Публикации
Работа над звукоизвлечением в классе специального фортепиано
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа над звукоизвлечением в классе специального фортепиано
Автор: Мозговенко Марина Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа над звукоизвлечением в классе специального фортепиано
Автор: Мозговенко Марина Ивановна
Методическая работа преподавателяГБУДО г. Москвы «ДМШ им. А.Н.Александрова», Почетного работника культуры города Москвы М.И.Мозговенко «РАБОТА НАД ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕМ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО»С первых уроков игры на фортепиано необходимо учить ребенка слушать звучание инструмента. В отличие от струнных и духовых инструментов, звук фортепиано затухающий по своей природе, то есть после взятия на него невозможно повлиять или как-то изменить дополнительными нажатиями на клавишу. В этом состоит главная трудность для его прослушивания. Я предлагаю начинающему пианисту уже на первом уроке, сыграв одну ноту, держать эту клавишу до тех пор, пока звук почти не исчезнет, а в конце его звучания подхватить чутким кончиком пальца исчезающее звучание на пианиссимо, сыграв вторую ноту. Это очень трудная задача! Но, справившись с ней, ребенок сделает первый шаг к осознанному слушанию музыкального материала, и совершенствование в этом направлении не имеет предела. Для глубокого и тонкого выражения содержания музыкального произведения необходима способность воспринять мельчайшие детали фактуры, а также умение дослушать звук до конца и затем продолжить музыкальную мысль, ощущая горизонтальное движение и развитие музыки. При переходе с одной клавиши на другую ученик должен не только физически перемещать руку, но в своем воображении как бы «переносить» звук, нести его в руке, не переставая внимательно вслушиваться в него. В дальнейшем умение слушать звук в сочетании с ощущением движения музыки поможет приобретению певучего легато, цельности музыкальной фразировки и живому развитию музыкальной ткани. Генрих Густавович Нейгауз писал: «Звук – это материя музыки, ее плоть – должен быть главным содержанием наших повседневных трудов». Этот навык необходим для того, чтобы научиться слушать себя, что является залогом яркой, рельефной фразировки. Для выразительного, осмысленного исполнения музыки важна также и теоретическая база — большую пользу для развития слуха в детских музыкальных школах приносят правильно организованные, вдумчивые занятия на уроках сольфеджио.Внимание к извлечению красивого певучего звука помогает и в работе над техникой. Пальцы как бы переступают с клавиши на клавишу. Вовремя поднимается палец, который отыграл предыдущую ноту, чем достигается плавное движение, очерчивается контур мелодии. А взаимодействие пальца, руки и всего пианистического аппарата придает звучанию глубину. В пьесах с более подвижным сопровождением зачастую аккомпанемент, исполненный форсированным звуком, подчиняет себе мелодию. Чтобы этого не произошло, рука, исполняющая мелодическую линию, должна вести ее с яркой звуковой выразительностью и ощущением горизонтального движения музыкальной фразы. Выдающийся музыкант и педагог Евгений Михайлович Тимакин вспоминал слова своего профессора Константина Николаевича Игумнова: «Всё, решительно все сводится к одному – внимательно себя слушать!»В педагогической практике в детских музыкальных школах педагоги нередко сталкиваются с медленным освоением учениками этого навыка, а необходимость частых выступлений в концертах требует выучивать текст без тщательной проработки. Если удается выстроить баланс между этими видами работы, можно добиться вполне хорошего исполнения, а главное — привить интерес к изучению музыкального языка и охвату произведения в целом. Умение себя слушать также играет большую роль в борьбе со сценическим волнением — исполнитель полностью погружается в музыкальную ткань, тем самым отвлекаясь от боязни забыть текст. Музыкальный язык имеет много общего с разговорной речью человека. Акцентируя каждую букву, мы слышим именно отдельные буквы, в музыке – отдельные ноты, каждая из который извлекается как бы заново. Следующий уровень – слитно произнести две «буквы», то есть соединить два звука, где один звук опорный. И наконец неразрывно произнести «слово» (мотив) из двух слогов и более. В этом случае ясно слышна опорная «буква» (нота). Объединяя слова-мотивы, мы получаем предложение, то есть законченную музыкальную мысль, у которой есть начало, развитие и конец, произнесенный с ниспадающей интонацией. Соединение таких музыкальных предложений в целостный «рассказ» развивает у ученика чувство формы. Работа над звукоизвлечением должна также лежать в основе развития технических навыков ученика. Важно, чтобы техническое развитие ни в коем случае не только не препятствовало, но и помогало яркому выражению музыки. Технический аппарат должен быть средством для выполнения музыкальной задачи и автоматически подчиняться ей. Таким образом, необходимо, чтобы два процесса — управление и подчинение — с самого начала существовали в полном единстве. Для этого нужно обратить особое внимание на пластичность пианистического аппарата при активных сильных пальцах, а также на целесообразность движений руки. Как итог — яркое, тонко интонированное исполнение.Увлеченность музыкой — это увлеченность звучанием. Прививая ребенку любовь к музыке, важно не только грамотно подбирать репертуар, но и правильно, с чувством глубокого уважения к звуку его изучать.