Публикации Занятие по развитию математических представлений. Геометрические фигуры

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие по развитию математических представлений. Геометрические фигуры
Автор: Шломина Лариса Алексеевна


НОД
по развитию математических представлений
Подготовила: Шломина Л.А., воспитатель МБДОУ детский сад №4 Светлячок
комбинированного типа г. Почеп
Цель:Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.Задачи:Развивающие:— развивать воображение, любознательность, память и логическое мышление детей;— повышать речевую активность детей;— развивать умение отвечать на вопросы.Воспитательные:— продолжать формировать коммуникативные навыки, умение работать в парах.— формировать умение внимательно слушать воспитателя, отвечать на вопросы;— вызывать эмоциональный отклик.Образовательные:— формировать представления о геометрических фигурах (овале, круге, треугольнике, квадрате).— закреплять умение считать в пределах пяти.Образовательные области:Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие.Форма: поход в кинотеатр (групповая).Методы: беседа, дидактические игры, реализация детского замысла, обьяснение, показ, совместная деятельность педагога и детей, отгадывание загадок.Тенологии: социо-игровая, ТРИЗ, здоровьесберегающая (физминутка).Предварительная работа:Проведение ООД по ознакомлению сравнения предметов на основе составления пар; организация дидактических игр по развитию математических способностей.Материалы и оборудование: билеты – парные карточки с изображениями предметов, графических знаков и линий для обозначения мест в кинотеатре; наборы геометрических фигур – на каждого ребенка. Плакаты с изображением овощей и фруктов. Схематическое изображение животных (зайца, медведя, лисы, совы, белки). Геометрические фигуры для фланелеграфа. Аудиозапись криков о помощи и плеска воды. Наборы пластмассовых цифр (от 1 до 5) – на каждую пару детей. Ёмкость с водой.
Организационная структура ОД
1. Этап. Мотивационный (проблемная ситуация).
Ход занятия.Воспитатель.Тай, тай, налетай.Приглашаю на игру,А названье не скажу.Всех принимаем!Никого не обижаем!Предлагает детям разбиться на пары, ориентируясь на соответствие цветов своей одежды и одежды партнера. Каждый ребенок обосновывает свой выбор. Затем проводится пальчиковая гимнастика.Воспитатель. Встаньте напротив друг друга и поздоровайтесь за руку.Дети. Добрый день! (Поджимают руку, используя все пальцы.) Рад тебя видеть! (Здороваются всеми пальцами, кроме большого.) Наконец-то встретились! (Здороваются только большими пальцами.) Если что-нибудь случится, обращайся. Помогу! (Переставляют указательный и средний пальцы правой руки по левой руке партнера, доходят до шеи, слегка похлопывают друг друга ладонью по плечу.)
Воспитатель. Вы любите сказки? (Ответы детей.)
Сегодня я хочу пригласить вас в кинотеатр, где вы сможете увидеть сказку Весёлые друзья.
2. Этап. Планирование (реализация детского замысла)— Давайте решим, как нам идти.Дети. Парами, дружно, спокойно.Воспитатель. Так не интересно, скучно. Может быть, поскачем на одной ножке, побежим или поползем?Дети предлагают свои варианты, затем выбранным способом перемещаются к расставленным стульям.3. Этап. Деятельностный (деятельность педагога (объяснение, показ), совместная деятельность педагога и детей (речевое развитие).
Воспитатель. Чтобы попасть на представление, надо сначала купить билет.Дети подходят к столу, на котором разложены карточки с изображением предметов, графических знаков и линий, берут по одной и ищут стул, на котором лежит парная карточка.Воспитатель. Если вы не уверены в правильности выбора, попросите помощи у партнера.Перед началом сеанса контролер (один из детей) проверяет выполнение задания.Если место ребенком выбрано правильно, он аплодисментами выражает свое одобрение, если нет – топает и помогает ребенку, допустившему ошибку, найти свое место.Воспитатель. Внимательно смотрите на экран (фланелеграф). Быть может, вам придется помочь героям сказки.Жили-были веселые друзья. А кто они, вы узнаете, если отгадаете загадки.
Нет углов у меня,И похож на блюдце я,На медаль, на блинок,На осиновый листок.Вы подумайте, друзья,И скажите, кто же я? (Круг.)
Три мои стороныМогут разной быть длины.Где стороны встречаются —Угол получается.Что же вышло? Посмотри!Ведь углов-то тоже три.На меня вы посмотрите,Моё имя назовите. (Треуголник.)
В ворота его не закатишь, как мяч,И он за тобою не пустится в скач.Четыре угла и четыре сторонки,Похожие, точно родные сестренки,Фигура знакома для многих ребят.Его вы узнали? Ведь это… (Квадрат.)
Воспитатель по ходу рассказа выкладывает на фланелеграфе изображения предметов, по форме соответствующие разным геометрическим фигурам. Дети их называют.Воспитатель. Друзья жили в уютном доме (выставляет изображение дома). Какой формы были стены этого дома, его крыша, окно? (Ответы детей.)Друзья часто сидели на стульях с удобными … (квадратными) сидениями. Стол у них был … (круглый).Накрывая на стол, друзья ставили … (круглые) тарелки.В чай они клали … (квадратные) кусочки сахара.Очень любили друзья … (треугольное) печенье.Однажды кто-то постучал в дверь их дома. Вышли друзья на порог и видят: стоит перед ними удивительная фигура, немного похожая на круг. (Выставляет на фланелеграф овал.) Стали знакомиться.Физминутка.1, 2, 3, 4, 5Все умеем мы считать,Отдыхать умеем тоже.Руки за спину положим.Голову подымем вышеИ легко-легко подышим…Раз, два! – выше голова,Три, четыре – руки шире.Пять, шесть – тихо сесть.
Воспитатель предлагает желающим детям исполнить роли геометрических фигур.1-й ребенок (берет треугольник и говорит от его имени). Здравствуй, друг! Я – Треугольник. У меня три стороны и три угла. Я похож на … (перечисляет предметы).2-й ребенок (берет квадрат). А я – Квадрат, у меня четыре угла, я похож на …3-й ребенок (берет круг). А я – Круг, у меня нет ни одного угла, я могу катиться и я похож на …
Дети (хором). А ты кто?Овал (за него говорит воспитатель).Здравствуйте, друзья! Меня зовут Овал, я не знаю на что я похож.Воспитатель. Дети, назовите предметы, которые по форме похожи на Овал. (Ответы детей).Овал. Пустите меня к себе жить.Воспитатель. Согласились фигуры. И решили отправиться на прогулку.Дети встают, берут в руки геометрические фигуры и подходят к плакатам, на которых изображены овощи и фрукты.Воспитатель. Проказник Овал убежал от приятелей и спрятался на огороде. Стали друзья его искать, разошлись в разные стороны. Один Квадрат остался стоять на месте. Огляделся он – вокруг никого нет. Помогите квадрату найти своих друзей. Для этого выберите овощи и фрукты, изображения которых по форме напоминают Овал (огурец, баклажан и т.п.), Круг (помидор, яблоко, вишня и т.п.), Треугольник (морковь, клубника и т.п.).Среди овощей и фруктов нашел Квадрат своих друзей. Пошли они дальше. Через некоторое время на их пути встал дремучий лес. Из-за деревьев навстречу вышли звери. Угадайте какие? Показывает карточки со схематическим изображением животных. Дети называют их и перечисляют геометрические фигуры, из которых составлены изображения.Воспитатель. Давайте посчитаем, сколько зверей встретили друзья.Один ребенок перечисляет карточки, двое-трое проверяют правильность выполнения счета.Воспитатель. Расставьте цифры от 1 до 5 по порядку под каждым животным. А где же наши цифры?Звучит аудиозапись плеска воды и криков Помогите! Караул! Захлебнулся! Утонул!.Воспитатель. Неужели что-то случилось? Дети подбегают к ёмкости с водой, в которой находятся цифры. Достают их из воды и рассказывают, кто какую спас. (Я вытащил из воды 3 и 4. мои цифры не утонули, потому что они пластмассовые. А мои цифры 1 и 5, опустились на дно, потому что внутри пластмассы был магнит.)Воспитатель. Вот теперь мы можем расставить цифры по порядку под каждым животным.Дети выполняют задание.Воспитатель. Познакомились Круг, Овал, Треугольник и Квадрат с лесными обитателями и решили на память сделать их портреты.Дети вновь распределяются на пары, договариваются между собой, портрет какого животного они будут собирать. Используя схемы-образцы и наборы геометрических фигур, выкладывают изображения.Воспитатель. Проверьте друг у друга, похожи ли ваши животные на те, которые изображены на картинках. Дети дают оценку аккуратности и правильности выполнения работ товарищей.4. Этап. Рефлексия.
Воспитатель. После прогулки друзья попрощались с лесными обитателями и отправились домой. Наша сказка закончилась. Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.Дети. (хором).До свидания, сосед!Улыбнись-ка мне в ответ.Никогда не грустиИ улыбки всем дари!