Публикации Использование сказки в обучении английскому языку в младших классах.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование сказки в обучении английскому языку в младших классах.
Автор: Прозорова Ольга Васильевна

Прозорова Ольга Васильевнаучитель английского языкаГБОУ СОШ №204 с углубленным изучением финского и английского языков Центрального районаСанкт - Петербурга Использование сказки в обучении английскому языку в младших классах.«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами». В. Сухомлинский. Иностранный язык является предметом, который предполагает овладение коммуникативной компетенцией, не находясь в стране изучаемого языка. Важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроках и во внеурочной деятельности. Сказка оказывает воздействие на эмоциональное состояние обучающихся: снижает тревогу и негативные проявления, вызывает чувство сопереживания, создает атмосферу увлеченности и радости [7]. Особенности сказки. Особенности сказки выделяет Светлана Александровна Флеер в своей статье «Этот удивительный мир сказок» [8]. 1.Сказка информативна.  Сказка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит школьников воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Сказка, по мнению С.А. Флеер, увлекает добром, обучающиеся с желанием делятся своими мыслями, стараются слушать других, развиваются и творят. Анализируя и комментируя поступки героев сказки, ученик рассуждает о своей жизни, о способах преодоления трудностей. К. Арьиоки считает, что каждая сказка, каким бы фантастическим содержанием она ни наполнялась, рисует реалистичные картины народной жизни. За приключениями сказочных героев встают человеческие судьбы, сказочные конфликты передают сложные человеческие отношения. Неназойливо автор сказки говорит со слушателями о трудном выборе честного пути, о горечи одиночества и радости дружбы, об искренности и доверии как основе мира и счастья на земле. В сказке обучающиеся сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, но высота проявлений, нравственный смысл остаются «взрослыми», подлинными [1, 90-95]. 2.Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, обучающиеся преодолевают самоограничения и тем самым дополняют, изменяют и обогащают свою жизнь. 3.Сказка феерична.  Обращаясь к сказкам, учитель может использовать различные куклы, костюмы, музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности. 4.Сказка эмоциональна.  В процессе занятий каждый обучающийся накапливает положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет. Л.М. Гудкова пишет, что форма сказки, компактная, емкая, и манера изложения сказки, неназидательная, чтение сопровождается часто улыбкой рассказчика, что позволяет передать не только наиболее характерные качества человека, но и выхватить самые глубинные, самые скрытые его черты и в общедоступной форме для любого слушателя или читателя показать, что хорошо, а что плохо [3, 8]. Английский методист Сара Филипс советует: «Если вы хотите, чтобы сказка понравилась детям, не читайте её, а рассказывайте». 5.Сказка мудра. С помощью сказочных историй можно передать школьникам способы и алгоритмы выхода из проблемной ситуации. С.А. Флеер утверждает, что обучающиеся, слушая сказку и ощущая существование фантастического героя как реальное, сочувствуют ему и переживают то, что описано в сказке. Способность к сопереживанию и воображению рождает самостоятельную творческую деятельность детей, фантазию.Занятия по английскому языку с использованием сказок предполагают развитие творческих способностей обучающихся, что проявляется в оформлении сказок с помощью рисунков, в выполнении творческих упражнений по сказкам, в разучивании стихов, в игровой деятельности, чтении по ролям, прослушивании песен и стихов, постановке сценок. Сказка – это всегда ненавязчивое воспитание, поэтому занятия внеурочной деятельности имеют огромный воспитательный потенциал. В лучших своих образах она открывает школьникам мир, суть человеческих отношений, нюансы человеческих чувств – доброты, уважения, сочувствия, товарищества, справедливости, отзывчивости, взаимопонимания, и тем самым несет в себе богатый нравственный потенциал [3, 22]. C раннего детства, конечно же, известны всеми любимые русские народные сказки, такие как «Колобок», «Теремок», «Репка» и многие другие. Сюжеты, герои, фразы и выражения этих сказок запомнились школьникам, из сказок они получают первые представления об окружающем мире.Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, З.Г. Залеева считают, что сказка может стать одним из мощнейших средств обучения английскому, так как сама по себе подразумевает в себе игры, творчество, театр.С помощью сказки и разнообразных видов активности обучающиеся осваивают английскую лексику и фразы так же, как и осваивают родной язык – то есть, при помощи беспереводного метода. Занятия по английскому языку с использованием сказок включают в себя приёмы следующих современных технологий: 1.Total Physical Response (полное физическое реагирование) – метод, разработанный американским психологом Джеймсом Ашером и занимающий лидирующую позицию в обучении английскому языку дошкольников и младших школьников. Джеймс Ашер выделяет основную идею метода: прежде, чем начать говорить на родном языке, дети большую часть времени проводят, слушая взрослых и реагируя на их команды. Такой принцип овладения языком в движении переносится и на иностранные языки – учитель не просто произносит то или иное слово на английском, но и изображает его жестами, учитель даёт обучающимся команды, одновременно изображая эти самые команды, добиваясь физической реакции («Stand up! Sit down! Give me the ball, please!»). По мнению психологов, данный метод подразумевает одновременную работу обеих полушарий мозга – правое полушарие, отвечающее за образное мышление, подключается в процесс овладения языком через движения и наглядные материалы. На занятиях осуществляется повторение и одновременное физическое изображение каждого предложения сказки. 2.Нарративный подход. Этот подход также является одним из способов реализации беспереводного метода. Нарративный подход, разработке которого уделяли внимание многие психологи: Л.С. Выготский, М. Уайт, Дж. Брунер (от англ. «narration» – рассказ, пересказ), заключается в работе с всевозможными иллюстрированными книжками, историями, сказками на занятиях по иностранному языку. Также этот подход называется «Storytelling» и иногда – театрализованным чтением. Смысл заключается в следующем: при помощи всевозможных иллюстраций, реквизита, многократных повторений главных слов и выражений сказки, учитель доносит смысл этой истории обучающимся без использования родного языка. Технологию метода «сторителлинг» разработал Дэвид Армстронг, который считает, что рассказанные истории интереснее и увлекательнее, чем сами книги.
  • Мастер-класс.
  • Коллективный процесс создания креативных поделок может быть активно использован не просто как отличное мероприятие для развития творческого потенциала обучающихся, но и эффективным способом овладения иностранным языком. Мастер-класс занимает отдельное место на занятиях «Читая сказки»: обучающиеся готовят кукол-персонажей сказки из бумаги, картона, пластилина и начинают театрализовывать сказку, оттачивать реплики героев уже при помощи изготовленных кукол. Это способствует качественному освоению языка.
  • Арт-технология.
  • К арт- технологиям относится использование средств иллюстративной наглядности, просмотр видеофильмов, прослушивание музыкальных произведений, создание рисунков и коллажей, разучивание стихов, рифмовок, песен, художественное сочинение, инсценирование, исполнение различных ролей в диалогах, ролевых играх. Необходимо отметить, что использование арт-технологий способствует развитию креативности обучающихся, восстанавливает их внутренние силы, стимулирует интерес, ускоряет темп интеллектуального развития, способствует положительному эмоциональному настрою.Примеры использования метода полного физического реагирования при работе над сказками на примере сказки «Репка».Сказка рассказывается детям на английском языке с помощью сказочных декораций и презентации.Для сказки приготовлены персонажи на карточках, репка из пластилина, необходимые декорации из пластилина или картона (огород с грядками, домик). Этапы работы:
  • Учитель представляет сказку детям на английском языке, рассказывая её с помощью приготовленных декораций, сопровождая рассказ движениями. 
  • Закрепление «сказочной» лексики с помощью повторения тех же движений учащимися. Можно использовать разные упражнения, например:
  • Игра «Повтори за мной».Учитель знакомит учащихся со сказочным героем. Это может быть игрушка, кукла или интерактивный персонаж.«Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня к нам на занятие пришла мышка, которая научит вас новым словам. Скажите, из какой сказки эта мышка?»Учитель с помощью сказочного персонажа знакомит детей с новыми словами в движении. Учащиеся повторяют за персонажем движения, необходимые для понимания сказки. Движения соответствуют значению слов.Plant – посадитьGrow - растиCall - зватьPull - тянутьPull up – вытянуть
  • Повторение сказки учителем. Просмотр презентации сказки и прослушивание чтение диктором.
  • Желающие ученики помогают учителю рассказывать сказку.
  • Все обучающиеся делятся на группы и создают свои декорации для сказки. Это может быть пластилиновый театр, кукольный театр, сказка в рисунках.
  • После выполнения всех декораций, происходят репетиции сказки.
  • Каждая группа представляет свою сказку на английском языке. 
  • Младшим школьникам на занятиях требуется частая смена деятельности, поэтому задания с применением метода полного физического реагирования можно включать как в самостоятельные упражнения, так и в качестве физкультминуток. Они позволят снять напряжение, снизить уровень стресса, преодолеть языковой барьер и сделать занятия интересными и запоминающимися.Таким образом, благодаря сказке обучающимся становится легче изучать английский язык, через творчество, в процессе общения друг с другом. Английский язык позволяет проникнуть в увлекательный сюжет сказки. Сценарии занятий, творческие задания, элементы соревнования и театрального действия сразу привлекают внимание школьников. Процесс изучения английского языка становится увлекательным, желанным, обучающиеся идут на такие занятия с целью нового поиска знаний, а это формирует положительное отношение к учебно-воспитательному процессу.Список источников и литературы.1.Арьиоки К. Способы активизации учащихся младшего возраста на занятиях по английскому языку // Раннее обучение английскому языку: теория и практика. – СПб.: 2004. – С. 90-952. Баландина М.О. Методика использования сказки в обучении английскому языку на младшей и средней ступенях обучения. [Электронный ресурс] // 3.Гудкова Л.М. Стихи и сказки на уроках английского языка в начальной школе. – М.: 2005. – С. 8-854.Морозова Ю.Н. Сказка на уроках английского языка для младших школьников. [Электронный ресурс] // 5.Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка. Методическое пособие. – М.: 2004. – С. 12-996.Седельникова Л.М., Зиман Л.Я. Англоязычная литературная сказка: Учебное пособие. – М.: 2009. – С. 18-767.Ткачёва Л.А. Английский в мире сказок. Драматизация сказки как средство развития УУД во внеурочной деятельности младших школьников. [Электронный ресурс] // 8.Флеер С.А. Этот удивительный мир сказок. [Электронный ресурс]//