Публикации ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА И РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА И РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ.
Автор: Толстых Виктория Вадимовна

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА И РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЕКТНОЙ РАБОТЕ.Этапы разработки и проведения проекта (его структуры)Примерная структура:1. Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.2. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы (мозговой штурм). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.3. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.4. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.5. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.6. Выдвижение новых проблем.Технологией осуществления проекта предусмотрено три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя.Подготовительный этап:1) представление ситуаций, позволяющих выявит одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;2) выдвижение гипотез, решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;3) обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;Основной этап:1) работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающей или опровергающей гипотезу;2) текущий анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач);Заключительный этап:1) защита проектов (презентация результатов);2) оценка результатов, выявление новых проблем;Следует отметить и этап практического использования результатов работы над проектом (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставок и т.д.).Роль учителя в проектной работеВажнейшую роль при организации проектной деятельности выполняет сам учитель. Его деятельность на разных этапах работы меняется.На подготовительном она состоит в том, чтобы инициировать идеи проекта или создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном рамочном планировании. Таким образом, здесь преобладает регулятивно-организационная функция. На этом этапе реализации проекта преподаватель выступает в роли помощника, консультанта по отдельным вопросам, источника дополнительной информации. Существенная роль отводится координации действий между отдельными микрогруппами и участниками проекта. То есть на данном этапе ведущей функцией учителя является консультационно-координирующая. На заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, поскольку учитель принимает участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.Контрольно-оценочная функция учителя заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов.Анализ литературы по данной проблеме позволил выявить несколько способов оценки проектной деятельности учителя. Наиболее интересными являются:- способ оценки, разработанный доктором педагогических наук, проректором Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования И. Чечель;- способ оценки, разработанной доцентом МПГУ П.С. Лернером.И. Чечель предлагает наиболее сложный рейтинговый подход, где выделены и оцениваются 10 критериев на 4-х уровнях (0,5,10,20 баллов). Оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя. И. Чечель выделяет 5 критериев выполнения и 5 критериев защиты проекта, каждый из которых оценивается отдельно.П.С. Лернер оценивает общее влияние исследовательской поисковой деятельности на образовательный процесс. П.С. Лернер предлагает комплексный вариант, интегрирующий объективную часть (коллективное оценивание экспертов-учащихся данного класса) и субъективную часть, формируемую самим учащимся. Проектная работа в большинстве случаев подразумевает и этап применения результатов проектирования: учащиеся делают заключения о возможности применения полученных практических результатов в жизни своего города, страны, а также приходят к формулированию новых проблем.Проектная работа в большинстве случаев подразумевает и этап применения результатов проектирования: учащиеся делают заключения о возможности применения полученных практических результатов в своей жизни, а также приходят к формулированию новых проблем.Преподаватель при общем руководстве проектом должен постоянно уметь «переключаться» от выполнения одной функции к другой или совмещать их. В этом заключается сложность руководства проектом.