Публикации Совершенствование мотивации персонала в дошкольном образовательном учреждении

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Совершенствование мотивации персонала в дошкольном образовательном учреждении
Автор: Морозова Елена Николаевна

Совершенствование мотивации персонала в дошкольном образовательном учреждении.Автор: Руководитель структурного подразделения МБОУ СОШ № 25 им. И.А. Копылова ГОЩВ статье говорится о наиболее оптимальных методах мотивации персонала ДОУ, которые должны способствовать повышению эффективности труда работников.   В современном мире мотивация труда играет немаловажную роль, так как правильное проведение политики мотивации труда среди персонала, обеспечивает как минимум улучшение качества труда работников и возможное повышение производительности труда.  Любой руководитель, желающий добиться эффективной деятельности своих подчиненных, должен помнить о необходимости мотивации педагогического коллектива. Знание мотивов деятельности коллектива позволяет осуществлять процесс жизнедеятельности детского дошкольного учреждения более качественно и сбалансировано, с учетом интересов всех членов трудового процесса и непосредственно воспитанников детского дошкольного учреждения.Ключевые слова: мотивация, персонал, эффективность труда, дошкольное образовательное учреждение.Вся система управления организацией строится на стремлении к достижению поставленных целей, а для этого нужна слаженная работа, сотрудничество руководящих органов и рядовых сотрудников, которые достигаются за счёт эффективной мотивации персонала.От степени заинтересованности в выполнении своих обязанностей зависит, прежде всего, производительность труда. Именно система управления отвечает за то, чтобы трудовая деятельность персонала была максимально эффективна для данной организации в конкретных условиях. При этом основным инструментом служит мотивация сотрудников.       Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования стимулов к труду.      Мотивация – мощный рычаг управления.  Мотивация есть внутреннее состояние, которое побуждает, направляет и сохраняет у человека стремление достичь определенной цели.Вообще, вся деятельность не только персонала ДОУ, но и каждого человека, обусловлена реально существующими потребностями. Люди стремятся или чего-то достичь, или чего-то избежать. В узком содержании «мотивированная деятельность» - это свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение целей, реализацию интересов. В мотивированной деятельности работник сам определяет меру действий в зависимости от внутренних побуждений и условий внешней среды.Профессиональная мотивация – это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) с помощью трудовой деятельности.Таким образом, мотивация персонала ДОУ – важнейший фактор результативности его работы, и в этом качестве она составляет основу трудового потенциала каждого работника, то есть всей совокупности свойств, которые влияют на его трудовую деятельность.Мотивация персонала, как одна из важнейших функций управления, в современных условиях, должна стать рычагом для  наиболее  эффективного  достижения  поставленных   высоких целей. Именно поэтому, сегодня, руководителю ДОУ, необходимо определить наиболее оптимальные  методы мотивации персонала для  успешного решения   намеченных   задач.            Руководитель, как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализма своих педагогов и призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы. Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни – необходимое условие модернизации системы образования.    На фоне повышенного внимания к этой проблеме особую актуальность приобретает вопрос об устойчивой мотивации персонала образовательного учреждения. Именно поэтому необходимо определить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в ДОУ лучших сотрудников и пополнения образовательного учреждения новым поколением педагогов, способным работать в кризисных условиях.     Важно побудить педагогических работников к продуктивной деятельности, создавая условия для удовлетворения их мотивов и потребностей.       Использование приемов мотивирования  в ДОУ должно быть комплексным, сочетающим методы административного, экономического, социально-психологического воздействия. Только такая комплексность гарантирует эффективность управленческого влияния.Административные методы:- регулярное объявление благодарностей за выполнение общего объема работы;- коллективное обсуждение и внесение изменений в должностные инструкции сотрудников;- предоставление возможности регулярно повышать квалификацию, направление на курсы по перспективным направлениям педагогической деятельности;- привлечение к участию в инновационной деятельности;- поощрение инициатив, самостоятельности;- включение в коллективную деятельность (в составе творческих проблемных групп,- корректное поведение руководителей образовательного учреждения, демонстрация с их стороны поддержки;- привлечение педагогов к коллективному анализу проблем организации.Экономические методы:- предоставление возможности коммерческой деятельности на территории ДОУ (репетиторство, платные кружки);- содействие в участии сотрудников в грантовой деятельности по написанию проектов.Социально-психологические методы:- обобщение опыта работы, сообщение о нем в различных средствах массовой информации- содействие аттестации сотрудников на высокую квалификационную категорию;- регулярная работа над повышением имиджа учреждения в глазах общественности;- тренинговые мероприятий направленных на сплочение педагогического коллектива- перевод на самоконтроль, предоставление большей самостоятельности в действиях;- предоставление доп. Полномочий (совместная разработка над концепцией программы развития ДОУ, внесение предложений по вопросам финансовой политики учреждения, участие в утверждении критериев распределения стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических работников, совместное составление плана воспитательной работы учреждения);- организация внутри учреждения конкурсов профессионального мастерства;- направление на областные конкурсы профессионального мастерства;- рекомендация на присвоение званий;- благодарственные письма, грамоты. Таким образом, для мотивации персонала возможно использование разных способов и средств мотивации. Эффективная система мотивации должна включать и материальные, и нематериальные стимулы, с учётом специфики деятельности персонала, социально-экономических реалий и личностных характеристик.Внедрение предложенных рекомендаций позволит повысить мотивацию персонала, реализовать комплекс условий для проявления активности, инициативности, ответственности сотрудниками образовательного учреждения, создать атмосферу сотрудничества. Это будет способствовать переходу  ДОУ на инновационный путь развития.