Публикации
«Формирование комплекса знаний, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами посредством сказок»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование комплекса знаний, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами посредством сказок»
Автор: Медведева Лариса Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование комплекса знаний, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами посредством сказок»
Автор: Медведева Лариса Николаевна
Тема: Формирование комплекса знаний, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами посредством сказок.
автор: учитель начальных классов МБОУ
Калининская СОШ Медведева Лариса Николаевна
Тип мероприятия: Классный час.
Цели:
- формирование у учащихся начальных классов негативного отношения к коррупции как к нежелательному социальному явлению посредством осознанного прочтения и анализа сказок, рекомендуемых для начальной школы;
- выработка активной жизненной позиции.
Задачи:
- сформировать комплекс знаний, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;
- стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.
Предварительная работа с учащимися до выступления на классном часе:
Каждому ребенку предварительно было дано определение коррупции (злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения, вопреки законным интересам общества и государства, в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера) и предлагалось найти в действиях сказочных героев признаки коррупционных правонарушений и преступлений. А также необходимо было придумать сказки на новый лад, где ее герои действовали бы вопреки интересам общества, только ради собственной выгоды.
Оборудование для проведения классного часа:
Видеопроектор, экран, плакаты на антикоррупционные темы, учебник литературного чтения, УМК Школа России за 2 класс, принесенные детьми сказки.
1.Вступительное слово учителя:
Ребята, мы сегодня поговорим о коррупции. Дома вы перечитали много сказок, сочинили свои. Давайте теперь с помощью сказочных героев определимся, почему же понятие коррупция - противозаконное, какой вред она приносит, и как с ней можно бороться.
Мы живём с вами в очень сложное время, время экономических и политических кризисов, время реформ. Согласномногим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию государства. Она способна поставить под угрозу любые преобразования.
2. Анализ прочитанных сказок в учебнике
Сказка Гуси-лебеди (2 класс, УМК Школа России):
Рассуждение ученика: Бедная девочка бегает по полю - лесу ищет своего братишку. К каждому обращается с просьбой ей помочь - подсказать, вдруг кто, что видел. И что же? Ни яблоня, ни печка, ни речка ничего просто так не сказали и не сделали. "Съешь моего кисленького яблочка - скажу", не съела - не сказала. А ведь девочка с бедой к ним обращалась, но им всем было все равно до беды ближнего. Ну ладно просто не подсказали, но даже спрятать от похитителей - гусей, пустившихся вдогонку за сестрицей с братцем, они соглашались только за услугу. Я считаю, что так поступать – нельзя ни в сказке, ни тем более в реальной жизни!
Сказка Петушок и бобовое зернышко (2 класс, УМК Школа России):
Выступление ученика: пока курица за помощью бегала, петух уже мог погибнуть А её все отсылали от одного к другому! Так иногда бывает в нашей нынешней действительности… Хотя курица всем объясняла, что, петух подавился, задыхается, но маслице за сено, сено за калачи, калачи за дрова, дрова за топор, топор за угли. И без вариантов. Очень жаль, что петушку сразу никто не кинулся помочь, а только при определенных условиях…
Учитель: Ребята, коррупция возникла не вчера, а много-много лет назад. Факты коррупции в России упоминаются в летописях XIII века. Впервые в России законодательные ограничения на коррупцию пытался ввести Иван III, а Иван Грозный ввел смертную казнь в качестве наказания за коррупцию. Даже в сказках русский народ негативно относился к этому злу. Но, к сожалению, от этой беды избавится не так-то просто. Хотя за коррупционные правонарушения и преступления предусмотрены в Российском законодательстве серьезные наказания до 10-15 лет лишения свободы за:
Ст.204 Коммерческий подкуп. Ст.290 Получение взятки.Ст.291 Дача взятки.
Ст.285 Злоупотребление должностными полномочиями.Ст.285.1 Нецелевое расходование бюджетных средств.
Сказка о рыбаке и рыбке (2 класс, УМК Школа России):
Выступление ученика: В этой сказке не одно коррупционное преступление! Изначально рыбка предлагает за себя откуп, т.е. взятку! А потом старуха и злоупотребляет властью, и вымогает себе должности: сначала хочет быть столбовою дворянкой, потом царицей, а потом и вовсе владычецей морскою! Зачастую в нашей стране многие люди, находясь у власти, жаждут легкой наживы и поэтому они так похожи на страруху из сказки А.С.Пушкина. Было бы справедливо, если бы и учесть подобных чиновников была бы такая же, как у старухи в конце сказки!
Учитель: Наш мудрый русский народ придумал много пословиц и поговорок на тему коррупии. Некоторые вы видите на страницах своего учебника:
Сказки, прочитанные дома
Учитель: вы прочитали к нашему классному часу очень много сказок! В каких сказках вы увидели признаки коррупционных преступлений?
Дети:
- в сказке Золотой ключик или приключения Буратино лиса и кот обманули Буратино с золотыми монетами, т.е. злоупотребили его доверием, а значит, совершили мошенничество;
- в сказке Кот и лиса лиса требовала от медведя и волка взятку (мясо), чтоб кот им оказывал свое покровительство;
- в сказке Иван-Царевич и серый волк Иван все время злоупотреблял своими полномочиями, попадая в неприятности.
(Примеров дети приводят очень много! А это, значит, что они уже начинают с ориентироваться в российском законодательстве и отличать хорошие поступки он плохих и незаконных!)
4.Сказки на новый лад
В этом разделе ребята с большим удовольствием рассказывают старые сказки, придуманные на новый лад, осуждая плохих героев. Так, например, коза смогла спасти своих маленьких козлят только после того, как она украла капусту из огорода и передала ее в качестве взятки козлу, который распорол брюхо волку. Или как медведь не стал ломать Теремок только после того, как все звери, построили ему новую дачу и др.
Инсценировка сюжетов на антикоррупионную тематику.
Детям предлагается выбрать знакомую сказку и инсценировать ее на антикоррупионную тематику (например, Доктор Айболит лечит животных только за деньги, хотя это его прямая обязанность, т.к. он ветеринарный врач и заработную плату за это ему платит государство).
6.Интерактивный блок.
Для интерактивного блока необходимо всех детей разделить на 3 команды. Каждой команде дается задание и 5 минут на обсуждение и выступление.
- Как объяснить смысл пословицы (поговорки) ? - "Не подмажешь, не поедешь" (вымогательство, взятничество).
- Как объяснить смысл пословицы (поговорки) ? - "Загребать жар чужими руками" – (несознательное соучастие в мошенничестве и аферах).
- Как объяснить смысл пословицы (поговорки) ? - "Рука руку моет" – (групповая запланированная деятельность в подкупе).
7. Рефлексия.
-Какие чувства вызывают у вас сказки, где есть коррупционные нарушения?
-Что мы можем сделать для нашего счастливого будущего?
Небольшой дискуссией с ребятами подводим итог нашего внеклассного мероприятия: Мы - против коррупции!
8.Вывод учителя:
Коррупция рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. От нас с вами зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном?
Спасибо за внимание!
автор: учитель начальных классов МБОУ
Калининская СОШ Медведева Лариса Николаевна
Тип мероприятия: Классный час.
Цели:
- формирование у учащихся начальных классов негативного отношения к коррупции как к нежелательному социальному явлению посредством осознанного прочтения и анализа сказок, рекомендуемых для начальной школы;
- выработка активной жизненной позиции.
Задачи:
- сформировать комплекс знаний, обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;
- стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.
Предварительная работа с учащимися до выступления на классном часе:
Каждому ребенку предварительно было дано определение коррупции (злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения, вопреки законным интересам общества и государства, в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера) и предлагалось найти в действиях сказочных героев признаки коррупционных правонарушений и преступлений. А также необходимо было придумать сказки на новый лад, где ее герои действовали бы вопреки интересам общества, только ради собственной выгоды.
Оборудование для проведения классного часа:
Видеопроектор, экран, плакаты на антикоррупционные темы, учебник литературного чтения, УМК Школа России за 2 класс, принесенные детьми сказки.
1.Вступительное слово учителя:
Ребята, мы сегодня поговорим о коррупции. Дома вы перечитали много сказок, сочинили свои. Давайте теперь с помощью сказочных героев определимся, почему же понятие коррупция - противозаконное, какой вред она приносит, и как с ней можно бороться.
Мы живём с вами в очень сложное время, время экономических и политических кризисов, время реформ. Согласномногим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию государства. Она способна поставить под угрозу любые преобразования.
2. Анализ прочитанных сказок в учебнике
Сказка Гуси-лебеди (2 класс, УМК Школа России):
Рассуждение ученика: Бедная девочка бегает по полю - лесу ищет своего братишку. К каждому обращается с просьбой ей помочь - подсказать, вдруг кто, что видел. И что же? Ни яблоня, ни печка, ни речка ничего просто так не сказали и не сделали. "Съешь моего кисленького яблочка - скажу", не съела - не сказала. А ведь девочка с бедой к ним обращалась, но им всем было все равно до беды ближнего. Ну ладно просто не подсказали, но даже спрятать от похитителей - гусей, пустившихся вдогонку за сестрицей с братцем, они соглашались только за услугу. Я считаю, что так поступать – нельзя ни в сказке, ни тем более в реальной жизни!
Сказка Петушок и бобовое зернышко (2 класс, УМК Школа России):
Выступление ученика: пока курица за помощью бегала, петух уже мог погибнуть А её все отсылали от одного к другому! Так иногда бывает в нашей нынешней действительности… Хотя курица всем объясняла, что, петух подавился, задыхается, но маслице за сено, сено за калачи, калачи за дрова, дрова за топор, топор за угли. И без вариантов. Очень жаль, что петушку сразу никто не кинулся помочь, а только при определенных условиях…
Учитель: Ребята, коррупция возникла не вчера, а много-много лет назад. Факты коррупции в России упоминаются в летописях XIII века. Впервые в России законодательные ограничения на коррупцию пытался ввести Иван III, а Иван Грозный ввел смертную казнь в качестве наказания за коррупцию. Даже в сказках русский народ негативно относился к этому злу. Но, к сожалению, от этой беды избавится не так-то просто. Хотя за коррупционные правонарушения и преступления предусмотрены в Российском законодательстве серьезные наказания до 10-15 лет лишения свободы за:
Ст.204 Коммерческий подкуп. Ст.290 Получение взятки.Ст.291 Дача взятки.
Ст.285 Злоупотребление должностными полномочиями.Ст.285.1 Нецелевое расходование бюджетных средств.
Сказка о рыбаке и рыбке (2 класс, УМК Школа России):
Выступление ученика: В этой сказке не одно коррупционное преступление! Изначально рыбка предлагает за себя откуп, т.е. взятку! А потом старуха и злоупотребляет властью, и вымогает себе должности: сначала хочет быть столбовою дворянкой, потом царицей, а потом и вовсе владычецей морскою! Зачастую в нашей стране многие люди, находясь у власти, жаждут легкой наживы и поэтому они так похожи на страруху из сказки А.С.Пушкина. Было бы справедливо, если бы и учесть подобных чиновников была бы такая же, как у старухи в конце сказки!
Учитель: Наш мудрый русский народ придумал много пословиц и поговорок на тему коррупии. Некоторые вы видите на страницах своего учебника:
Сказки, прочитанные дома
Учитель: вы прочитали к нашему классному часу очень много сказок! В каких сказках вы увидели признаки коррупционных преступлений?
Дети:
- в сказке Золотой ключик или приключения Буратино лиса и кот обманули Буратино с золотыми монетами, т.е. злоупотребили его доверием, а значит, совершили мошенничество;
- в сказке Кот и лиса лиса требовала от медведя и волка взятку (мясо), чтоб кот им оказывал свое покровительство;
- в сказке Иван-Царевич и серый волк Иван все время злоупотреблял своими полномочиями, попадая в неприятности.
(Примеров дети приводят очень много! А это, значит, что они уже начинают с ориентироваться в российском законодательстве и отличать хорошие поступки он плохих и незаконных!)
4.Сказки на новый лад
В этом разделе ребята с большим удовольствием рассказывают старые сказки, придуманные на новый лад, осуждая плохих героев. Так, например, коза смогла спасти своих маленьких козлят только после того, как она украла капусту из огорода и передала ее в качестве взятки козлу, который распорол брюхо волку. Или как медведь не стал ломать Теремок только после того, как все звери, построили ему новую дачу и др.
Инсценировка сюжетов на антикоррупионную тематику.
Детям предлагается выбрать знакомую сказку и инсценировать ее на антикоррупионную тематику (например, Доктор Айболит лечит животных только за деньги, хотя это его прямая обязанность, т.к. он ветеринарный врач и заработную плату за это ему платит государство).
6.Интерактивный блок.
Для интерактивного блока необходимо всех детей разделить на 3 команды. Каждой команде дается задание и 5 минут на обсуждение и выступление.
- Как объяснить смысл пословицы (поговорки) ? - "Не подмажешь, не поедешь" (вымогательство, взятничество).
- Как объяснить смысл пословицы (поговорки) ? - "Загребать жар чужими руками" – (несознательное соучастие в мошенничестве и аферах).
- Как объяснить смысл пословицы (поговорки) ? - "Рука руку моет" – (групповая запланированная деятельность в подкупе).
7. Рефлексия.
-Какие чувства вызывают у вас сказки, где есть коррупционные нарушения?
-Что мы можем сделать для нашего счастливого будущего?
Небольшой дискуссией с ребятами подводим итог нашего внеклассного мероприятия: Мы - против коррупции!
8.Вывод учителя:
Коррупция рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. От нас с вами зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном?
Спасибо за внимание!