Публикации
Развитие речи через коммуникативные игры
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи через коммуникативные игры
Автор: Шкодина Оксана Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие речи через коммуникативные игры
Автор: Шкодина Оксана Викторовна
ПРОЕКТ«Развитие речи через коммуникативные игры»Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры в образовательной организации.Практическая работа:АктуальностьВ последнее десятилетие заметно вырос процент детей с различными речевыми нарушениями. В настоящее время одной из важных проблем логопедии являются нарушения речи у детей и, в частности, проблема речевого развития и коммуникативных навыков, коррекция которой имеет важное педагогическое и социальное значение. Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх.Основной смысл коммуникативных игр – развёртывать социально направленные действия, требующие воображения и подкрепляющиеся эмоциональными переживаниями. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками.Коммуникативные игры интересны и актуальны, так как именно они формируют у детей социальные контакты и развивают способность к совместным действиям в бытовых жизненных ситуациях. Их с большим удовольствием и пользой можно использовать на любых занятиях, в повседневной деятельности в детском саду, а также в свободное время в кругу семьи. Эти игры доступны по содержанию и методам проведения и педагогам, и просто взрослым членам семьи дошкольников.Цель: ввести в практическую работу развитие речи через коммуникативные игры.Задачи:Развить компоненты устной речи в различных видах деятельности. Помочь воспитанникам в установлении контактов друг с другом; Создать атмосферу доброжелательности и взаимопомощи; Дать элементарные сведения о культуре общения через игры и упражнения, стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развить умения выражать свои суждения и мнения. Воспитывать социальные навыки. Участники проекта: воспитанники детского сада, учитель-логопед, воспитатели.Приёмы:Наглядные (демонстрация иллюстраций); Словесные (беседа, речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указание); Практические (упражнения, самостоятельные задания, игры). Материал: видео, аудио - материалы, картотеки игр и упражнений ; наглядный материал – презентации, иллюстрации, карточки; технические средства – компьютер, музыкальный центр.Длительность: 1 месяц.Основная часть: Календарно - тематический план на месяц. Модель взаимодействия с другими педагогами. Беседы, чтение, пересказы, дидактические игры, подвижные игры, рисование, лепка, аппликация, пальчиковая гимнастика. Учитель-логопед Коррекция фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи и связной речи. Развитие умения активно пользоваться речью. Формирование речевых навыков, развитие внимания детей к речи. Воспитатель: Формирование необходимых знаний, развитие речи путем накопления, обогащения активизации словаря. Формирование положительных навыков общего и речевого поведения, закрепление навыков пользования активной речью. Методы и приемы на развитие коммуникации Наглядные методы делятся на непосредственные и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения: экскурсии, осмотры помещения. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями через ТСО, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.Словесные методы - чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, сочинение, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал, использование образцов педагога. В словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.К словесным приемам относят речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.Речевой образец— правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо.Объяснение—раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое.Указания — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. Применяется в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры.Продуктивные методы предполагают приёмы: построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает, контролирует, анализирует и комбинирует их всякий раз по-новому.Приёмы могут быть словесными и наглядными. Они пробуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.2 Этап – Практический – познавательный. Особенности речевого развития. Особенности речевого развития детей 5 - 7 лет.Звукопроизношение. Ребенок 5-6 лет способен замечать особенности произношения других детей и некоторые недостатки своей речи. На данном этапе дети обычно готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка. Однако встречаются отдельные недостатки произношения: шипящие не всегда произносятся четко; р заменяется л, л заменяется л'. Наряду с заменами звуков в речи детей наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков в словах со сложной фонетической структурой.Словарный запас. Запас слов у ребенка 5-6 лет увеличивается до 2500-3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В речи ребенка шестого года жизни, как правило, не встречаются пропуски, перестановки слогов и звуков. Исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова (напр., экскаватор). Словарь ребенка 6-7 лет увеличивается до 3000-3500 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов.Грамматический строй речи. У детей 5-6 лет возрастает количество простых распространенных, а также сложных предложений. Ребенок 6-7 лет усваивает основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Встречаются ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков»).Связная речь. Ребенок 5-6 лет способен пересказать сказку, короткие рассказы. Может составить рассказ по картине (по серии картин). В возрасте 6-7 лет у ребенка хорошо развита диалогическая речь и начинает формироваться монологическая речь. Ребенок критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности высказывания. Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения.Перечень методик коммуникативного развития.Наглядные:- демонстрационный картинный материал (картинки на каждую лексическую тему)- раздаточный материал (карточки, картинки, раздаточный материал) - использование интерактивного оборудования (презентации, познавательные фильмы)- наблюдения в природе, быту.Словесные:- вопросно-ответные беседы,- чтение художественной литературы- рассказывание по описанию, по сюжетным картинам, из личного опыта.- заучивание наизусть стихотворений.Практические:- дидактические игры и упражнения,- игры-драматизации,- инсценировки, чтение стихов на праздниках, развлечения.Картотека коммуникативных игр для детей 5-7 лет Волшебный стулЦель игры: повышение самооценки.Дети стоят в кругу, в центре круга - красивый стул. Дети идут по кругу и говорят* «Кто сегодня всех смелей, всех красивей и умней? Появись, покажись, на волшебный стул садись!»Один из детей занимает место на стуле. Каждый из играющих говорит о нем что-то хорошее.Примечание: Важно, чтобы как можно большее число детей посидело на стуле.ВолшебникЦель игры: развитие умения проявлять внимание к сверстникам и к самому себе.Дети сидят на стульях. Ведущий предлагает превратиться всем в добрых волшебников. Волшебник может все: отправить в необыкновенное путешествие, подарить сказочный подарок и т. п.Ведущий задает вопросы:•Если бы вы были волшебниками, что вы подарили бы другу?•Что вы подарили бы самому себе?•Куда отправились бы путешествовать?Примечание: Важно, чтобы дети высказывались по очереди, не перебивая друг друга. Руки-ЗвериЦель игры: развитие умения с помощью тактильных прикосновений устанавливать позитивный контакт с товарищами.Дети сидят на стульях, поставленных в круг. Правая рука каждого лежит на спине у соседа справа. Ведущий говорит: «Ручка наша веселись и в лягушку превратись!»Дети рукой на спине соседа изображают лягушачьи прыжки. Затем ручки превращаются в лисичку, зайчика, волка, воробышка и т. п.Примечание: важно следить, чтобы дети не делали друг другу больно. Упражнение можно выполнять и левой рукой либо двумя руками одновременно.Праздник вежливости Цель игры: обучение навыку проявлять внимание к окружающим, использовать в речи вежливые слова.Ведущий объявляет о начале праздника вежливости и спрашивает детей, знают ли они, что вежливые люди — это люди, которые никогда не забывают благодарить окружающих.Дети передвигаются по комнате, подходят к любому из участников и благодарят его. Например: «Спасибо тебе за то, что ты дал поиграть мне со своей машинкой...»Примечание: необходимо обратить внимание детей на то, что подойти следует как можно к большему числу играющих.Помоги другуЦель игры: развитие партнерских отношений, взаимопомощи, умения работать в команде.Дети делятся на пары. Одному из них завязывают глаза. На полу между двумя стульями расставлены крупные игрушки. Одному ребенку из пары необходимо провести партнера с завязанными глазами от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.Гусеница Цель игры: обучение согласованию своих действий со всеми детьми.Дети становятся цепочкой и кладут руки на плечи друг друга. Таким образом они начинают двигаться по комнате, обходят различные предметы, преодолевают всякого рода препятствия (например, наклоняются и пролезают в «воротики»). Примечание: для детей старше 5 лет игру можно усложнить: между детьми «проложить» мячи и передвигаться по комнате таким способом.Капитан Цель игры: развитие уверенного поведения.Выбирается водящий, который на время покидает игровую комнату. Дети договариваются, кто из них будет капитаном. «Капитан» выполняет различные действия (хлопает в ладоши, приседает и т. п.), все дети точности должны повторять движения за ним. Вернувшийся водящий, внимательно наблюдая за группой, должен угадать, кто же капитанПересядьте все, кто... Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.Дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. «Пересядьте все, кто любит мороженое (плавать в реке, ложиться спать вовремя, убирать игрушки, кататься с горки и т. п.)». Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.Тень Цель игры: развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.Звучит спокойная музыка. Дети разбиваются на пары. Один ребенок - «путник», другой - его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника», который ходит, делает неожиданные повороты и приседания, нагибается, кивает головой, скачет на одной ножке и т. Потом игроки меняются ролями.Заколдованная тропинка Цель игры: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.Один из детей — ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут. Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды - спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.Я хочу с тобой подружитьсяЦель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.Из участников игры выбирается водящий, который произносит слова: «Я хочу подружиться с...», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.Передай настроение Цель игры: развитие умения. распознавать эмоциональное состояние других людей по мимике, позе, жестам.Дети стоят в кругу. Ведущий, наклоняясь к рядом стоящему ребенку, шепотом говорит ему, какое настроение нужно передать веселое, грустное, удивленное и т. п.). Первый участник с помощью мимики и жестов передает эти эмоции следующему, а тот по цепочке — дальше. Когда круг завершен, ведущий спрашивает у последнего игрока, какое настроение он «получил».Пошли письмоЦель игры: развитие наблюдательности, внимания к сверстникам.Играющие стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий - почтальон - в центре круга. Он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо» - он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает руку следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены.Цель почтальона - «перехватить» письмо: то есть увидеть, у кого из детей оно находится.Конспект логопедического занятия по теме "Осень" для детей с ОНР подготовительной к школе группы.Продолжительность: 30 минут.Цели занятия:Коррекционно-образовательная:- учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.Коррекционно-развивающие:- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;- упражнять в образовании множественного числа имен существительных.Коррекционно-воспитательная:- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.Оборудование: сюжетные картины «Осень в городе», «Осень в лесу», «Осень в саду»; предметные картинки с изображением солнца, дождя, листьев, облаков, ветра, пшеницы, овощей, фруктов, ягод, грибов.ВЫВОДЫ: Тема: "Осень" для детей с ОНР подготовительной к школе группы.Логопедическое занятие проводилось на базе ДОЗанятие проводилось в кабинете «Любознайка».Продолжительность: 30 минут. Тема занятия соответствовала плану обучения и воспитания.Цели занятия:Коррекционно-образовательная:- учить детей подбирать признаки к слову «осень» и согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе и падеже.Коррекционно-развивающие:- развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;- уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;- закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;- упражнять в образовании множественного числа имен существительных.Коррекционно-воспитательная:- воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью;- формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа.Занятие проходило в несколько этапов. Положительный психологический настрой был создан в начале занятия. Были использованы следующие материалы: К нам пришло письмо -приглашение. От кого, им надо было по первым звукам прочитать слово (Собака, Овощи, Волк, Арбузы). Дети прочитали слово «СОВА» .Организационный этап начался с беседы об осени. Нужно было посмотреть на картинки и составить рассказ. Этот этап организовал внимание детей над своей речью. Далее проводились игры «Живые звуки», где дети называли по – порядку звуки слова. Далее пошли на прогулку в осенний лес, где называли деревья, грибы, ягоды. Что из грибов и ягод можно приготовить, что созревает в огородах и садах и что из них можно приготовить. Собирали из разрезных картинок рисунок и называли, что получилась, когда собрали. Называли все звуки по порядку и предыдущие и последующие этому звуку. На этапе завершения рисовали кленовый лист по клеточкам только с правой стороны. И последнее задание надо было прочитать слово по первым звукам. На заключительном этапе прошло обсуждение данного занятия. Дети делились впечатлениями, что понравилось на занятии. РЕКОМЕДАЦИИ:Методики по речевому развитиюПлан индивидуальной работыРекомендации для педагогов. Новый звук будет звучать громче, сильней и дольше остальных. Отнеситесь к этому спокойно. Так и должно быть со временем войдет в привычку, и звук станет звучать нормально. Закрепление нового звука везде: на занятиях с логопедом, дома, на улице, в быту, в группе. Если вы возложили обязанность следить за новым звуком только на логопеда, то сформируется так называемый «синдром кабинетной речи». Появляется стереотип: «вижу логопеда – говорю правильно, не вижу логопеда - говорю как удобно». Подбор речевого материала с учетом исключения конфликтующих звуков. «Конфликтующими» звуками могут оказаться практически любые пары: Р – Л, С – З, Т – Ц, Х – Ф, Ж – З. Например, если раньше ребенок вместо Ш говорил С, то после постановки правильного звука Ш ни в коем случае не должно быть слов, где одновременно встречаются оба эти звука. Различение этих звуков в речи включается в отдельный этап и достигается специальными приемами. Ребенок должен произносить новый звук в слогах, словах, предложениях, стихах после примера взрослого. Чтобы новый звук прочно закрепился и вытеснил старое произношение, ребенок не должен допустить ни одной ошибки. Поэтому взрослый должен успевать раньше ребенка показать или подсказать правильный звук. Когда мы поправляем уже неверно произнесенный звук, старое искаженное произношение еще больше закрепляется и задерживает появление правильного звука. Длительное применение такого порочного приема может привести к тому, что ребенку надоест назойливые поправки взрослого, и он откажется произносить требуемый звук. В состоянии голода, утомления, сильных переживаний логопедические занятия с ребенком проводить нельзя. Воспитанник в таком состоянии сам не сможет контролировать новое произношение звука и вернётся к своим старым искажениям в речи. В подобных случаях не нужно приставать к ребенку со звуками, лучше накормите его, успокойте, дайте отдохнуть. Мотивация ребенка: зачем говорить правильно?Очень редко встречаются сознательные дети, которые сами просятся позаниматься с логопедом, но не каждый ребенок это понимает. Поговорите с ребенком и выясните его мечту: что он любит, чем хочет заниматься, когда вырастет, и привяжите целесообразность логопедических занятий к осуществлению его мечтаний. Например, будущая артистка должна выговаривать красиво все звуки, будущий директор должен иметь четкую громкую речь. Необходимо, чтобы ребенок сам пришел к пониманию, насколько это важно и нужно ему самому.Рекомендации для родителей по развитию речи. В тех случаях, когда отклонение в развитии затрудняет ребенку освоение навыков общения, родителям и педагогам приходится тщательно обдумывать подход к решению этой задачи. Необходимо чутко следить за тем, что ребенок научился делать, думать о том, чем ему следует заниматься дальше. Родителям особенно важно знать, какие игры, занятия и ситуации способны подтолкнуть ребенка к общению, и какой вклад в его речевое развитие вносит их собственная речь, их внимание к тому, что он пытается выразить, и их реакция на эти попытки.Занятия по развитию речи, по большей части, могут и должны быть частью обычной повседневной деятельности, естественным дополнением к совместным играм и уходу за ребенком.1. Ожидайте ответа от ребенкаНезависимо от возраста ребенка - будь он младенцем, который только начинает смотреть на ваше лицо, или дошкольником, который учится составлять предложения из отдельных слов - старайтесь всем своим поведением передать ему вашу уверенность в том, что он сможет вам ответить. Дайте ему время. Пока не увидите, что он явно переключился на что-то другое, ждите его ответа. Кроме того, старайтесь предоставить ему время и возможность самому начать общение. Если говорите только вы, если вы всегда берете инициативу на себя, у ребенка просто не будет возможности понять, какой может быть его роль в процессе взаимодействия с другим человеком. Разговаривать с малышом, действительно, очень важно, однако при этом стремитесь вести себя как участник двухстороннего общения, даже в том случае, если ребенок может ответить вам только своим взглядом и вниманием. Чтобы ощутить его реакцию, делайте в разговоре паузы. Ждите. Дайте ему время. Выражайте уверенность в том, что он вам ответит - и он ответит.2. Разговаривайте о том, что интересует ребенка.С новорожденным младенцем можно говорить о чем угодно. Родителям, от природы немногословным, бывает трудно разговаривать с маленьким ребенком, который практически не реагирует на их слова. В этом случае для начала можно просто описывать вслух то, что вы делаете. Не забывайте, что именно вы - главный объект внимания малыша. Когда ребенок начинает концентрировать внимание на окружающих его предметах и их перемещениях, можно выбирать тему для разговора., следя за направлением его взгляда и обращая внимание на те игрушки, которые его интересуют.По мере того, как ребенок будет становиться более активным и начнет проявлять больший интерес к играм, диапазон возможных тем для разговора станет шире. У малыша появятся уже определенные пристрастия, и ионии подскажут вам темы для бесед. До того, как он научится говорить, вы можете познакомить его с названиями предметов, которые ему нравятся. Эти предметы подскажут вам слова, которым вы будете учить малыша.Обсуждайте с ребенком движения и действия, текстуру материалов, цвета и звуки.3. Активному ребенку помогите научиться концентрировать внимание.У маленьких детей часто наблюдается тенденция перепархивать взглядом с предмета на предмет. В этом случае, если вы будете только следовать за ребенком, вам будет трудно сконцентрировать его внимание на смысле и звучании тех слов, которые он должен узнать.Эту задачу можно решить, если каждый день в течении некоторого времени играть с ребенком в специально приготовленном месте, где в поле его зрения будет очень ограниченное число игрушек, и круг возможных занятий будет тоже невелик. Выберите те игрушки и те игры, которые ребенок предпочитает другим и исключите на время все, что может его отвлечь. Элемент свободного выбора останется, если вы предложите ребенку несколько способов игры с одним и тем же предметом.4. Используйте естественное поощрение, возникшее в ходе самого разговора.Старайтесь не говорить: «Молодец!», или «Хорошо говоришь!». Во время обычного разговора так никто не говорит. Лучше в ответ на слова или жесты ребенка покажите ему, что вы его поняли и приняли к сведению то, что он сказал или сделал. Если малыш пока еще только гулит, улыбнитесь ему и ответьте такими же звуками. Если ребенок дает вам игрушку, уделите ей особое внимание и немного поиграйте с ней. Если малыш попросит вас дать ему какую-нибудь вещь, постарайтесь дать ему ее, а если малышу никак нельзя доверять эту вещь, объясните ему, что вы поняли его просьбу, хоть и не можете ее выполнить.Такого рода естественные поощрения, вплетающиеся в разговор, убеждают ребенка в важности и эффективности его попыток вступить в контакт.5. Как побудить ребенка внимательно слушать, смотреть и реагировать на ваши слова или действия.Рассказывайте ребенку о том, что вы в данный момент делаете. Несколько простых фраз, прерываемых паузами, воздействуют на него не меньше, чем целый поток слов. Прежде, чем продолжить разговор, позовите малыша по имени и подождите, пока он на вас посмотрит.Для одних и тех же событий или действий используйте одни и те же слова. Малыш начнет узнавать значения важных для него слов и это станет основой умения выполнять простые указания.Пусть все члены семьи стараются побуждать малыша слушать, смотреть и реагировать на происходящее вокруг.Помещайте в поле зрения ребенка какие-нибудь вещи, чтобы он мог смотреть на них, когда вас рядом нет. Подвесить вещи можно над кроваткой малыша. Наблюдайте за малышом, чтобы понять, на какие именно вещи он смотрит, что его интересует. Подумайте, как вы могли бы привлечь его внимание к себе с помощью этих вещей. Это особенно важно для ребенка постарше, которому трудно сосредоточиться.Настройтесь на медленный, постепенный прогресс. Начните с той ступеньки, на которой в данный момент находится ваш малыш и постарайтесь каждый день или каждую неделю понемногу продвигаться вперед. По возможности уберите все, что отвлекает внимание.3 Этап:Заключительный