Публикации мастер-класс

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: мастер-класс
Автор: Сафронова Асия Гайфулловна

Учитель –логопед Сафронова А.Г. МБОУ «Тарасинская СОШ»Иркутская областьБоханский район Мастер-класс для учителей начальных классов «Шаги к успехам красивой речи».Цель мастер-класса: создать условия для повышения мотивации педагогов к использованию логопедических тренингов в ходе образовательной деятельности с детьми.Задачи мастер-класса:
  • Актуализировать понятие «тренинг».
  • Познакомить коллег с различными приемами логопедического тренинга.
  • Раскрыть содержание некоторых приёмов логопедического тренинга.
  • Оказать методическую помощь коллегам в выборе приемов логопедического тренинга для использования в ходе образовательной деятельности и режимных моментов.
  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.
  • Оборудование:
  • Мультимедийная установка
  • Презентационные слайды по теме мастер-класса
  • Раздаточный материал для участников мастер-класса (листы бумаги/картона, карандаши/фломастеры, картинный материал для составления рассказов).
  • Картотека логопедических тренингов (на электронном носителе) для ознакомления.
  • Ожидаемые результаты:
  • В ходе мастер-класса у педагогов выстроится система по использованию логопедических тренингов в ходе образовательной деятельности с детьми.
  • Педагоги откроют для себя новые темы, которые могут послужить основой для создания новых педагогических проектов.
  • Повышение профессиональной компетенции в вопросах речевого развития обучающихся с ОВЗ.
  • Методы и приемы
  • Демонстрация (показ слайдов с комментариями)
  • Словесно-наглядный (диалог с опорой на наглядные материалы)
  • Практический (упражнения с раздаточным материалом)
  • 1. Приветствие«Добрый день, уважаемые коллеги. Я очень рада видеть вас на нашем коллективном занятии. 2. Вводно-организационный этапНе секрет, что ежегодно процент детей, имеющих те или иные речевые нарушения возрастает. С этой проблемой можно справиться только усилиями трёх сторон - родителей, логопеда и учителей. И сегодня вы поучаствуете в логопедическом тренинге, познакомитесь с приемами логопедического воздействия характерными для работы с детьми разного возраста. Думаю отдельные элементы мастер-класса будут вам полезны. Все, что вы сегодня увидите объединено одной темой «Шаги к успехам красивой речи».3. Теоретическая частьЧто означает слово «тренинг» ? «Тренинг (от англ. train - тренироваться) - в самом общем значении тренинг рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений.Хотите узнать, что может включать в себя логопедический тренинг? В логопедический тренинг включаются упражнения и игры для формирования правильной красивой речи.4. Практическая частьНа практике выясним, какие приемы можно включать в план логопедических тренингов.Хорошо развитая артикуляционная моторика является фундаментом правильной речи.А знаете ли вы, что на лице человека насчитывается до 200 мелких мышц, их можно накачать как мышцы рук, ног путём выполнения различных упражнений. В нашем случае это артикуляционная гимнастика. Она поможет нам сохранить прекрасный овал лица на долгие годы.Солнышко греет, лопаются почки (пощелкать языком)Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки),С ними худые - лишь кожа да кости (втягиваем щёкиБабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы),Поцеловать они всех потянулись (губы тянутся вперёд).- Сейчас вы выполнили лишь фрагмент речевой гимнастики. Такую гимнастику для губ, щек и языка следует проводить ежедневно в течение нескольких минут, начиная с самых простых упражнений. Она направлена на выработку достаточной моторики для постановки звука. - Следующей ступенью является фонематический слух, недостатки которого впоследствии сказываются на процессе овладения грамотой. Наша цель - формирование у ребенка умения дифференцировать на слух речевые звуки.  Я предлагаю вам самый простой вариант игры для развития фонематического слуха.Упражнение «Поймай слово» Хлопнуть в ладошки, когда услышишь слово, относящееся к школе, подсчитать количество хлопков.Витрина, ветреный, класс, синий, парта, резинка, шнур, тетрадь, пенал, автокасса, ужин, ученик, оценка, перемена, перегрел, пробел, - Вы замечательно справились, у вас отлично сформирован фонематический слух, который является непременным условием выработки четкого звукопроизношения. Мы не будем разгадывать секреты постановки звуков - это работа узких специалистов. Простейшим способом закрепления четкого звукопроизношения является использование специально подобранной фразы с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Конечно, догадайтесь, что это за фраза? Да, это скороговорки, которые можно чередовать с чистоговорками. Для чего их использовать? Такие коротенькие фразы помогают ребенку быстрее освоить родную речь улучшить дикцию, развивают у детей чувство ритма.Попробуем повторять за мной. Готовы? На опушке в избушкеЖивут старушки-болтушки.У каждой старушки лукошко,В каждом лукошке кошка,Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.- Трудно? Но, через пару минут вы все с легкостью сможете повторить это. Давайте попробуем! Я предлагаю проговаривать скороговорки с опорой на зрительное восприятие (метод наглядного моделирования)- Для лучшего запоминания скороговорок мы используем несложные картинки-запоминалки, которые дети могут нарисовать самостоятельно. Я предлагаю на выбор несколько коротких скороговорок. Попробуйте создать картинку-запоминалку для любой из них.Задание: составь картинный материал к скороговорке.- Итак, скороговорки в сочетании с чистоговорками способствуют выработке четкой дикции, без которой правильная речь невозможна.Но четкая дикция без выразительности будет пустой. Для развития интонационной выразительности я использую «Кубик эмоций». Попробуйте проговорить выражение «Я шлепаю по лужам» с различной интонацией. Кто бросит кубик первым?Следующее шаг к успешной речи можно определить так: Это набор слов, которым владеет человек. Чем он больше, тем образованнее человек, тем яснее он может выразить свою мысль. Я вам дам подсказку - Бывает активный и пассивный. Правильно это словарный запас или по- иному лексический.Игры для расширения словаря отбираются с опорой на возрастные особенности детей.Я предлагаю вам сейчас поиграть в некоторые из них, но конечно, задания подобраны соответственно вашему возрасту, учитывая словарный запас взрослых людей.1.Игра «Я знаю пять названий…» учащимся можно предложить подобрать слова, относящиеся к данной родовой категории. Например, назови пять животных или назови пять фруктов и т.д. но для вас уважаемые коллеги несколько иное задание: Я знаю пять примет зимы: (Дым столбом – к морозу. Зима без снега - лето без хлеба. Мороз невелик, да стоять не велит. Много снега – много хлеба. Звезды яркие - к морозу.)Я знаю пять зимних праздников: ( Новый Год, Сочельник, Рождество Христово, Старый Новый год, Татьянин день (День студентов)))Я знаю пять названий сказок со словом зима. («12 месяцев», «Морозко», «Снежная Королева», «Серебряное копытце», «Зайкина избушка"», «По щучьему веленью», «Два мороза»,» Мороз Иванович»..)Я знаю пять слов на тему зима: (мороз, вьюга, сосулька, иней, лыжи)2. «Назови одним словом». Я описываю что-то, вы называете это одним словомЭтот сок собирается весной? БерезовыйЭту птицу, согласно пословице, нужно встречать вместе с весной? ГрачЧто согласно пословице весенний день кормит? ГодЭти отметинки оставляет на лице весна (веснушки)Падение растаявшего снега во время оттепели с крыш и деревьев (КАПЕЛЬ)Последний день весны (31 МАЯ)Когда на Земле наступает астрономическая весна? (21 МАРТА, ДЕНЬ ВЕСЕННЕГО РАВНОДЕНСТВИЯ)3) Подбор предмета к действиям:тает-оседает-темнеет-сходит (что это?)пригревает-припекает-греет (что это?)журчит-бурлит-бежит-звенит (что это?)зеленеет-пробивается-растет (что это?)набухают-лопаются-раскрываются (что это?)прилетают-кричат-вьют-поют (кто это?)4) Правильное употребление антонимов, включая приставочные.Зима уходит, а весна …(приходит).Зимой солнце тусклое, а весной…(яркое).Зимой снег чистый, а весной… (грязный).Зимой дни холодные, а весной…(теплые).Медведь осенью засыпает, а весной…(просыпается).Птицы осенью улетают, а весной… (прилетают).- Уважаемые коллеги, как вы себя ощущали в игре? Непросто правда? Задания были не такие уж сложные, но некоторые из вас растерялись. А знаете почему? Потому, что на вас много факторов повлияло: коллективное мнение, дискомфорт при мысли, что ты можешь не найти подходящего слова, время. Наши дети тоже испытывают сложности. А чтобы мотивация была, мы должны постоянно подбадривать, поощрять детей. Это нам, взрослым кажется, что даем им легкие задания. - Как вы думаете, о чем эта фраза: «Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев этой речевой категорией». О чем это? (грамматический строй речи)В речи детей часто встречаются. ошибки аграмматизмы, т трудности в овладении грамматическими формами речи и чтобы предупредить их мы используем такие игры: «Один-много» (употребление слов во множественном числе)- проталина - много проталин, подснежник- много подснежников, сосулька -много сосулек , гнездо-.., перо_.., окно-…и т.д.«Назови ласково» (употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксамипроталина - проталинка, подснежник -, лужа -, сосулька - и т.д.- И конечным пунктом плана логопедического тренинга является использование приемов формирования связной речи детей.Задание по группам:Составить рассказ по сюжетным картинкам.Составить предложения по картинкам . 5. Рефлексия «Утверждение»- Я узнал(а) много нового.- Мне это пригодится в жизни.- На мастер-классе было над чем подумать.- На все вопросы, возникающие в ходе встречи, я получил(а) ответы.6. ЗаключениеУважаемые коллеги! Как один из видов работы по профилактике речевых нарушений я могу предложить использовать «Логопедические тренинги». Недостатки легче предупредить, чем искоренить. Но учитель-логопед не сможет один решить проблему развития и коррекции различных сторон речи. известная пословица гласит: «Один в поле не воин». Только совместными усилиями учителя-родителя- ребенка сможем достичь успеха правильной речи. Спасибо!