Публикации Лекция: «Современные подходы к воспитанию».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Лекция: «Современные подходы к воспитанию».
Автор: Дворянинова Татьяна Анатольевна

Лекция: «Современные подходы к воспитанию».Подход – это ориентация учителя или руководителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.Избирая ту или иную ориентацию, педагог убежден в том, что она способствует достижению успеха в его работе. Чаще всего воспитательная деятельность педагога строится на основе не одного, а нескольких подходов. Вместе они составляют стратегию воспитательной деятельности и обуславливают выбор тактики действий в конкретной ситуации и в определенный промежуток времени. Необходимо подчеркнуть, что из всего диапазона подходов, применяемых в деятельности, одна ориентация является приоритетной (доминирующей). Благодаря ей формируется качественное своеобразие почерка педагога в организации воспитательной работы.Большинство ученых утверждают, что подход является комплексным педагогическим средством и включает в свой состав три основных компонента:– основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования воспитательной практики;принципы как исходные положения или главные правила осуществления воспитательной деятельности;приемы и методы построения процесса воспитания.Системные представления о процессах и явлениях в природе и обществе существуют с древних времен. Их возникновение и развитие связано с именами таких известных философов и ученых,как Аристотель, Платон, Б. Спиноза, И. Кант, Г. Гегель, В. Шеллинг, К. Маркс, Ф. Энгельс, Ч. Дарвин, Д.И. Менделеев, А.А. Богданов, Л.С. Выготский и др. Однако признанным научным направлением системный подход стал лишь в конце 40-х – начале 50-х гг. ХХ в. Его основателем считают австрийского биолога Л. фон Берталанфи, который впервые изложил основные положения общей теории систем.Теория воспитательных систем как самостоятельное научное направление в педагогике появилась в начале 90-х гг. ХХ в.Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Основные понятия подхода.Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.В практике воспитательной деятельности педагоги учебного заведения занимаются проектированием и построением воспитательной системы.Воспитательная система – совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как воспитательные цели; люди, их реализующие в процессе целенаправленной деятельности; отношения, возникающие между ее участниками; освоенная среда и управленческая деятельность по обеспечению жизнедеятельности воспитательной системы (Е.С. Рапацевич). Наряду с данными понятиями в терминологическую составляющую системного подхода входят такие понятия, как системность, компонент, элемент, структура, связь, системообразующий фактор и др.Принципами, раскрывающими суть системного подхода, являются принцип целостности, принцип коммуникативности (связи), принцип структурности, принцип управляемости и целенаправленности, принцип развития.К методам системного подхода относят системный анализ, системный синтез и моделирование. Системный анализ – это комплекс взаимосвязанных приемов и процедур исследования и конструирования сложных объектов и процессов. Системный синтез заключается в осуществлении интеграции системных представлений об одном и том же объекте, полученных при различных «срезах» с этого объекта. Моделирование – метод познавательной и практической деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса, получить и использовать новую информацию о настоящем и будущем состоянии, о закономерностях и тенденциях функционирования и развития процесса воспитания. Моделироваться может образ выпускника школы, сама воспитательная система школы и т.д. Моделирование осуществляется коллективно на основе диагностики, с учетом целей, организационных, технологических и ресурсных возможностей.Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка.Становление деятельностного подхода в педагогике тесно связано с появлением и развитием данного подхода в психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев). Сущность деятельностного подхода в воспитании означает организацию и управление целенаправленной учебно-воспитательной деятельностью ученика в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника.Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.Педагогическое взаимодействие – личностный контакт воспитателя и воспитанников, случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимное изменение их поведения, деятельности, отношений, установок.Смыслосозидающая деятельность – обнаружение и построение смыслов своего бытия, значения своих действий, поступков, тех или иных видов деятельности, осознание и эмоциональное восприятие.Субъект – носитель предметно-практической активности и познания, осуществляющий изменение в других людях и в самом себе. В психологии субъект деятельности – индивид, способный ее освоить и творчески преобразовать; субъект своей жизни – индивид, способный планировать, выстраивать, оценивать свои поступки, действия, стратегию и тактику своей жизни.Специфическими принципами деятельностного подхода являются:принцип субъектности воспитания;принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;принцип учета сензитивных периодов развития;принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности и др.Наиболее адекватными методами воспитания в аспекте данного подхода являются методы самоанализа, самооценки, самоконтроля, коллективные единые требования, коллективное соревнование, игра и т.п.Большой вклад в разработку теоретических и методических ос-нов личностно-ориентированного подхода в воспитательной деятельности внесли Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека или группы, уникальное сочетание в них единичных, особенных и общих черт, отличающее их от других индивидов и человеческих общностей.Личность – постоянно изменяющееся системное качество, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.Самоактуализированная личность – человек, осознанно и активно реали-зующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои возможности и способности.К основным понятиям подхода также относятся самовыражение, Я-концепция, выбор, педагогическая поддержка и др.Принципы личностно-ориентированного подхода:принцип самоактуализации;принцип индивидуальности;принцип субъектности;принцип выбора;принцип творчества и успеха;принцип доверия и поддержки.По мнению Е.В. Бондаревской, технологический арсенал данного подхода составляют методы диалога, игры, рефлексивные методы и приемы, педагогическая поддержка, создание ситуаций выбора и успеха, диагностические методы.Помимо названных исследователями выделяются также следующие подходы к воспитанию: культурологический, аксиологический, комплексный, антропологический, синергетический и др.