Публикации
СТАТСКИЙ СОВЕТНИК И ЕГО ОБЯЗАННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СТАТСКИЙ СОВЕТНИК И ЕГО ОБЯЗАННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Автор: Орлова Наталья Евгеньевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СТАТСКИЙ СОВЕТНИК И ЕГО ОБЯЗАННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Автор: Орлова Наталья Евгеньевна
СТАТСКИЙ СОВЕТНИК И ЕГО ОБЯЗАННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Аннотация. В статье рассматриваются должностные обязанности статского советника в Российской империи. Автор анализирует исторические источники и прослеживает эволюцию этой должности с момента ее создания до ее уничтожения. Особое внимание уделяется роли статских советников в государственном управлении, их влиянию на принятие решений и формирование законодательных актов. В статье также рассматривается социальный статус статских советников, их правовой статус, а также особенности карьерного роста в государственной системе. Автор проводит сравнительный анализ полномочий и обязанностей статских советников с аналогичными должностями в других странах того времени. Исследование включает в себя анализ официальных документов, уставов, писем, мемуаров и других источников, а также проведение интервью с историками и экспертами по данной теме. Результаты исследования помогают лучше понять роль статских советников в административной системе Российской империи и их вклад в развитие государства.
Ключевые слова: Статский советник, Российская империя, государственная служба, гражданский чин, табель о рангах.
Annotation. The article examines the job responsibilities of a state councilor in the Russian Empire. The author analyzes historical sources and traces the evolution of this position from its creation to its abolition. Particular attention is paid to the role of state councilors in public administration, their influence on decision-making and the formation of legislative acts. The article also examines the social status of state councilors, their legal status, as well as the features of career growth in the state system. The author conducts a comparative analysis of the powers and responsibilities of state councilors with similar positions in other countries of that time. The study includes an analysis of official documents, charters, letters, memoirs and other sources, as well as interviews with historians and experts on this topic. The results of the study help to better understand the role of state councilors in the administrative system of the Russian Empire and their contribution to the development of the state.
Keywords: State Councilor, Russian Empire, civil service, civil rank, table of ranks.
Ста́тский сове́тник (от нидерл. staat государство) — гражданский чин 5-го класса в Табели о рангах до 1917 года. Статский советник – это, не определенная должность, связанная с обязанностями, а звание. Это пятый чин в табели о рангах, который до реформы Александра II давал право на потомственное дворянство, а с 1856 года - только на личное. На военной службе это изначально был аналог бригадира, а после упразднения этого звания - что-то между полковником и генерал-майором [4].
Носитель чина статского советника хоть и относился к 1 группе чиновников (тех, кто обладал реальной властью и определял курс развития страны), но среди них был самым низким по рангу. Таковых людей к началу XX века насчитывалось несколько тысяч. На государственной службе они чаще всего занимали должности вице-губернаторов или вице-директоров в центральных департаментах (аналог в современной России - заместитель начальника департамента внутри федерального министерства). Соответственно в зависимости от занимаемой должности менялись и исполняемые обязанности.
В Табели о рангах, учреждённой указом Петра I от 24 января (4 февраля) 1722 года чин статского советника, располагался в 5-м классе гражданских чинов и соответствовал должностям вице-директора департамента, вице-губернатора, председателя казённой палаты, а также военным чинам бригадира и капитан-командора флота[1].
После упразднения в 1796 году военного чина бригадира статский советник занимал промежуточное положение между чинами полковника и генерал-майора. Отголоском этого положения были знаки различия статского советника — одна звезда на погонах со специальным плетением; в армии подобных погон не было, так как чина, равного статскому советнику, там не существовало, и генерал-майоры носили на погонах две звезды.
Обращением к статскому советнику было ваше высокородие. К началу XX века оно оставалось в России уникальным — так обращались только к статскому советнику[5].
В середине XIX века чин статского советника относился к 1-й группе чиновников (с 1-го по 5-й класс), объединявших представителей высшей номенклатуры, определявших курс политики государства. Носители данного чина имели особые привилегии и высокие должностные оклады.
Чин статского советника прекратил существование с 12 (25) ноября 1917 года — даты вступления в силу Декрета об уничтожении сословий и гражданских чинов.
Согласно указу Петра I об учреждении Табели о рангах, все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причислялись потомственно к лучшему старшему дворянству, хотя бы и низкой породы были; причём потомственное дворянство распространялось только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерождённых его детей[7].
По манифесту 11 (23) июня 1845 года чин статского советника давал право на потомственное дворянство при условии, что этот чин присвоен не при выходе в отставку.
Александр II указом от 9 (21) декабря 1856 года лишил статских советников такого права, установив, что по гражданскому ведомству право на потомственное дворянство приобреталось получением чина 4-го класса (действительный статский советник). Лица, произведённые в статские советники после издания этого указа, получали права личного дворянства.
Для производства в чин статского советника был установлен срок службы в предыдущем чине в 4 года.
Статский советник в Российской империи был высшим должностным лицом в государственной службе. Его обязанности и полномочия варьировались в зависимости от конкретного периода и административной реформы. В общем, статский советник имел следующие основные обязанности:
1. Участие в законодательном процессе. Статский советник участвовал в разработке законов, указов, и других нормативных актов, вносил предложения по улучшению законодательства.
2. Управленческая деятельность. Статский советник руководил определенными отраслями государственного аппарата, осуществлял контроль за исполнением государственных политик и программ.
3. Консультирование правительства. Статский советник давал советы и рекомендации по вопросам государственного управления, экономики, социальной политики и другим областям [10].
4. Представительство интересов государства: внешне, статский советник мог представлять интересы государства на международных форумах, в переговорах с другими странами или организациями.
В целом, статские советники играли важную роль в государственном управлении Российской империи, обладая значительной властью и авторитетом. Их профессионализм, опыт и знания содействовали развитию государства и его институтов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андрей Акатович Белых, Антон Леонидович Дмитриев Образование и происхождение: из истории гражданской службы в России в XIX веке // Экономическая политика. 2021. №4. URL: (дата обращения: 07.11.2024).
Барциц И. Н., Краковский К. П. Кадры для царя и государства (XVIII век) // Государственная служба. 2019. Т. 21. № 5. С. 112-118.
Богмацера, Э. В. Становление правовых основ государственной службы в Российской империи XVIII века / Э. В. Богмацера // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (к 300-летию Российской империи): материалы XVIII международной научной конференции, в 2-х частях, Санкт-Петербург, 29–30 апреля 2021 года. Том Часть 1. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. – С. 395-401.
Верхова, Н. Б. Конституционно-правовой анализ некоторых проблем муниципального права в императорской России и в современный период / Н. Б. Верхова // Конституция России и развитие законодательства: Сборник материалов научно-практического круглого стола, посвященного Дню Конституции Российской Федерации, Нижний Новгород, 06 декабря 2019 года. – Нижний Новгород: Нижегородский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2020. – С. 5-8.
Демичев, К. А. Государственная служба в России как хронодискретный институт: к постановке проблемы / К. А. Демичев // Вестник Нижегородского института управления. – 2021. – № 1(59). – С. 6-11.
Иерусалимская, Е. А. Становление института государственной службы в Российской империи / Е. А. Иерусалимская, О. С. Головачева // Развитие научного знания в глобализирующемся мире: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Белгород, 11 декабря 2020 года / Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. – Белгород: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство перспективных научных исследований", 2020. – С. 97-101.
Львов Алексей Витальевич. Формирование чиновничьего аппарата российской империи в XVIII веке (статская служба) // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. 2022. №4 (48). URL: (дата обращения: 07.11.2024).
Новиков, В. В. Государственная (статская) служба в российской империи / В. В. Новиков // Антропный принцип устойчивого развития, социальное государство, урбанизация: диалог мировоззрений : сборник научных трудов по материалам XVI международного симпозиума, Нижний Новгород, 26–27 мая 2021 года. – Нижний Новгород: Нижегородский институт управления – филиал РАНХиГС, 2021. – С. 339-343.
Пашенцев Д. А. Государственные преобразования петровского времени через призму историко-антропологической теории права (к 300-летию провозглашения Российской империи // Вестник МГПУ. Серия Юридические науки. 2021. № 1. С. 27-34.
Старилов Ю.Н. Государственная служба и служебное право: Учебное пособие; Норма - М., 2019. - 290 c.
Аннотация. В статье рассматриваются должностные обязанности статского советника в Российской империи. Автор анализирует исторические источники и прослеживает эволюцию этой должности с момента ее создания до ее уничтожения. Особое внимание уделяется роли статских советников в государственном управлении, их влиянию на принятие решений и формирование законодательных актов. В статье также рассматривается социальный статус статских советников, их правовой статус, а также особенности карьерного роста в государственной системе. Автор проводит сравнительный анализ полномочий и обязанностей статских советников с аналогичными должностями в других странах того времени. Исследование включает в себя анализ официальных документов, уставов, писем, мемуаров и других источников, а также проведение интервью с историками и экспертами по данной теме. Результаты исследования помогают лучше понять роль статских советников в административной системе Российской империи и их вклад в развитие государства.
Ключевые слова: Статский советник, Российская империя, государственная служба, гражданский чин, табель о рангах.
Annotation. The article examines the job responsibilities of a state councilor in the Russian Empire. The author analyzes historical sources and traces the evolution of this position from its creation to its abolition. Particular attention is paid to the role of state councilors in public administration, their influence on decision-making and the formation of legislative acts. The article also examines the social status of state councilors, their legal status, as well as the features of career growth in the state system. The author conducts a comparative analysis of the powers and responsibilities of state councilors with similar positions in other countries of that time. The study includes an analysis of official documents, charters, letters, memoirs and other sources, as well as interviews with historians and experts on this topic. The results of the study help to better understand the role of state councilors in the administrative system of the Russian Empire and their contribution to the development of the state.
Keywords: State Councilor, Russian Empire, civil service, civil rank, table of ranks.
Ста́тский сове́тник (от нидерл. staat государство) — гражданский чин 5-го класса в Табели о рангах до 1917 года. Статский советник – это, не определенная должность, связанная с обязанностями, а звание. Это пятый чин в табели о рангах, который до реформы Александра II давал право на потомственное дворянство, а с 1856 года - только на личное. На военной службе это изначально был аналог бригадира, а после упразднения этого звания - что-то между полковником и генерал-майором [4].
Носитель чина статского советника хоть и относился к 1 группе чиновников (тех, кто обладал реальной властью и определял курс развития страны), но среди них был самым низким по рангу. Таковых людей к началу XX века насчитывалось несколько тысяч. На государственной службе они чаще всего занимали должности вице-губернаторов или вице-директоров в центральных департаментах (аналог в современной России - заместитель начальника департамента внутри федерального министерства). Соответственно в зависимости от занимаемой должности менялись и исполняемые обязанности.
В Табели о рангах, учреждённой указом Петра I от 24 января (4 февраля) 1722 года чин статского советника, располагался в 5-м классе гражданских чинов и соответствовал должностям вице-директора департамента, вице-губернатора, председателя казённой палаты, а также военным чинам бригадира и капитан-командора флота[1].
После упразднения в 1796 году военного чина бригадира статский советник занимал промежуточное положение между чинами полковника и генерал-майора. Отголоском этого положения были знаки различия статского советника — одна звезда на погонах со специальным плетением; в армии подобных погон не было, так как чина, равного статскому советнику, там не существовало, и генерал-майоры носили на погонах две звезды.
Обращением к статскому советнику было ваше высокородие. К началу XX века оно оставалось в России уникальным — так обращались только к статскому советнику[5].
В середине XIX века чин статского советника относился к 1-й группе чиновников (с 1-го по 5-й класс), объединявших представителей высшей номенклатуры, определявших курс политики государства. Носители данного чина имели особые привилегии и высокие должностные оклады.
Чин статского советника прекратил существование с 12 (25) ноября 1917 года — даты вступления в силу Декрета об уничтожении сословий и гражданских чинов.
Согласно указу Петра I об учреждении Табели о рангах, все, получившие 8 первых рангов по статскому или придворному ведомству, причислялись потомственно к лучшему старшему дворянству, хотя бы и низкой породы были; причём потомственное дворянство распространялось только на детей, рождённых уже по получении отцом этого чина; если по получении чина детей у него не родится, он может просить о пожаловании дворянства одному из преждерождённых его детей[7].
По манифесту 11 (23) июня 1845 года чин статского советника давал право на потомственное дворянство при условии, что этот чин присвоен не при выходе в отставку.
Александр II указом от 9 (21) декабря 1856 года лишил статских советников такого права, установив, что по гражданскому ведомству право на потомственное дворянство приобреталось получением чина 4-го класса (действительный статский советник). Лица, произведённые в статские советники после издания этого указа, получали права личного дворянства.
Для производства в чин статского советника был установлен срок службы в предыдущем чине в 4 года.
Статский советник в Российской империи был высшим должностным лицом в государственной службе. Его обязанности и полномочия варьировались в зависимости от конкретного периода и административной реформы. В общем, статский советник имел следующие основные обязанности:
1. Участие в законодательном процессе. Статский советник участвовал в разработке законов, указов, и других нормативных актов, вносил предложения по улучшению законодательства.
2. Управленческая деятельность. Статский советник руководил определенными отраслями государственного аппарата, осуществлял контроль за исполнением государственных политик и программ.
3. Консультирование правительства. Статский советник давал советы и рекомендации по вопросам государственного управления, экономики, социальной политики и другим областям [10].
4. Представительство интересов государства: внешне, статский советник мог представлять интересы государства на международных форумах, в переговорах с другими странами или организациями.
В целом, статские советники играли важную роль в государственном управлении Российской империи, обладая значительной властью и авторитетом. Их профессионализм, опыт и знания содействовали развитию государства и его институтов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андрей Акатович Белых, Антон Леонидович Дмитриев Образование и происхождение: из истории гражданской службы в России в XIX веке // Экономическая политика. 2021. №4. URL: (дата обращения: 07.11.2024).
Барциц И. Н., Краковский К. П. Кадры для царя и государства (XVIII век) // Государственная служба. 2019. Т. 21. № 5. С. 112-118.
Богмацера, Э. В. Становление правовых основ государственной службы в Российской империи XVIII века / Э. В. Богмацера // Государство и право: эволюция, современное состояние, перспективы развития (к 300-летию Российской империи): материалы XVIII международной научной конференции, в 2-х частях, Санкт-Петербург, 29–30 апреля 2021 года. Том Часть 1. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2021. – С. 395-401.
Верхова, Н. Б. Конституционно-правовой анализ некоторых проблем муниципального права в императорской России и в современный период / Н. Б. Верхова // Конституция России и развитие законодательства: Сборник материалов научно-практического круглого стола, посвященного Дню Конституции Российской Федерации, Нижний Новгород, 06 декабря 2019 года. – Нижний Новгород: Нижегородский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2020. – С. 5-8.
Демичев, К. А. Государственная служба в России как хронодискретный институт: к постановке проблемы / К. А. Демичев // Вестник Нижегородского института управления. – 2021. – № 1(59). – С. 6-11.
Иерусалимская, Е. А. Становление института государственной службы в Российской империи / Е. А. Иерусалимская, О. С. Головачева // Развитие научного знания в глобализирующемся мире: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Белгород, 11 декабря 2020 года / Под общей редакцией Е.П. Ткачевой. – Белгород: Общество с ограниченной ответственностью "Агентство перспективных научных исследований", 2020. – С. 97-101.
Львов Алексей Витальевич. Формирование чиновничьего аппарата российской империи в XVIII веке (статская служба) // Вестник МГПУ. Серия: Юридические науки. 2022. №4 (48). URL: (дата обращения: 07.11.2024).
Новиков, В. В. Государственная (статская) служба в российской империи / В. В. Новиков // Антропный принцип устойчивого развития, социальное государство, урбанизация: диалог мировоззрений : сборник научных трудов по материалам XVI международного симпозиума, Нижний Новгород, 26–27 мая 2021 года. – Нижний Новгород: Нижегородский институт управления – филиал РАНХиГС, 2021. – С. 339-343.
Пашенцев Д. А. Государственные преобразования петровского времени через призму историко-антропологической теории права (к 300-летию провозглашения Российской империи // Вестник МГПУ. Серия Юридические науки. 2021. № 1. С. 27-34.
Старилов Ю.Н. Государственная служба и служебное право: Учебное пособие; Норма - М., 2019. - 290 c.