Публикации
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ с ОВЗ »
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ с ОВЗ »
Автор: Чабанова Светлана Новомировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ с ОВЗ »
Автор: Чабанова Светлана Новомировна
Доклад
На тему:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ с ОВЗ
Учителя начальных классов
ГБОУ СО Школа АОП № 6 г. Саратова
Чабановой Светланы Новомировны
г. Саратов
2023 г.
Развитие творческих способностей младших школьников с ОВЗ
Очень важным аспектом в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является развитие творческих способностей. Занятия творчеством содействует понижению чувственного напряжения и созданию ощущению наибольшего комфорта у ребенка. Это в свою очередь приводит к увеличению толерантности ребенка к психотерапевтическим отношениям. Поэтому понижается тревожность, и ребенок больше не закрывается, становится более раскованным для контакта с людьми.
Творческое развитие является мощным импульсом в реабилитационном процессе для социально-бытовой адаптации. Таким образом, стимулируется желание убирать рабочее место, развивается умение реагировать на жесты, выполнять простые указания, концентрировать внимание, уменьшается проявление страха. Целенаправленно совершенствуются сенсорные ощущения, восприятия, представления. Развивается эмоциональная отзывчивость на произведения изобразительного искусства, понимание содержания. Осваивается умение образно отражать простые предметы. Дети учатся устанавливать связь между предметами и действиями, вырабатывается устойчивый интерес к выполнению задания
Для достижения результата в работе необходимо помнить, что для ребёнка с ОВЗ формирование ориентировочно-исследовательской деятельности сильно затруднено. При работе с детьми одной из важнейших задач является планирование времени. Важно объяснить детям такое понятие как продолжительность времени. Для этого активно на занятиях можно использовать четкий визуальный регламент выполнения этапов творческой работы (визуальное расписание, песочные часы (или часы-будильник), сделав таким образом продолжительность конкретной, слышимой или видимой.
Большие возможности для развития творческих способностей дают занятия ручным трудом и занятия изобразительной деятельностью.
Перед занятием очередность выполняемой работы (аппликация, лепка, рисование, дидактические задания) озвучивается и визуализируется в виде картинок, демонстрации изобразительных средств в определённом порядке. Выполненная поделка убирается со стола. При выполнении определённых заданий (раскатывание шара из теста, разрывания цветной бумаги) многие дети нуждаются в постоянной или частичной помощи взрослого. В конце занятия (фигурка, аппликация, коллаж, рисунок) рассматривается вместе с ребёнком. Если ребёнок не говорит, то очерёдность произведённых действий проговаривает взрослый.
В изобразительной деятельности используются нетрадиционные техники и различные материалы, которые достаточно просты и напоминают игру. Нестандартность рисования помогает развивать познавательную активность, желание экспериментировать, а главное корректировать их психические процессы, ведь для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость.
Так, одной из нестандартных техник можно использовать технику совместное рисование– особый игровой метод, при котором рисование учителя и ребенка сопровождается рассказом. В ходе совместного рисования педагог рисует предметный или сюжетный рисунок, близкий опыту ребенка, его интересам, эмоционально комментируя происходящее. А ребенок участвует в создании рисунка, “подсказывая” развитие сюжета, дополняя рисунок разнообразными деталями, “заказывая” новую картинку. Совместное рисование – это особый метод обучения, но не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка.
Использование совместного рисования в занятиях с аутичным ребенком становится возможным, после того как налажен эмоциональный контакт между ребенком и взрослым, оно открывает новые интересные возможности.
Очень интересный прием – рисунок с сюрпризом. На лист бумаги наносится рисунок, затем аккуратно заклеивается кусочком бумаги. Ребенок просто рисует дождь, вертикальные сплошные линии, а затем педагог отклеивает кусочек бумаги и оказывается, что там, под зонтом, спряталась девочка и дождь ее не намочил!
Рисование с помощью трафаретов.Краску наносим губкой и, убрав трафарет, смотрим, что у нас получилось. Таким образом, изображаем животных, птиц и т.д.
Оттиск ватнымипалочками или Тычкование, рисование губками.
Использование самоклеящейся аппликации-мозаики. Работа с мозаикой не только увлекательна, но и полезна для детей:• замечательно стимулирует развитие мелкой моторики;• способствует сенсорному развитию ребёнка;• способствует разностороннему творческому развитию ребёнка;• вырабатывает усидчивость и терпение;• развивает внимание и воображение.
Значимым моментом в работе с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра, является социальная направленность в творческой деятельности. Детские работы должны использоваться как игрушки, дидактические пособия для познавательных и развивающих заданий, для украшения интерьера или просто быть подарком для близких людей.
Стоит отметить, что у детей с ОВЗ, в частности страдающих аутизмом, отсутствует полноценное воображение. Также они не способны к обобщению информации, как это делает ребенок с нормальным развитием в процессе познания окружающей его действительности. Мышление данной категории детей визуальное. Их мыслительная деятельность происходит в картинках. Характер игровой деятельности носит однотипный и монотонный характер. У большинства таких детей доминирует аутистическая игра в воображении без партнеров. Развитие творческого воображения у таких детей требует от учителя младших классов более целенаправленной и напряжённой работы, большего использования практических и наглядных упражнений, которые могли бы вызвать у детей интерес и положительные эмоции, побуждающих употреблять в своей речи, вновь приобретённые слова.
Таким образом, основной задачей является организация педагогического процесса таким образом, чтобы у обучающегося повышался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась самостоятельность в работе. Чтобы в процессе обучения обучающиеся не только овладевали знаниями, получали и отрабатывали учебные умения и навыки, но и развивали свои познавательные способности, накапливали опыт творческой деятельности, развивали творческое воображение. Ребёнок, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что также важно для успешной социализации. Развитие творческих способностей создает условия для успешной адаптации в социуме.
Литература:
Соловьева, Т. Е. Развитие творческих способностей детей на основе усвоения общих трудовых навыков и развития мелкой моторики в условиях кружковой деятельности / Т. Е. Соловьева. // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 820-823.
Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л. С. Выготский. — 1. — Москва: Труд, 2010. — 184 c.
Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком // Аутизм и нарушения развития — 2005. Том 3. № 3]
Пирогова, К. В. Особенности формирования творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи / К. В. Пирогова. // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 135-137.