Публикации Программа "Адаптивная Физическая культура" в 5,6,7 классах.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа "Адаптивная Физическая культура" в 5,6,7 классах.
Автор: Лариса Владимировна Пащенко

Пояснительная запискаПрограмма учебного предмета «Адаптивная физкультура» 5 класс для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:• ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г.,• АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 30 марта 2015г.,• Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы/ под ред. И.М.Бгажноковой. (Гуманитор, изд.центр ВЛАДОС,2007) Актуальность изучения данного предмета. Негативные характеристики психофизического развития детей с син-дромом Дауна не говорят о том, что их невозможно корректировать. При по-мощи специально организованной двигательной активности можно создатьпредпосылки к выравниванию имеющихся у детей отклонений. Большая роль здесь отводится адаптивной физической культуре. Ее целевые установки на современном этапе образовательной системыРоссии ориентированы на максимально возможную реабилитацию, приоб-щение ребенка с ограниченными возможностями здоровья к социальной действительности. Адаптивная физическая культура, как общеобразовательная дисципли-на, имеет задачи педагогической, образовательной, коррекционной и воспи-тательной направленности. Специфическую характеристику АФК составляетименно наличие коррекционных целевых установок. Общей целью изучения предмета «физическая культура» является укрепление здоровья обучающихся РАС 8,2 и совершенствование их физического развития, формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека.Программа реализуется в рамках индивидуального обучения на дому по 0,5 часа 2 раза в месяц. В соответствии с календарно учебным графиком в 5 классе, программа рассчитана на 17 занятий в год. Целью программы по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение навыков в повседневной жизни. Задачи физического развития и физического воспитания:1. Формировать интерес к физической культуре и совместным физическим занятиям со сверстниками.2. Укреплять здоровье детей.3. Формировать правильную осанку у ребенка.4. Формировать потребность в разных видах двигательной деятельности.5. Развивать у детей движения, двигательные качества, физическую и умственную работоспособность.6. Тренировать сердечно-сосудистую и дыхательную системы, закаливатьорганизм.7. Создавать условия в группе для эффективной профилактики простудных иинфекционных заболеваний.8. Осуществлять систему коррекционно-восстановительных мероприятий,направленных на развитие психических процессов и личностных качестввоспитанников, предупреждать возникновение вторичных отклонений впсихофизическом развитии ребенка.9. Учить детей выполнять движения и действия по подражанию действиям взрослого.10. Учить детей выполнять действия по образцу и речевой инструкции. Планируемые результаты Предметные результаты: - проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий; - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с учителем; - уметь ходить в различном темпе с различными исходными положениями с помощью наглядной и словесной инструкцией; - иметь представление о двигательных действиях; - узнавать различный спортивный инвентарь в основных видах двигательной активности; - выполнять простейшие задания по словесной инструкции учителя; - выполнять ходьбу, и бег в строю, в колонне по одному; - уметь прыгать (толчок одной ногой и приземление на две ноги); - правильно захватывать различные предметы, передача и переноски их; - метать, бросать и ловить мяч; - ходить в заданном ритме под хлопки, счет, музыку; - преодолевать различные препятствия; - выполнять целенаправленные действия под руководством учителя в подвижных играх; - формировать восприятие собственного тела; - освоение двигательных навыков, последовательности движений, развитие координационных способностей; - формирование интереса к определенным видам физкультурно-спортивной деятельности. Личностные результаты - восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений. - освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (с использованием технических средств). - освоение двигательных навыков, координации, последовательности движений. - совершенствование физических качеств: ловкости, силы, быстроты, выносливости. - повышение уровня самостоятельности в освоении и совершенствовании двигательных умений. Содержание учебного предмета 5 классОсновы знаний: Правила поведения в спортивном зале и на уроках АФК. Гигиенические требования к занятиям АФК (гигиена одежды и обуви). Соблюдать правила простейшие подвижных игр. Практический материалОбщеразвивающие и коррекционно-развивающие упражнения: Основные положения и движения головы, конечностей и туловища, выполняемые на месте. Сочетание движений туловища, ног с одноименными движениями рук.Комплексы общеразвивающих упражнений без предметов на месте и с предметами (малый мяч, г/ палка, средний мяч, средний обруч).  Упражнения на дыхание: Правильное дыхание в различных И.П. сидя, стоя, лежа; глубокое дыхание при выполнении упражнений без предметов; дыхание по подражанию («понюхать цветок», «подуть на кашу», «согреть руки», «сдуть пушинки»), дыхание во время ходьбы с произношением звуков на выдохе, выполнение вдоха и выдоха через нос.Упражнения на осанку:  Упражнения у гимнастической стенки (различные движения рук, ног, скольжение спиной и затылком по гимнастической стенке, приседы); сохранение правильной осанки при выполнении различных движений руками; упражнения в движении имитирующие ходьбу, бег животных и движения работающего человека («ходьба как лисичка», «как медведь», похлопывание крыльями как петушок», покачивание головой как лошадка», «вкручивание лампочки», «забивание гвоздя», «срывание яблок», «скатай снежный ком», «полоскание белья»); упражнения на сенсорных набивных мячах различного диаметра (сидя на мяче с удержанием статической позы с опорой с различными движениями рук); ходьба с мешочком на голове; поднимание на носки и опускание на пятки с мешочком на голове.Упражнения для профилактики плоскостопия: сидя («каток», «серп», «окно», «маляр», «мельница», «кораблик»); сидя: кружение стопами поочередно и одновременно вправо и влево, катание мяча ногами; ходьба приставными шагами и лицом вперед по канату со страховкой. Ходьба по массажной дорожке для стоп.Упражнения на общую  и мелкую  моторику: С сенсорными набивными мячами разного диаметра  (прокатывание, перекатывание партнеру); со средними мячами (перекатывание партнеру сидя, подбрасывание мяча над собой  и ловля, броски мяча в стену); с малыми мячами (перекладывания из руки в руку, подбрасывание  двумя, удары мяча в стену в квадраты и ловля с отскоком от пола двумя; удары мяча об пол одной рукой и ловля двумя); набивные мячи –1 кг (ходьба с мячом в руках, удерживая его на груди и за головой по 30 секунд; поднимание мяча вперед, вверх, вправо, влево).Упражнения на развитие точности и координации движений: построение в шеренгу с изменением места построения; ходьба между различными ориентирами; бег по начерченным на полу ориентирам (все задания выполняются вместе с учителем); несколько поворотов подряд по показу.Физическая подготовка.Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос). Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения. Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо (влево). Хлопки в ладони под поднятой прямой ногой. Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения. Приседание Переход изположения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»).Броски, ловля, метание, передача предметов. Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов большим(малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге). Метание в цель (на дальность). Формы организации учебных занятийИндивидуальная, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашнее задание).Основные виды учебной деятельностиИгровой, познавательный, проблемно-ценностное общение, коммуникативная деятельность, эстетическая. Календарно-тематическое планирование 17 часов Учебно-методическое обеспечение.1. Евсеев С.П. Материально- техническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учебное пособие – М.: Советский спорт 2000 – 152 с. 2. Ефименко Н.Н., Сермеев Б.В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. –М., 1991 – 55 с. 3. Использование адаптивной физической культуры в реабилитации лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Методическое пособие/ Н.О. Рубцова, В.А. Ильин, С.Н. Фалько. – М.: АПК и ППРО, 2005 – 76 с. 4. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Левченко – М., 2001 – 186 с. 5. Попов С.Н. Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений / С.Н. Попова. – Ростов-на-Дону, 2005 – 602 с.Пояснительная записка. Данная рабочая программа по физическому воспитанию разработана на основе:- программы Мозгового В.М. программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2010, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1015 от 30 августа 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». - Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, утв. Приказом Минобрнауки от 25.07.2013 г. №100-714 - Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821 -10» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189) с последующими изменениями. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12. 2015 №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» Программа реализуется в рамках индивидуального обучения на дому по 0,5 часа 2 раза в месяц. В соответствии с календарно учебным графиком в 5 классе программа рассчитана на 17 занятий в год. Актуальность изучения данного предмета. Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия «адаптивная физкультура» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает её предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая школьников с выраженным недоразвития интеллекта. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма учащегося.Целью обучения по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.Основные задачи реализации содержания:
  • Обучение выполнению доступных видов движений на уроках физкультуры и вне их.
  • Формирование умения включаться в доступные ребенку подвижные игры и занятия, адекватно дозировать физическую нагрузку.
  • Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: гимнастические упражнения, подвижные игры с элементами спортивных игр.
  • Формирование умения следить за своим физическим состоянием, отмечать и радоваться любому продвижению в развитии основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости).
  • Планируемые результатыЛичностные результаты освоения АООП:- овладение социально - бытовыми навыками, используемые в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального - взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; - сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.Метапредметные результаты:- характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе основных знаний и имеющегося опыта; - обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исполнения; - общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; - обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и знаний занятий физической культурой; - организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; - планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организации отдыха в процессе её выполнения; - анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; - видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; - технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности. Предметные результаты:- представление о физической культуре как средству укрепления здоровья; - выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя; - знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение ; - выполнение не сложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; - ходьба в различном темпе с различными исходными положениями; - знание правил бережного обращения с инвентарём; - владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; - выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя; - знание способов использования различного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности. Содержание учебного предмета6 классКоличество часов в неделю – 0,25 ч Количество часов в год – 17 ч Знания о физической культуре (3 часов). Правила техники безопасности на занятиях физической культурой. Двигательные действия и техническая подготовка. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств (3 часов). Организация досуга средствами физической культурой. Способы предупреждения появления ошибок в технике движений. Ведение дневника самонаблюдения. Физкультурно- оздоровительная деятельность (5 часов). Упражнения для коррекции фигуры. Комплекс упражнений с предметами. Упражнения для профилактики нарушения осанки. Упражнения для растягивания мышц туловища. Упражнения для подвижности тазобедренных суставов. Спортивно-оздоровительная деятельность (6 часов ). Учебный предмет содержит следующие разделы: «Дыхательные упражнения», «Ходьба и упражнения в равновесии», «Быстрый шаг», «Общеразвивающие упражнения», «Ползание, подлезание», «Передача и ловля мяча».Общеразвивающие упражнения (по образцу с педагогом) Одновременное (поочерёдное) сгибание (разгибание) пальцев, рук. Круговые движение кистью, движения плечами вперёд назад, вверх, вниз. Движения головой. Наклоны , повороты туловища. Приседание. «Ходьба и упражнения в равновесии»; Ходьба в умеренном темпе (медленном, быстром) темпе. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ползание, подлезание; Ползание на четвереньках. Подлезание под препятствия на четвереньках.Передача предметов; Ловля мяча около груди и над головой , в паре с учителем, ловля от пола, стены.Подвижные игры. Формы организации учебных занятийИндивидуальнаяОсновные виды учебной деятельностиИгровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, спортивно-оздоровительная деятельность, проектная деятельность, коммуникативная деятельность. Календарно-тематическое планирование 17 часов.Учебно-методическое обеспечение.
  • В.Я. Виленский Физическая культура. Учебник 5 – 7 классы/. – М.,
  • Просвещение, 20152. В. И. Лях Мой друг - физкультура: учебник для учащихся \5-7 классов /. -М.: Просвещение, 20063. Примерные программы по учебным предметам в 2 ч. Ч. 2 - 4-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011 - 231 с. - (Стандарты второго поколения).4. В. И. Ковалько Поурочные разработки по физкультуре. 5-6 классы /. - М.:Вако, 20065. Физическая культура Тестовый контроль 5-9 классы. Пособие для учителейобщеобразовательных организаций. Под ред. В.И.Ляха.- М.: Просвещение, 2014 6 Физическая культура. Методические рекомендации. 5-7 классы. Пособиедля учителей общеобразовательных организаций.. Под ред. В.И.Ляха.- М.: Просвещение,2015 Пояснительная записка. Данная рабочая программа по физическому воспитанию разработана на основе:- программы Мозгового В.М. программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2010, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №1015 от 30 августа 2013 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». - Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, утв. Приказом Минобрнауки от 25.07.2013 г. №100-714 - Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 2821 -10» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189) с последующими изменениями. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.12. 2015 №81 «О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях» Программа реализуется в рамках индивидуального обучения на дому по 0,5 часа 2 раза в месяц. В соответствии с календарно учебным графиком в 5 классе программа рассчитана на 17 занятий в год. Актуальность изучения данного предмета. Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям, развитие физических способностей и формирование связанных с ними знаний. Специфичность понятия «адаптивная физкультура» выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает её предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая школьников с выраженным недоразвития интеллекта. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование организма учащегося.Целью обучения по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.Основные задачи реализации содержания:
  • Обучение выполнению доступных видов движений на уроках физкультуры и вне их.
  • Формирование умения включаться в доступные ребенку подвижные игры и занятия, адекватно дозировать физическую нагрузку.
  • Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности: гимнастические упражнения, подвижные игры с элементами спортивных игр.
  • Формирование умения следить за своим физическим состоянием, отмечать и радоваться любому продвижению в развитии основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости).
  • Планируемые результатыЛичностные результаты освоения АООП:- овладение социально - бытовыми навыками, используемые в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального - взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; - сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.Метапредметные результаты:- характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе основных знаний и имеющегося опыта; - обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исполнения; - общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; - обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и знаний занятий физической культурой; - организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; - планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организации отдыха в процессе её выполнения; - анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; - видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека; - технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности. Предметные результаты:- представление о физической культуре как средству укрепления здоровья; - выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством учителя; - знание основных правил поведения на уроках физической культуры и осознанное их применение ; - выполнение не сложных упражнений по словесной инструкции при выполнении строевых команд; - ходьба в различном темпе с различными исходными положениями; - знание правил бережного обращения с инвентарём; - владение комплексами упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища; - выполнение основных двигательных действий в соответствии с заданием учителя; - знание способов использования различного инвентаря в основных видах двигательной активности и их применение в практической деятельности. Содержание учебного предмета7 классКоличество часов в неделю – 0,25 ч Количество часов в год – 17 ч Знания о физической культуре (3 часов). Правила техники безопасности на занятиях физической культурой. Двигательные действия и техническая подготовка. Двигательное умение и двигательный навык. Физическая культура человека. Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности человека. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств (3 часов). Организация досуга средствами физической культурой. Роль внимания и памяти в освоении и оценки техники движений. Способы предупреждения появления ошибок в технике движений. Ведение дневника самонаблюдения. Физкультурно- оздоровительная деятельность (5 часов). Упражнения для коррекции фигуры. Комплекс упражнений с предметами. Упражнения для профилактики нарушения осанки. Упражнения для растягивания мышц туловища. Упражнения для подвижности тазобедренных суставов. Спортивно-оздоровительная деятельность (6 часов). Гимнастика с простейшими основами акробатики. Упражнения в равновесии (повороты на гимнастической скамейке, ходьба на носках, назад, повороты на месте). Основные положения (приседы, выпады вперёд, в стороны). Общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами). Спортивные игры (упражнения с различными мячами) ведение, передачи, броски, отбивание). Игры с элементами волейбола, баскетбола, футбола. Формы организации учебных занятийИндивидуальнаяОсновные виды учебной деятельностиИгровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, спортивно-оздоровительная деятельность, проектная деятельность, коммуникативная деятельность. Календарно –тематическое планирование17 часов. Учебно-методическое обеспечение.
  • В.Я. Виленский Физическая культура. Учебник 5 – 7 классы/. – М.,
  • Просвещение, 20152. В. И. Лях Мой друг - физкультура: учебник для учащихся \5-7 классов /. -М.: Просвещение, 20063. Примерные программы по учебным предметам в 2 ч. Ч. 2 - 4-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 2011 - 231 с. - (Стандарты второго поколения).4. В. И. Ковалько Поурочные разработки по физкультуре. 5-6 классы /. - М.:Вако, 20065. Физическая культура Тестовый контроль 5-9 классы. Пособие для учителейобщеобразовательных организаций. Под ред. В.И.Ляха.- М.: Просвещение, 2014 6 Физическая культура. Методические рекомендации. 5-7 классы. Пособиедля учителей общеобразовательных организаций.. Под ред. В.И.Ляха.- М.: Просвещение,2015