Публикации
Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Читаю сам»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Читаю сам»
Автор: Анна Михайловна Ахметгалиева
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Читаю сам»
Автор: Анна Михайловна Ахметгалиева
Дополнительная общеразвивающая программадля детей старшего дошкольного возраста«Читаю сам»Составители:Ахметгалиева Анна Михайловна, учитель-логопед;Прокопьевск 2024СодержаниеПояснительная записка……………………………………………….….3Учебный план……………………………………………………………..5Учебно-тематический план……………………………………………....6Содержание программы……………………………………………..…...8Диагностическое обеспечение Программы…………………………….8Информационно-методическое обеспечение…………..………….….11Материально-техническое обеспечение……………………………….12Пояснительная запискаПрограмма предназначена для обучения чтению детей 6 – 7 лет. Обучение детей направлено на полноценное овладение навыком чтения. Актуальность программы связана с тем, что процесс становления чтения сложен. Огромное значение для него имеет степень сформированности всех сторон речи. Чаще при чтении у детей встречаются ошибки, обусловленные нарушениями или задержкой в развитии фонематического восприятия. Особенно это касается детей с нарушениями речи. Если ребенок плохо различает звуки, не улавливает разницы между оппозиционными звуками, не может выделить заданный звук, возникают сложности при овладении навыком чтения, так как освоение грамоты требует от детей умения анализировать звуковой состав слова. Недостаточное осознание фонетико-фонематической стороны речи приводит к тому, что дети не могут научиться свободно читать в течение нескольких лет, а это в свою очередь препятствует усвоению школьной программы и отрицательно влияет на формирование личности ребенкаПроблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.В настоящее время процесс подготовки к обучению грамоте детей старшей и подготовительной к школе групп остается актуальным и важным.Вместе с тем психологические и педагогические исследования (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Е.И. Тихеева, Ю.И. Фаусек, Р.Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. Во второй половине 50-х гг. под руководством А.П. Усовой и А.И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе и методике быстрого обучения чтению Е.В.Новиковой которая поможет детям не только овладеть техникой свободного чтения, но и создаст предпосылки для формирования у них грамотного письма нами была создана и апробирована дополнительная общеразвивающая программа «Читаю сам».Реализация программы направлена, прежде всего, на обеспечение единого процесса обучения, соответствующего раскрытию возрастных возможностей ребенка-дошкольника. В ней предусматривается расширение и усложнение программных задач. Распределение учебного материала соответствует возрастным особенностям детей и реальным требованиям современного обучения. Программа рассчитана на 1 год обучения.Программа составлена в соответствии в соответствии с нормативно-правовыми стандартами.Цель программы: формирование навыка чтения и предупреждение специфических ошибок чтения и письма.Задачи программы:Развивать фонематический слух и фонематические представления, навыки звукового анализа и синтеза (выделение отдельных звуков из состава слова, соотнесение звуков между собой, определение последовательности звуков в слове). Формировать буквенный гнозис и навык звукобуквенного обозначения. Формировать умение читать слова различной слоговой структуры. Развивать графомоторные навыки. Обучать послоговому чтению. Направленность программы: социально-педагогическая.Последовательность ознакомления с буквами отражает особенности формирования звукопроизношения у ребенка в соответствии с возрастной нормой. Базой данной программы является пособие «Логопедическая азбука» (система быстрого обучения чтению) Новиковой, Е.В., издательство ГНОМ и Д, 2011 год. В содержание программы заложена возможность реализации педагогических технологий: коррекционных, развивающих, игровых, личностно-ориентированного подхода, информационно-коммуникационных технологий. Обучение старших дошкольников чтению строится с учётом следующих принципов: научности, систематичности и последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности, осознанности и действенности результатов обучения; учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода.Методы обучения:а) методы организации и осуществления образовательной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога); б) методы стимулирования и мотивации образовательной деятельности (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);в) методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).Выделены следующие этапы работы. На каждом этапе проводится работа по анализу и синтезу изучаемой единицы.Этап – октябрь, ноябрь – 16 занятий. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Чтение слогов. Этап – декабрь, январь, февраль – 22 занятия. Согласные звуки и буквы. Чтение слогов и односложных слов. Этап – март, апрель, май – 20 занятий. Чтение слов с различной слоговой структурой. Дифференциация согласных по глухости-звонкости, твердости-мягкости. Чтение предложений. В итоге поэтапного формирования навыков чтения воспитанникидолжны научиться:четко дифференцировать все изученные звуки; различать понятия «звук», «буква», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; производить элементарный звуковой анализ; читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученного; выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописания. Основная форма организации работы с детьми - подгрупповые занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме, проводятся 2 раза в неделю длительностью до 30 минут с октября по май месяц учебного года. Основная форма занятий - подгрупповая. Учебный планУчебно-тематический планСодержание программыКаждый раздел работы по обучению чтению дошкольников включает в себя анализ и синтез изучаемой единицы. В структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия.Диагностическое обеспечение ПрограммыСистема мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ПрограммыЦель: определить уровень развития способности детей к обучению грамотеЗадачи мониторинга:1. Определить уровень развития фонематического слуха;2.Выявить уровень сформированности графомоторных навыков, мелкой моторики;3.Выявить уровень сформированности навыка чтения.Критерии и показатели:Система оценкиДля оценки результативности использовались элементы следующих диагностических методик – Н.М. Трубникова «Учебно-методическое пособие», Е.П.Кольцова, О.А.Романович «Психоречевая диагностика детей 3-7 лет».Система мониторинга предполагает 4-х бальную систему оценки;2 балла – выполняет без ошибок все тестовые задания и пробы;1,5 балла – выполняет основную часть заданий без ошибок, обращается за помощью к педагогу, может самостоятельно или по указанию педагога исправить ошибку;1 балл – допускает ошибки при выполнении заданий, затрудняется или не способен исправить после указания педагога;0,5 балла – не справляется с большинством диагностических заданий. По результатам мониторинга суммируется общий балл.Уровневая характеристика подготовки детей к обучению грамотеПериодичность:Система мониторинга организуется 2 раза в год Диагностика детей проводится: входная – в октябре на первом занятии; итоговая– в мае.Возрастные особенности усвоения программного материалаРезультаты к концу обученияВоспитанники самостоятельно проводят звуковой анализ слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах. Вычленяют ударный слог и ударный гласный звук. Умеют составлять предложения из 2-3 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т.д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.Знают все буквы русского алфавита и знакомы с правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучены грамотно выкладывать слова из букв разрезной азбуки. Владеют печатанием слов, предложений простой конструкции.Информационно-методическое обеспечениеСписок рекомендуемой литературыГомзяк, О.С. « Говорим правильно в 5-6 лет» [Текст] / О.С. Гомзяк, М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2010. - 123с. Кузнецова, Е.В., Тихонова ,Е.В. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Конспекты занятий[Текст]/ Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова, М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 192с. Кольцова, Е. П., Романович О. А. Психоречевая диагностика детей 3-7 лет [Текст] / авт.-сост - Е. П. Кольцова, . О. А Романович.. Волгоград. : Учитель 2011. - 63 с. Нищева, Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. [Текст] / Н.В. Нищева. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016. – 240 с. Новикова, Е.В. Логопедическая азбука. Система быстрого обучения чтению: в 2-х книгах. От буквы к слову. [Текст] / Е.В. Новикова.-3-е изд., испр. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011.-128с. Новикова, Е.В. Логопедическая азбука. Система быстрого обучения чтению: в 2-х книгах. От слова к предложению. [Текст] / Е.В. Новикова.-3-е изд., испр. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2011.-128с. Тригер, Р.А, Владимирова, Е.В.Подготовка дошкольника к обучению грамоте [Текст] / Р.А. Тригер, Е.В.Владимирова, М.: Владос, 2010. – 99с. Филичева, Т.Б., Чиркина.,Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида [Текст]/Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, М.: Школьная Пресса, 2010. – 223с. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В., Туманова, Т.В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи [Текст] / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, М.:Просвещение, 2012.– 187с. Цуканова, С.П. Бетц, Л.Л.Учим ребёнка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста [Текст] / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц, М.: Издательство ГНОМ и Д, 2013.- 209с. Шестопалова, Ю.М. Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников [Текст] / Ю.М. Шестопалова,М.: Детство-Пресс, 2012. – 89с. Юрчишина, В.Д. Вижу-читаю-пишуСистема работы по обучению грамоте к школе группы[Текст] / В.Д. Юрчишина, М.: Гном-пресс, 2011. – 117с. Электронные образовательные ресурсы[Электронный ресурс] Режим доступа: Костыгова, А.Е. Учебно-методические материалы по использованию электронного приложения к «Азбуке» В.Г.Горецкого[Электронный ресурс] Режим доступа: [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// Социальная сеть педагогических работников [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www. nsportal.ru Сухина, И.Г.Загадки и кроссворды для детей. Избранные загадки и занимательные задания из книги "Новые 500 загадок - 70 кроссвордов" [Электронный ресурс] Режим доступа: «Умка - Детский развивающий сайт» [Электронный ресурс] Режим доступа: [Электронный ресурс] Режим доступа:http:www. festival.1september.ru Материально-техническое обеспечениеИнтерактивная обучающая система «Играй и развивайся» Телевизор Ноутбук Принтер Магнитная доска Логопедическая азбука в двух частях Раздаточный материал (буквы, счетные палочки, карточки с предметными картинками, и тд. Методические рекомендацииВ структуре занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия.При работе с любым звуком осуществляется следующая работа:Раздел 1. Звуки:- понятие «звук»; способы произнесения звука, его условное обозначение;- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, ударный гласный звук, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных;- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;- звуковой анализ состава слогов и слов;- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.Раздел 2.Буквы:- знакомство с буквами;- дифференциация понятий «звук» и «буква»;- согласные и гласные буквы;- соотнесение букв и звуков.-графическое изображение букв.Раздел 3.Слоги:- понятие «слог», слоговой анализ слов;- подбор слов на заданное количество слогов;- выделение в словах первого и последнего слогов;- подбор слов на заданный слог;- составление прямых и обратных слогов.- печатание слоговРаздел 4.Слова:- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;- выявление повторяющихся в словах слогов с последующим их добавлением к другим словам;- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова.-печатание слов.Раздел 5.Словосочетание:-знакомство с понятием «словосочетание»;-дифференциация понятий «слово – словосочетание»;-грамматическое оформление словосочетания: согласование, управление.Раздел 6. Предложение: знакомство с понятием «предложение»; дифференциация понятий «слово – предложение», «предложение – не предложение»;-работа с деформированным предложением.