Публикации "Социальная ответственность и этика в деятельности государственного органа власти"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Социальная ответственность и этика в деятельности государственного органа власти"
Автор: Коваленко Татьяна Александровна

ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК РЕГУЛЯТОР ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯВ статье рассмотрены особенности этической составляющей деятельности государственных служащих Российской Федерации. Важно понимать, что на данном этапе становления общества государственная служба должна учитывать нравственные аспекты управленческой деятельности для полноценного функционирования государственной системы. Ключевые слова: этика; государственная служба; муниципальная служба; государственное управление; муниципальное управление; взаимодействие органов власти The article considers the features of the ethical component of the activities of civil servants of the Russian Federation. It is important to understand that at this stage of the formation of society, the civil service must take into account the moral aspects off managerial activity for the full functioning of the state system. Keywords: ethics; public service; municipal service; public administration; municipal government; interaction of authorities В современном мире в каждой сфере деятельности задействованы этические аспекты. Независимо от социального статуса, жизненных обстоятельств, человек должен оставаться человеком и соблюдать общепринятые принципы и нормы общества. Этика не только отражает истинную мораль, но и устанавливает основу человеческим ценностям, которыми человек будет руководствоваться в течение своей жизни. Высокие темы развития общества – одна из специфических черт современности. Как и ранее, сейчас актуальной задачей государства остается осуществление большинства новых крупных программ развития всех сфер общества. Безусловно, возрастают важность и значимость функций всех ветвей государственной власти, огромное внимание уделяется задачам управляющей системы. Именно эти факторы вызывают необходимость повышения качества нравственного этического поведения современных государственных служащих [1]. Актуальность темы высока, так как государственные и муниципальные служащие имеют тесную взаимосвязь с гражданами, и вполне логично, что этика является важным элементом данной профессии. Иммануил Кант сформулировал нравственный императив следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели, и никогда – только как к средству». В формулировании определения государственной и муниципальной службы «заложен нравственный императив», который определяет службу государству и обществу как основу профессиональной деятельности чиновников [2]. Государственные и муниципальные служащие являются не обычными специалистами или работниками, а связующим звеном между государством и населением. Следовательно, поведение государственного и муниципального служащего, его отношение к народу, его общая и внутренняя культура, внешний вид и речевой этикет определяют не только его личный авторитет, но и авторитет власти, с которой он ассоциируется у населения. Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ), именно поэтому нравственность государственных служащих имеет особое значение. Важно помнить, что устойчивость власти в условиях демократии практически в полной мере зависит от поддержки ее со стороны населения, от доверия людей к власти. Взаимоотношения власти и народа являются одним из ключевых аспектов функционирования любого государства. Взаимоотношения могут быть как позитивными, так и негативными и зависят от того, как власть взаимодействует с населением и как население воспринимает власть. Взаимоотношения власти и народа основаны на принципах демократии. Важно, чтобы власть и народ стремились к сотрудничеству и диалогу, чтобы находить компромиссы и решать проблемы в интересах общества в целом. Если население доверяет государственным органам и их представителям, то это способствует укреплению стабильности и безопасности в стране, повышению качества жизни людей, развитию экономики и укреплению международного авторитета страны. Этика в государственной службе играет важную роль в обеспечении правового государства и повышении доверия населения к государственным органам. Административная этика охватывает ряд вопросов, связанных с оценкой целей, мотивов, общества и отдельных граждан в управлении. Чаще всего возникающие здесь проблемы этического воспитания прямо связаны с анализом отношений в системе «власть – общество – человек», основу которых должны составлять общепринятые моральные нормы. Служебная деятельность государственного и муниципального служащего основывается на многих профессиональных принципах, таких как принцип служения государству и обществу, принцип законности, принцип политической нейтральности. Этика управления включает в себя такие принципы, как честность, прозрачность, уважение к правам и свободам граждан, справедливость и эффективность. Государственные и муниципальные служащие должны придерживаться этих принципов в своей работе и принимать решения, которые будут способствовать благополучию общества в целом. Каждый человек, имеющий власть, должен понимать ценность морально-этических основ в государственной службе. Нравственные принципы являются системой общих правил, которые, в свою очередь, регулируют взаимоотношения служащих между собой в процессе их совместной деятельности, направленной на создание надлежащего климата в обществе и государстве [3]. В отличие от других видов профессиональной этики, важность знания этических норм для государственных и муниципальных служб объясняется как важностью задач и проблем, которые решает государственная власть, так и общественной ролью, которую выполняют органы власти в жизни любого государства. Важность этики в государственной службе связана с необходимостью защиты интересов государства и населения, а также с уважением к правам и свободам граждан. Государственные служащие должны соблюдать закон и этические нормы при принятии решений, общении с гражданами и коллегами, использовании ресурсов и информации. Существует несколько способов, которые могут помочь повысить доверие общества к государственным органам с помощью этики: 1. Соблюдение принципов этики в работе государственных служащих. Государственные служащие должны соблюдать высокие моральные и этические стандарты, чтобы показать свою преданность и ответственность перед общество. Это может включать в себя честность, прозрачность, уважение к правам и свободам граждан, ответственность и т. д. 2. Улучшение доступности информации. Государственные органы должны обеспечивать доступность информации для всех граждан, чтобы они могли получить необходимую информацию о деятельности государственных органов и принимаемых ими решениях. Это поможет повысить прозрачность и доверие к государственным органам. 3. Участие общественности. Государственные органы могут привлекать общественность к своей деятельности, чтобы получить обратную связь и учесть мнение общественности при принятии решений. Это поможет повысить доверие к государственным органам и показать их готовность слушать граждан. 4. Развитие системы контроля и надзора. Государственные органы должны создавать системы контроля и надзора, чтобы обеспечить эффективность и честность своей деятельности. Это поможет предотвратить коррупцию и неэффективность и повысить доверие к государственным органам. Использование этики в работе государственных органов и служащих может помочь укрепить доверие общества к государственным органам, что, в свою очередь, способствует развитию демократии и улучшению качества жизни граждан. В настоящее же время можно увидеть существенные изменения в шкале ценностей как населения, так и государственных и муниципальных служащих. В сфере управления это выражается в ослаблении социальных ценностей и усилении индивидуально-ориентированных норм. Поэтому современным служащим важно в своей деятельности помнить и придерживаться традиционных норм морали, так как соблюдение этических принципов государственными и муниципальными служащими позволяет установить доверительные отношения между властью и населением, повысить эффективность деятельности управленцев, а также предотвратить коррупционные проявления [4]. Правительству необходимо обеспечить обучение и поддержку государственных и муниципальных служащих в сфере этики, а также создать механизмы контроля за их деятельностью для обеспечения соблюдения этических принципов в государственном и муниципальном управлении. Соблюдение нравственных принципов является непременным условием служебной деятельности, выражая существо требований к нравственному содержанию как всего института государственного управления, так и работы каждого чиновника. Нарушение этих принципов влечет проявление бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности [5]. В целом этика государственного и муниципального управления является важным инструментом для поддержания доверия между властью и населением, а также для обеспечения эффективного и справедливого управления. Кроме того, этика в государственной службе способствует профессиональному развитию государственных служащих и повышению качества работы государственных органов. Государственные служащие должны постоянно совершенствовать свои знания и навыки, соблюдать профессиональные стандарты и нормы, а также уважать права и свободы других людей. Список литературы 1. Еремина О. С. Роль нравственности в служебной деятельности государственного и муниципального служащего // Университетские чтения – 2015: материалы научно-методических чтений ПГЛУ. 2015. С. 67–71. 2. Ионова А. И. Этика и культура государственного управления: учеб. пособие. М.: РАГС, 2005. 3. Кабашов С. Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления. М.: «Дело» АНХ, 2009. 259 с. 4. Еремина О. С. Нравственные аспекты деятельности современных государственных и муниципальных служащих // Университетские чтения – 2014: материалы научно-методических чтений ПГЛУ / ответственный редактор З. А. Заврумов. 2014. С. 138–144. 5. Бурмыкина И. В. Социально-технологическая культура государственных и муниципальных служащих // Социология власти. 2007. № 6. С. 83–87.