Публикации Доклад на тему: «Практика вовлечения родителей в образовательный процесс»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад на тему: «Практика вовлечения родителей в образовательный процесс»
Автор: Елена Александровна Варламова

Доклад на тему:«Практика вовлечения родителей в образовательный процесс»МБОУ Сасовская СОШ № 106,подготовила учитель начальных классовВарламова Е А2023 год Новые стандарты увеличивают роль семьи и родителей в образовательном процессе. Семья выступает, во-первых, в роли субъекта воспитательного процесса, влияя на формирование личности ребёнка, его образовательных потребностей, во-вторых, в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов. Процесс образования и воспитания будет успешным, если усилия учителя и родителей будут объединены. Тогда будет результат. Но как этого добиться? Одним из способов решения этой проблемы в условиях введения ФГОС является информационное сопровождение и просвещение родителей. Работа учителя в этом направлении должна быть системной. Хочу поделиться своим опытом организации работы с родителями. На своём опыте и из опыта других учителей я поняла, что проблема отношений с родителями – одна из самых сложных.Зачастую, отправив ребёнка в школу, родители самоустраняются от участия в процессе обучения и воспитания.Думаю, можно выделить этому несколько причин:
  • нехватка времени;
  • «старое» отношение к учёбе;
  • низкий уровень семейного воспитания;
  • несоответствие требований родителей и возможностей детей.
  • Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. В работе с родителями учитель должен руководствоваться одним из основных правил взаимодействия – уважением. Родители должны видеть в классном руководителе человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации. В настоящее школы активно предпринимают попытки вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс, но активности родителей явно не наблюдается. Многие по-прежнему видят свое участие в школьной жизни собственного чада в отсиживании на пресловутом родительском собрании .Такая система взаимоотношений «семья-школа» не может не огорчать.Для того, чтобы родители стали активными участниками учебно-воспитательного процесса, я решила действовать в разных направления. Постепенно сложилась целая система взаимодействия учителя и родителей. Направления работы с родителями:
  • Проводить систематически родительские собрания.
  • Приглашать на собрания преподавателей-предметников.
  • По просьбе родителей приглашать психолога и представителей администрации школы.
  • Привлекать к сотрудничеству родителей всех учеников класса.
  • Проводить индивидуальные беседы с родителями по мере необходимости и их просьбе.
  • Систематически встречаться с родителями детей группы риска.
  • Проводить консультации.
  • Задачи работы с родителями:
  • Постоянное информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния, развития ребёнка.
  • Просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей, систематическое, разностороннее педагогическое просвещение родителей;
  • Знакомство педагога с организацией и методами семейного воспитания;
  • Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
  • Задача учителя постоянно поддерживать интерес родителей к школьной жизни детей.Какие же формы могут использоваться для работы с родителями? Свою работу с родителями начинаю с анкетирования .Где я узнаю о семье, о том, чем они занимаются дома совместно с детьми, чему учат их. Выясняю, какие традиции существуют в семье, какие обязанности есть у ребёнка по дому. Узнаю, как родители развивают способности своих детей, а именно, в какие кружки и секции их водят, на протяжении какого времени. Из этих встреч у меня складывается первичное представление о том, какую роль в жизни родителей играет ребёнок, сколько внимания уделяют они своим детям, насколько совпадают их интересы, и, наконец, насколько хорошо знают и адекватно оценивают своих детей родители. Познакомившись с семьями, составляю социальный паспорт класса (), намечаю для себя цели и задачи работы с коллективом в целом и с каждой семьёй в частности. Мы традиционно совместно проводим различные мероприятия, конкурсы, праздники (), в организации и проведении которых нам помогают родители. К таким праздникам относятся: (это не все праздники)
  • «День Знаний» (1 сентября);
  • «Конкурс поделок из природных материалов» (3-4 неделя сентября);
  • «Посвящение в первоклассники» (первая неделя октября);
  • «Новый год» (последняя неделя декабря);
  • «8 Марта»;
  • «Прощание с начальной школой».
  • Родители спонсируют эти праздники (покупают сувениры, сладости, напитки для Сладкого стола). Помогают в подготовке костюмов и декораций. Оказывают помощь при разработке и репетиции сценария. Готовят конкурсы. Делают фотографии и проводят видеосъёмку. Это помогает родителям окунуться в атмосферу школьной жизни, лучше узнать своих детей и познакомится с их школьными друзьями. Со своими учениками мы – посещаем музеи, , выставки, ездим на экскурсии.. Обязательно с нами в поездки отправляются родители, которые помогают организовать детей, следят вместе со мной за дисциплиной и самочувствием ребят в автобусе, делают фотоснимки. Такая работа помогает родителям почувствовать ответственность. И, кроме этого, они видят, чем живут дети, какие новые впечатления получают. Это помогает родителям лучше понять детей и учителя, сблизиться с детьми, найти общие интересы. Наличие в семьях  доступ в интернет позволяет общаться с родителями по вотцап Таким образом, они могут предупредить меня о пропуске ребёнком школы по той или иной причине (например, внезапно заболел, или пришлось срочно уехать). Таким же образом родители могут задать возникшие у них вопросы. Например, получше узнать о предстоящей экскурсии, поездке, празднике. Кроме того, если ребёнок болеет, родители могут через интернет получить от меня рекомендации по объяснению пропущенной новой темы, о заданиях, которые необходимо проработать с ребёнком. На вотцап сбрасываю детские работы по изо и технологии. Диктанты, контрольные работы, карточки. Наряду с новыми формами основной, всё же, остаётся форма родительских собраний и консультаций.
  • отчет по учебной работе;
  • отчет по внеклассной работе
  • разное
  • Выступаю в основном я, но когда мы переходим на обсуждение каких то вопросов, родители активно выступают предлагая решение данных вопросов. НИКОГДА не обсуждаю успехи и неудачи каждого учащегося. В начале говорю об общих тенденциях, а потом об успеваемости по каждому предмету. Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет нашего класса выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитывается предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета – один год, но, если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия. Начиная работу в классе, классный руководитель предупредил родителей о том, что побыть в роли члена родительского комитета должен каждый родитель; поэтому родительский комитет ежегодно будет обновляться. Очень важным является тот факт, что работа в родительском комитете каждого родителя позволит ему понять те проблемы, которые стоят перед классным руководителем, и активно участвовать в их решении.Родительский комитет класса обязан:
  • помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
  • вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
  • влиять на формирование культуры родительского общения;
  • быть посредником между семьей, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;
  • Родительский комитет имеет право:
  • активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
  • помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;
  • посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
  • присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
  • высказывать свое мнение о проводимых в классе мероприятиях;
  • В течение всего учебного года родители имеют возможность обратиться за индивидуальной консультацией. В процессе таких встреч разъясняю им проблемы ребёнка, совместно ищем наиболее продуктивные пути решения возникших проблем. По необходимости подбираю упражнения и задания для работы ребёнка с родителем дома. Подбираю памятки и составляю рекомендации для работы с ребёнком по мере необходимости. Все консультации оформляются в отдельную тетрадь. Итак, в своей работе с родителями я использую различные формы, что позволяет мне повысить активность родителей, помочь им в организации учебно-воспитательного процесса своих детей. Однако, в моей работе встречались и трудности. К сожалению, существует группа пассивных родителей, которых мало интересует жизнь их детей вне дома. Некоторые молодые родители не хотят принимать доброжелательные рекомендации и пожелания учителей, воспринимают их как посягательство на их личную жизнь, отсюда возникают проблемы взаимонепонимания. Таким образом, быть родителями – длительный и нелёгкий процесс. Информирование родителей о жизни детей в школе, их участие в мероприятиях, в жизни школы и класса, применение новых форм работы с родителями активизирует воспитательные умения, но кроме этого необходимо учить молодых родителей переосмысливать свои стереотипы их установки, развивать рефлексию, учить анализировать собственную деятельность.