Публикации
Сказка как средство развития продуктивного воображения детей младшего школьного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сказка как средство развития продуктивного воображения детей младшего школьного возраста
Автор: Панова Елена Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сказка как средство развития продуктивного воображения детей младшего школьного возраста
Автор: Панова Елена Александровна
Балейский филиалгосударственного автономного профессиональногообразовательного учреждения«Читинский педагогический колледж»Кафедра начального общего образования и педагогики дополнительного образования(наименование выпускной кафедры)Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»КУРСОВАЯ РАБОТАСказка как средство развития продуктивного воображения младших школьников на уроках литературного чтенияБалей2024СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕСказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Она является богатейшим источником развития воображения младшего школьника. К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведение. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления ребенка. Сказка учит оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир [21]. Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает юного читателя. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но при этом воспринимает все происходящее в нем как реальность. Этого требует его внутренний мир. Все сказки мира, народные и авторские, всегда содержат в себе реальное и нереальное, естественное и сверхъестественное, правдивое и фантастическое. Сказка создаёт богатые возможности для развития продуктивного воображения слушателя или читателя, подключения его образного мышления к волшебному, нереальному плану.Слушая или читая сказки, ребенок накапливает символический «банк жизненных ситуаций, который может быть активизирован в случае необходимости. И если с ребенком размышлять над каждой прочитанной сказкой, то знания, зашифрованные в них, будут находиться не в пассиве, а в активе, не в подсознании, а в сознании. Тем самым удастся подготовить ребенка к жизни, сформировать важнейшие ценности. Очень важно после чтения сказки обсуждать с детьми жизненные проблемы, затронутые в ней, учить детей думать и выражать свои мысли в творчестве. [13]Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, отмечает П.И. Яничев [10]. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом должны учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей и соблюдаться принцип «от простого – к сложному». В процессе творческого осмысления сказки важно не давать ребенку готовый ответ, пишет З.А. Гриценко, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза-в-глаза [13]. Только при соблюдении перечисленных выше условий возможен эффективный процесс развития продуктивного воображения детей на материале сказок. Сказочный мир близок ребенку, с помощью сказки ребенок понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира, в ней они впервые испытывают на себе добро и зло, смелость и храбрость. Это служит для малыша первым толчком для развития мышления, фантазии, творчества, воображения. Дети, погружаясь в воображаемый мир, с радостью и активно действуют в нем, творчески преобразуя его. Они воспринимают все происходящее, как реальность.Таким образом, несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший жизнь, дети тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт. Использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого). Необходимым условием развития продуктивного воображения детей является включение их в активные формы деятельности. Таким образом, можно предположить, что сказка может быть успешно использована в развитии продуктивного воображения у детей младшего школьного возраста. Исходя из сказанного выше, был определен научный аппарат работы.Цель: выявление в теоретическом аспекте возможностей сказки как средства развития продуктивного воображения младших школьников на уроках литературного чтения.Задачи: Проанализировать научно-методическую, психолого-педагогическую и специальную литературу по проблеме исследования. Представить теоретическое обоснование развития продуктивного воображения младших школьников на основе анализа психолого-педагогической литературы. Изучить методику работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах школы. Определить возможности сказки для развития продуктивного воображения младших школьников. Обобщить результаты теоретического исследования, сформулировать выводы. Методы исследования: теоретические – анализ литературы, синтез полученной информации, обобщение, конкретизация, моделирование курсовой работы. В разное время вопросы изучения сказки на уроках литературного чтения в начальных классах в своих работах рассматривали такие методисты как С.В. Плотникова, А.А. Краева, М.П. Воюшина, Н.Н. Чистякова, Т.Г. Фирсова. Проблема развития воображения младших школьников широко представлена в трудах таких известных психологов как С.Л. Рубинштейн, А..Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, А.Р. Луриа, П.А. Флоренский, Ж. Пиаже, Ф. Бэкон, И. Кант.Нельзя сказать, что проблема является новой для исследования, так как она широко представлена в психолого-педагогической и методической литературе, но интересным остаётся вопрос о том, как можно развивать продуктивное воображение младших школьников на уроке литературного чтения средствами сказки. Продуктивное (творческое) воображение – это вид воображения, при котором человек сознательно конструирует и творчески преобразует действительность [6]. Способность творчески преобразовывать действительность, то есть, проще говоря, создавать какие-либо продукты силами своего воображения, формируется у ребёнка к 11 годам. В этом возрасте заканчивается обучение в начальных классах школы, а, следовательно, самый благоприятный период в развитии продуктивного воображение – это период обучения с 1 по 4 класс школы. В данном возрастном периоде дети могут создавать различные поделки или рисунки, но самым главным является то, что к этому возрасту они начинают стремиться выразить себя, отразить свой внутренний мир в словотворчестве. Это приводит к созданию коротких рассказов, историй, и сказок, авторами которых являются сами дети. В процессе работы над сюжетом дети используют вымышленных и реальных героев, наделяя их сверх способностями. Дети вплетают в традиционные сказочные сюжеты современных супергероев и других существ нереального мира, смело отождествляя их с реальностью. В процессе своего творчества они пользуются ресурсами сети Интернет и прибегают к помощи нейросетей. Современные младшие школьники строят более смелые сюжетные линии, развивают интригу, находят интересные и неожиданные развязки. Большое влияние на данный процесс оказывают компьютерные игры и современные фильмы. [12]Актуальность темы исследования данной курсовой работы состоит в том, чтобы определить возможности сказки как средства развития продуктивного воображения современных младших школьников. 1. Современный урок литературного чтения в начальных классахСовременный урок литературного чтения характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Если раньше традиционной была задача дать ученику определенную сумму знаний, умений и навыков, то в настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности, как следствие, быть успешным в жизни. Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века. Всем известно классическое определение урока, как формы организации учебного процесса. А вот понятие «современный урок» не очень часто подвергалось исследованиям. В педагогической литературе последних лет Ю.А. Конаржевский дает развёрнутое определение современному уроку. По его мнению, современный урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для глубокого и осмысленного усвоения учеником знаний, развития его личности, её активного умственного роста, формирования ее нравственных основ [22]. Н.Е. Щуркова дает такое определение: «Современный урок – свободный урок, урок, освобожденный от страха, никто никого не пугает, и никто никого не боится» [23].С.П. Казачкова и М.С. Умнова выделяют три постулата современного урока [23]:Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства. Организация современного урока – это ситуация расставания с уроком строгим, характеризующимся порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю, и встреча с уроком свободным, характеристики которого рождаются по велению культуры, но не сами по себе, а благодаря усилиям педагога, выстраивающего свободный урок.В данный момент урок литературного чтения в начальной школе является обязательным и основным учебным предметом наряду с уроками русского языка, математики и окружающего мира. Современный урок литературного чтения в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных направлений [1]:мобилизация – предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность; целеполагание – и учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»; осознание недостаточности имеющихся знаний – учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно; коммуникация – поиск новых знаний в паре, в группе; взаимопроверка, взаимоконтроль; рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке. Современный урок литературного чтения должен соответствовать следующим требованиям [23]:Предполагать взаимное творчество детей и учителя, свободное обсуждение прочитанного. При этом следует соблюдать последовательность работы с текстом: 1) подготовка к первичному восприятию, 2) первичное восприятие, 3) проверка первичного восприятия, 4) мотивация перечитывания и анализа произведения, 5) анализ литературного произведения, 6) обобщение результатов анализа. Быть эмоциональным. Если учитель не затрагивает эмоциональную сферу детей, то урок превращается в формальные рассуждения о нравственности. Учитывать жанровую специфику литературного произведения и его художественное своеобразие, особенности использования языковых средств. Сочетать задания и упражнения аналитического и синтетического характера. Контролировать уровень сформированности читательских и речевых умений. Исходя из данных требований, выделяется ряд показателей эффективности современного урока: [11]логика изучения учебного материала соответствует логике изложения материала в учебнике; использование дифференцированного подхода к слабоуспевающим и наиболее подготовленным ученикам; соблюдены нормы педагогической этики; темп урока оптимален для данного коллектива детей; в ходе урока оптимальная смена видов деятельности; соблюдены гигиенические условия учебного труда; создание условий для формирования навыков делового общения и для активизации внимания детей; решение дидактической задачи урока. Современный урок литературного чтения, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, – это урок с применением проблемно-диалогических технологий. Таким образом, при использовании проблемно-диалогического обучения, у школьников возникает интерес к новому материалу, развивается познавательная мотивация и появляется возможность добиться активного понимания материала учениками, так как нельзя не понять того, до чего додумался сам. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему будет состоять из шести шагов [23].1-й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. 2-й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать. 3-й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть – коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.4-й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме, к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во-вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. В-третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. 5-й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»6-й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу. Литературное чтение – осмысленная, творческая, духовная деятельность, которая обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия [9]. Поэтому на уроках литературного чтения в младших классах школы, наряду с чтением прозаических произведений необходимо читать и поэзию. Наиболее действенным приёмом при работе с поэтическими произведениями является сочетание двух видов искусства – поэзии и музыки. Учитывая, что каждый ребенок увидит и почувствует читаемое по-своему, нужно раскрыть индивидуальность каждого через систему дифференцированных заданий. Для этого каждый урок литературного чтения можно начать с мини-сочинений, что будет способствовать развитию продуктивного воображения младших школьников.2. Понятие продуктивного воображения в психолого-педагогической литературеСловом, «воображение» традиционно обозначалось особое отношение к миру, предполагающее живое ощущение присутствия того, чего нет, – не совпадающее ни с чувственным восприятием, ни с рациональным познанием. Воображение как индивидуальная и коллективная творческая способность начинает привлекать к себе повышенное внимание в XVIII столетии. Это происходит оттого, что оно начинает осознаваться как ценный социальный ресурс – обеспечение той внутренней подвижности субъекта, того культа инновативности и разнообразия, с которыми чем дальше, тем все более последовательно ассоциируется «современность».Широко известное описание природы воображения принадлежит поэту-романтику С.Т. Кольриджу. В след за Кантом он представлял воображение как одновременно репродуктивную и продуктивную способность, подражательную и творческую: способность к разложению, комбинированию и новому синтезу элементов опыта реальности. В высших своих проявлениях воображение предполагает создание целостных смысловых миров. Особенно важен этот процесс в литературной деятельности. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной, литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности. Результатами продуктивного воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения – социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности [15].Актуальность данного исследования обусловлена тем, что развитие воображения, как психического процесса, его определение и выявление специфики остается одной из наиболее сложных проблем в психологии. Вопрос о природе детского воображения до сих пор остается предметом острых дискуссий. Тем более, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка.Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и других психологов, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности. И большие возможности для развития продуктивного воображения детей 6 – 11 лет представляет литературная деятельность [2].Во многих образовательных учреждениях до сих пор существует формальный подход к усвоению знаний детьми по литературной деятельности. Использование однообразных методов обучения приводит к тому, что детские сочинения и устные высказывания на основе прочитанного невыразительны, статичны, недостаточно четко передаются характерные и индивидуальные особенности героев, у детей не развиты навыки построения и развития сюжета. Все это приводит к тому, что интерес к читательской деятельности пропадает. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к словотворчеству. Традиционная система зачастую не справляется с задачей развития продуктивного воображения, личности детей, раскрытия индивидуальности каждого.Таким образом, развитие у детей продуктивного воображения является важной педагогической задачей. Однако ее реализация наталкивается на недостаточную разработанность системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере развитие продуктивного воображения детей младшего школьного возраста.Большая роль в реализации задач развития продуктивного воображения, формирования творческой и разносторонней личности ребенка, его индивидуализации, социализации принадлежит системе дополнительного образования – особой образовательной среды, где учитываются интересы и потребности в свободе самореализации детей, и построена она на взаимосвязи познания, творчества, досуга детей в свободное время и по собственной их инициативе. Продуктивным также называют воображение, в образах которого имеются много нового (элементов фантазии). Продукты такого воображения обычно ни на что не похожи или очень мало похожи на то, что уже известно. Таким нередко является воображение талантливых писателей или художников, которые открывают новую страницу в литературе или искусстве. Нельзя, правда, сказать, что в результатах (продуктах) продуктивного воображения вообще ничего нового нет. При желании его всегда можно отыскать, разложив продукт воображения на знакомые элементы, но к ним сущность воображения и его продукта ни в коем случае не сводится [15].Это пытались и до сих пор пытаются делать сторонники ассоциативного подхода к воображению, раскладывая его образ на элементы и снова собирая его из них разными способами. Такой подход к изучению воображения является малопродуктивным, поскольку ни один творец подобным образом не поступает. На самом деле этот процесс в реальности выглядит совсем по-другому: образ в процессе фантазирования рождается сразу в целом и уточняется в деталях в ходе воображения. Таким образом, обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Творческое воображение – продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей. 3. Методика работы со сказкой на уроке литературного чтения в начальных классахВ наше время проблема отсутствия интереса к чтению у детей младшего школьного возраста является наиболее актуальной. Раньше книга воспитывала начинающего жить человека, а теперь дети вырастают на сериалах и компьютерных играх. Важнейшей задачей учителя начальных классов является формирование у учащихся потребности в постоянном чтении книг, развитие образного и логического мышления, связной речи и продуктивного воображения детей, обогащение словарного запаса школьников. Все это может быть реализовано при работе над сказками на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности. [5] Работа над сказками в начальной школе проводится постоянно, расширяя кругозор детей и их литературоведческие понятия. С первых дней ребенка в школе на уроках обучения грамоте учитель организует работу со сказкой по страницам «Азбуки». Так дети вспоминают по картинному плану известные русские народные сказки «Теремок», «Репка», «Волк и Лиса», пересказывают их, называют главных героев, по направляющим вопросам учителя составляют характеристики героев сказки, объясняют их поступки [3]. Так начинается кропотливая работа по формированию у детей умения анализировать текст, выделять главную мысль сказки, составлять характеристики героев.Встреча детей с героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – все это стимулирует умственную деятельность ребенка, развивает интерес к чтению, наблюдательность, воображение, способность к сопереживанию, эмоции и образную память, чувство юмора, формирует умение овладеть оценочной терминологией, видеть в обычном необычное.Работа над сказкой во многом проходит по определенному алгоритму, то есть устойчивому порядку взаимодействий учителя и учащихся. В зависимости от цели и задач, которые ставит перед собой учитель, работа может быть организована разными методами и приемами. Работа над сказкой может проходить в течение 2 – 3 уроков, когда изменяются цели, задачи, методы и приемы обучения детей, и способы работы с ними.Алгоритм работы над сказкой предполагает [4]:Подготовительная работа (музыкальное сопровождение, картины слайд-шоу, предположения детей, лексическая работа). Первичное восприятие текста (выразительное чтение учителя, прослушивание сказки в записи с диска). Анализ сказки (вопросы по содержанию теста). Вторичное восприятие текста (чтение детьми вслух по цепочке, чтение в парах, чтение про себя). Характеристика главных героев, главная мысль сказки, работа над средствами выразительности сказки и ее жанровыми особенностями (диалог с текстом). Работа над выразительным чтением (работа в парах, чтение по ролям). Творческая работа (составление плана, вопросов для друга, творческий пересказ, спектакль). Итог работы (чему научила сказка?) (см. Приложение А) Методы и приемы работы со сказками на уроках литературного чтения в начальных классах школы:1. Объяснительно-иллюстративный метод. Это первичное восприятие сказки, которое может быть организовано как выразительное чтение учителем или прослушивание сказки в записи на диске, в исполнении мастеров сцены. Показ иллюстраций к сказкам в исполнении, знакомство с мастерством художника-иллюстратора. Вопросы по тексту, которые предусмотрены учебником, помогают детям более внимательно и осмысленно прочитать сказку [21].2. Проблемные методы применяются учителем при анализе поступков героев, выдвижении гипотез. Например, мог ли Иван – царевич избежать встречи с Волком и к чему бы это привело? Проблемные вопросы, которые ставятся при повторном чтении текста. Вопросы обобщенного характера так же способны организовать проблемную ситуацию. Например, назовите сказочные средства передвижения (урок обобщения знаний). У школьников формируется умение собственно оценить поступки героев, учитель помогает среди сказочных персонажей выделить положительных, отрицательных героев, героев-помощников. Как правило, этому помогает прием «диалог с тестом» – вычитывание из текста поступков героев, их мыслей. В составлении характеристик героев помогают приемы чтение с остановкой, чтение с пометками (пометки на полях карандашом «+» – положительный поступок, «–» – отрицательный, «?» – вызывает сомнение) [21].3. Частично поисковые методы наиболее продуктивно применять лишь в 3 и 4 классах в силу возрастных особенностей детей, когда дети по указанию учителя выполняют и самостоятельно поисковую деятельность познавательного характера. Например, составить вопросы к викторине по сказкам А.С. Пушкина, подготовить к уроку русские народные сказки, в которых главный герой Иван-царевич, найти похожие сказки у разных славянских народов («Теремок», «Рукавичка», «Горшок») [8].На данном этапе развития педагогического процесса по обучению младших школьников на уроках литературного чтения используются следующие современные педагогические технологии.1. Проблемно-диалоговые технологии хорошо реализуются на уроках литературного чтения. Они помогают хорошо организовать работу в парах (составьте вопросы по тексту сказки, перескажите самое смешное место, подготовьте выразительное чтение разговора лисы и журавля). Проблемно-диалоговые технологии дают хороший эффект и в групповой работе (составьте сценарий сказки. Распределите сказочные роли в группе) [21]. 2. Технология критического мышления направлена на развитие у школьников умений анализировать, сравнивать. Ее удобно использовать в следующих приемах составление характеристики героя, заполнение кластеров и таблиц по сказкам, отгадывание сказочного героя по чертам характера, репликам или описанию внешности [21].3. ИКТ – информационные коммуникативные технологии являются универсальными для всех учебных предметов. Особая роль здесь отводится использованию на уроке компьютерной презентации. Она выполняет ряд функций: современная и своевременная наглядность, которая меняется быстро и компактна; развивает познавательную активность и повышает учебную мотивацию детей; организует самоконтроль и самооценку с опорой на слайд [21].Формы работы со сказкой на уроке литературного чтения в младших классах: Фронтальная работа (чтение по вопросам, составление характеристик героев сказок, лексическая работа). Групповая работа (заполнение маршрутного листа по сказкам, инсценированные, составление вопросов викторин). Работа в парах (выразительное чтение по ролям, сотавление вопросов, пересказ). Индивидуальная работа (использование дифференцированного подхода). Творческая работа (мини-сочинение, создание собственной сказки). Особое внимание необходимо уделить лексической работе, которая необходима на уроках по изучению сказок. Лексическая работа на уроке может быть выстроена по-разному, то есть, возможно выписать на доску устаревшие слова, прочитать и объяснить их смысл до первичного восприятия сказки. Например, уста – губы (уст.) Для организации у детей более внимательной работы с текстом, возможно, задать вопрос после первичного знакомства со сказкой («Какие слова вам показались непонятными? Найдем их значение в толковом словаре»). [20]При систематической работе со сказками на уроках литературного чтения к концу 4-ого класса дети должны знать пять законов в сказки [21]:Одушевление предметов и явлений природы. Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы; Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи; Чудесные превращения и обращения; Гиперболизация. Благодаря этим законам в действии сказки, в ее эмоциональную сферу включаются все явления объективно существующего мира, все предметы воображения, как реально действующие силы. Именно поэтому сказка – благодатный материал для развития продуктивного воображения ребенка как важной стороны его эмоциональной сферы и необходимой для полноценного восприятия произведений читателем.Определенное место при работе со сказкой занимает подготовка к пересказу или ее инсценировке. Это составление плана к тексту сказки. Существует несколько различных видов плана: цитатный, ключевые слова, картинный план. Картинный план знаком детям с периода обучения грамоте. Задание нарисовать картинный план к сказке хорошо давать при индивидуальной работе в 3 и 4 классах, когда дети освоили умение делить текст на части. На этапе ознакомления детей с составлением плана лучше всего применять фронтально-групповую форму работы. Составлять план дети начинают под руководством учителя в конце 1 – начале 2 класса.Например, фрагмент работы по сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», 3 класс. Работа с планом [18].У: Ребята, сегодня мы попробуем составить цитатный план к сказке. Что такое цитатный план? (Далее следует лексическая работа со словом «цитата», лучше его выписать на доску. Дети устанавливают, что «Цитата – дословная выдержка из текста. Она записывается в кавычках»).У: Подумайте, о чем хотел рассказать автор в первой части сказки? (Познакомить с двумя девочками).У: Найдите соответствующие строчки для обозначения пунктов плана в тексте. Запись цитатного плана.«Жили две девочки – Рукодельница и Ленивица». «Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же хуже». «Я у тебя в дому не останусь». «Поди-ка к старичку да послужи ему». «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». План является необходимой ступенькой для подготовки детей к пересказу. Подробный пересказ носит характер имитационной деятельности и не вызывает интереса у учащихся. Пересказы творческого характера выполняются детьми с большим удовольствием, например, рассказать события от лица самого сказочного героя, рассказать кратко, только самые основные события.Прием устного (словесного) рисования поможет ребятам подметить характерную деталь, схватить главную мысль.Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика. [14]Благодарнейшим способом изучения сказки является ее инсценирование. Этому способствует насыщенность сказки диалогами.Творческая работа является вершиной познавательной активности детей. Задания отгадать сказочного героя по: чертам характера, репликам, описанию внешности очень нравятся детям. Они сами с удовольствием включаются в подобную работу. Чтение сказки по ролям, спектакль по сказке, викторины, конкурсы рисунков необходимо проводить учителю в конце раздела, на обобщающем уроке, чтобы ученики могли реализовать свои творческие способности. [10] (см. Приложение Б)Таким образом, сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем – мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами.4. Использование сказки для развития продуктивного воображения младших школьниковПродуктивное воображение является важной составляющей процесса развития ребенка. Процесс формирования продуктивного воображения представляет собой целостную последовательную систему взаимодействия педагогов и детей, побуждающую ребенка выразить свое отношение к окружающей действительности, отразить окружающий мир в своих собственных впечатлениях, продуктах деятельности воображения. [9]Процесс формирования продуктивного воображения у младших школьников базируется на включении ребенка в процесс овладения умениями перекомбинирования, детализирования, схематизации, изменения известных и конструирования новых объектов и образов. В практике школьного обучения литературному чтению с этой точки зрения учащиеся начальной школы составляют собственные высказывания на основе прочитанных сказок, пишут мини-сочинения и пытаются создавать собственные сказки, как конечный продукт деятельности продуктивного воображения. Процесс формирования продуктивного воображения на уроках литературного чтения в младших классах должен осуществляться при систематической поддержке педагогом положительного эмоционального состояния детей. Достигается подобная ситуация использованием педагогом дифференцированного подхода в работе с детьми.Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в создаваемом образе она творчески преобразуется. Именно так на основе прочтения достаточно большого количества сказок за время обучения в 1, 2 и 3 классах, после знакомства с основными законами сказочного сюжета, учащиеся 4 класса уже могут создавать собственные сказочные сюжеты силами продуктивного воображения. Основным инструментом в развитии продуктивного воображения младших школьников на уроках литературного чтения являются творческие задания, которые могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (например, нового сказочного образа, рисунка по мотивам сказочных сюжетов, сказки). Развитие продуктивного воображения ребенка на уроке начинается с восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки, обсуждения нравственного урока, извлеченного из событийного содержания сказки. В этом плане у ребенка в процессе речевой деятельности проявляется воссоздающее воображение. Этот внутренний переход возможен только тогда: когда содержание сказки прошло через сопереживание другому лицу. [24] (см. Приложение В)Работа со сказками носит обучающий, воспитывающий, развивающий и даже лечебный характер (использование сказкотерапии при коррекционной работе с детьми). Сказка учит смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает не, по совести.Сказка развивает эстетическое чувство. Для нее характерно раскрытие прекрасного в природе и человеке, единство эстетического и морального начал, соединение реального и вымысла, яркая изобразительность. В процессе работы со сказками у детей формируются универсальные учебные действия, а именно, умение самостоятельно работать с книгой, задавать вопросы, выдвигать гипотезы и аргументировать свой ответ. Совершенствуются коммуникативные навыки общения в парах, группах, развиваются внимание, память, речь, логическое и образное мышление, повышается уровень познавательной активности и учебной мотивации, расширяется кругозор учащихся, воспитываются положительные качества характера на ярких и образных примерах. [17]Младшие школьники с помощью воображения осуществляют свою продуктивную деятельность. Их игры – плод активной работы фантазии. В игровом процессе учащиеся начальных классах зачастую задействуют сказочные сюжеты и сказочных героев, придумывая для них новые ситуации и поступки. Дети также с удовольствием занимаются творческой деятельностью. Они создают рисунки с вымышленными сказочными персонажами и придумывают истории о них. Когда в процессе учебы младшие школьники сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал, на помощь ребенку приходит именно продуктивное воображение.(см. Приложение Г)С данной точки зрения продуктивное воображение представляет собой сложную интегративную психологическую систему, в которой основные психические функции видоизменяются в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, включением его в преобразующую деятельность. Они приводят к новым психологическим образованиям, а именно к формированию продуктивного воображения у младших школьников при соблюдении следующих педагогических условий: 1) ребенок включен в систематический и последовательный процесс выполнения творческих заданий, формирующих у него мотивационно-ценностное отношение к фантазированию и умение перекомбинирования, детализации, схематизации, изменения имеющихся и конструирования новых объектов, сюжетов и образов;2) осознавая ребенка как уникальность, педагог использует дифференцированный подход в поддержании положительного эмоционального состояния, интереса у детей к самостоятельному выполнению заданий, требующих элементы фантазирования;3) педагог осуществляет систематическую работу по корректировке собственных действии в организации занятий с детьми (создает благоприятный климат в классе; использует разнообразные методические приемы управления деятельностью детей: консультирование, своевременную помощь, эмоциональную поддержку, предоставление полной самостоятельности; осуществляет индивидуальный подход в работе с детьми).Таким образом, значение функции продуктивного воображения в психическом развитии младшего школьника велико. Однако, фантазия, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать самораскрытию и самосовершенствованию личности, и лучшему познанию окружающего мира, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать младшему школьнику использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности, в частности развития абстрактного мышления, внимания, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься изобразительной деятельностью. Оно позволяет младшему школьнику в более свободной форме раскрыть свою личность. Все перечисленные виды деятельности строятся на деятельности продуктивного воображения. Оно обеспечивает ребенку новый, необычный взгляд на мир.Эффективность процесса формирования продуктивного воображения достигается умелым руководством педагога, деятельностью детей, использованием им различных приемов управления: от консультирования, своевременной помощи и эмоциональной поддержки своевременной помощи и эмоциональной поддержки до предоставления полной самостоятельности в выполнении заданий.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе теоретического исследования, проведенного в рамках темы данной курсовой работы, было установлено, что формирование продуктивного воображения будет представлять собой систему взаимосвязанных этапов, выстроенных с учетом усложнения и обогащения опыта работы младших школьников со сказкой на уроках литературного чтения.Также было установлено, что с данной точки зрения продуктивное воображение представляет собой особую форму отражения реальности, которая заключается в создании новых образов и сюжетов путем переработки имеющихся представлений, и понятий. Владение младшими школьниками данной формой отражения реальности свидетельствует о наличии у них способности видоизменять формы презентации реальности. Эго ведет к творческим проявлениям ребенка. Формирование продуктивного воображения у младших школьников также представляет собой структурный процесс, включающий два компонента: порождение идеи творческого задания и реализация этой идеи. Содержанием первого компонента выступает создание образа, который основывается на реальности. Содержанием второго компонента выступает использование этого образа в новом сказочном сюжете. Подобное выполнения заданий обеспечивает оригинальность и продуктивность решений, так как здесь появляется наибольшая свобода использования элементов действительности для построения целостной воображаемой картины. [7]Значительные резервы в формировании продуктивного воображения у младших школьников таит в себе моделируемая ребенком игровая деятельность, требующая усвоения разнообразных способов фантазирования (представление события действием, наделение неживых объектов человеческими свойствами, усвоение средств создания действия, слова, мимику) и обогащающая его разнообразными умениями фантазирования, как-то: перекомбинирование, детализация, схематизация, изменение, конструирование новых объектов. В результате ребенок получает богатый опыт создания элементарных ситуаций и усваивает способы фантазирования.Вхождение ребенка в проигрываемую ситуацию подготавливается педагогом, который систематически интересуется его впечатлениями и показывает, как воспроизвести созданный сюжет, причем не только демонстрирует действия, но детализирует их и выражает собственное эмоциональное состояние относительно выполняемых детьми действий. Тем самым усиливается яркость и четкость представлений ребенка о виденном и услышанном.Эффективность процесса формирования продуктивного воображения определяется наличием педагогических условий: систематичность и последовательность выполнения детьми заданий, усложняющихся, но содержанию и методике их выполнения; педагог осуществляет дифференцированный подход к учащимся в поддержании у них положительного эмоционального состояния; педагог корректирует собственные действия, умело управляя деятельностью детей (от консультирования и своевременной помощи до предоставления полной самостоятельности и самодеятельности детей). [16] Таким образом, продуктивное воображение формируется в совместных действиях младшего школьника и педагога как функция общения и наглядно-действенного познания. Развитие воображения обусловлено растущей преобразующей активностью младшего школьника и механизмами саморазвития воображения. Деятельность продуктивного воображения затрагивает глубинные процессы формирования личности. Воображение формирует ценностные ориентации и идеальные образы. Фантазирование развивает творческие возможности, увлеченность, познавательный интерес, целеустремленность и самостоятельность.В завершении можно сказать, что работа над сказками на уроках литературного чтения в младших классах является эффективным средством развития продуктивного воображения учащихся на уроках литературного чтения. Следовательно, цель, поставленная в начале исследования, достигнута, все задачи исследования успешно реализованы.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – URL: (дата обращения: 10.01.2024). Текст: электронный. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский – М.: «Просвещение», 2022 год – 236 стр. – ISBN 978-5-19-706105-5 – (дата обращения: 14.01.2024). Текст: непосредственный. Горецкий, В.Г. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. Ч. 1 / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина – М.: «Просвещение», 2019 год – 127 стр. – ISBN 978-5-09-070561-5 – (дата обращения: 26.01.2024). Текст: непосредственный. Горецкий, В.Г. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2 ч. Ч. 2 / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина – М.: «Просвещение», 2019 год – 96 стр. – ISBN 978-5-09-089043-4 – (дата обращения: 8.02.2024). Текст: непосредственный. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. / А.Н. Леонтьев – Москва: Смысл, 2020 год. – 584 стр. – ISBN 978-5-89357-396-1 – (дата обращения: 22.02.2024). Текст: непосредственный. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн – Санкт-Петербург: «Питер», 2021 – 712 стр. – ISBN 978-5-459-01141-8 – (дата обращения: 24.02.2024). Текст: непосредственный. Столяренко, Л.Д. Психология. / Л.Д. Столяренко – Санкт-Петербург: «Лидер», 2022 год – 592 стр. – ISBN 5-94723-277-4 – (дата обращения: 26.02.2024). Текст: непосредственный. Белинский, В.Г. О детских книгах. / В.Г. Белинский – 2012, Интернет-библиотека «Литрес» – URL: (дата обращения: 29.02.2024). Текст: электронный. Венедиктова, Т.Д. Продуктивное воображение как непроизводительный труд: к истории культуры литературного чтения. / Т. Д. Венедиктова- 2019. URL (дата обращения: 6.03.2024). Текст: электронный. Виды воображения: творческое и репродуктивное воображение. Воображение и создание художественных ценностей. – 2020 URL — (дата обращения: 15.03.2024). Текст: электронный. Волгуснова, В.А. Специфические особенности развития творческого воображения у младших школьников // В.А. Волгуснова URL —. Вестник КГУ им. / Н.А. Некрасова. 2020 (дата обращения: 25.03.2024). Текст: электронный. Гречко, С.А. Развитие воображения младшего школьника. / С.А. Гречко 2024. URL —e/318/72491/ (дата обращения: 27.03.2024). Текст: электронный. Гриценко, З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. / З.А. Гриценко Линка-Пресс-2020. URL— (дата обращения: 6.04.2024). Текст: электронный. Дудецкий, А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. / А.Я Дудецкий-2019 URL – (дата обращения: 13.04.2024). Текст: электронный. Катречко, С.Л. Продуктивное воображение как «общий корень чувственности и рассудка» / С.Л. Катречко – 2002. URL – (дата обращения: 15.04.2024). Текст: электронный. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании. / Л.С. Коршунова – URL — (дата обращения: 16.04.2024). Текста: электронный. Натадзе, Р.Г. Воображение как фактор поведения Хрестоматия по психологии. / Р.Г Натадзе - 1987. URL— . (дата обращения: 21.04.2024). Текст: электронный. Одоевского, В. Ф. работы по сказке «Мороз Иванович» / В. Ф. Одоевского- 2019. URL-. (дата обращения: 22.04.2024). Текст: электронный. Проппа, В. Я. морфология волшебных сказок / В.Я. Проппа — 2019. URL: (дата обращения: 23.04.2024). Текст: электронный. Романовна, А. Ю. "Методика изучения сказок в начальной школе / А. Ю. Романовна-2019. URL—". 2019 год (дата обращения: 24.04.2024). Текст: электронный. Рыбаченко, А.Б. Теоретические основы воображения, его виды и функции / А.Б. Рыбаченко, М.Ф. Барба, Е.В. Харсекина. —// Образование и воспитание. — 2019 URL— (дата обращения: 25.04.2024). Текст: электронный. Конаржевский, Ю.А. Теоретическое обоснование работы над сказкой как средством развития воображения у младших школьников Ю.А. Конаржевский URL— . (дата обращения: 25.04.2024). Текст: электронный. Щуркова, Н. Е современный урок / Н. Е Щуркова-2020. URL:. (дата обращения: 27.04.2024). Текст: электронный. Юрченко, Н.В. Развитие воображения у детей над сказкой / Н. В. Юрченко. — Текст: // Молодой ученый. — URL—./ (дата обращения: 27.04.2024). - Текст: электронный. ПРИЛОЖЕНИЕ А Работа по обучению составления собственной сказки детьми включает два направления:ПРИЛОЖЕНИЕ Б Методика обучения сочинению собственных сказок при помощи«волшебных карт В. Я. Проппа»Алгоритм составления сказки с помощью «волшебных карточек«В.Я. Проппа»ПРИЛОЖЕНИЕ ВАлгоритм составления сказки с помощью схемы. В каждой сказке есть:- Герои- Обычные и необычные события- Главное событие- Повторяющиеся части- Счастливый конец.В каждой сказке происходятсобытия:- Герои живут в доме- Нарушают запрет- Уходят из дома, чтобы все исправить- Герою приходят на помощь люди, животные, предметы– происходит волшебство- Добрые герои борются со злом,- Добрый герой получает награду, возвращается домой спобедой. ПРИЛОЖЕНИЕ ГПеречень волшебных карточек и основных мотивов, выделенныхисследователем Проппом:Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве"). Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха"). Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы"). Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо - антагонист, вредитель). Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен). Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах). Способ достижения цели (это может быть полет на ковресамолете, использование меча-кладенца и т.п.). Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко). Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста – Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании). Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи). Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).