Публикации
Современное занятие в дополнительном образовании и самоанализ педагога
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современное занятие в дополнительном образовании и самоанализ педагога
Автор: Анна Юрьевна Каплина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Современное занятие в дополнительном образовании и самоанализ педагога
Автор: Анна Юрьевна Каплина
Современное занятие в дополнительном образовании и самоанализ педагогаСущественным преимуществом дополнительного образования является вариативность педагогических подходов к обучению детей: у педагогов появляется свобода для творческого поиска, создаются авторские программы; семьям, то есть родителям и детям предоставляется возможность выбирать желаемое направление общего развития личности.Дополнительное образование детей обеспечивает такой спектр методов и форм осуществления деятельности, который позволяет детям с разными интересами и проблемами найти занятие по силам и по душе, а также проявить себя в различных видах творческой деятельности.При этом в сфере дополнительного образования, точно также как и в системе общего образования главным остается образовательный процесс. Это целенаправленное взаимодействие педагога и обучающихся, в ходе которого решаются задачи обучения, воспитания и развития.Учебное занятие является основным элементом этого процесса.Учебное занятие – это:- модель управляемого педагогом взаимодействия с детским коллективом;- ограниченная временными рамками форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу знаний, умений и навыков учащимся по конкретному предмету, но и выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний во взаимодействии с педагогом и другими обучающимися, а также общение и развитие личности.В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Педагоги дополнительного образования (как имеющие специальное педагогическое образование, так и не имеющие такового) часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности.Остановимся подробнее на наполняемости структурных элементов учебного занятия.Предлагаю вам ответить на вопрос: что влияет или может влиять на выбор технологий, методов и приемов, которые будут подбираться педагогом для эффективной реализации целей и задач учебного занятия? (Ответы аудитории).Действительно, наполнение учебного занятия зависит от соблюдения целого ряда условий, к примеру:– комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);– соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;– наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов; – четкая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;– наличие благоприятной психологической атмосферы;– активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность) и др.Но наиболее важными, на наш взгляд, являются:1) материально-техническая составляющая, т.е. оснащение занятия необходимыми технологическими инструментами, ресурсами: наличие материальной базы, техники, без которых наши планы проведения эффективного занятия становятся мало осуществимыми или даже невозможными;2) особенности детского коллектива. Прогресс, инновации, техническое развитие мира, а также степень подготовленности детей, их интересы, мышление оказывают непосредственное влияние на выбор технологий, методов, приемов и способов деятельности педагога, корректировку содержания учебного материала, наполненности структурных компонентов как одного занятия, так и системы образовательного процесса.По исследованиям отечественных психологов, негативными качествами современного ученика можно считать - социальный инфантилизм, т. е. возложение ответственности за принятие решения на плечи другого человека;- игнорирование любых запретов;- пассивность потребления информации.Ученик нового поколения проводит большую часть своего времени в смартфоне или иных гаджетах. Дети стали более рассеянными, у них нет мотивации к учебе. Многие также считают, что новое поколение — невоспитанные. Культура поведения и общения со старшими и ровесниками стали настолько низкими, что некоторые люди говорят о нравственной «деградации» подростков.С этими качествами педагогам приходится сталкиваться ежедневно, пытаясь найти точки опоры для развития и сохранения интереса к занятиям.Такими точками опоры могут выступать:- доброжелательность и забота, как к другим людям, так и к окружающему их миру (участие в волонтерской деятельности);- обширный кругозор, в частности, благодаря сети Интернет;- богатые возможности для самопознания, саморазвития и самосовершенствования;- нацеленность на получение результата. 3) Учитель и ученик — это самые важные фигуры учебного процесса, они не могут существовать друг без друга. Успех и эффективность обучения зависит от отношений между ними. А поскольку именно педагог управляет всем процессом взаимодействия «учитель-ученик», третьим важным фактором, влияющим на наполняемость структурных элементов и эффективность занятия является комплекс психолого-педагогических качеств преподавателя: его профессиональные компетенции, знания, интересы, особенности характера, темперамента, этики педагогического общения, личности в целом. Классификация профессионально значимых качеств личности педагога (Валентин Петрович Симонов)Психологические черты личности как индивидуальности:- сильный, уравновешенный тип нервной системы;- тенденция к лидерству;- уверенность в себе;- требовательность;- добросердечие и отзывчивость;- гипертимность (бодрость и веселость, переходящие в оптимизм, повышенная активность, переходящая в боевитость).Профессиональные черты личности преподавателя:- широкая эрудиция и свободное изложение материала;- умение учитывать психологические возможности учащихся;- темп речи — 120—130 слов в минуту, чёткая дикция, - общая и специальная грамотность;- элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;- обращение к учащимся по именам;- мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;- умение чётко сформулировать конкретные цели;- умение организовать всех учащихся сразу;- умение проверить степень понимания учебного материала.Педагог в структуре межличностных отношений:- преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами; - умение в корректной форме отстоять свою позицию по принципиальным вопросам;- адекватная самооценка;- стремление к сотрудничеству с детьми, родителями, коллегами;- наличие нулевого уровня изоляции в коллективе.Исследование, проведённое психологической службой нашего учреждения в 2023 году, показало, что обучающиеся ценят такие качества педагога, как: уважение к личности ребенка, доброта; наличие чувства юмора, профессионализм; справедливость; коммуникабельность; строгость и требовательность к себе и детям; умение понять и поддержать.Современная стратегия учреждений дополнительного образования детей сегодня ставит во главу угла личность ребенка, способную к активной самореализации, саморазвитию, самовыражению и самоорганизации жизни. На занятиях педагог и обучающиеся становятся единомышленниками одного общего дела: педагог - учит, учащийся хочет научиться. Авторитет педагога зависит не только от педагогических знаний и психологической подготовки, но и от отношения к своей профессиональной деятельности, внутренней культуры и его этического поведения.Однако очень часто мы сталкиваемся с профессиональным и жизненным выгоранием педагогов, их низкой компетентностью или неопытностью, нежеланием или неспособностью модернизировать свои ресурсы, «шагать в ногу со временем», устоявшимися привычками и авторитарностью, т.е. как раз с отсутствием требуемых ценных качеств, неумением быть гибкими, нестандартными и интересными современным детям. В нашем учреждении регулярно проводятся семинары-тренинги, включающие в себя не только теоретические знания по педагогике и психологии, но и позволяющие на практике проработать проблемные вопросы развития личности педагогов, их профессиональных компетенций.Хочу предложить вам один из элементов подобного тренинга «Карты ситуаций», цель которого - отработать различные ситуации взаимодействия с детьми и взрослыми.Инструкция: предлагаю разделиться на 2 группы. Каждой группе будут предложены 2 одинаковые педагогические ситуации. Вам необходимо оценить ситуацию, т.е. описать возможные причины происходящего, спрогнозировать ее развитие и предложить свой вариант решения. Одна группа должна постараться решить назревающий конфликт правильно, а вторая, наоборот, усугубить ситуацию и предположить ее дальнейшее негативное развитие. Представители группы озвучат коллегам результаты. На работу дается 3-5 минут.Ситуация 1. Педагог, объявив тему и цель занятия или дав задание, сталкивается с недовольными высказываниями детей о том, что им это неинтересно, не нужно, они хотят заниматься другим. Педагог (озадаченно помолчав): «Ну, хорошо, давайте будем делать … (что-то из предложенного или по-другому)». Опять недовольные комментарии: «Зачем?» «Давайте, лучше прежнее» и т.д. Педагог (теряясь): «Ну, уж нет, теперь давайте будем делать то, что вы выбрали, сразу нужно было думать». ОценкаПедагог демонстрирует ученикам свое слабоволие, неуверенность в себе и некоторый страх перед самими учениками. Может это еще и не осознается ребятами в полной мере, но любой из них способен это почувствовать. Прогнозирование Если подобные ситуации будут повторяться, ни о какой дисциплине в классе речи уже не будет, как нельзя будет говорить и об уважении к учителю. Такое открытое потакание желаниям ребят неоправданно и, в конце концов, скажется на самом учебном процессе, качестве обучения и отношении учеников к своему преподавателю. Решение Планируя работу на уроке, педагог должен изначально решать, по какой теме работать, какие использовать задания и т.п. И если уж он отступает от запланированного, то это решение должно быть мотивировано не страхом, что ученикам не понравится занятие и учитель. В данной ситуации, если педагог по ходу урока вдруг решил заменить одну тему или задание на другое, то детям необходимо объяснить причину этой перемены таким образом, что замена темы или задания мотивирована, и поступками учителя управляют не их или его капризы. Кроме того, педагог тактично, но твердо должен дать понять своим ученикам, что нытье и подобный тон недопустимы на занятии.Ситуация 2. Педагог просит тянущего руку ребенка начать отвечать на вопрос. Ребенок волнуется, заикается, медленно говорит или, наоборот, говорит слишком много и часто не по теме. Возникает заминка. Время, запланированное педагогом на выполнение этого задания, затягивается.Педагог ждет некоторое время, наблюдая за попытками ребенка преодолеть волнение, а затем начинает кричать, что он наверняка опять не собирался отвечать, что ей, учительнице, такое баловство надоело и она, скорее всего, пожалуется родителям. Или говорит: «У нас мало времени. Напряги свой ум, если он у тебя есть». Посадив ребенка, который залился краской от стыда, педагог продолжил урок под дружное хихиканье одноклассников.А в случае опроса много говорящего ребенка, обрывает его, отпуская какое-либо замечание, не дослушивает до конца. В группе кто-то начинает посмеиваться, кто-то опускает глаза. Ребенок замыкается и садится на место, не ответив так, как хотел. Оценка Повышенный тон педагога и «шутливые» комментарии всегда недопустимы, а в этой ситуации особенно. Педагог всегда знает о стеснительных, медленно отвечающих или много говорящих учениках, тем более что о таких особенностях конкретного ребенка известно всем детям. Прогнозирование Если этот ребенок на занятиях всегда активен, то его особенность смущает его самого. Каждый раз, когда он так «затягивает» ответ, он сам считает себя слегка виноватым. В результате этого случая (и подобных ему) может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнется в себе, перестанет работать на занятии. Кроме того, выставлять ученика на посмешище непедагогично. Медлительного ученика не исправить сарказмом, а умственную деятельность не простимулируешь издевкой. Такого рода ситуации порождают ненависть и побуждают к мести. Так как в отношении него допущена явная несправедливость, это скажется и на отношениях учитель-ученик. Ребята из группы, присутствующие при этом, хоть и чувствуют, что учитель поступает несправедливо, воспринимают этот стиль общения с их товарищем как норму. Детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы, а если еще и учитель позволяет себе смеяться над таким человеком, то позже может начаться настоящая травля.Такой эгоистичный педагог никогда не сможет создать на уроке атмосферу доброго сотрудничества и психологического комфорта. Решение Ребенок не виноват, если строение его мозга не позволяет делать быстрые выводы, быстро и четко реагировать на поставленный вопрос, ситуацию. Это особенности строения организма ребенка, а не его недостаток. Учитель проявил свою бестактность, проявил свою силу над детьми. Если ответ вызывает такие трудности, то преподавателю лучше будет помочь ребенку, не заостряя внимания на заминке. В случае много говорящего ребенка, педагогу следует дослушать ответ до конца и тезисно обобщить высказывание ребенка, показав, что ответ на вопрос может быть короче. Выбирая отвечающего, педагог обязан ориентироваться на особенности речи и психики конкретного ребенка, быть сдержанным и тактичным. А если выбран именно этот ребенок, необходимо дослушать его ответ до конца. Колкости и шутки об особенностях ребенка недопустимы. Мудрый педагог знает и учитывает (старается учитывать) особенности своих учеников, направляя течение урока в нужное русло. Итак, мы с вами видим, что современному педагогу для грамотного построения системы учебных занятий необходимо обладать множеством компетенций. Повторимся, это и задумка, и проектирование, и воплощение, и владение психолого-педагогическими инструментами взаимодействия с детьми, учет их особенностей. Дополнительное образование строится, прежде всего, на психологическом комфорте и сохранении их интереса детей к творческой самореализации и развития. Умение подводить итоги занятия, рефлексировать собственную деятельность также является ключевым моментом в построении и реализации учебного занятия. Практика работы в дополнительном образовании показывает, что нельзя успешно управлять учебно-воспитательным процессом, не анализируя его ход и развитие, не вскрывая причин его положительных и отрицательных результатов. Благодаря самоанализу в каждой конкретной ситуации могут своевременно применяться наиболее эффективные решения по осуществлению самых разных задач, встающих перед педагогом дополнительного образования.Педагогический самоанализ занятия – это не только расчленение занятия на составляющие, но и выявление соотношения этих составляющих. Это изучение связей, при помощи которых они объединяются в единое целое. Это операции сравнения, обобщения, аналогии, переход от абстрактного к конкретному, выяснение через это путей и причин формирования именно такого конечного результата занятия и соответствия последнего его триединой цели. В качестве итога нашей работы предлагаем вам рефлексивную методику «Дерево профессиональных компетенций». Литература: «Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности» — Д. И. Фельдштейн «Психология развивающейся личности» — Д. И. Фельдштейн «Трудный подросток 2-е изд*» — Д. И. ФельдштейнПожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:Лаушкина, А. А. Портрет современного школьника глазами педагогов / А. А. Лаушкина, Е. В. Ипатов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3 (66). — С. 316-317. — URL: (дата обращения: 12.04.2024).Литература1. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.2. Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. –1997. - №1. – С. 30-32.3. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. – М.: Ладога - 100, 2002.4. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. Ч. 1 / Сост. Е.М. Муравьев, А.Е. Богоявленская. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.5. Токмакова О.В. Дидактические материалы к курсу «Управление образовательным процессом на учебном занятии». Киров, 2004.6. Павлова С.В. Эффективность учебного занятия – результат активной деятельности обучающихся [Электронный ресурс от 25.02.2014] 7. Современное учебное занятие в учреждении дополнительного образования. [Электронный ресурс от 25.02.2014] 8. Скородумова Е.А. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей (методические рекомендации) [Электронный ресурс от 25.02.2014] СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. [Текст] / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.2. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.3. Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. –1997. - №1. – С. 30-32.4. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: Пособие для учителя. – М.: Ладога - 100, 2002.5. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. [Текст] /Ю.Н. Кулюткин – М.: Просвещение, 1989 . – 128 с.6. Кулькевич, С. В. Дополнительное образование детей: методическая служба [Текст]: практич. пособие для руководителей ОУ ДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений. Слушателей ИПК / С. В.Кулькевич. В. Н. Иванченко. - Ростов н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.- 324с.7. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. [Текст] / К.М. Левитан – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1990. – 168 с.8. Никишина, И.В. Технология управления методической работой в образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2007.-127с.9. Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. [Текст] /А.П. Ситник – М.: Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993. – 146 с.10. Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. – №1. – 2000. с.59–65