Публикации
Конспект урока "Равнинные и горные реки"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока "Равнинные и горные реки"
Автор: Печенкина Ирина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока "Равнинные и горные реки"
Автор: Печенкина Ирина Александровна
Урок географии по адаптированной программе (6 класс)Тема: Равнинные и горные реки.Цель: закрепление полученных знаний о реках, их частях; формирование знаний о равнинных и горных реках. Задачи: Закрепить полученные знания о реке, ее частях. Дать представление о горных и равнинных реках, порогах и водопадах. Развивать и совершенствовать навыки работы с картой, схемами, рисунками. Оборудование: физическая карта России, презентация, атласы. Организационный момент. Географическая разминка (с показом на карте) Сколько материков и частей света. Самое соленое море. Самый большой океан. Самый маленький материк. Самая длинная река. Море, в которое впадает река Енисей. Название реки, на которой построен г. Абакан Самое соленое озеро в Хакасии. Учитель: Какое слово лишнее? река, гора, озеро, море, болото (гора)Каким цветом обозначают водоемы на карте? Чтение стихотворения и показ рек на карте.Есть в мире много всяких рек,Великих, сильных, полноводных,Коварных, тихих, благородных,Воспел их в песнях человек.Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,Есть Волга матушка-река.Меконг, Янцзы и Хуанхэ,Где жёлтый берег вдалеке.Амур, Даугава и Миссури,Рассветы там синей лазури.Я слышал Конго, есть река,Темна, опасна, глубока.Есть Амазонка, Ориноко,Текут они в дали далёкой,Есть Нил великий, Ганг огромный,Есть множество – больших и скромных…Обратите внимание на карту, вы увидите множество нитей голубого цвета. Все это реки. Сегодня мы с вами познакомимся с рекой, ее частями, научимся определять направление течения реки.Тема нашего урока: «Части реки. Равнинные и горные реки. - Много великих и прекрасных художников изображали реки в своих картинах.(показ картин на слайдах «Северный край» худ. А.М. Васнецов, «Большая вода», худ. И.Левитан, «Река – царевна», худ. Н. Ремезов.)Реки обожествлялись, им поклонялись, их воспевали в песнях, о них складывали стихи.Мы с вами живем в удивительном месте. В нашей республике протекает река, которая почти пополам делит нашу страну, а также разделяет Сибирь на Западную и Восточную. Как называется эта река? (ответ учащихся). Послушайте стихотворение про наш могучий Енисей.Сергей ПрилуцкийНаш славный Енисей в красе своейТечёт тайгой сквозь дебри кедров, елей.Через Саяны мчится ЕнисейНа север, всё смелее и смелее. Россию делит речка пополам,Выплёскивая воды в Карском море.Теряются в лихих волнах слова.Захватывает дух в таком просторе. От силы восхищается Сибирь.И не на юг, до тундры путь-дорога.Непобедима эта мощь и ширь.Здесь разрывает сердце от восторга. Несёт вода с собой большой приветПрям от верблюда к белому медведю.Пусть между ними встречи близкой нет,Из-за реки они всегда соседи.Еще одна красивейшая река, на которой построен г. Абакан, называется … (ответы учащихся)Река АбаканСо склонов гор Алтайских и Саян: Прекрасный результат двух рек слиянья- Берет свое начало Абакан, Шумит, ревёт, нарушив гор молчанье. Напитанная снегом и дождем, Притоками, ручьями наполняясь- Становится сильнее с каждым днём, Однажды, в мощный Енисей врываясь! Манит, чарует дивной красотой, В зеркальных водах небо отражает, Прохладою одаривает в зной, Горда и холодна, порой, бывает. Река, с названьем звучным, Абакан, И в имени она таит загадку. Мужской характер ей, наверно, дан За нрав крутой и за мужскую хватку. Такою разной может она быть- То тихой, мирной и спокойной, То громко у порогов выть- Сердитой стать, коварной, вольной! Под сенью кедров, сосен и берёз Течет река, даря покой, усладу, Туристов, рыбаков - хранитель грез. Ты, Абакан,- Хакасии в награду!- Человек рождается. Место его рождения называется Родиной. И у реки есть место рождения. Как же оно называется? Давайте, найдем в учебнике ответ на этот вопрос. - А как называется место впадения реки в море или озеро? (ответы учеников) - Давайте с вами определим, где исток и устье реки Енисей.- Молодцы, ребята. Мы повторили, что такое исток, что такое устье. А теперь давайте порассуждаем, отчего зависит течение реки. Почему у одних рек течение быстрое, а у других медленное. Рассмотрим этот вопрос на примере реки Енисей.- Енисей берет свое начало в горном массиве Восточного Саяна, недалеко от г. Кызыла. Поэтому течение реки в горах быстрое, порожистое. Есть места, когда река суживается до полукилометра, и здесь скорость течения приближается к скорости горного потока, вплоть до 7 метров в секунду. В верховьях вследствие большого уклона русла скорость течения летом может составлять 2 - 2,5 метра в секунду. Но есть и участки, когда ширина русла увеличивается до трёх - пяти километров и уклон его становится небольшой. В таких местах течение плавное и его скорость находится в пределах 0,24 - 0,25 метров в секунду. В дельте, в месте впадения в море, скорость течения самая низкая, иногда даже может быть обратной вследствие сильных ветров и приливов.- Какой вывод можно сделать из рассказа о Енисее? (ответы учащихся)- Молодцы, ребята. Да, течение реки зависит от рельефа местности. Есть реки спокойные, извилистые, потому что текут по равнинной местности. А есть быстрые, своенравные, с крутыми обрывами, падают с высоты, образуя водопады.-Что такое водопад? Водопад – это падение реки с высокого крутого обрыва.Слово водопад имеет 2 корня –вод- и –пад-, соединенных соединительной гласной – О -.Групповая работа. Каждой группе дается название реки. Учащиеся должны познакомиться с описанием реки по плану. 1.Найди реку ……. на карте России.2.Прочитай название географического объекта, с которого берёт начало река …...3.Покажи и назови притоки реки.4.Покажи: куда впадает река.– У каждого из нас есть в жизни роль, предназначение. Например, роль сына, дочери, матери. У реки так же есть своё предназначение. Давайте вспомним о роли рек в нашей жизни:• Орошение• Водоснабжение• Транспортный путь• Рыболовство• Зона отдыха и т.д.– Наше представление о реках совпало с высказыванием великого писателя России Льва Николаевича Толстого: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая, так и люди».IV Уточнение и закрепление знаний по теме.1.Напомните: о чём мы с вами говорили?2.Игра «Проверь себя». На листочках записаны вопросы. Учащиеся по желанию вытягивают вопрос и на него отвечают. -Назовите части реки.-Что называют истоком реки?-Прочитайте из текста, что может быть истоком реки?-Что называют руслом реки?- Что называют притоком реки?- Что называют устьем реки?-Прочитайте из текста: куда впадают реки?-На какой поверхности реки имеют спокойное течение?-На какой поверхности реки имеют быстрое течение?-Какие виды рек есть на поверхности Земли?-Почему в горных реках даже летом вода холодная?-На каких реках чаще, по-вашему, встречаются водопады?IX. Итог урока-Поднимите руку те, кто считает, что на уроке был внимательным, активно работал.Учитель оценивает работу обучающихся.1. Сегодня я узнал …2. Было интересно …3. Было нелегко …4. Я понял, что …5. Мне понравились задания …6. Я научился …7. Меня удивило …Д/з