Публикации Методические рекомендации по использованию метода проектов в воспитательном процессе для детей с ОВЗ (умственной отсталостью).

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по использованию метода проектов в воспитательном процессе для детей с ОВЗ (умственной отсталостью).
Автор: Сафиуллина Марина Владимировна

Методические рекомендации по использованию метода проектов в воспитательном процессе для детей с ОВЗ (умственной отсталостью). Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать, социалнзировать и адаптировать ребёнка с ОВЗ (умственной отсталостью) к реалиям окружающего мира. Сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу. Традиционное обучение в современной коррекционной школе является по сути достаточно консервативным, в силу своей специфики. Однако время и объективные условия жизни требуют соответствия новым реалиям. Именно поэтому необходимо применять в своей работе новые методы обучения, воспитания и метод проектов как один из них. Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования, обучения и воспитания на целесообразную деятельность детей с учётом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем. И связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности детей. В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис понимания методов проекта является развитие познавательных умений детей, обучение их умению конструировать свои знания. Социализация детей с умственной отсталостью в современном мире в основном определяется направляющей помощью взрослых, коллектива школы (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог и др.) для организации жизни детей, как своеобразного «проекта». Определение дальнейшей перспективы, нахождение и привлечение необходимых ресурсов, определение плана, действий и целей. Следует отметить, что организация проектной деятельности в специальной коррекционной школе VIII вида имеет важное значение. Не нужно объяснять, насколько важно ребёнку с умственной отсталостью научиться общению. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.Важным положительным качеством метода является его активная форма обучения и воспитания, которая, решая не только общеобразовательные задачи по предмету, даёт возможность реализовывать свои способности. Но тут возникают вопросы. А достаточно ли детям с нарушениями умственных способностей творчества, необходимого для реализации проекта? Как их организовать и подготовить к проекту? Как грамотно сформулировать цели и достичь их? Эти вопросы может решить только хорошо организованная подготовительная работа. Безусловно, для детей с умственной отсталостью, как и любой вид творческой деятельности, проект очень сложен. Метод проектов в специальной коррекционной школе имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать при его реализации в школе-интернате VIII вида:-он должен быть ориентирован на психофизические возможности детей;-деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль;-задача учителя заключается не только в подаче готовых знаний детям, но и в создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного и воспитательного процессов для активизации познавательной деятельности детей с умственной отсталостью. Работа с применением методов проекта строится по принципу усложнения, поэтому в основу внеклассных и коррекционных занятий и мероприятий были заложены следующие положения;-постепенное увеличение объёма знаний и навыков;-выполнение проектов в различных областях, начиная с более знакомых (школа, места отдыха, родной край и т.д.);-постепенное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем; Педагог помогает детям:Получить различные материалы, информацию, инструменты и т. д-обсудить способы преодоления трудностей;-контролировать различные фазы рабочей процедуры;-научить кратко записывать результаты деятельности;-дать краткий анализ проекта. Основные требования к педагогическому проекту:1.Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, социально-значимой проблемы-информационной, практической.2. Планирование действий по разрешению проблемными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие или ролевые) не могут быть сразу чётко спланированы от начала до конца.3.Результатом работы над проектом и его выходом, является продукт, который создаётся участниками проектной группы в ходе решения поставленной проблемы.4.Представление готового продукта с обоснованием, что это наиболее эффективное средство решения поставленной проблемы. Иными словами осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта. Применение учебно-познавательных и воспитательных задач на преодоление психологической инерции, развитие творческого воображения не просто оправдано, а необходимо. При составлении календарно-тематического планирования необходимо продумать темы будущих проектов. Не все дети в силу своего уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому необходимо формировать группы детей с разными уровнями развития. В процессе работы над проектом должно происходить тесное взаимодействие ребёнка и взрослого на принципах равного партнёрства, без диктата со стороны взрослого и достаточной степенью самостоятельности для ребёнка. Целью организованной деятельности, является получение интересного для ребёнка результата (результата работы над проектом)-что является сильной мотивацией. Также важнейшим компонентом проектного метода является социальное взаимодействие. Межличностное общение, построено по определённым принципам, что позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, способствует проявлению индивидуальности каждого ребёнка. Знания, полученные самостоятельно, приобретают особую ценность, а работа в команде формирует у детей навыки социального поведения и интереса к другому человеку, как к источнику познания. Таким образом, проектное обучение создаёт условия для творческой самореализации детей, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности. Ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Дети с нарушением умственной отсталостью приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.