Публикации Статью «Духовно-нравственное воспитание через систему внеурочной деятельности (кружок «Внутренний мир человека»).

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статью «Духовно-нравственное воспитание через систему внеурочной деятельности (кружок «Внутренний мир человека»).
Автор: Екатерина Валерьяновна Клубова

«Духовно-нравственное воспитание через систему внеурочной деятельности (кружок «Внутренний мир человека»)»(теория и из опыта работы учителя-логопеда Е.В.Клубовой).Существенные изменения, происходящие в последние годы в общей системе школьного образования, их демократичность и гуманистическая направленность в полной мере затрагивает и школу для детей с нарушениями интеллекта. На этой основе заметно выявились тенденции к творческому объединению учителей, воспитателей, медиков, психологов и других специалистов в преобразовании школьной среды, которая бы наилучшим образом учитывала специфику развития ребёнка с интеллектуальными нарушениями, способствовала его успешной интеграции в современное общество.В этой работе важное место занимает психолого-педагогическая служба, призванная обеспечить разнообразные формы помощи педагогическому, детскому коллективам, а также индивидуально ребёнку и его семье.   Поскольку главной задачей С(К) школы VIII вида является формирование личности ребёнка с интеллектуальным нарушением, в учебный план был включён курс (блок коррекционных технологий) «Внутренний мир человека» для учащихся 5-9 кл. Это обязательный курс, хотя он и не оценивается привычной школьной отметкой. «Внутренний мир человека» является логическим продолжением другого коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов " для учащихся 0 - 4 классов. Он, безусловно, не подменяет другие виды работы школьного психолога и учителей. В курсе с учётом возрастных особенностей подростка рассматривается мир человека с разных точек зрения: биологической, психологической, социальной. Занятия построены в форме проблемного диалога учителя с детьми. Положения курса иллюстрируются литературными произведениями.   Подростковый возраст - последний период пребывания детей в учреждении интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Воспитанники часто не готовы к лишению привычных опеки и образа жизни, поэтому вопросы личностной и социальной зрелости выпускников школы-интерната имеют первостепенное значение.   В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников проявляются, в первую очередь, в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Уже к 10 - 11 годам у подростков устанавливается отношение к взрослым и сверстникам, основанное на практической полезности, формируется "способность не углубляться в привязанности", поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке), осложнения в становлении самосознания.   Для многих учащихся характерны искажения в общении со взрослыми. С одной стороны, у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке, положительных эмоциональных контактах. С другой -неудовлетворённость этой потребности: малое количество обращений взрослого к ребёнку. В этих контактах взрослого с ребёнком, как правило, в меньшей степени проявляется их эмоциональная заинтересованность, стремление к установлению близких личностных связей. В основном они направлены на регламентацию поведения.  Именно поэтому «Внутренний мир человека» направлен на социализацию личности подростка, его реабилитацию средствами образования с целью профилактики, преодоления отклонения в аномальном развитии, а также расширении границ образования за счёт социально - ориентированных программ, доступных для усвоения школьнику с интеллектуальными нарушениями.Основные задачи «ВМЧ» следующие:- Формирование у школьников самосознания, представлений о себе как человеке.- Расширение репертуара осознания себя как личности и способов самовыражения.- Умение понимать собственные чувства, действия, правильно их оценивать и соотносить с поведением окружающих людей.    - Коррекция когнитивных и эмоциональных процессов, развитие приёмов саморегуляции в системе "Я - окружающая среда".   Таким образом, основная задача педагога сводится к формированию у подростка не исполнительской деятельности, а сотрудничества, социального окружения. Достичь этой цели возможно за счёт активного включения учащихся в психологические упражнения, игры, беседы и т. д. При организации занятий следует избегать формы урока, оценок, принятых при обучении образовательным предметам.    Практикум по учебному плану рассчитан на 1 час в неделю в 5 – 9 классах и проводится в форме групповых занятий, количество участников не более 10-12 человек. Программа является примерной, педагог вправе дополнять темы, увеличивать или уменьшать количество часов на те или иные разделы, однако крайне важно быть компетентным не только в психологических проблемах, вынесенных в содержание программы, но и в специальных вопросах, касающихся психологии и педагогики детей с интеллектуальными нарушениями. Следует помнить о том, что каждое занятие должно быть тщательно подготовлено и оборудовано в соответствии с основными принципами коррекционной работы во вспомогательной школе: наглядностью, образностью, доступностью и др.     При организации практикума следует опираться на житейский опыт учащихся, на знания из таких предметных областей как этика, история, биология,  домоводство и др. Опора на имеющиеся знания позволяют преодолевать  трудности в понимании учащимися сложных психологических явлений. «Внутренний мир человека»  не является предметной дисциплиной, поэтому особенно важно создавать в общении с учащимися атмосферу доверия, открытости, доброжелательности, так, чтобы  каждое общение с педагогом являлось уроком для жизни. Программа курса призвана расширить знания о том, что представляет собой человек, какова его роль и место в окружающем мире. Программа духовнонравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, основанного на системе духовных ценностей, моральных приоритетов. В процессе обучения происходит формирование основ морали: осознанной необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и допустимом. Программа направлена на укрепление у учащихся позитивной самооценки, жизненного оптимизма, развитие способности не только открыто выражать и отстаивать свою нравственную позицию, но и самостоятельно совершать поступки и принимать ответственность за результаты собственного выбора.Занятия строятся на принципах сотрудничества, взаимодействия и взаимообогащения учащихся и педагога, в основе которых лежит принцип диалога. Диалогическое общение исходит из признания и безусловного права ученика свободно выбирать и сознательно присваивать нравственные ценности. Важным условием духовнонравственного развития является соблюдение равновесия между самобытностью детства и своевременной социализацией, т. е. между внутренним и внешним миром.К другим условиям повышения эффективности реализации программы относятся обеспечение благоприятной психологической атмосферы, ориентация на использование интересов, потребностей, ценностей учащихся в качестве содержательной основы построения занятия, учёт индивидуальных психологовозрастных особенностей школьников.В центре курса «Внутренний мир человека» ученик 11-16 летнего возраста, проходящий непростой путь становления: от биологического существа к социальному. Не секрет, что этот путь полон острых противоречий.Ключевое понятие курса – противоречие, предлагаемое как способ анализа, что хорошего и что плохого в окружающих объектах, явлениях, ситуациях и т. д.Таким образом, предлагаемый курс позволяет помочь учащимся рассмотреть мир человека с различных точек зрения, сформировать активное осознанное отношение к процессу собственного взросления.Цель курса «Внутренний мир человека»:системное рассмотрение человека с биологической, психологической и социальной точек зрения посредством разрешения проблемных ситуаций.Образовательные компетенции, формируемые в процессе обучения:• ценностносмысловые:– способность осознавать своё предназначение в окружающем мире;– умение определять целевые и смысловые ориентиры своих действий;– интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;• общекультурные:– знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры;– восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур;• учебнопознавательные:– формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности;– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;– выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;• информационные:– умение осуществлять поиск информации в открытом информационном пространстве;– умение осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;• коммуникативные:– опыт ролевого взаимодействия и реализации собственной позиции;– понимание относительности мнений и подходов к решению проблем;– продуктивное содействие разрешению конфликтов;– использование различных речевых средств для эффективного решения коммуникативных задач;• социальнотрудовые:– ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;– уважение к труду и творчеству взрослых и сверстников;– бережное отношение к результатам своего труда и других людей;• личностные:– освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития;– овладение навыками саморегуляции и самоподдержки;– овладение механизмом самоопределения в различных ситуациях;– создание индивидуальной образовательной траектории и программы жизнедеятельности в целом;– установка на здоровый образ жизни.Контроль:В результате обучения  учащиеся будут знать:- о психических процессах: ощущении, восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;- о пользе развития данных психологических процессов;- об эмоциональных состояниях человека;- о настроении человека и управлении им;- о правилах общения между людьми;- о волевых качествах человека;- о способах проявления индивидуальных качеств характера человека;- о мире профессий и способах выбора профессии;- о влиянии отношения других людей  на отношение человека к самому себе;- о самооценке и уровне  притязаний;- о  сходствах  и различиях  между людьми, о способах понимания, принятия других людей;- о способах поведения в социальных ситуациях разного типа;- о конфликтах и способах их разрешения;- о социальных ролях   и  ролевых функциях человека;- о социальных возможностях человека.В результате обучения  учащиеся будут уметь:- анализировать  особенности своего характера;- характеризовать другого человека, его поступки;- анализировать отношение других людей к самому себе;- анализировать мотивы своего и чужого поведения;- организовывать поведение  в социальных ситуациях разного типа;- предупреждать и разрешать конфликты;- выявлять причины, управлять своим настроением;- регулировать свое поведение и поступки;- определять цель деятельности,  планировать действия для достижения цели;- выбирать свою будущую профессию.«Ребёнок тоже человек», – любят повторять взрослые.Именно в этом «тоже» кроется наше снисходительноумилительное отношение, не принимающее мир детства всерьёз.Но есть и другой подход: «Ребёнок – человек, я уважаю в нём личность, я считаюсь с его желаниями и потребностями, я оставляю за ним право на независимость. Он такой же, как и я, но другой. Мы – люди».Ведь каждый, кто помнит своё детство, согласится, что те слёзы были действительно горькими, те радости – действительно безграничными, те переживания – искренними и проблемы – ненадуманными. Всё это было у нас, и всё это повторяется у наших детей. Только мы часто вырастаем и забываем об этом, думая, что если дети меньше нас, то и их мир тоже маленький…Очень часто, когда ребёнок поступает плохо, у взрослого автоматически включается привычный способ воздействия – воспитательная беседа на тему: «Так делать нельзя!». Конечно, бывает и так, что дети нарушают правила просто потому, что не знают о них. Но каждый из нас не раз убеждался в том, что на словах дети прекрасно понимают, что можно и чего нельзя, но почему то ведут себя иначе. Почему так происходит? Как знание переходит в действие и почему это случается не всегда? Как научиться задумываться о себе и других, предвидеть последствия своих поступков, самостоятельно принимать решения и делать выводы?Вопросы, вопросы… Как хочется дать готовые ответы на них, «подстелить соломку» на все случаи жизни, уберечь и предостеречь… Не получается, ведь определённый совет можно дать только в конкретной ситуации, а она у каждого своя.Воспитание – это не тогда, когда водишь ребёнка за руку, а без тебя он пропадёт. Совсем наоборот, воспитание – когда человека научили самого отвечать за себя. Учителю, который привык назидательно поучать, будет нелегко работать по курсу «Внутренний мир человека». Зато этот курс будет созвучен педагогам, которые ведут учеников к поиску собственных ответов на вопросы, диктуемые меняющейся жизнью, и я уверена, что таких учителей – большинство.Формы деятельности:
  • Игра
  • Проблемный диалог
  • Игра
  • Решение проблемной ситуации
  • Загадки
  • Рисование
  • Беседа
  • Практическая работа
  • Создание творческих продуктов
  • Фантазирование
  • Тестирование
  • Анкетирование
  • Анализ ситуаций
  • Тренинг
  • Наблюдение
  • Систематизация
  • Письменная работа
  • Инсценировка
  • Формы контроля:
  • Обсуждение
  • Инсценирование
  • Презентация
  • Тест
  • Проблемный диалог
  • Фантазирование
  • Самооценка
  • Анализ ситуации
  • Несмотря на то что данный курс преимущественно устный, предусматриваются письменные виды заданий: анкетирование, тестирование, работа в группах, рисование и т. д. В качестве иллюстративного материала используются сказки, загадки, пословицы. Желательно предварительно просмотреть тексты, чтобы эффективнее использовать их на занятии: возможны сокращения, изменения, добавления, замена другими произведениями и т. д.Большое место на занятиях отводится стихам, специально подобранным таким образом, чтобы «мораль» не выпячивалась, а пряталась внутри ситуации, нередко комичной. Учитель выразительно читает стихотворение (по возможности – наизусть), а выводы учащиеся пусть делают (или не делают) сами… Очень существенное значение в деле духовно-нравственного воспитания имеет личный пример учителя-его внешний вид, манеры, речь; отношение учителя к разным людям, событиям, поступкам. Наши дети любят подражать, и поэтому личный пример может быть более благотворным, чем любая самая строгая требовательность.Примерные темы уроков, на которых осуществляется духовно-нравственное воспитание.Мира и человечности нашим детям! При составлении данной программы использованы "Некоторые рекомендации по совершенствованию учебного плана специальной школы. Программа уроков, занятий по курсу "Психологический практикум" (автор - И.М. Бгажнокова), пособие "Обучение жизненно важным навыкам в школе" (авторы Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт) и другая специальная литература.