Публикации Значение первоначальных навыков для дальнейшего успешного продвижения пианиста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Значение первоначальных навыков для дальнейшего успешного продвижения пианиста
Автор: Мозговенко Марина Ивановна

Методическая работа преподавателяГБУДО г. Москвы «ДМШ им. А.Н.Александрова», Почетного работника культуры города Москвы М.И.Мозговенко «ЗНАЧЕНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО УСПЕШНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ ПИАНИСТА»Хорошо известно, что впечатления и навыки, полученные в раннем возрасте, имеют огромное значение для дальнейшего развития человека как личности. Музыкальные впечатления и навыки, естественно, не являются исключением.Музыка окружает ребенка с самого начала его жизни, но целенаправленное обучение музыкальному искусству, как правило, начинается с четырех, пяти или шести лет. И чем раньше начнутся эти занятия, тем глубже будут знания в дальнейшем. Успешность обучения во многом зависит от желания и увлеченности. Интерес, проявляемый к звукам, поможет ребенку проявить внимание и наблюдательность, необходимые для воспроизведения ясной мелодии. Очень важно на первых занятиях проводить параллели между мелодией и человеческой речью, ведь их выразительность имеет одинаковые законы. Например, слово «ма́ма» с ударением на первый слог идентично соединению двух звуков на легато, где второй звук исполняется тише, чем первый — это и есть основа интонирования! Спеть эти два звука выразительно, конечно, проще, чем сыграть, но на начальном этапе обучения необходимо добиваться этого всеми доступными способами. Без этого навыка невозможно научиться выразительно исполнять более развернутый музыкальный материал. При таком подходе музыкальные данные получают главный стимул для своего развития, а совершенствование ритма, слуха и памяти увязываются с повышением общей музыкальности ребенка. Иными словами, в основе детского восприятия лежит длительная концентрация, а не отдельные короткие импульсы. Однако эта задача не должна ограничиваться только начальным обучением. В этот период лишь закладывается база, опираясь на которую, музыкант будет иметь возможность развиваться всю жизнь. Генрих Густавович Нейгауз писал: «Если ребенок сможет воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, необходимо добиться, чтобы это первичное «исполнение» было выразительно, то есть, чтобы характер исполнения точно соответствовал содержанию данной мелодии»Хочется обратить особое внимание на эмоциональное переживание музыки. Не принесет хороших результатов просто тренировка на отдельных звуках или комбинациях, не имеющих эмоционального отклика. В процессе таких занятий можно на время возбудить своеобразный интерес, но при отсутствии переживания музыки этот интерес быстро погаснет. Еще до начала обучения на инструменте желательно, чтобы ребенок уже мог эмоционально переживать разные состояния. Но дети, поступающие в районные музыкальные школы и школы искусств, очень часто не имеют никакой музыкальной подготовки и не всегда обладают хорошим слухом. Тем не менее, для поступивших в школу занятия по специальности начинаются с первых дней учебного года, и уже в первом полугодии ребенок должен продемонстрировать начальные навыки игры на фортепиано. В этой непростой ситуации важную роль играет мастерство преподавателя. Совместить элементы постановки руки с умением слушать звучание инструмента — основная и очень сложная задача. И здесь на первый план выходит тщательно продуманная работа с репертуаром, так как только на практике, то есть на живом, качественном репертуаре, грамотно подобранном с учётом индивидуальности ребёнка, происходит освоение, закрепление и развитие вышеперечисленных навыков. Особого внимания требует составление программы для прохождения в период летних каникул, когда ребенок на долгий срок остается без педагогического присмотра. В первую очередь надо заранее выяснить, сколько времени ученик будет иметь возможность заниматься на инструменте. Беседы с родителями очень важны! Желательно убедить их, что процесс занятий музыкой требует непрерывности. Для дачных занятий рекомендуется приобрести цифровое фортепиано — в современных условиях это не составит большого труда. Выезжая всей семьей на отдых в курортные места, всегда можно найти поблизости инструмент и договориться о занятиях. Если все же в какой-то период инструмент недоступен, можно проигрывать технические упражнения на любой твердой поверхности (аналог так называемой «немой клавиатуры»). Очень большую пользу принесет пение мелодий фортепианных произведений с названием нот — это можно делать как с инструментом, так и без инструмента. Репертуар надо подобрать такой, который ученик реально сможет освоить самостоятельно. При этом произведений не должно быть слишком мало — одна-две пьесы быстро наскучат, и у ребенка не возникнет потребности проводить больше времени за инструментом. В начале учебного года, в первые 10 дней, желательно провести классный концерт, на котором ученики показали бы свою летнюю работу — это станет прекрасным стимулом для занятий в каникулы. Разумеется, о таком концерте должно быть известно заранее — как минимум сразу после сдачи переводных экзаменов. Все, чему педагог хочет научить, надо не диктовать, а как бы находить совместно с учеником, сопереживать с ним его первые шаги в искусстве. Говорить на уроке желательно меньше, а каждую музыкальную задачу выражать в звуке и ритме. Воспитание музыкальной культуры – это длительный процесс, но начинается он с первой встречи с учеником.