Публикации
Ребенок не говорит
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ребенок не говорит
Автор: Зоя Александровна Арутюнова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Ребенок не говорит
Автор: Зоя Александровна Арутюнова
Этапы развития речи у детейЗапуск речи применяют для стимуляции и развития коммуникативных навыков у детей, если их речь не соответствует нормам или они вообще не разговаривают.Развитие речи у детей происходит постепенно и состоит из нескольких ключевых этапов:Предречевой период: в 2-3 месяца младенцы начинают издавать звуки и кричать. Также в этом возрасте младенцы начинают реагировать на звуки, которые их окружают, использовать жесты и мимику. Период начального произношения звуков: в возрасте около 6 месяцев дети начинают издавать разнообразные звуки и повторять их, например, «гы-гы», «ля-ля», «на-на». Это первые шаги в формировании речи. Период односложных слов: в возрасте около 12 месяцев дети начинают произносить отдельные слова. Обычно это простые слова, которые обозначают предметы или близких людей, например, «мама», «папа», «молоко». В этот период ребенок начинает понимать больше слов, чем еще может сам произнести. Период двусложных слов и фраз: в возрасте около 1,5-2 лет дети начинают комбинировать слова (обычно 2), чтобы выразить свои потребности и желания. Например, «моя кукла», «большая машина». В этот период словарный запас ребенка активно расширяется, и он начинает использовать более сложные фразы. Период грамматического развития: В возрасте около 2-3 лет дети начинают использовать еще более сложные грамматические конструкции, множественное число, падежи. Дети начинают задавать вопросы и использовать при формулировке своих мыслей предлоги и союзы. Развитие словарного запаса и связной речи: после 3-4 лет дети продолжают расширять свой словарный запас, навыки их связной речи улучшаются. Они начинают говорить сложными предложениями, рассказывать истории и выражать свои мысли и чувства более точно. Нужно понимать, что перечисленные этапы развития речи — это общие ориентиры, и каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Некоторые дети проходят перечисленные этапы раньше, а некоторые — позже. Важную роль в поддержке развития речи ребенка играют взрослые, которые его окружают, поэтому взрослым стоит создавать стимулирующую речевую среду: общаться с ребенком, читать ему книги, пояснять названия предметов, объяснять различные природные явления, а также поощрять его стремление к коммуникации и задавать вопросы. Регулярное общение и внимание к потребностям ребенка помогут ему успешно пройти все этапы развития речи и научиться говорить четко и грамотно.Как определяют, что речь необходимо «запускать»?Если у ребенка наблюдается несколько из ниже приведенных признаков, то стоит обратиться к специалисту (логопеду, дефектологу), чтобы он провел более детальную оценку речевых навыков ребенка и дал рекомендации по развитию и запуску речи:1. Отсутствие речи или ее ограниченностьЕсли ребенок не говорит в соответствии с его возрастными нормами, это может быть признаком задержки в развитии речи. Стоит обратить внимание, если ребенок:в возрасте 2 месяцев почти не издает звуки и не кричит; в возрасте 6 месяцев не обращает внимание на звуки вокруг, не улыбается и не произносит повторяющиеся слоги; в возрасте 7-8 месяцев не обращает внимание на голоса родителей; в возрасте 10 месяцев не лепечет; в возрасте 2 лет не понимает обращений к нему и простые вопросы, использует 10-20 слов, но произносит их неразборчиво; в возрасте 3 лет почти не говорит, не может формулировать простые предложения, знает около 50 слов, у него труднопонимаемая речь. 2. Ограниченный словарный запасЕсли у ребенка небольшой словарный запас, и он плохо запоминает новые слова, это значит, что нужно помочь ему в развитии его лексических навыков.3. Трудности в понимании речиЕсли ребенок с трудом понимает простые просьбы или не реагирует на речь окружающих, это может быть сигналом, что у него проблемы с развитием слухового восприятия или речевым аппаратом.4. Отсутствие коммуникативных навыковЕсли ребенок не пытается устанавливать контакт с окружающими, не использует жесты или другие способы коммуникации для выражения своих потребностей и желаний, то это может свидетельствовать о недостатке у него коммуникативных навыков.5. Социальные и поведенческие сигналыЕсли ребенок испытывает повышенную тревожность и трудности при взаимодействии с другими детьми и взрослыми – у него наблюдаются проблемы с коммуникацией, то это также может быть признаком необходимости запуска речи логопедом или дефектологом.Методики запуска речи у неговорящих детейЕсть разные методики, которые логопеды и дефектологи используют для запуска речи у ребенка:Игровой подход Для стимуляции речевого развития у детей эффективны игры, которые требуют от ребенка обратной реакции, способствуют использованию слов и фраз, развитию коммуникативных навыков.Использование визуальных средств Использование карточек с картинками, кубиков с буквами или магнитных досок помогает ребенку связывать слова с конкретными предметами и лучше запоминать новые слова.Моделирование речи Эта методика заключается в том, чтобы повторять ребенку произнесенные им слова и фразы и предлагать ему варианты более сложных конструкций. Например, если ребенок говорит «кот», ему отвечают: «Да, это большой черный кот».Повторение и подражание Повторение – важный компонент развития речи у детей. Подражание и повторение слов и фраз помогает ребенку укрепить связь между звуками, которые он произносит или слышит, и их значениями.Использование жестов и мимики Жесты и мимика – полезный способ коммуникации, особенно, когда ребенок еще не владеет достаточным словарным запасом или произношением.Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения Гимнастику и упражнения используют, чтобы укрепить речевой аппарат ребенка и улучшить произношение звуков.Использование коммуникативных технологий Когда ребенок имеет серьезные проблемы с речью, используют коммуникативные технологии, например, альтернативные и дополнительные средства коммуникации (АСК). АСК — это специальные устройства, программы или приложения, которые помогают ребенку выражать свои мысли и желания с помощью символов, изображений или звуков, даже если он не может произносить слова самостоятельно.Важно помнить, что каждый ребенок уникален. Логопеды и дефектологи помогают выбрать подходящие методики и разработать индивидуальный план занятий по запуску речи для неговорящих детей с учетом их персональных особенностей.Упражнения для малышей 1-2 летПосле достижения ребенком 1 года нужно еще больше внимания уделять его развитию. С этого возраста необходимо подходить к обучению комплексно. Оно должно включать в себя игры, артикуляционные тренировки и дыхательную гимнастику.«Стоматолог»Попросите малыша широко открыть рот, а после – закрыть. Будет лучше, если при этом он попытается издавать звуки. Рекомендуется повторять по несколько раз.«Трубочка»На своем примере покажите ребенку, как следует делать. Широко улыбнитесь, после чего вытяните губы в трубочку. Рекомендуется повторять несколько раз.«Ромашка»Для этой игры можно придумать растение, что также поможет развить воображение, или взять настоящее. Наклонившись к цветку и глубоко вдохнув воздух, вытянитесь вверх и поднимите руки, произнеся: «Вырасти большой». После чего плавно опустите руки, сопровождая каким-нибудь звуком.«Насекомое»Сделайте вид, что поймали в руки, например, муху. Поднесите кулак с насекомым к голове ребенка, имитируя звук крыльев, то есть жужжа. Вовлеките его в этот процесс, предлагая тоже поймать кого-нибудь.«Снег»Проговорите небольшой стишок, сопровождая его действиями. Побудите ребенка повторять за вами. Перебирайте пальчиками сверху вниз, имитируя падение снега со словами: «Как на горке снег-снег и под горкой снег-снег». Далее сложите ладони вместе и подложите под щеку: «А под снегом спит медведь». Пригрозив пальцем, скажите: «Тише, тише, не шуметь».«Санки»Посадите куклу на расстеленный платок, после чего начинайте тянуть за его концы. Лучше будет, если ребенок вовлечется в это действие. Проговорите: «Машенька-Маша, куколка наша! В саночки садилась, с горки покатилась. Ух!». Повторяйте до тех пор, пока малыш не захочет воссоздать именно последний протяжный звук.«Машина»Если у вас нет игрушечной машины необходимого размера, можете сыграть на воображении. Сымитируйте, как крутите руками руль автомобиля, произнося различные звуки, вроде: «Би-бип», «Вж-ж-ж» и «Вру-ум». Можно также вжиться в эту игру, увеличивая количество произносимых звуков и фраз.«Животные»Показывая ребенку игрушки разных животных, нужно дать ему понять, как звучат эти звери и как за ними повторить. Делайте это самостоятельно, до тех пор, пока малыш не заинтересуется.Игры для детей 2-3 летИгровые техники для детей этого возраста мало чем отличаются от тех, что описаны в предыдущем разделе. Но родителям важно принимать в них активное участие и поддерживать интерес ребенка.«Заяц»Поднимайте верхнюю губу, оголяя зубы.«Белка»Сомкните губы и по очереди упирайтесь языком в обе щеки, имитируя запас орехов за ними.«Лошадь»Цокайте языком с различной скоростью и громкостью.«Юла»Совершайте круговые движения языком поверх губ.«Птицы»Попросите ребенка повторять за вами. Начинайте бегать по комнате, имитируя поведение птиц. Машите руками вверх-вниз, клюйте зерна и чирикайте. Чем больше звуков – тем лучше.«Действия»Обучая малыша по картинкам, попросите его сформулировать определенную команду для игрушек. Например, чтобы мишка пошел кушать или погулял. Практикуйте это чаще.«Семья»Проведите ребенка по рисунку или фотографии вашей семьи, попросив показать, кто где находится, и назвать имена.«Сказка»Вечером, рассказывая сказку, попросите ребенка «вспомнить» фрагменты истории, которую он уже слышал не один раз.Упражнения и занятия для 3-4 летК этому возрасту ребенок должен уже уметь произносить многие слова, имитировать звуки. Но необходимо расширять его словарный запас, помогать четко выговаривать фразы. Для этого нужно использовать специальные упражнения.«Что пропало?»Популярная и достаточно простая в реализации игра для детей. Разложите перед ребенком повседневные вещи. Это может быть, как посуда, так и еда или игрушки. Закрыв малышу глаза, уберите из ряда один предмет, после чего попросите определить, что пропало.«Вопрос-ответ»Прогуливаясь с ребенком, не теряйте время зря. Эти часы отлично подойдут для того, чтобы провести логическую игру. К примеру, начните цепочку из «твердых» предметов, перечислив какие-то вещи, а малышу предложите продолжить – камень, дерево, машина, ручка. Для упражнения допустимо использовать любые признаки: от цвета до вкусовых качеств, всё зависит от степени развития вашего ребенка. Повышение сложности приветствуется.«Угадай кто»Загадайте любой предмет или живое существо и называйте основные его признаки. Например, кошка – пушистая, небольшая, с мягкими лапками и хвостом. Поначалу не давайте сложные задания, но со временем нагрузку лучше увеличивать, чтобы был заметен прогресс.ОбщениеКлассический и незаменимый способ вызывания детской речи. Разговоры на разные темы проходят внутри семьи, среди друзей и знакомых. Такое обучение «на практике» дает хороший эффект, так как ребенок не может угадать, что ему ответит другой человек, поэтому приходится думать и подстраиваться.Специальная тренировка с 4 до 5 летВ этом возрасте необходимо развивать не только речь, но и коммуникативные способности ребенка. Малыш должен сам проявлять стремление к общению, задавать вопросы.«Звуки»Расположите перед ребенком любые предметы и позвольте ему внимательно их рассмотреть и запомнить. Попросите отвернуться и начинайте издавать звуки, которые могли бы идти от лежащих вещей. Например, когда там находится игрушечная корова, произнесите: «Му-у», а если инструмент – сымитируйте его звучание.«Настроения»Сядьте с ребенком друг напротив друга и по очереди изображайте различные настроения: радость, грусть, злость и т.д. Демонстрация должна сопровождаться мимикой и звуками в легком уровне игры, а для более сложного ограничьтесь одной лишь мимикой.«Корова»Попросите ребенка повторять за вами. Сделайте глубокий вдох и на выдохе протяжно произнесите звуки, издаваемые коровой. Увеличивайте тембр, громкость и глубину, тренируя с малышом управление собственным голосом.«Кто дольше»Эту игру лучше проводить среди нескольких ребят. Посадите их рядом и попросите сделать глубокий вдох. На выходе они должны произносить протяжные слоги, состоящие из букв «м», «н» и всех гласных. Тот, кто продержался дольше всех, победил.«Повторение»Произносите в определенной последовательности слоги или слова – в зависимости от степени развития малыша, и попросите ребенка повторить их точно так же. Начать стоит с нескольких сочетаний, но по мере привыкания к этой игре необходимо увеличивать нагрузку.«Запутанные слоги»Выбирая обычные, повседневные слова, запутайте в них слоги так, чтобы они звучали совсем по-другому. Задача ребенка – вернуть слово в изначальное, правильное положение.«Путаница»Называйте малышу предложения, содержащие какое-либо действие, но поменяйте его до абсурдности. Например, «Игрушка купила Лену», «Кристина пошел гулять». Ребенок должен понять и исправить ошибку. Но не торопите его, дайте время подумать.«Незаконченные предложения»Загадайте предложение, указывающее на что-то, но уберите оттуда одно слово. Например: «На деревьях растут…», «Корова ест…». Ребенок должен понять, какое слово пропущено, и подобрать подходящее по смыслу. В начале тренировок можно показывать ему специальные картинки с предметами.