Публикации
Конспект открытого занятия по развитию речи «Осенняя пора – очей очарованье»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект открытого занятия по развитию речи «Осенняя пора – очей очарованье»
Автор: Тарасенко Анна Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект открытого занятия по развитию речи «Осенняя пора – очей очарованье»
Автор: Тарасенко Анна Сергеевна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 238 «Центр развития ребенка – детский сад»Конспект открытого занятия по развитию речи«Осенняя пора – очей очарованье»(подготовительная группа)Разработали: воспитатели Тарасенко Анна СергеевнаОлинберг Татьяна Алексеевнаг.Кемерово 2024Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы.Задачи:Образовательные:обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека Развивающие:развивать внимание, память улучшать общую моторику и координацию движений развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы Речевые:отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные Воспитательные: воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы воспитывать чувство любви к родной природе воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным Ход занятия:Педагог читает стихотворение А.С Пушкина «Унылая пора очей очарованье!»«Унылая пора очей очарованье,Приятна мне твоя прощальная краса-Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото, одетые леса»Вопросы: - Какую пору описывает в своём стихотворение А.С Пушкин - Почему осенью листву называют золотой?- Листву, каких деревьев действительно можно назвать золотой? (берёзы, клёна)- А какую багряной? (осины)- Почему осенью листья на деревьях желтеют и падают?Воспитатель рассказывает: В листьях осенью происходят удивительные превращения. Дни всё короче, света всё меньше, значит, деревьям пора спать. Сначала листья начинают желтеть, хотя никто не добавляет в соки жёлтой краски. Жёлтая краска находится в листьях всегда. Только летом жёлтый цвет незаметен, он забивается более сильным – зелёным.Зелёный цвет листьям придаёт особое вещество – хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но это только на свету. Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и снова восстанавливается, разрушается и тут же восстанавливается и т. д. Лист всё время зелёный. Наступает осень, удлиняются ночи. Света получают меньше. Хлорофилл днём разрушается, и не успевает восстанавливаться. Зелёный цвет в листве убывает, и заметным становится жёлтый: лист желтеет.Но осенью листья становятся не только жёлтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущей листве.Осенний лист богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая – окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде – сочными, яркими.Раздаётся звонок телефона.Воспитатель: - Ребята, что-то случилось, Волшебница Осень прислала нам голосовое сообщение.- Вам интересно послушать его? (Да)Воспитатель включает аудиозапись: «Дорогие ребята, здравствуйте! В моем лесу произошла большая беда. Злой колдун украл мои волшебные краски. Теперь все деревья стоят бесцветные. Если вы поможете выполнить задания колдуна, то он вернет все мои краски, и я смогу одеть все деревья в замечательные наряды. Заранее вас благодарю. Ваша Волшебница Осень».Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, сможем ли мы помочь Осени?Дети: Да.Воспитатель: - Я не сомневалась в вашей отзывчивости! Итак, первое задание.Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, как можно узнать какая будет погода?Дети: Посмотреть телевизор, послушать радио, в интернете, по термометру.Воспитатель: Молодцы!Воспитатель: - А теперь поиграем, я буду говорить вам погодные явления, а вы назовёте, какая бывает погода осенью одним словом. Говорить нужно четко и внятно, не выкрикивать.Воспитатель:- Осенью идет дождь – погода дождливая.- Осенью дует ветер – погода ветреная.- На улице пасмурно – погода пасмурная.- На улице холодно – погода холодная.- За окном хмуро – погода хмурая.- А если сыро? – погода сырая.Воспитатель: - Вы отлично справились с заданием.- А как вы думаете, вся ли осень одинаковая?Дети: - Нет.Воспитатель: - А какие периоды осени вы знаете?Дети: - Ранняя осень, середина осени и поздняя осень.Воспитатель: - Ребята, а середину осени называют – золотая.Воспитатель: - Какой месяц называют ранним?Дети: - Сентябрь.Воспитатель: - Какой месяц называют середина осени?Дети: - Октябрь.Воспитатель: - Какой поздний месяц?Дети: - Ноябрь.Воспитатель: - Посмотрите, у меня есть картинки с изображением разных периодов осени, но кто – то все перемешал. Помогите пожалуйста мне разложить их по порядку.Вероника, возьми картинку, где изображена «Ранняя осень», Таливия, возьми картинку, где изображена «Золотая осень», а картинку, где «Поздняя осень» возьми Влада. Ребята, проверьте, правильно ли дети взяли картинки. (Дети выполняют задание).Воспитатель: - Вы меня порадовали, тем, что были внимательны.Приглашаю отдохнуть.Сейчас давайте сами побудем листиками и выполним этюд «Листья шуршат» Воспитатель: А сейчас слушайте внимательно. Отвечать будете по одному, по порядку. Я буду называть начало предложения, а вы должны по смыслу закончить предложение.- На смену лету пришла (осень).- Осенью опадают (листья).- Дует холодный (ветер).- Стелется (туман).- В лесу растут (грибы).- Моросит мелкий (дождик).- Солнышко все реже и реже выглядывает из-за (туч).- Птицы собираются в стаи и (улетают в теплые края).- Дни становятся короче, а ночи (длиннее).- Молодцы! Вы правильно закончили предложения.Воспитатель: - А как в лесу животные готовятся к зиме?«Картинка лесные животные: белка, медведь, ёж, заяц».Воспитатель: - Что за зверек прячется в дупле и почему?Дети: – Это белка! Она сделала запасы на зиму. Белка не любит холодной, дождливой погоды, поэтому сидит в тёплом дупле и грызет орешки.Воспитатель: – Что-то происходит с медведем?Дети: – Медведь на зиму залезает в берлогу и спит там до прихода весны.Воспитатель: – Посмотрите, там, вдали за ёлкой, Лежит мяч, в иголках. Кто это?Дети: – Еж!Воспитатель: – Это мать – ежиха. Потеряла своих маленьких ежат, ведь им пора прятаться в норку, скоро выпадет снег.- Что вы можете сказать про зайцев? (Дети высказывают своё мнение).Воспитатель: - Ребята, посмотрите на меня глазками, я вам сейчас расскажу одну историю.Поспорили лесные зайчата, одни говорят, что осень уже кончается, и пора менять серые шубки на белые, а другие считают, что зима далеко и ещё рано менять шубку. И никак они не могут принять правильное решение.- А вы ребята, как считаете? (Дети высказывают своё мнение).- Все так считают?- А вот правы вы или нет, мы сейчас и узнаем.Воспитатель: - Приглашаю за столы поэкспериментировать. Перед вами белый лист бумаги и силуэты зайцев. Положите серого зайку на лист и скажите его хорошо видно?Дети: да.Воспитатель: Это для зайца плохо или хорошо?Дети: Плохо.Воспитатель: А теперь давайте положим на листок белого зайку, его будет видно зимой?Дети: Нет.Воспитатель: - Это плохо для зайки или хорошо?Дети: Хорошо.Воспитатель: - Осенью заяц меняет серую шубку на белую и становится не заметным на снегу. Поэтому легко, и не боясь хищников, передвигается по глубокому снегу. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не дают ему провалиться в снег.- Ребята, скажите, пора зайцам менять серые шубки на белые?Дети: Да, а то лиса или волк заметят.Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что зайцам пора менять шубки серые на белые, потому что к нам приближается зима.Игра-дискуссия «Хорошо – плохо».Воспитатель: А вы знаете, ребята, что между людьми давно ведется спор: одни утверждают, что осень - это хорошо, а другие - что плохо. А как вы считаете? Кто считает, что осень - это хорошо, станьте слева от меня, а кто думает, что осень - это плохо, справа.- Теперь, объясните, почему вы так считаете.Дети: - Я люблю осень за то, что она разноцветная.- Мне не нравится осень, потому что бывает холодно.Воспитатель: - Ребята, мы с вами проделали большую работу, выполнили все задания колдуна, и он вернул Осени все краски.Воспитатель: - В какие цвета Волшебница Осень нарядила все деревья?Дети: В красный, желтый, оранжевый цвет.Итог занятияВоспитатель: - Ребята, кому мы сегодня помогли? (Осени).- Что сделали? (Возвратили ей краски).- Нравится ли вам оказывать помощь? (Да).- Почему? (это хорошие поступки, доброе дело).- А сейчас я включу для вас звуки природы, а вы попытаетесь нарисовать золотистую осень.