Публикации Лекция: «Теория обучения младших школьников».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лекция: «Теория обучения младших школьников».
Автор: Дворянинова Татьяна Анатольевна

Лекция: «Теория обучения младших школьников».Сущность обучения отражается в его законах или закономерностях. Законом в дидактике можно считать внутреннюю, существенную связь явлений обучения, которая обуславливает их необходимое проявление и развитие.Таким образом, обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, направленный на формирование у школьников знаний, умений и навыков, на развитие мыш ления и способности к творчеству, на воспитание личностных качествОбучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования.Обучение отражает все существенные свойства педагогического процесса:двусторонность;направленность на гармоническое развитие личности;единство содержательной и процессуальной сторон.И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, П.И. Пидкасистый и другие выделяют следующие особенности процесса обучения:1.Обучение есть специфический процесс познания, управляемый педагогом.2.В процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности, т.е. учении.3.Обучение всегда осуществляется в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе.4.Обучение как целостный педагогический процесс связано с движением. Оно имеет задачную структуру: от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному знанию1.Обучение – это двусторонний процесс, в котором взаимодействуют педагоги и воспитанники, т.е. осуществляется процесс преподавания и учения.Преподавание – это деятельность по руководству усвоением содержания образования и формирования качеств личности ученика.Учение – это система познавательных и практических действий школьников, обеспечивающих усвоение ими содержания образования. Основой обучения следует считать не преподавание, а учение. В обучении ученик не только усваивает определенное содержание, но и развивается и воспитывается.Современные дидакты (Ю.К. Бабанский, С.П. Баранов, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер) дают различные определения обучения. И.ЯЛернер: обучение – это процесс передачи старшим поколением и усвоение подрастающим поколением социального опыта. С.ПБаранов: обучение – это специально организованная познавательная деятельность, направленная на ускорение индивидуаль- но-психического развития учащихся и усвоение ими закономерностей окружающего мира. Процесс познания имеет следующие этапы: живое созерцание, абстрактное мышление, практика. Процесс обучения включает в себя восприятие, осмысление, применение знаний на практике. Ю.КБабанский: обучение – это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития.Таким образом, обучение можно представить как:средство передачи и усвоения социального опыта (знаний, способов деятельности, морально-этических норм и правил, традиций, обычаев и т.п.), вид общественной деятельности, имеющий конкретно-исторический характер;целенаправленный, планомерно организуемый процесс;двусторонний процесс (обучение – это преподавание и уче-ние);процесс познания.Движущими силами процесса обучения являются противоречия.Структуру процесса обучения составляют следующие компоненты:целевой (цель и задачи обучения);стимулирующе-мотивационный (интересы, мотивы);содержательный (содержание образования);организационно-деятельностный (формы и методы обучения);оценочно-результативный (результаты обучения).Зак оны про це сса о б уче ния проявляются внутри педагогического явления как устойчивые связи и зависимости:между целью, средствами и результатами обучения;между содержанием обучения, его задачами и возможностямиучащихся;– между методами, формами организации обучения, целями (задачами) и содержанием образования;–между результатами обучения и собственной активностью учащихся;–между обучением и развитием;–между процессами обучения и воспитания.Закономерность процесса об учения трактуется либо как проявление законов, часто неосознанных и четко не сформулированных, либо как общие проявления упорядоченности развития, как совокупное действие многих законов.Что же касается проявления закономерностей, то их очень много и они чаще всего отражают эмпирически установленные зависимости.По мнению И.Я. Лернера, все закономерности можно разделить на две группы:–закономерности, присущие любому процессу обучения вне зависимости от того, где и когда он осуществляется;–закономерности, зависящие от конкретного преподавателя. Ю.К. Бабанский делит все закономерности на: закономерности, лежащие вне процесса обучения;закономерности, лежащие внутри процесса обучения, т.е. связи между компонентами процесса обучения2.Основными компонентами процесса обучения Ю.К. Бабанский считает:цель и задачи обучения (целевой компонент);содержание образования (содержательный компонент);формы и методы обучения (организационно-деятельностный компонент);результаты обучения (оценочно-результативный компонент)3. Основные законы и закономерности процесса обучения находятсвое воплощение в принципах обучения.Принципы обучения – это исходное положение о способах достижения дидактических целей с учетом законов и закономерностей учебного процесса. Принципы обучения – категория историческая. Разработкой дидактических принципов занимались еще педагоги прошлого: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.Я.А. Коменский разработал систему принципов, на которых должен строиться воспитательный процесс, назвав их основополагающими. Основным принципом является, по его мнению, принцип природосообразности. Затем к проблеме принципов обращались такие педагоги, как И.Г. Песталоцци и А. Дистервег. Они выделили принципы воспитания ребенка в целом.В отечественной педагогике К.Д. Ушинский сформулировал следующие принципы:воспитательный характер обучения;систематичность, доступность, посильность обучения;прочность знаний;сознательность и активность в обучении;учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;– наглядность обучения.По мере развития науки и совершенствования практики выявляются новые законы процесса обучения и на их основе разрабатываются новые принципы. Вопрос о соотношении закономерностей и принципов обучения окончательно не решен. Следует заметить, что дидактические принципы нельзя определить однозначно и навсегда. Меняется общество, меняются требования к подготовке детей, принципы имеют конкретно-исторический характер и тесно связаны с законами и закономерностями.В современной теории обучения наиболее распространенной является следующая система принципов:принцип учета индивидуальных особенностей учащихся;принцип воспитательного характера обучения;принцип наглядности;принцип прочности;принцип систематичности и последовательности;принцип доступности и посильности;принцип сознательности и активности;принцип связи обучения с жизнью;принцип научности.Принципы обучения являются универсальными для всех учебных предметов. Они тесно связаны между собой и выступают в учебном процессе в единстве.На каждом конкретном уроке реализуется вся система принципов, однако среди них выделяются ведущие принципы (в зависимости от типа урока, его задач и содержания). Например, на уроке изучения новых знаний ведущим может быть принцип научности, на уроке закрепления - принцип прочности или связи обучения с жизнью и т.д.Основные, или общедидактические принципы являются исходными положениями для любого типа обучения. Однако каждая авторская педагогическая система имеет и специальные принципы (например, принципы модальности, вариативности и т.д. в модульном обучении).Требования каждого принципа обучения реализуются на практике через совокупность правил. Правила обучения – это нормативные предписания по реализации требований того или иного принципа.