Публикации
Особенности формирования словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности формирования словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Богиня Валентина Андреевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности формирования словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
Автор: Богиня Валентина Андреевна
Особенности формирования словесно-логического мышления у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речиБогиня Валентина Андреевна, учитель-логопед МАДОУ «ЦРР-детский сад «Солнышко» ГО «Поселок Агинское» Забайкальского краяПроблему развития словесно-логического мышления у детей, имеющих нарушения речи следует рассматривать как с теоретической так и с практической сторон. Теоретическая сторона затрагивает проблему соотношения мышления и речи. Так, выдающийся педагог в области детской психологии Ж. Пиаже, придерживался мнения, что мышление не следует рассматривать как зависимый от речи процесс, однако, отечественный педагог и психолог Л. С. Выготский, наоборот, считал, что речь играет огромную роль в обеспечении высших форм мышления человека. Данные противоречия в вопросах взаимосвязи мышления и речи способствовали постановке многих экспериментальных исследований этого вопроса и практической деятельности специалистов в области психологии и логопедии.По данным экспериментальных исследований взаимосвязи мышления и речи установлено, на мышление оказывают негативное влияние в наибольшей степени системные нарушения речи, препятствующих его развитию, и затрудняющих его проявление. Наибольшее негативное влияние по мнению исследователей на мышление оказывают такие тяжелые речевые нарушения как алалия и афазия. Другие расстройства мыслительные функции затрагивают меньше и преимущественно со стороны формальных характеристик [3].По данным исследования Э. Н. Абуталиповой, Г. Ф. Сайфуллиной, С. Г. Усмановой, Р. А. Хужина отмечается, что в структуре словесно-логического мышления у младших школьников с речевыми нарушениями наблюдаются проблемы с обобщением понятий и умозаключениями по аналогии, а также более низкий уровень общей осведомленности. Также у младших школьников с речевыми нарушениями наблюдается более низкий уровень в развитии образного мышления [1]. С. И. Синякина в своем исследовании особенностей словесно-логического мышления детей шестилетнего возраста с ТНР определила, что дети затрудняются использовать понятия и рассуждения при решении поставленных задач, затрудняются использовать обобщающие понятия, имеют трудности при анализе и структурировании различных понятий. Дети с ТНР характеризуются относительно низким уровнем словесно-логического мышления по сравнению с детьми без речевых патологий [5].Проведенное О. Т. Григорьевой сравнительное исследование уровней словесно-логического мышления у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи и у нормально развивающихся детей, показало, что существуют существенные особенности в развитии словесно-логического мышления детей с ТНР:у детей с тяжёлыми нарушениями речи средний уровень развития словесно-логического мышления значительно ниже, чем у детей, не имеющих таких отклонений; дети с тяжёлыми нарушениями речи характеризуются низким уровнем успешности выполнения словесных заданий по сравнению с нормально развивающимися детьми. Кроме особенностей, выделенных выше, с помощью практической части работы автор установила, что при выполнении заданий дети с тяжёлыми нарушениями речи проявляли следующие особенности:трудности в понимании и удерживании инструкции; заменяли обобщающие понятия словами конкретного значения; проявили неспособность в выделении общего понятийного признака при классификации; дети не умеют сравнивать слова по их значению; дети не способны определять ключевое слово, у них не сформировано понятийное поле; для них характерно наличие трудностей в актуализации словаря. Из всего вышесказанного следует, что сформированность логического действия «умозаключения» у детей, имеющих тяжелые нарушения речи находится на низком уровне [2].В. Ю. Покудовская в своей работе приводит анализ результатов диагностики уровня развития словесно-логического мышления детей с тяжелыми нарушениями речи 6-7 летнего возраста. Автор выделяет ряд особенностей мышления у детей с тяжелыми нарушениями речи [4].Так, дети 6-7 лет, имеющие данные нарушения, затрудняются вы выполнении основных операций словесно-логического мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации. Также для обследованных автором характерно проявление трудностей при установлении причинно-следственных связей, сложности проведения логических операций с понятиями, неспособность определять последовательность явлений.Низкий уровень словесно-логического мышления способствует снижению способности к символизации, у таких детей не развивается коммуникативная деятельность, темп установления причинно-следственных связей и закономерностей снижается. Детям с тяжелыми нарушениями речи сложно переключиться с одного вида задания на другое, чаще всего мыслительные процессы таких детей характеризуются замедленностью и ригидностью, недостаточной зрелостью образного и конструктивного мышления. Автор полагает, что овладеть словесно-логическим мышлением на должном уровне дети с тяжелыми нарушениями речи могут только в условиях специального обучения.Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы по изучению особенностей словесно-логического мышления детей с тяжелыми нарушениями речи, позволил сделать вывод, что словесно-логическое мышление и речь находятся в тесной взаимосвязи и не следует рассматривать их отдельно, поскольку формирование психических процессов, в том числе и словесно-логического мышления способствует развитию речи ребенка с ТНР, а работа по обучению ребёнка речи, в свою очередь, способствует развитию его интеллекта.Формирование словесно-логического мышления у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи является сложным и многоступенчатым процессом. Этот период жизни ребенка характеризуется активным развитием психических процессов, среди которых особое место занимает способность к обобщению и классификации. Однако из-за речевых нарушений многие дети сталкиваются с трудностями в концептуальном восприятии мира и взаимодействии с окружающей действительностью.Одной из основных задач в работе с такими детьми является создание условий для развития их мыслительных операций через игру, искусство и другие активности. Занятия должны быть направлены не только на коррекцию речи, но и на формирование у детей умения свободно оперировать понятиями. Это возможно благодаря использованию наглядных материалов, иллюстраций и дидактических игр, которые помогают детям ассоциировать слова с конкретными образами.Также важным аспектом является индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его уникальные особенности и потребности. Взаимодействие с родителями и вовлечение их в процесс обучения помогают создать поддерживающую среду, способствующую более эффективному развитию словесно-логического мышления.Список использованных источниковАбуталипова, Э. Н., Сайфуллина Г. Ф., Усманова С. Г., Хужин Р. А. Особенности внимания и мышления детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями // Мир науки, культуры, образования. – 2020. - №3. – С. 14 – 16. Григорьева, О. Т. Изучение особенностей словесно-логического мышления у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи / О. Т. Григорьева, Е. Н. Корнилова. // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 644-646. — URL: (дата обращения: 09.05.2023). Калягин, В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. М.: Академия, 2006. — 320 с. Покудовская В. Ю. Развитие словесно-логического мышления детей с тяжелыми нарушениями речи // Международное сообщество педагогов «Я учитель». 2020. URL: «Развитие словесно-логического мышления детей с тяжелыми нарушениями речи» - Логопеду - Дошкольное образование - Методическая копилка - Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!" (ya-uchitel.ru) Синякина С. И. Развитие элементов словесно-логического мышления у детей 6 лет с нарушением речи // Фундаментальные научные исследования как условие долгосрочного устойчивого развития России : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 10 декабря 2021г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 113-115.