом проведения любой  является доброжелательность. От эмоциональной обстановки зависит её эффективность. В  с учителем можно организовывать игру с привлечением сказочных персонажей, например, на доске висит кукла Незнайка, воспитатель обращается к детям: Незнайка хочет проверить, кто правильно подготовился к работе. Конечно, дети понимают, что это только игра, но они в нее охотнее включаются. Это может быть игра «Светофор». У детей на партах во время уроков и во время самоподготовки по 2 кружка: зеленый и красный. Приготовил рабочее место – поднимают зеленый кружок.Хочется отметить, что данная игра включает соревновательный элемент. А – посмотрите, кто быстрее?Подготовка к самостоятельной работе тоже не должна занимать много времени. Здесь воспитатель осуществляет связь урока и самоподготовки. В данной ситуации уместна фронтальная форма организации учебной деятельности детей. Например, на уроке математики 7 класс изучал тему «Произведение многочленов» На дом заданы примеры. Воспитатель задает вопросы, побуждающие детей воспроизвести материал урока.- Чему вы научились на уроке?-Давайте повторим все вместе последовательность действий при выполнении умножения.– Что нужно знать хорошо, чтобы правильно решать примеры?Следующий вопрос, который решает воспитатель на этапе подготовительной работы – это формирование навыков самостоятельной учебной работы.В самостоятельной работе выделяются 2 этапа: подготовительный и исполнительный. На подготовительном этапе ученик осмысливает задание, на исполнительном – выполняет и проверяет его.Отсюда определяется структура самостоятельной работы для ученика: анализ работы; поиск способов его выполнения; планирование работы; выполнение задания; самопроверка. Условия для формирования навыков самостоятельной работы создаются учителем на уроке и воспитателем в процессе самоподготовки, а именно: варианты домашнего задания для различных групп учеников; индивидуальные занятия по карточкам. С некоторыми детьми из нашей группы приходится работать индивидуально – это (имя) (математика)- задания дети выполняют самостоятельно, а часто с помощью воспитателя. В результате организованной работы, которую проводит воспитатель на втором этапе самоподготовки, каждый ученик должен уяснить содержание задания, самостоятельно составить программу действий. Вся эта работа ведется и на уроке русского языка.Для формирования мотивов самостоятельной работы я обращаюсь к детям с высказыванием: «Подумай, и у тебя получится (это можно отнести к (имя)., т. к. он очень поверхностно любит всё делать, не вникая в суть задания); «Постарайся сделать хорошо ((имя)., он очень спешит сделать всё по быстрее); «Напиши чисто, красиво без ошибок», «Будь внимателен». Эти слова, мне кажется, побуждают учащихся проявлять волю, настойчивость, учат начатое дело доводить до конца.Ну и конечно же воспитатель и учитель не оставляют без внимания тех учеников, которые готовят домашнее задание быстро и качественно. В нашей группе к ним относится –(имена). Они хорошо успевают одинаково по всем дисциплинам. Они помогают товарищам найти ошибки и исправить их, являются подшефными более слабым ученикам.Наряду с индивидуальной формой учебной деятельности мы стараемся использовать и групповую работу учащихся. Она уместна, когда нужно подготовить пересказ, выучить наизусть стихотворение. Для этого дети объединяются - один ученик читает, вся группа слушает; каждый отвечает старшему по группе (старших мы выбираем из тех, кто хорошо учится). Такая групповая работа полезна тем, что дети глубже осмысливают изучаемый материал, учатся работать коллективно.Не менее важным этапом при подготовке домашнего задания является физкультминутка. Она является обязательным элементом как во время уроков, так и во время самостоятельной работы. Она помогает снять напряжение, переутомление и просто отдохнуть. Для наших детей она очень важна, т. к. они быстро утомляются и легко возбудимы. Здесь на этом моменте также прослеживается связь учителя и воспитателя, т. к. дети стремятся выполнить те паузы, которые они выполняют на уроке. Во время подготовки физкультминутку проводит дежурный по классу.Последний структурный элемент подготовки – проверка и оценка знаний учащихся. Прежде чем проверить работу детей, воспитатель и учитель организуют самопроверку, которая приучает ученика контролировать свои действия.В некоторых случаях мы организовываем взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности к себе и товарищам, вырабатывает умение давать оценку работе. При взаимопроверке мы делаем так: дети обмениваются тетрадями, проверяют работу своего товарища, нет ли ошибок при списывании, верно ли решены примеры, красиво ли написано упражнение.Таким образом, на каждом этапе самоподготовки воспитатель выступает в роли организатора учебного процесса, заранее продумывая весь ход самоподготовки, прогнозируя затруднения детей и способы их устранения. Профессиональные умения и навыки, сотрудничество учителя и воспитателя, заинтересованность в результатах своей работы – факторы, которые обеспечивают успех в формировании умений и навыков самостоятельной учебной работы у школьников. За годы обучения многие из них проявили себя в различных видах творчества, став победителями и участниками различных выставок, смотров, конкурсов.У каждого ученика сложилось свое собственное «я». Хочется, верить, что наш труд, вложенный в них, не окажется напрасным, что они смогут найти свое достойное место в жизни.Круг обязанностей воспитателя велик, но не менее велики и его возможности проявить себя в процессе выполнения каждой из них.И надо помнить, что воспитание - это объективная реальность, которая была, есть и будет, пока существуют дети. Школа – самая удивительная лаборатория, потому что в ней создаётся будущее. И задача классного руководителя воспитателя – видеть себя в детях, жить жизнью детей, помогать им становиться взрослыми, и всегда помнить, что мир должен быть основан на любви, добре, милосердии, взаимопонимании.