Публикации Самостоятельная работа учащихся в классе и дома.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Самостоятельная работа учащихся в классе и дома.
Автор: Малышева Светлана Владимировна

Самостоятельная работа учащихся в классе и дома.Воспитание самостоятельности следует начинать с первых же шагов воспитания человека.Самостоятельную работу учащихся мы рассматриваем, во- первых, как неотъемлемую часть процесса обучения, без которой немыслимо сознательно и прочно усваивать знания, во-вторых, как исключительно важное воспитательное средство, закладывающее в ребенке качества, необходимые будущему ученику средней школыСамостоятельная работа ученика заключается в том, что он действиям предпосылает мыслительный процесс, охватывающий эти действия в целом или по частям, выполняет их и в состоянии выразить полученный результат в словесной форме. Например, при обучении чтению одни ученики показанное учителем слово или слог называют раньше, а другие позже. Это значит, что последние ещё не усвоили буквы или составление слов из них, у них не возникает в сознании слог или слово, и они, отставая, повторяют за другими, а не читают самостоятельно.Самостоятельно работать ученика учит учитель. Руководящая роль его при этом заключается в том, что он создает условия, заставляющие ребенка думать, делать и проверять сделанное. Ошибка некоторых учителей заключается в том, что они постоянно за своих учеников думают, обильным количеством наводящих вопросов и подсказыванием приводят к тому, что они не привыкают самостоятельно мыслить и надеются всегда на учителя.Ведущая роль в процессе воспитания и обучения принадлежит учителю. Это положение распространяется и на организацию самостоятельной работы учащихся. Именно учитель прививает ученику умения, навыки и привычки самостоятельно работать. Именно учитель воспитывает в учениках понимание того, что без самостоятельной работы над усвоением знаний они никогда ими не овладеют, как бы хорошо ни объяснял учитель.Всякое осознанное детьми положение мы, как правило, закрепляем умением, навыком или привычкой. Когда дети чувствуют, что они овладевают практическими умениями и навыками, это, в свою очередь, способствует более глубокому осознанию необходимости работать самостоятельно.Остановимся прежде всего на том, как мы заботимся о развитии самостоятельности детей в момент проверки домашнего заданий. Возрастные особенности детей 7-11 лет требуют того. Чтобы дети больше упражнялись, делали, а меньше слушали. Поэтому при проверке домашнего задания учитель говорит очень мало, действуют и говорят ученики. Учитель иногда только дает дополнительный вопрос.При изложении любого правила мы требуем от ученика приведение примера. «Правило без примера, что суп без соли»римеры ученики берут сначала из учебника, потом из других источников и придумывают самостоятельно.Руководящую роль учителя при проверке домашних заданий и заключается в том, что он внимательно и напряженно слушает ответ ученика до конца, стараясь максимально его запомнить, а после ответа, если это нужно, делает замечания по содержанию и форме изложенного. Если ученик допустил ошибку, учитель ему напоминает соответствующее место ответа. Если ученик не справляется, учитель обращается к классу. У каждого учителя могут быть свои разумные способы, но важно, чтобы учитель дал возможность ученику изложить свои мысли, не нарушая их хода. Конечно, если ответ совершенно не правильный, то ученика останавливают, или ели требуется поправка, не отвлекавшая мысли ученика от основного, тот учитель вмешивается в ответ говорящего.Для того чтобы домашние задания действительно способствовали сознательному и прочному усвоению знаний, необходимо их строить так, чтобы они прививали ученику умения и навыки самостоятельной работы, развивали сознание в необходимости этой работы, заставляли ученика мыслить, делать и развивали бы умения передавать другим о сделанном.Ошибкой некоторых учителей является то, что они неправильно понимают свою ведущую роль в процессе обучения. Они на уроках очень много времени отнимают ( именно отнимают ) у учащихся для себя. На уроках у таких учителей голоса учеников почти не услышишь..Учитель всё до мельчайших подробностей объясняет, подсказывает, своими вопросами, ставит ученика в очень узкие рамки, постоянно поправляет его. На уроках , где материал безусловно требует рассказа ученика, вопросы учителя постоянно сбивают его речь, и он замолкает. Было бы не беда, если бы такие приемы применялись изредка, но дело в том, что это у некоторых учителей вошло в систему.Чем вызывается данное явление?Некоторые учителя объясняют это желанием сократить время, употребляемое на проверку домашнего задания; другие – неумением учащихся правильно излагать свои мысли, почему и приходиться их все время поправлять. Но когда дети приобретут это умение, если мы не оставляем детям место на уроке, где бы они учились выражать свои мысли: с проверкой домашних заданий спешим, с закреплением нового материала спешим, домашнее задание подробно объясняем сами... И ученики постепенно привыкают больше слушать, получать все в готовом виде, не привыкают думать.Устранение указанных недостатков в процессе обучения зависит в очень значительной мере именно от того, как продумана и спланирована самостоятельная работа учащихся при получении ими домашних заданий и при проверке их выполнения.Большое значение у учеников навыков самостоятельной работы имеет и та часть урока на которой ведется закрепление знаний. В этой части урока должны быть самостоятельные виды работ учащихсяМы не требуем от ученика при первом знакомстве с правилом, с понятием абсолютно полного его понимания; каждое обобщение должно пройти этап самостоятельного осмысления его учеником и проверки на практике. Полным ( и доступным для данного возраста) содержанием понятие наполняется тогда, когда ученик из пассивного словаря переводит в активный словарь.Закрепление знаний - процесс сложный и длительный. В должной мере осознает ученик преподносимые знания не при первом объяснении учителя, а позже, когда не раз столкнется с ними в процессе своей работы, не раз поразмыслит над ними, когда учитель своими замечаниями, короткими объяснениями преподнесет ему эти знания в новом контексте, в новом варианте. Вместе с осмыслением изученного идет и процесс закрепление, а закрепления, в свою очередь, способствует осознанию. Поэтому мы и возвращаем учеников к каждому разделу, правилу, теме до тех пор, пока не убедимся в том, что знания усвоены сознательно и прочно.Возвращаясь к прежнему нужно, не прибегая к объяснению учителя того, что уже раньше объяснялось, а организуя самостоятельную работу учащихся над пройденным материалом.Планируя работу, многие учителя имеют в виду только усвоение детьми содержания учебного предмета, а совершенно необходимо четко себе представлять и планировать и ту часть, которая имеет в виду привития учащимся умений и навыков самостоятельной работы.