Публикации Лекция: «Современные образовательные системы начальной школы».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лекция: «Современные образовательные системы начальной школы».
Автор: Дворянинова Татьяна Анатольевна

Лекция: «Современные образовательные системы начальной школы».Концепция современной дидактической системы составляет совокупность элементов, образующих единую цельную структуру и служащих достижению целей обучения. Описание системы сводится к характеристике целей, содержания образования, дидактических процессов, методов, средств, форм и принципов обучения.Обобщая богатство имеющихся дидактических концепций, следует выделить традиционную, педоцентрическую и современную системы дидактики.В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя. Её составляют дидактические концепции таких педагогов, как Я.А. Коменский, И. Песталлоци, И. Гербарт.В педоцентрической концепции главная роль в обучении отводится учению – деятельности ребенка. В основе этого подхода лежат теории периода реформ в педагогике начала ХХ в. (Д. Дьюи, Г. Кершенштейнер, В. Лаи).Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны – преподавание и учение – составляют деятельность обучения, а их дидактическое отношение является предметом дидактики. Современную концепцию обучения создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов), гуманистическая психология обучения (К. Роджерс), когнитивная психология (Дж. Брунер), педагогическая технология, педагогические взгляды группы учителей-новаторов 80-х гг. в России (В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, И.С. Ильина и др.).В современной начальной школе реализуются различные дидактические концепции или их элементы: концепция усвоения социального опыта, теория содержательного обобщения В.В. Давыдова, теория активизации учения Т.И. Шамовой, теория индивидуализации обучения И.Э. Унт, теория личностно-(индивиду- ально)-ориентированного обучения С.П. Баранова, Е.В. Бондаревской, Д.Г. Левитеса, А.В. Петровского, И.С. Якиманской, концепция развивающего обучения Л.В. Занкова, теория оптимизации обучения Ю.К. Бабанского и др.2. Начальное образование в современной России более полно представлено тремя системами, базирующимися на традиционной системе обучения, а также на теориях, разработанных отечественными учеными Л.С. Выготским, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым. Все системы направлены на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся. В последние годы внимание общественности все чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми связывается возможность принципиальных изменений в школе. Краткая история изучения развивающего обучения представлена в табл. 11.В начале XX в. в психологической литературе активно обсуждался вопрос о соотношении развития и обучения. Позиция американского психолога Э. Торндайка: процессы развития и обучения – это тождественные процессы. Позиция швейцарского психолога Ж. Пиаже: обучение и развитие - два различных процесса. Развитие идет по своим законам, и обучение не может оказать на развитие существенного влияния. При обучении ребенка мы должны ориентироваться на этап его развития. Обучение должно слегка запаздывать. Позиция выдающегося отечественного психологагуманиста Л.С. Выготского: возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка.Точка зрения Л.С. Выготского опирается на теорию о двух уровнях развития ребенка:1.Зона актуального развития (сегодняшний день). Она нахо-дит свое выражение в решении таких интеллектуальных задач, которые ребенок в данный момент выполняет без помощи взрослого.2.Зона ближайшего развития. Она свидетельствует о тех процессах психики ребенка, которые только созревают. Это завтрашний день ребенка. Ребенок сам справиться с заданиями не может, он делает это в сотрудничестве со взрослым. По убеждению Л.С. Выготского, педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития.При традиционном обучении, к сожалению, конечным результатом является овладение знаниями, умениями и навыками, а развитие рассматривается как побочный результат, хотя и желательный.Ученый-педагог Г.К. Селевко дает следующие характеристики развивающего обучения:1.Под развивающим обучением понимается новый, активнодеятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объясни- тельно-иллюстративному способу (типу).2.Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития ребенка, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.3.Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.4.Ребенок является полноценным субъектом деятельности.5.Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.6.Развивающее обучение осуществляется в зоне ближайшего развития ребенка.7.Содержание развивающего обучения дидактически построено в логике теоретического мышления: ведущая роль теоретических, содержательных обобщений, дедукция, содержательная рефлексия и т.д.8.Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребенок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.9.Развивающее обучение осуществляется путем решения учебных задач1.Одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающего обучения была предпринята Л.В. Занковым и его соратниками в 50 – 60- х гг. XX в.Другая группа ученых, основываясь на результатах ряда исследований, осуществленных в 60 - 80-е гг. под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, разработала другой вариант развивающего обучения, используя несколько иной подход.С 80-х гг. работы по созданию и реализации обеих систем были развернуты в полной мере. В настоящее время в начальной школе действуют три равноправные системы развивающего обучения: традиционная, система Л.В. Занкова и система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, внутри которых разработано множество подсистем.