Публикации Открытый урок по русскому языку

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Открытый урок по русскому языку
Автор: Елкина Ольга Ивановна

Тема: Звуки и буквы. Закрепление.Тип урока: Урок закрепление и обобщениеЦели:закрепление умений называть различие между звуком и буквой;развитие артикуляционного аппарата, на основе выполнения артикуляционной гимнастики; логического внимания и мышления на основе решения проблемных ситуаций; развитие речи; расширение словарного запаса; воспитание культуры общения в парах и в классном коллективе, повышение интереса к предмету, мотивации к учению и активизации деятельности учащихся через использование ИКТ.Оборудование: компьютер, телевизор, презентация, карточки со словами: “звуки”, “буквы”, “гласные”, “согласные”, “твёрдые”, “мягкие”, “звонкие”, “глухие”, “ударные”, “безударные” «?»; карточки для самооценки.Планируемые результаты:Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать внимание, логическое внимание, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность, осуществлять сотрудничество при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией.Предметные: знают различия звука и буквы, умеют распознавать условные обозначения звуков речи.Регулятивные: формулируют учебную задачу урока; удерживают цель деятельности до получения ее результата; контролируют в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, при необходимости вносят коррективы; оценивают собственную деятельность и деятельность партнеров; способны к мобилизации волевых усилий.Коммуникативные: характеризуют качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду); характеризуют существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводят доказательства истинности проведенной классификации;Познавательные: классифицируют объекты (объединять в группы по существенному признаку); строят логическую цепочку рассуждений, устанавливают причинно-следственные связи.Ход урока1. Орг. момент. (Слайд 1)Учитель: -Динь, динь, динь……- У нас сегодня на уроке русского языка присутствуют гости, повернитесь и поприветствуйте! (Доброе утро!)— Друзья, посмотрите друг на друга, и пожелайте успеха!2. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности. (Слайд №2) Учитель: - Прочитайте девиз нашего урока: Грамоте учиться, Всегда пригодится.— Как вы понимаете его значение? (Грамотный человек всегда и во всем добивается успеха, поэтому грамоте нужно учиться обязательно!) (Слайд №3)Учитель: - На наш урок пришли сказочные герои: лисичка – сестричка и волк – зубами – щёлк. Они собирают себе в команды учеников. Лисичка очень умная, хитрая, смекалистая и имеет высшее образование, а волк глупый, ленивый, не знает никаких правил. Он выскочка, недисциплинированный и неорганизованный.Интересно, сколько ребят попадёт к Лисе умной, а сколько к Волку. А мы узнаем это по результатам вашей работы в конце урока. Свою работу во время урока вы будете оценивать на листах самооценки. Артикуляционная гимнастика.Учитель: --Лисичка – предлагает вам выполнить артикуляционную гимнастику. Сначала слушаем, затем повторяем.СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.ОС-ОС-ОС – на поляне много ос.ША-ША-ША – мама моет малыша.ШУ-ШУ-ШУ – я люблю лапшу.Молодцы! 3.Формирование учебной проблемы.Учитель: Ребята, вы уже знаете, что каждый день мы с вами попадаем в мир звуков. Их так много, что перечислить все просто невозможно. Звуки бывают тихие и громкие, нежные и пугающие, приятные и настораживающие. Как вы думаете, дети, какие звуки приятно слышать человеку, а какие его раздражают и пугают? (Ответы детей) Очень часто люди пытаются изобразить услышанный ими звук, используя при этом разные звуки человеческой речи.     Давайте и мы сделаем это.— Как шипит змея? ш — ш – ш             — Как рычит тигр?      р — р – р               — Как жужжит жук? ж- ж- ж— Что мы сейчас делали? (Произносили звуки.) А как звуки обозначить на письме? (Звуки обозначаются буквами). 4. Формулирование темы и целей урока.Учитель: — Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (О звуках и буквах)А если мы уже знаем что-то о звуках и буквах, как мы сформулируем тему нашего урока? («Повторение. Звуки и буквы».)Слайд № 4Какую цель мы поставим? (Закрепить умения различать звуки и буквы).Чтобы достичь цели, какие задачи мы перед собой поставим? (Быть внимательными, сообразительными, ………..)5. Формирования первоначальных предметных навыков.Учитель: Я тетрадочку открою и как надо положу ……….Минутка чистописания (буквы на доске)Учитель: Назовите буквы: Я Ё Ю И Е А Г, какая буква лишняя? - Почему? Запишите в тетрадь эту букву, заглавную и строчную. Г г Гг всю строчку.- Пишите красиво! - А теперь на следующей строке маленькими строчными буквами напишем слоги под диктовку: га го гу ги гы ге гё гю- Прочитайте предложение.( На доске) Гуси громко гогочут на лугу.— Из чего состоят слова устной речи? (из звуков)— Из чего состоят слова письменной речи? (из букв)- Запишите предложение в тетрадь. Подчеркните орфограммы.Какую орфограмму подчеркнули? ЧУВывод: — Чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем) — Что такое буква? (Знак для обозначения звука)Самооценка на листах самооценки.Словарная работа Учитель: Отгадайте загадки и запишите отгадки.Верхняя одежда, которую надевают на платье или костюм ( пальто)Заворчал живой замок, Лёг у двери поперёк. (собака) Это слово надо собрать из слогов СЕ ЛО ВЕ (весело)Обозначьте ударение, подчеркните безударную гласную.Взаимопроверка (Слова открыть на доске)Самооценка на листах самооценки.Задание 1. Разделите слова на слоги.Задание 2. Какое слово лишнее? Пальто. Почему?В слове ПАЛЬТО букв больше, чем звуков.Почему? (мягкий знак звука не обозначает)А какую функцию выполняет Ь в этом слове?Задание 3. Придумаем предложение со словом ВЕСЕЛО. Дети весело играют. Запишем предложение с комментированием.6. Работа по теме урока.Учитель: Рассмотрите условные звуковые обозначения слов и записи этих слов буквами. Слова: книга [к ни г а], коньки [к а нки], ёж [й о ш], — Что показывают квадратные скобки? (звуковую запись слова)Давайте сравним кол-во букв и звуков в каждом слове. (В слове КНИГА- 5 букв и 5 звуков)- Охарактеризуйте каждый звук в слове КНИГА.-Теперь сравним кол-во букв и звуков в слове КОНЬКИ, ЁЖ.Вывод: количество букв и звуков всегда совпадает в словах? (Нет, потому что: - Ь и Ъ – звуков не обозначают;- Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков.Создание проблемной ситуации:  Слайд № 5Учитель: Определите, верно ли Волк решил языковые задачи. Прочитайте , что говорит волк. Обсудите в паре. — Что вы выяснили? (Волк неправильно определил количество звуков и букв в словах) Почему, как вы думаете? (Волк не знает, что буква Ь звука не обозначает, а буква я в слове яма обозначает 2 звука)Дети пишут слова и звуковую запись в тетради. Один ученик у доски.Самооценка на листах самооценки.Физминутка. Слайд № 6Самостоятельная работа. Слайд № 7 Проверьте по образцу. Слайд № 8Самооценка на листах самооценки.Творческая работа по учебнику.Учитель: А сейчас поработаем по учебнику . Откройте по закладке стр. 50. Найдите Упр. № 8. Прочитайте задание. Выполним задание в тетрадиФронтальный опросСамооценка на листах самооценки.7. Итог урока. Работа в группе. Итак ребята подводим итог урока. О чём шла речь на уроке? ( о звуках и буквах)Выставляю на магнитную доску карточки со словами “звуки” и “буквы”. Учащиеся читают слова на карточках. - Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим)— Какими бывают звуки речи? (Гласные и согласные).На магнитной доске под карточкой “звуки” появляются карточки со словами “согласные” и “гласные"— Какими бывают гласные звуки? (Ударными и безударными)Соответствующие значки дети выставляют на магнитной доске. —  Теперь давайте выясним какие бывают согласные звуки? (Глухие и звонкие, твёрдые и мягкие)Соответствующие значки выставляются на магнитной доске. В результате этой работы на магнитной доске появляется следующая схема:      Буквы                                                 Звуки                                      Гласные                                    согласные                Ударные       безударные                 глухие          звонкие                                                                                           твердые           мягкие-Что мы повторяли, составляя данную таблицу? (буквы и звуки)Молодцы . Садитесь за парты.— Оцените свою работу на уроке на оценочных листах. Посчитайте свои плюсики.— А теперь давайте посмотрим, в команду какого сказочного героя вы попадаете: у кого 4-5 к умной Лисе. У кого 3 и меньше, тот попадает в команду Волка.— Наши герои прощаются с вами. Даже Волку понравилось, как вы занимались на уроке. Глядя на вас, он решил взяться за ум и начнет учится. Ему тоже хочется стать таким целеустремленным, находчивым и грамотным как и вы, ребята. Слайд № 9 МОЛОДЦЫ Рефлексия урока Слайд № 10Лист самооценки.Ф.И._____________________________Лист самооценки.Ф.И._____________________________