Публикации Самбо для начинающих.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Самбо для начинающих.
Автор: Сергей Викторович Кречкин

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества села Амурзет
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДЕНО:
Протокол педагогического совета приказом директора МКУ ДОД ЦДТ с. Амурзет №_____от____________20____год ______________________________Е.В.Ярополова
№_____от________________________20_____год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА САМБО
первого года обучения
Возраст обучающихся 5 - 17 лет
Составитель:
Кречкин Сергей Викторович
педагог дополнительного образования
с. Амурзет.
2024 г.
2
Содержание
Пояснительная записка________________________________________3-7
Учебно – тематический план ____________________________________8
Содержание программы ______________________________________9-11
Ожидаемый результат _________________________________________11
Методическое обеспечение программы____________________________12
Список литературы __________________________________________ 13
3
Пояснительная записка
Нормативные документы используемые при разработке программы:
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ Об образовании в Российской Федерации;
Национальная образовательная инициатива наша новая школа от 04.02.2010г. Пр – 271;
Государственная программа Развитие образования на 2013 – 2020 г.г. от 15.05.2013 г. № 792 – р;
Федеральная целевая программа развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года от 22.11.2012 г. № 2148 – р;
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726 – р;
План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729 – р;
Профессиональный стандарт Педагог дополнительного образования детей и взрослых от 08.09.2015 г. № 63;
Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы от 29.12.2014 года № 2765 – р;
Стратегия развития молодежи Российской Федерации период до 2025 года от 29.11.2014 г. №2403 – р;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015 – 2025) от 29.05.2015 г. № 996 – р;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008 Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы;
Постановление правительства ЕАО от 05.02.2013 г. № 31-пп Об утверждении Стратегии действий в интересах детей на 2013 – 2017 годы на территории Еврейской автономной области;
Письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 г. № ИР-352/09 Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях;
Государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы, утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 г. № 1493;
Санитарно – эпидемиологические требования, к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14 от 13.10.2014 г.).
4
Программа: САМБО.
Возраст: 5 – 17 лет
1-2 год обучения – 6 часов в неделю
3-5 год обучения – 6 часов в неделю
Всего часов на освоение программы: 408
Количество часов в неделю: 12Программа "Самбо" является общекультурной, модифицированной дополнительнойобразовательной программой физкультурно-спортивной направленности.АктуальностьФормирование здоровой личности и развитие индивидуальности - основные целигосударственной политики в области образования, в том числе и дополнительного.Поэтому очень важно внедрять в преподавание физической культуры болееэффективные физкультурно-оздоровительные дисциплины, например, спортивное самбо.С этой целью в данной программе используются классические педагогическиетехнологии, основанные на личностно-ориентированном подходе.Педагогическая целесообразностьРазнообразные комплексы упражнений положительно влияют на функциональноесостояние сердечно-сосудистый и дыхательной систем, развивают координацию, быстротуи силу движений.Оздоровительный эффект физических упражнений спортивного самбо можнопочувствовать лишь в том случае, когда они рационально сбалансированы понаправленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностямиучащихся.Самбо является национальным видом спорта, тесно связанным с культурнымикорнями нашей страны. Самбо — не только вид спортивного единоборства, но и системавоспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств человека, патриотизмаи гражданственности. Самбо — это, прежде всего, наука обороны, которая учит не толькосамозащите, но и формирует твердый характер, стойкость и выносливость, необходимые впрофессиональной и общественной деятельности. Самбо способствует выработкесамодисциплины, формированию нравственного основания и качеств, необходимых длядостижения жизненных целей.Данная образовательная программа разработана для детей с отсутствием опыта вспортивных единоборствах – новичков. Ознакомление с базовыми навыкамиосуществляется посредством спортивных, развивающих игр. Процесс освоения технико-тактических действий, воспитание физических качеств находятся в прямой зависимостиот настроения спортсмена и его увлеченности. Поэтому включение в тренировкуподвижных игр, способствует созданию у занимающихся положительных эмоций. Приумелом применении игр в процессе занятий интерес к ним сохраняется на протяжениивсего тренировочного цикла.Цели и задачи данного курсаЦель: содействие разностороннему развитию личности, самореализации,организация досуговой деятельности и привитие навыка здорового образа жизнипосредством занятий самбо.Задачи:Обучающие:(способствовать приобретению учащимися знаний по истории возникновения иразвития самбо, основам спортивной диеты и питания;(способствовать формированию системы элементарных знаний о здоровом образежизни;(изучить основные элементы борьбы самбо;(сформировать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия.Развивающие:(содействовать интеллектуальному развитию учащихся;(способствовать развитию общих физических качеств, необходимые для освоениятехники спортивного самбо;(способствовать развитию у учащихся двигательных способностей (силы, гибкости,быстроты, выносливости и координационных способностей);(развить навыки по самообороне.(содействовать укреплению здоровья и нормальному физическому развитию.Воспитательные:(сформировать у детей интерес к здоровому образу жизни и сознательное отношение кзанятиям спортом;(воспитать у учащихся трудолюбие, стремление к победам, смелость, решительность иуверенность в себе.(формировать коммуникативные качества личности учащихся.
Отличительные особенности:В 2003 году самбо официально признано НАЦИОНАЛЬНЫМ ИПРИОРИТЕТНЫМ ВИДОМ СПОРТА в Российской Федерации. Осваивая искусствосамообороны, молодые спортсмены воспитывают в себе такие качества как чувствопатриотизма, собранность, внимательность, умение работать в коллективе, усваиваютпринципы fair play1, а также укрепляют свое здоровье.Данная образовательная программа разработана для детей с отсутствием опыта вспортивных единоборствах – новичков. Ознакомление с базовыми навыкамиосуществляется посредством спортивных, развивающих игр. Процесс освоения технико-тактических действий, воспитание физических качеств находятся в прямой зависимостиот настроения спортсмена и его увлеченности. Поэтому включение в тренировкуподвижных игр, способствует созданию у занимающихся положительных эмоций. Приумелом применении игр в процессе занятий интерес к ним сохраняется на протяжениивсего тренировочного цикла.Включение в вводную часть общеразвивающих и специальных подготовительныхупражнений, с элементами подвижных игр, повышает интенсивность и динамикутренировочного процесса: ЧСС у занимающихся достигает в среднем 22-23 удара за 10секунд, что является наиболее рациональным вариантом разминки для подготовкиорганизма спортсменов к предстоящим нагрузкам и предупреждение травм.Предполагается использование игр, которые могут применяться при наличии лишьборцовского ковра.Все эти средства в игровой форме вызывают большой эмоциональный интерес,особенно у детей младшего школьного возраста. Они позволяют реализовать в игровойформе стремление молодежи к соперничеству и ловкости, смелости, способствуютпреодолению чувства неуверенности.Стандартное занятие состоит из следующих частей:(разминка;(изучение и отработка упражнений технического арсенала;(изучение и отработка тактики ведения боя с применением средств изученноготехнического арсенала;(специальная физическая подготовка (СФП) представляет собой выполнениекомбинаций из элементов базовых техник с целью развития скоростно-силовыхспособностей;(общая физическая подготовка (ОФП) включает в себя выполнение упражнений в 3-хрежимах: аэробном, статическом, динамическом.Сроки реализации программыДополнительная образовательная программа "Основы спортивной борьбы САМБО"физкультурно-спортивной направленности рассчитана на 5 лет обучения.Условия набораГруппы комплектуются по возрастам 5-9 лет, 10-17 лет из физически и психическиздоровых обучающихся, не имеющих противопоказаний к занятиям физическойкультурой и спортом, обязательно при наличии допуска врача.Адресность программыПрограмма адресована учащимся младшего и среднего школьного возраста (6-14 лет).Формы и режим занятийОбучение по данной образовательной программе осуществляется с группой учащихсяв форме традиционного занятия, комбинированного, зачетного занятия, соревнования.Режим занятий (продолжительность академического часа – 40 минут):1-2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 акад. часа (204 акад. часа в год).Наполняемость группы – 15 человек.3-5 год обучения - 3 раза в неделю по 2 акад. часа (204 акад. часа в год).Наполняемость группы – 20 человек.Ожидаемые результатыК концу обучения учащийся будет знать:(основные теоретические понятия спортивного самбо;(историю возникновения самбо;(основные принципы здорового образа жизни;(основные элементы техники самбо;(принципы оздоровление организма;(основы спортивного поведения во время соревнований.К концу обучения ребенок будет уметь:(выполнять основные удержания;(выполнять основные броски;(выполнять общефизические и специальные упражнения;(выполнять основные упражнения по самообороне.(Контролировать состояние своего здоровьяФормы подведения итогов программыПрограммой " САМБО" предусмотрены следующие формы контроля:(промежуточная аттестация (декабрь) – в форме зачетного занятия;(итоговая аттестация (май) – в форме педагогического тестирования, зачетногозанятия, экзамена, соревнования.Результаты фиксируются в учебных журналах.
Учебно-тематический план
Содержание программы1. Вводное занятие. Правила техники безопасности.Теория: Содержание и структура программы обучения, расписание, цели и задачипрограммы. Знакомство с техникой безопасности, правилами поведения в спортивномзале. Спортивное поведение в самбо.2. История развития борьбы самбо.Теория: История возникновения и развития самбо в СССР. Мировая историяразвития спортивных видов борьбы.3. Стойки, передвижения и захваты самбиста. Подготовительные упражнения.Теория: Рассказ об основных стойках и захватах самбиста: правильность постановкиног, техника безопасности при выполнении упражнений.Практика: Основные стойки: высокая и низкая, правосторонняя и левосторонняя,дистанция. Захваты: односторонний и двухсторонний, за отворот, за ворот;Захваты за ноги, руки, шею, рукава, пройму и пояс куртки.4. Краткий рассказ о морально-волевых качествах самбистаТеория: История возникновения и становления борьбы самбо. Самбо – наука обобороне, а не нападении. Использование спортивно-боевого самбо для подготовкисотрудников правопорядка.5. Само-страховка и страховка соперника.Теория: Рассказ о важности выполнения правильного падения на борцовский ковер.Практика: основные способы страховки соперника при броске.6. Удержания в партере.Теория: Перевороты в партере, основные удержания, направленные наобездвиживание, лежащего на спине противника.Практика: Удержание сбоку, удержание поперек, удержание сверху, удержание состороны ног.7. Броски назадТеория: Значение стойки и захвата для выполнения бросков назад.Практика: задняя подножка, проходы в ноги.8. Броски впередТеория: Значение стойки и захвата для выполнения бросков вперед.Практика: бросок через бедро, передняя подножка.9. Спортивно-развивающие игрыТеория: Значение победы и поражения в спортивных играх.Практика: Эстафеты, подвижные игры с мячом и специализированные игры дляюных борцов.10. Показательные выступленияПрактика: проведение открытого урока для родителей, показательные выступления.Подготовка к показательным выступлениям для участия в школьных, районных и другихконкурсах разных уровней.11. Участие в соревнованиях, конкурсах и др. мероприятиях разных уровнейТеория: Способы достижения оптимально уровня готовности перед выходом насхватку.Практика: Участие во внутришкольных соревнованиях, участие в соревнованияхгородского уровня.12. Итоговое занятиеПрактика: подведение итогов учебного года, анкетирования участников, планы наследующий учебный год.
Методическое обеспечение программы
№п/п
Тема программы(раздел)
Формаорганизациизанятия
Методы иприемы
Дидактический материал,техническоеоснащение
Формаподведенияитогов
1
Вводное занятие.Правила техникибезопасности
Беседа, рассказ
Информационнорецептивная
Спорт.зал,лавки
Дискуссия
2
История развитияборьбы самбо
Беседа, рассказ
Информационнорецептивная
Спорт.зал,лавки
Лекция
3
Стойки, передвиженияи захваты самбиста.Подготовительныеупражнения
Групповые ииндивидуальные
Рассказ, показ
Спорт.зал,спорт. одежда(куртка самбо),борцовскийковер,утяжеленныемячи
Самостоятельнаяработа
4
Краткий рассказ оморально-волевыхкачествах самбиста
Групповые ииндивидуальные
Рассказ
Спорт.зал,спорт. одежда(куртка самбо),борцовскийковер,утяжеленныемячи
Дискуссия
5
Само-страховка истраховка соперника
Групповые ииндивидуальные
Рассказ, показ
Самостоятельнаяработа
6
Удержания в партере
Групповые ииндивидуальные
Рассказ, показ
Самостоятельнаяработа
7
Броски назад
Групповые ииндивидуальные
Рассказ, показ
Самостоятельнаяработа
8
Броски вперед
Групповые ииндивидуальные
Рассказ, показ
Самостоятельнаработа
9
Спортивноразвивающие игры
Групповые
Рассказ, показ
Спорт.зал,спорт. одежда(куртка самбо),борцовскийковер
Внутригруппвоые соревнования
10
Показательныевыступления
Групповые ииндивидуальные
Показ
Спорт.зал,спорт. одежда(куртка самбо),борцовскийковер
Показательныевыступления
11
Итоговое занятие
Беседа, рассказ
Информационнорецептивная
Спорт.зал,лавки
Дискуссия
12
Участие всоревнованиях,конкурсах и др.мероприятиях разныхуровней
Групповые ииндивидуальные
Показ
Спорт.зал,спорт. одежда(куртка самбо),борцовскийковер
Участие вконкурсах,соревнованиях ивыступления напраздниках
Материально-техническое обеспечение программыДля реализации дополнительной образовательной программы "Самбо" необходимы:(спортивный зал;(оборудование (борцовский ковер, маты)(спортивный инвентарь (утяжеленные мячи)Список литературы для педагога1. Борьба самбо: Справочник / Автор-составитель Е. М. Чумаков.- Москва.Физкультура и спорт, 1985.2. Борьба самбо. Правила соревнований. – Москва. Физкультура и спорт, 1981.3. Крупник Е.Я. "БОЕВЫЕ СЛОНЫ" или игровой способ изучения приемовсамозащиты. Москва, 1997.4. Рудман Д. Л. Самбо. (Азбука спорта). - Москва. Физкультура и спорт, 1979.5. Рудман Д. Л. Самбо. Техника борьбы лежа. Защита. – Москва. Физкультура испорт, 1983.6. Рудман Д. Л. Самбо. Техника борьбы лежа. Нападение. – Москва. Физкультура испорт, 1982.7. Харлампиев А. А. Система самбо. – Москва. ФАИР-ПРЕСС, 2004.8. Чумаков Е. М. Сто уроков борьбы самбо. – Москва. Физкультура и спорт, 1977.9. Чумаков Е. М. Тактика борца-самбиста. – Москва. Физкультура и спорт, 1976.10. Чумаков Е. М. Физическая подготовка борца. – Москва. РГАФК, 1996.10Приложение 1.Примерное тематическое планирование"Самбо" (на 272 часа)

Тема
Кол-во часов
1.
Вводное занятие. Правила техники безопасности
1
2.
История развития борьбы самбо
1
3.
История развития борьбы самбо
1
4.
История развития борьбы самбо
1
5.
История развития борьбы самбо
1
6.
История развития борьбы самбо
1
7.
История развития борьбы самбо
1
8.
Стойки, передвижения и захваты самбиста. Подготовительные упражнения
1
9.
Стойки, передвижения и захваты самбиста. Подготовительные упражнения
1
10.
Стойки, передвижения и захваты самбиста. Подготовительные упражнения(практика)
54
11.
Беседа о морально-волевых качествах самбиста
1
12.
Беседа о морально-волевых качествах самбиста
1
13.
Само-страховка и страховка соперника
11
14.
Само-страховка и страховка соперника
1
15.
Само-страховка и страховка соперника
1
16.
Само-страховка и страховка соперника
1
17.
Само-страховка и страховка соперника (практика)
40
18.
Удержания в партере
1
19.
Удержания в партере
7
20.
Удержания в партере (практика)
62
21.
Броски назад
1
22.
Броски назад
1
23.
Броски назад (практика)
40
24.
Броски вперед
1
25.
Броски вперед
1
26.
Броски вперед (практика)
92
27.
Спортивно-развивающие игры
1
28.
Спортивно-развивающие игры
1
29.
Спортивно-развивающие игры
1
30.
Спортивно-развивающие игры
1
31.
Спортивно-развивающие игры (практика)
30
32.
Показательные выступления (практика)
2
33.
Участие в соревнованиях, конкурсах и др. мероприятиях разных уровней
21
34.
Участие в соревнованиях, конкурсах и др. мероприятиях разных уровней
1
35.
Участие в соревнованиях, конкурсах и др. мероприятиях разных уровней(практика)
24
36.
Итоговое занятие
1
ВСЕГО
408
12
Методическое обеспечение программы
1.Дидактические материалы:
- Картотека упражнений по Самбо.
- Плакаты освоения технических приёмов.
- Правила судейства в Самбо.
- Положение о соревнованиях по Самбо.
2. Методические рекомендации:
- Как выполнять упражнения.
- Как тренироваться.
- Когда тренироваться.
- Предостережения.
- Формы выполнения упражнения.
- Тренировочный темп.
- Начальные отягощения.
- Адаптация к тренировкам.
- Наращивание нагрузки.
Материально - техническое обеспечение.
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный борцовский ковер.
2. тренажёрный зал, который снабжён тренажёрами, гантелями, грифами, блинами, гимнастическими скакалками, гирями.
3. Журналы и справочники, а также фото.
13
Список литературы для педагогов:
1. Вейдер Дж. Строительство тела по системе Дж. Вейдера. - М.: ФиС, 1991.
2. Воробьёв А.Н., Сорокин Ю.Ш. Анатомия силы, Т.: ФИС, 1980.
3. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников, М.: Просвещение, 1991
4. Гусев И.Е. Полный курс бодибилдинга от начинающих до профессионалов/ МН.: Харвест,2003.
5. Кофман Л.Б. Настольная книга для учителя М: ФиС, 1998.
6. Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов – М., 2001.
7. Моногаров Д.В. О фазовом характере физической работоспособности и чередовании процессов утомления и восстановления, М.: Просвещение,1986г.
8. Матвеева А.П., Петров Т.В. Программа для общеобразовательных учреждений по физической культуре М: Дрофа,2002.
9. Турчинский В. Взрывная философия - М.: АСТ. СПб, АСТРЕЛЬ –2006.
10. Юровский С.Ю. Атлетизм – дома, М.: Советский спорт, 1989.
11.Интернет источники:

http://методкабинет.рф/

Список литературы для обучающихся и родителей:
1. Журнал Мир Самбо № 4 2009 г.
2. Журнал Сила и Красота № 4; № 5 1995 г.
3. Журнал Сила и Красота № 2; № 7 1996 г.
4. Журнал Сила и Красота № 1; № 2; № 3 1997г.
5. Журнал Сила и Красота № 1; № 2 1998г.
6. Журнал Сила и Красота № 6; № 7 1999г.
7. Журнал Сила и Красота № 2; № 3 2000г.
8. Журнал Сила и Красота № 4; № 5; № 6 2001 г.
9. Журнал Сила и Красота № 3; № 5 2002 г.
10. Журнал Сила и Красота № 2; № 4 2003 г.
11. Журнал Сила и Красота № 1; № 2; № 3 2004 г.
12. Журнал Сила и Красота № 2; № 3; № 5 2005 г.
13. Журнал Сила и Красота №1; № 3 2006 г.
14. Журнал Сила и Красота № 1; № 2; № 3 2007 г.